Позднее Ctrl + ↑

Предзаказ книги «Дизайн транспортных схем»

Весной мы анонсировали книгу «Дизайн транспортных схем».

А на прошлой неделе мы, наконец, открыли предзаказ — вы можете оплатить подписку сейчас и получить месяц подписки в подарок, когда книга выйдет.

Также теперь доступна демоглава «Изгибы» — в ней я рассказываю о том, как делать изгибы. Казалось бы, как гнуть линии на поворотах — не такая уж большая тема. Но в этой главе оказалось аж двадцать четыре разворота. Это позволяет понять, с какой степенью задротства написана книга.

Вот разворот, для создания которого наш фотограф Вова Колпаков покупал трубы. А Артём Горбунов их гнул. А Вова потом фотографировал:

Книга выходит в особой асимметричной сетке, которая пока не использовалась в других книгах бюро.

Ещё для этой книги нам пришлось прокачать движок и научить его свг-анимации, управляемой положением прокрутки. Я вообще думал, что это слишком сложно и затратно. Но наш техдиректор Вася Половнёв взял и прикрутил такую фичу за пару дней. Это не передать словами, поэтому я прошу вас открыть демоглаву и попробовать. Например, откройте этот разворот и посмотрите, как изменяется изгиб, пока крутишь:

Это немножко жесть делать: пришлось разобраться в синтаксисе СВГ, чтобы описывать все эти кривые так, как надо. Ну и усы Безье тут, в отличие от Иллюстратора, сами не нарисуются — их приходится тоже рисовать и анимировать вручную. Но зато в итоге получается круть. Там есть несколько разворотов, построенных с использованием этого, попробуйте.

И предзаказывайте книгу. Для тех, кто уже подписан на другие книги бюро, действует спеццена. Чтобы скидка подействовала, войдите в Бюросферу, используя адрес, с которым вы подписывались на любую из других книг.

Телеграм за неделю 5—11 марта 2018

26 фев — 4 мар ← → 12—18 мар

Это забытая рубрика «дайджест телеграма». Если хотите помогать с дайджестами, напишите мне. Вот как выглядела неделя 5—11 марта в моём канале в телеграме:

Понедельник, 5 марта

Красота

Вторник, 6 марта

Удивительно, насколько сложный и запутанный диалог шаринга документов в Гугль-доке. И это при том, что однажды они сделали его редизайн и «упростили». Во-первых, в нём стопицот кнопок. Во-вторых, хрен добавишь человека. Каждый грёбанный раз нужно думать, какую именно почту вписать:

Хотя казалось бы. Ясно же, что есть люди с которыми я шарю документы чаще, чем с другими, и Артём Горбунов явно входит в их число. Гугль прекрасно знает это всё. Не понимаю, почему в этом окне нет его фоточки, чтобы просто кликнуть и документ стал доступен ему. А если я хочу расшарить документ, кому-то, кому я хоть раз расшаривал в прошлом, непонятно, почему мне не показывают его фотку после ввода 1-2 букв имени. Чё сложного? Непонятно, нафига нужна вот эта выпадайка:

Тут всего три варианта, зачем заставлять меня каждый раз выбирать это в два клика, когда можно это сделать одной переключалкой? Причём очевидно, что по умолчанию должно быть выбрано Can comment: это позволяет получить пользу с полной безопасностью для документа. А если я захочу разрешить редактировать, я нажму один раз в карандашик. А если захочу запретить даже комментировать, ткну в какие-нибудь там очочки, которые будут означать «только читать».

Следующая засада — галочка Notify people, которая за каким-то хреном всегда по умолчанию стоит. Я её каждый раз снимаю, и эта тупица никак не может запонить, что мне не нужны её уведомления. Чаще всего я что-то шарю по чьей-то просьбе, и я всё равно отвечу на его письмо, мол, вот ссылка. Зачем его спамить? А если я сам решил кому-то что-то показать, то я тоже всё равно напишу ему, что я ему шарю и зачем.

Но это ещё полбеды. После того, как снимаешь галочку Notify people, Гугль пытается тебя переубедить:

Какая-то запредельная сложность на ровном месте. Не понимаю, почему вся эта дичь живёт годами и не меняется, хотя шаринг — главная польза Гугль-дока. (И это мы ещё в Advanced не заходили.)

Из канала «Иконки Чикина»:

Продолжение рубрики «Это очевидно, но вдруг вы об этом никогда не задумывались». Бегущая строка на иврите бежит в другую сторону (видео):
https://t.me/ilyabirman_channel/2243

Костя Коновалов в твиттере рассказывает интересное про раскраску поездов, как с её помощью уродские вагоны начинают выглядеть хорошо или наоборот, ещё хуже:

Суббота, 10 марта

Как-то я вам показывал картину Теодора Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку».

А вот совсем другое. Герхард Рихтер, «Биркенау» (2014):

Это серия из четырёх картин. В прошлом году мне повезло оказаться в Москве, когда он выставлялся в Еврейском музее, и там они висели все четыре. Причём напротив них висели они же четыре, но распечатанные на бумаге. А они огромные (2,0 × 2,6 м). Любопытный эффект. Рассматривать можно до бесконечности. Я тогда любил более «весёлые» его картины, но вот проникся этой работой.

Страница первой из них на сайте Рихтера (можно листать дальше):
https://www.gerhard-richter.com/en/art/paintings/abstracts/abstracts-2005-onwards-69/birkenau-17974/?&categoryid=69&p=4&sp=32

Зафоловить Рихтера в Инстаграме:
https://www.instagram.com/gerhard.richter/

Что такое Биркенау:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Освенцим

А ещё сегодня мне попался красивый плакат:

Воскресенье, 11 марта

Случайный красивый кусочек нашей схемы метро Екатеринбурга (дизайнер Паша Омелёхин):

Небольшой секрет выравнивания беджей на иконках. Вот таких красных:

Интуитивно всегда кажется, что центр кружка должен быть в уголке:

Но на самом деле так получается фигово. Нужно сдвинуть кружок левее и ниже, как на первой картинке.

Связанный эффект — когда нужно показать пол-лица. Кажется, что надо обрезать ровно по середине носа. Но на самом деле надо показать чуть больше половины, тогда будет как раз казаться, что всё окей:

Отец прочитал предыдущие сообщения, и спрашивает, не противоречит ли это всё теме «Почти, но не совсем»:
https://ilyabirman.ru/meanwhile/all/almost/

Почти, но не совсем — это про неаккуратность. Всё, что я показал в «Почти, но не совсем» — штуки, которые видно глазом, и если их поправить, глазу становится приятнее. Но есть и другая штука, оптические компенсации. Это не когда ты поставил мимо, а когда специально сдвинул относительно геометрически «правильного» положения, чтобы сделать глазу приятнее.

Самый простой пример оптической компенсации — вылезание круглых форм за границы прямоугольника. В любом шрифте буквы вроде о торчат за строку. А если бы они этого не делали, они бы казались нам меньше, чем буквы типа п:

Разумеется, когда выравниваешь надписи на схеме метро, это тоже надо учитывать. У каждого пенька на моей схеме есть специальный гайд для выравнивания (щас отдельно расскажу ещё), и вот смотрите, как относительно него стоят слова. C и Т надо сдвигать руками:

Про пеньки. Каждый пенёк — это символ в Иллюстраторе. То есть такой объект, который можно поменять один раз, и он изменится везде. Это нужно, чтобы можно было экспериментировать с формой и смотреть сразу, как это повлияет на ощущение
от всей схемы. Вот, например, делаем так:

Видим эффект везде:

Так вот, эти красные линейки для выравнивания — часть самого символа пенька. Обычно они выключены просто глазиками в слоях. Но когда надо всё подровнять — я их включаю. И всё, они тоже появляются сразу на всей схеме:

О, у «Блока» новый красивый стиль афиш (или это отдельное исключение). 16-го марта надо бы сходить на Атома:

Дайджест подготовил Миша.

Дорожные знаки в Дублине

Особенность ирландских дорожных знаков в том, что на них всё указано на двух языках: гэльском и английском. Эта фотка уже была в первой заметке:

С одной стороны, гэльский — официальный и очень государственно-патриотический, поэтому его надо поставить в начале. С другой, его никто не знает, поэтому его церемониальную роль подчёркивают курсивом. Такой вот политический дизайн.

Английский набирают капсом, как бы говоря «читать здесь».

Невероятно, но между at all times и at any time — ничего общего:

Как вам слово, начинающееся с маленькой буквы, но у которого следующая — заглавная? Это потому что падежная приставка пишется маленькой, даже если само слово требует заглавной!

А как вам такой амперсанд?

Когда группу знаков ставят на общий серый фон, получается красиво:

Иногда в словах даже можно разглядеть знакомые корни:

Как видите, заглавная M в гэльском выглядят как увеличенная строчная:

То же самое с N и вот A:

Иногда кажется, что их реально просто оптически увеличивают — смотрите, какая жирная M:

Ещё бывает строчная i без точки:

Неожиданный знак железнодорожного переезда:

Неожиданный знак высоты электропроводов:

У трамваев есть специальные знаки в виде таких вот узких ромбов:

Очень красиво:

Знаки с номерами автодорог очень веселы и разноцветны, почти как в Финляндии:

Какие-то овалы в углу:

Скобок налепили!

Самолётик и стрелка — всегда хорошая пара:

Пора улетать:

Фотографии из поездки в мае-июне 2018 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Дублин!

Ещё Дублин:

Русский язык в визовой форме Аэрофлота

Вот вы всё время удивляетесь, что я выбираю английский язык в интерфейсе и считаете это выпендрёжем. См. старую заметку про русские меню.

А вот сегодняшняя история. Я купил билеты в Нью-Йорк, и от Аэрофлота пришло письмо, мол, надо ввести данные визы. Ну хорошо, надо так надо. По ссылке форма с такими полями:

Данные визы

Номер визы
Страна визы
Дата получения визы
Мест получения визы
Место рождения

Информация об адресе пребывания

Страна постоянного проживания
Индекс
Страна временного пребывания
Штат / Регион
Город
Адрес

В страну визы я вписал США, конечно — у меня же виза этой страны. Про адрес пребывания понять трудно — то ли это то, где я сейчас пребываю, то ли то, где буду в Штатах пребывать. И вот, пока я куда-то кликал, как-то случайно я оказался на той же форме на английском языке. А там поля называются так:

Visa details

Visa number
Visa issuing country
Date visa received
Where the visa was obtained
Place of birth

Information on the address you will be staying at

Country of permanent residence
Postcode
Country of temporary residence
State / Region
City / Town
Address

Ах, Visa issuing country, ёлки! По-русски почему было не написать «Страна получения визы», а не «Страна визы»? Ну и заголовок Information on the address you will be staying at тоже не оставляет сомнений. Правда, поля самой формы под ним по-прежнему взрывают мозг, но это другая история.

Если даже на сайте русской авиакомпании английский понятнее, чем русский, то чему же удивляться в случае с интерфейсами американских операционных систем.

Аудио по четвергам: The World Trembles

Образцово-показательный прогрессив-хаус:

Teig: The World Trembles (Original Mix)

Образцово-показательный, потому что тут прям вся красота раскрывается в прогрессии. Бесполезно слушать какой-то кусочек, нужно слушать именно, как одно перетекает в другое. Дроп в 4:34 сам по себе не кажется слишком ярким, но если ждать его все эти 4:34, то он кажется просто огромным. И интересно, что после него весь остальной трек всё плавно сходит на нет, второго пика не будет.

Добро за чужой счёт

Есть люди, которые очень любят рассуждать о судьбах обездоленных, что им надо помогать, давать разнообразные льготы, предоставлять необходимое. С такими взглядами трудно не согласиться, и это не фигура речи: если высказать несогласие, тебя сразу закидают камнями и запишут в фашисты: «ты что, хочешь, чтобы те, кому повезло меньше, чем тебе, умерли от голода и болезней?» Нет, не хочу, но спасибо, что спросил.

Чтобы оценить моральное право на такие рассуждения, достаточно спросить у крикуна, за чей счёт банкет. Самое простое — это когда человек предлагает отобрать деньги у одних, чтобы дать другим. Тут мудака вычислить несложно. Но иногда и речь не о деньгах, и сама схема не совсем на поверхности.

Есть, например, такая фигня, как «позитивная дискриминация» — когда для того, чтобы восстановить справедливость, дискриминируемым ранее меньшинствам предоставляются, наоборот, привилегии. Скажем, в Штатах была (а, может, и до сих пор где-то есть) практика предоставления темнокожим льгот при поступлении в университет: белым чуть повышают, а темнокожим чуть понижают проходной балл. Не оскорбляет ли темнокожих само это правило — вопрос довольно сложный, и тут точно не мне судить.

Но вот рассмотрим белую девушку, которой не хватило капельки для поступления, когда темнокожего взяли с худшим баллом. Это реальная история, но подробности сейчас неважны. Важно, что это было сделано по внутренним правилам университета. На её претензии университет ответил, что его миссия — повышение расового разнообразия среди специалистов. Миссия благородная, но при чём тут она? Она такой миссии себе не брала.

Руководство университета могло бы, скажем, нанять преподавателей и бесплатно готовить к поступлению тех, кто в силу исторической несправедливости имели меньше возможностей получить хорошее школьное образование. Такое решение можно было бы только приветствовать. Но что делает университет? Он просто решает не взять девушку, чтобы взять кого-то ещё. Получается, свою высокую «миссию» университет реализует не за свой счёт, а за счёт этой девушки.

Понятно, что университет вообще никому из студентов априори ничего не должен и может брать кого угодно вообще по любым правилам. То, что университет вправе так сделать, понятно. Но мы судим о благородстве других, видя, на какие жертвы они идут ради своей цели. Если пожарный, рискуя собственной жизнью, спасает ребёнка, мы им восхищаемся. Но руководителя пожарной бригады, который отдаёт приказ идти спасать ребёнка, мы героем не считаем. А тут университет хочет выглядеть благородно, не неся вообще никаких затрат и перекладывая последствия своего выбора на другого человека.

Когда кто-то заявляет благородную цель («Мы должны остановить войну!»), следите внимательно за тем, сам ли заявитель будет её реализовывать, или эта честь будет предоставлена кому-то другому, чьего мнения не спросят.

Узкоспециализированные профессиональные интерфейсы

Одни из самых страшных интерфейсов встречаются во всяких самодельных узкоспециализированных приложениях. Стоит где-нибудь на производстве компьютер, в котором работник управляет конвейером. Или заходишь в налоговую, и там девушке нужно найти тебя в базе. Или вот пультовая охрана — там тоже был кошмар, пока я не пришёл.

Мало кто в подобных предприятиях понимает, зачем нужен хороший интерфейс, даже если у руководителя Айфон. Последнее может даже быть минусом: люди начинают воспринимать интерфейс как какую-то чисто маркетинговую фичу: красивые иконки, шрифты, анимация. Айфону-то это всё нужно, чтобы он продавался, а нам это зачем? Сотрудники и так будут пользоваться, чем положено, а не чем нравится. Какой смысл тратить деньги на интерфейс?

Но интерфейс в первую очередь не про иконки, а про то, как устроен человек и как он взаимодействует с машиной: как запоминает, как привыкает, как целится, как читает. Хороший интерфейс на работе — не вопрос удовольствия сотрудников (хотя вообще это тоже должно волновать нормального руководителя), а вопрос производительности и минимизации ошибок.

Вот представьте, что при улучшении интерфейса, в который тыкает сотрудник на паспортном контроле, очереди уменьшатся вдвое. Разве это не классно?

Уличные таблички Стокгольма

Вернёмся к Стокгольму.

Уличные таблички там такие:

1
2
3

Чтобы быть красивой, табличке совсем необязательно быть навороченной и дорогой.

4
5
6
7
8
9

Бывают не только гатаны, но и гранды:

10
11
12
13

Мост:

14

Не знаю, что:

15

Фотографии из поездки в июне 2016 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Стокгольм!

Ещё Стокгольм:

Ещё уличные таблички:

Аудио по четвергам: Dinosaur Adventure 3D

Вспомнил такое:

Underworld: Dinosaur Adventure 3D

У Андерворлда есть более известные произведения, но я эту штуку люблю больше всего почему-то.

Ранее Ctrl + ↓