Аудио по четвергам: «Слепящий луч»
Хотите бомбу?
Хотите бомбу?
Всегда неприятно читать, когда у какой-нибудь компании что-нибудь сбойнуло в сервисе, а они попытались это скрыть от пользователей. Особенно, если какие-нибудь пароли утекли. Думаешь, ёлки, ну написали бы как есть. Не надо держать пользователей за лохов, пусть знают правду и принимают решение об использовании сервиса, владея всей информацией.
В общем, у нас этой ночью случился первый сбой в сервисе Эгеи. Проблемы начались вчера, 14 марта, в 20:38 по Москве, и были устранены сегодня в 10:29. Некоторые сайты не открывались и выдавали ошибку 502.
Проблема связана с неудачным обновлением софта на сервере. Устранение заняло так много времени, потому что мы узнали о недоступности только утром от одного из пользователей. Это, конечно, самое неприятное. Оказалось, что наша система мониторинга отслеживала не всё, что нужно.
Что плохо:
Что хорошо:
Что сделано:
Спасибо, что вы с нами. Подключайтесь, если ещё нет. Надеюсь, следующий сбой будет не скоро.
Пользователь «Же-же» Куиет написал о книге «Пользовательский интерфейс». Привожу текст полностью — мало ли, сколько осталось жить «Же-же»;
Сначала я купил подписку на эту книгу себе. Потом, посмотрев на меня, подписку себе купил коллега. Потом я договорился с руководством и оформил её на свой отдел (корпоративная лицензия на 5 человек) и все ее прочитали, прошли тесты и отозвались довольно позитивно.
То есть, как вы понимаете, книга была сочтена довольно полезной коллективом с очень разной теоретической подготовкой к проектированию интерфейсов пользователя. В целом полезной.
До выхода бирмановского текста я рекомендовал в качестве стартового руководства по GUI дизайну старый труд Владислава Головача (еще revision 1), тот, который потом Владислав постарался отовсюду изъять. Его хорошая, последовательная, но несколько устаревшая, мобильные приложения тогда практически не рассматривались.
Работа Ильи Бирмана снабжена современными примерами, хорошо сверстана (про изьяны — ниже) и это тоже хорошее начало для знакомства с темой. Но. «Но» оказалось немало.
Надо пояснить, что книга доступна только онлайн, смотреть её можно лишь в браузере, только по подписке (~1000р первые три месяца, и около 50р дальше).
Первое, что вызывает вопросы — целевая аудитория, модель использования и форма распространения. Это не справочник, который всегда должен быть под рукой (справочная секция там тоже есть, важная, но небольшая). Это не учебник (ниже расскажу, почему). Это не большой основательный труд. Поэтому я лично затруднюсь придумать, как так пользоваться ею, чтобы оправдать подписку. Скорее, книга рассчитана на то, чтобы её прочитать, может быть, дважды или трижды, и оставить под рукой, чтобы раз в полгода возвращаться. Тут так не получится. Придётся платить помесячно (или возобновлять подписку с нуля).
Второй неприятный момент — книга явно тестировалась только на очень современных платформах, и то не на всех. Хорошо её читать на десктопе в Win10/Chrome или MacOs/Safari, или на яблочном планшете. Уже мобильный Хром покажет содержимое неправильно. А про сочетание Linux/Firefox лучше забыть, там получается страшная каша из правильно и некорректно отображенных элементов. А Linux, причём не последней версии, для многих нормальная рабочая платформа, мы же не расисты.
Непонятна аудитория, на которую книга нацелена. Для полных новичков в GUI Design вводных мало (точнее, где как, какие-то разделы разжёваны до истории развития графических интерфейсов, какие-то положения вбрасываются без объяснений), а для уже как-то знакомых с темой много слишком элементарного. Текст писался явно для неподготовленных, но не тестировался совершенно, поэтому где автор угадал — хорошо, где писал со своей позиции многоопытного специалиста — пришлось дорассказывать, что откуда.
Все отметили плохое сочетание директивности («ясно, что надо делать так») и строгости с небрежностью в примерах и формулировках (ну зачем вот эти «Нешанал-географик» и «Финал кат»? Жутко режет слух работающих в англоязычной среде). Неточность формулировок в тестах при очень большой жесткости тестов тоже вызывает дискомфорт.
Очень забавно, что дизайн книги нарушает некоторые собственные положения:
- прокрутка, которая, к тому же, на десктопе даёт разные результаты в зависимости от направления;
- полная неочевидность того, где искать оглавление и закладки — на это напоролись все вообще.
Люди с математическим складом ума похихикали над декларированием фундаментальности книги (чего нет, того, увы, нет почти совсем).
Но польза была, конечно, большая. Повторюсь, сейчас альтернативы этой книге просто нет. Или искать англоязычную литературу, или собирать принципы дизайна по многим изданным ранее книгам (но для этого надо понимать, например, что GUI дизайн целиком растёт из полиграфического), статьям и блогам.
У Бюро Горбунова есть страница книги с примерами, можно посмотреть и решить, нужна ли она вам.
Тёма опубликовал видос о теории относительности:
Смотрите-ка, «ое» в начале:
Вообще-то, так неправильно. Но, может, Мильчин это постановил уже позже? Такое наращение точно встречалась в дореволюционных книгах. Интересно, в какой момент и почему оно стало уходить.
«Нет интереса, а не склонности», — это вот чистая правда. Мне иногда говорят, что у меня есть склонность к языкам, хотя я не говорю ни на одном языке кроме русского и английского. Но мне просто очень интересно, как языки устроены, поэтому я знаю по капельке каких-то фишек из нескольких языков.
Мужик курит прямо в поезде, ну и жесть. С одной стороны можно подумать, типа, ну а что такого, представления о допустимом меняются со временем. С другой, очень странно, что такая дичь ещё недавно считалась допустимой. И они сидят такие как ни в чём не бывало, обсуждают теорию относительности.
А ещё фильм закончился на самом интересном месте. Она разжёвывала-разжёвывала очевидные вещи, а под конец взорвала мозг и они стали пить чай. Тему про то, что в поезде время течёт медленнее, объясняли в школе, и я что-то такое помню. Но то, что в Москве относительно поезда время тоже течёт медленнее, вообще непонятно. Если после того, что поезд поездил, взять часы из него и часы из Москвы, какие от каких отстанут? И как ускорение-то влияет на ход времени? Ничё не понял, короче.
Вот:
Хотите стать спонсором рубрики? Пишите: ilyabirman@ilyabirman.ru
Вот как выглядела недавняя неделя в моём канале в телеграме:
В чате обсуждают дизайн эмблем спортивных клубов. Я смотрю на одну из картинок и думаю: надо ж было так всё испортить.
А потом замечаю, что старая справа, новая слева. Не надо так делать.
А вот это крутой апгрейд, кстати, если считать, что слева «было», а справа — «стало» (вроде так и есть):
А вот Госуслуги на эту же тему:
Надо: Получить, Получить, Записаться, Открыть.
Илья Харитонов спрашивает:
А на Лубянке специально плашка до пересадки дотянута, или это косяк?)
![]()
Специально :-)
https://ilyabirman.ru/projects/moscow-metro/map/2016/
Смешно!
Александр Путилин:
graph of my colored pencil use [oc]. График использования карандашей
![]()
Люблю, когда графики получаются из самих данных, и это прям совсем отличный пример.
Вот вам дизайн прямо из печки. Нужно не показывать телефон целиком, и чтобы он разворачивался по тапу. Чтобы считать, сколько людей заинтересовались. Окей, делаем сход на нет градиентиком, ставим иконочку:
Нам не особо нужно чтобы люди туда жали, но если кому-то очень надо, то вот. Потому иконочка чёрная-скромная.
Но оказывается, что у некоторых людей несколько номеров телефонов. Как это показать, чтобы не было батареи иконок-телефончиков?
Да никак, оставить один, и показать все после тапа:
[Про стрелки на схеме метро:]
Некоторые пытаются смотреть не из центра схемы, а от того места, где расположена надпись в самом указателе, и не находят станцию. Но стрелка универсальна и не зависит от того, где указатель стоит. Она показывает, где станция в Москве, а не на плакате, в этом её кайф.
Понимаю, что есть соблазн замочить стрелки на том основании, что без объяснения неочевидно, что они значат. Но большинством изобретений нужно сначала научиться пользоваться, ничего страшного.
Сокольники — справа сверху на красной ветке. Где бы ни стояла эта надпись:
Смотрю всякие мелочи на схеме, смотрите что ещё. Кратка от й у Сретенского бульвара приподнята выше, чем она есть в шрифте, чтобы не касаться коричневой линии (сравните с й в Кузнецком Мосту в левом нижнем углу):
Читатель прислал пару примеров необычных объяснений того, что с какой стороны на пластинке. Тут, как я понял, с одной стороны трек Hello, с другой — Delusion. Типа лишнее зачёркнуто:
Тут две пластинки, используется кодирование оттенками серого:
А это промка, тут одна сторона вообще пустая. На ней написано «играет с другой стороны»:
Кстати, это суперский трек.
Шаринг в телеграме
У любого сообщения в каналах и чатах Телеграма можно скопировать ссылку по правой кнопке и кинуть кому угодно. По ссылке человек попадёт в это место в ленте, то есть увидит весь контекст. Это неочевидно, потому что Телеграм — необычная соцсеть, которая живёт не в браузере, а в нормальном приложении.
Не забывайте делиться с дргуими тем, что вам нравится или оказалось полезным. Например, если вы думаете, что кто-то не знает, как копировать ссылки, скопируйте ссылку на это сообщение и покажите ему.
Илья написал вторую смешную часть работы над указателем в схеме метро:
http://ilyakharitonov.ru/blog/all/moscow-metro-poster-part2/
Довольно аккуратная инструкция, симпатичные иконочки на зелёном фоне (Привет, Москва):
Обнаружена схема общественного транспорта:
Пучки разных направлений надо было отделить расстоянием. Эти мелкие стрелки кто-нибудь да пропустит.
Клёво! В шрифте П22 Андерграунд, повторяющего фирменный шрифт лондонского транспорта, на месте знака достопримечательности (⌘) стоит такой глиф:
Почему знак достопримечательности именно такой:
https://ilyabirman.ru/meanwhile/all/susan-kare-on-her-work/
Вот это гирлянда! Выглядит как дешёвая китайская электроника :-(
Красивый график у этого уравнения:
В чатике подсказывают: это уравнение доказывает, что принглсы надо есть по две штуки:
Дайджест подготовил Вениамин Векк.
Чётенько:
Услышал такое, когда однажды затусил в клубе «Агломерат» в Москве.
В декабре вышла Эгея v3254, и я в ней случайно внедрил супертупой баг, из-за которого она могла пережимать картинки, хотя её об этом никто не просил.
Загружаешь пнг, а Эгея превращает его в джипег, да ещё и оставляет ему расширение «пнг», чтобы вообще невозможно было понять, что происходит и почему файл испортился. Оказывается, некоторые мои пользователи от безысходности шли и закачивали файлы по ФТП, чтобы Эгея их не ломала. Простите, что устроил вам такую засаду.
Я выпустил фикс (по-прежнему называется v3254). Скачайте, пожалуйста. Достаточно заменить файл system/core.php новым, чтобы проблемы больше не было. Традиционного синего сообщения об обновлении не будет, потому что Эгея даже не поймёт, что обновилась (потому что это всё ещё v3254).
Эгея по-прежнему будет пережимать слишком большие картинки, скажем, если вы загрузите фотку прямо с фотика. По умолчанию она уменьшает картинки до 2560 пк. Если вы хотите изменить это значение, используйте параметр fit_uploaded_images в конфиге.
Для пользователей Эгеи как сервиса тоже выкатили обновление. Если хотите перезакачать картинки, держите нажатым Альт, когда затаскиваете их — это значит «перезаписать имеющуюся картинку с тем же названием».
Начало бодрое, ну и дальше много хорошего:
Если переносите много файлов из Гугль-драйва в другое место, убедитесь, что среди них не оказалось где-нибудь файлов .gdoc и .gsheet: