Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Книга Чарльза Тарта «Практика внимательности в повседневной жизни». Часть 1

Оригинальное название, если я правильно понимаю — Living the mindful life. A handbook for living in the present moment. Книга будет полезна тем, кто уже имел какой-то опыт медитации и хочет перевести её из категории «это вроде какая-то полезная фигня» в инструмент и естественную часть жизни. Это адаптированные лекции автора, поэтому там иногда встречаются вопросы студентов.

Введение

Предположите также, что в некотором — весьма реальном — смысле наш ум и наши чувства находятся где-то далеко, когда мы, тем не менее, действуем в физическом мире.

Что за внимательность такая:

Несколько недель тому назад на занятиях в университете по гуманистической и трансперсональной психологии я прокомментировал слова девушки-студентки таким образом, что это прозвучало весьма фривольно. Я заметил, что говорю что-то не то, когда уже были произнесены три четверти фразы, так что останавливаться было поздно. Прозвучали ещё несколько замечаний, так что дискуссия продолжалась. Мне хотелось остановиться и извиниться перед девушкой, но я увлёкся предметом обсуждения и забыл о своём намерении.

Лучшее, что я мог сказать тогда, так это то, что зло, по-видимому, не сводится к принесению вреда другим существам, что это нечто вроде получения удовольствия, чувство власти и наслаждение от понимания наносимого кому-то вреда.

Мы живём в запутанном мире своих невротических фантазий, во сне наяву, и, к сожалению, при этом мы поступаем неразумно и невнимательно в физическом мире, доставляя массу страданий себе и другим. Нет охраняющих ночной сон парализующих нейронных цепей, которые удержали бы нас от невнимательных и вредоносных, вследствие невнимательности, действий.

Про соединение в себе ребёнка и взрослого важная штука вообще:

Какой будет жизнь, если мы сможем реально преодолевать нашу обусловленность, видеть жизнь свежим взглядом ребёнка, но с умом и силами взрослого.

Мне повезло также в том, что в процессе овладения научным методом, который можно рассматривать как специальное обучение особому роду внимательности, я научился ясно мыслить и быть осторожным в выводах. В некотором смысле я всё в большей степени ставлю стремление к истине, как я способен её понимать, выше стремления к счастью. Однако счастье, вызываемое стремлением к истине и приносящее огромное удовлетворение, превыше всего.

Глава 1. Мы — невнимательные роботы, способные измениться

Гурджиев, который подходил к вещам прямо, говорил об этом без обиняков, а именно, что большинство людей, которых мы встречаем на улице, мертвы.

Небольшое усилие:

Идеальный способ выработать внимательность предполагает, что вы всё время делаете небольшое усилие для того, чтобы быть более внимательным.

Появляется колокол:

Итак, когда зазвонит колокол, остановитесь на несколько секунд и придите в себя. В особенности постарайтесь прочувствовать своё тело.

Я убеждён, что чем больше у человека неосознанных, неподкреплённых убеждений, действующих более или менее автоматически, тем сильнее он порабощён.

Но нам нужно учиться быть бдительными, поскольку очень многое в нашем уме автоматически происходит само по себе, отнимая у нас свободу.

Я слышал, что Гурджиев использовал её в качестве материала для проверки утверждения о том, что люди не оценят идеи по-настоящему, если не потратят достаточно много сил на её освоение, чтобы её получить. Он брал некоторые из идей своего учения, писал о них главу, умышленно пользуясь высокопарным языком, строя длиннейшие предложения, придумывая многосложные и многоязычные технические термины для того, чтобы понимать её было не так-то просто.

Думаю, тут любой себя узнает:

Важность внимательности легче всего доказать, рассматривая феномен невнимательности. Совершал ли кто-нибудь из вас нелепые поступки только потому, что не заметил чего-то важного в окружении, чересчур расфантазировавшись?

Как работает невнимательность:

Мы все знаем, что роза — прекрасный цветок. Так что, когда мы видим розу, почти мгновенно автоматически осуществляется абстрагирование, которое даёт нам символ — условную модель розы. Мы почти не чувствуем истинного физического воздействия этой розы, и в нашем сознании оно подменяется стандартным символом розы.

Ссоры, которые мы затеваем, различные межличностные ситуации зачастую определяются подсознательным желанием привлечь к себе внимание.

Но если мы становимся более внимательными в повседневной жизни, более внимательными к тому, что мы воспринимаем своими органами чувств, то тут же, сейчас, от мгновения к мгновению мы начинаем питать себя. И начинают происходить интересные вещи: наши отношения с другими людьми становятся чище, мы уже не нуждаемся в них ради получения внимания с их стороны.

Гурджиев говорил, что быть пробуждённым — значит знать одновременно всё, что ты знаешь, и чувствовать одновременно всё, что ты чувствуешь.

Существуют методы формальной медитации, когда мы стараемся быть совершенно пассивными — в том смысле, что мы не предпринимаем никаких действий, а просто сосредоточиваем внимание на происходящем во время опыта. В буддизме такая медитация называется випассаной.

Глава 2. Упражнения на развитие внимательности

Иногда достаточно на минутку закрыть глаза и быстро проделать это упражнение. Оно освежает способность к концентрации, а также напоминает о том, что у вас в жизни есть более важное занятие, чем спешка.

Отождествление:

(Ставит на пол бумажный стаканчик для кофе.) Отождествление — один из важнейших психологических процессов. Это процесс отдачи чему-то нашей сущности, нашей энергии, силы. Чтобы показать, как быстро всё происходит, я попрошу вас отождествиться с этим стаканчиком. Посмотрите на него и почувствуйте его частью себя. Просто уберите барьеры между стаканчиком и собой, дайте вашей энергии перетечь в него, дайте своему уму втечь в него. (Внезапно наступает на стаканчик, сминая его.) Почувствовал ли кто-нибудь какую-нибудь боль? (Многие поднимают руки.) Хорошо: вы кое-чему научились ценой небольшой боли на мгновение.

Отождествиться можно с чем угодно. Если это несложное упражнение было столь ярким, представьте себе, что было бы, если бы мы стояли около вашей машины и у меня в руке был бы молоток, и я ударил бы вашу машину! Или ваше замечательное что-нибудь ещё!

Например, некоторые люди отождествляются со своей одеждой. Если кто-то скажет, что видел на днях точно такой же свитер в магазине поношенной одежды, вам может стать весьма неприятно, хотя это совершенно мифическая конструкция. Вы отождествляетесь с чем-то, что на самом деле не есть вы сами, и когда с тем, с чем вы отождествились, что-то случается, вы страдаете.

Вы страдаете по поводу совершенно символических действий. Моя страна, мой флаг, моя религия, моё то, моё сё, и так далее.

Формальную медитацию с психологической точки зрения можно понимать как практику разотождествления.

[...] Поначалу мы просто составляли большой список того, что нам в себе не нравилось: список своих недостатков, негативных черт и характеристик. Затем мы откладывали его и работали над тем, что составляли список недостатков матери и отца. После этого наступал шокирующий момент, когда мы, сравнивая эти списки, обнаруживали, что около 95 процентов собственных недостатков являются либо прямым заимствованием черт родителей, либо реактивными образованиями — стремлением быть в чём-то полностью противоположным своим родителям.

Большинство людей совершенно не подозревают о ложности своей личности. Возникает лишь некоторая неловкость, чувство, что что-то не так, что-то не подлинно. Эта неловкость часто ведёт к кризису в середине жизни.

Если вы переживаете нечто такое, о чём вы даже не решитесь упомянуть, вы можете просто сказать, что осуществляете цензуру. А во всех остальных случаях говорите о том, что происходит с вами в настоящем. Я сейчас продемонстрирую вам, что имеется в виду: «Сейчас я чувствую, что моя правая лопатка несколько приподнята из-за напряжения в руке. Сейчас я чувствую, что глупо об этом говорить. Сейчас я чувствую напряжение в задней части шеи. Сейчас я замечаю, что раскачиваюсь на ногах». Я подчёркиваю слово «сейчас» в начале каждого предложения, чтобы обеспечить пребывание в настоящем [...] Не переходите на ассоциации. Не говорите, например, так: «Сейчас я чувствую напряжение в лопатке, и это напоминает мне о случае, когда я повредил плечо в 1982 году...» Удерживайте свой монолог в настоящем времени.

В следующей части данного упражнения партнёр А проговаривает монолог о том, что он чувствует здесь и теперь, по-прежнему сознавая ощущение тела; но в дополнение ко всему этому я прошу его, чтобы приблизительно треть его высказываний не соответствовала действительности. Например, говорить, что у него чешется ухо, хотя на самом деле оно не чешется.

Глава 3. Углубление практики

Большинство людей спят и не практикуют внимательности. Мы живем во сне наяву, потому что это лучшее, что мы можем сделать, чтобы защитить себя от страданий, от давления, оказываемого на нашу сущность в детстве. Если кто-то обнаружит признаки пробуждения, это может побеспокоить тех, кто интенсивно защищается и пребывает в глубокой спячке [...] Так что не стоит кричать своим друзьям: «Эй! Вы спите? Проснитесь! Я хочу разбудить вас!»

Про грёзы о присутствии:

Мне хотелось бы предупредить вас, что вы можете грезить о присутствии. Я часто ловлю себя на этом. Впервые я прочёл о методе чувствования в книге П. Д. Успенского, известнейшего ученика Гурджиева, в 1964 году. Приблизительно в середине книги я внезапно понял, что значит присутствовать в своих чувствах, и сделал это. Оглядываясь назад, я могу сказать, что это было мини-пробуждение. Можно сказать, что там и тогда я до некоторой степени пробудился.

Долгое время я недоумевал, почему [ярость] не исчезает уже от одного того, что я внимателен к ней. Я хотел немедленных результатов [...] Вы (точнее, ваш обусловленный ум) может решить, что вся эта внимательность, чувствование рук и ног, ничего не стоит по сравнению с чувствами к негодяю, который находится перед вами [...] Если вы чувствуете-смотрите-слушаете, ваши эмоции становятся не столь интенсивными, они не захватывают всю вашу энергию, а слабые эмоции обычно бывает легче воспринимать более точно.

Обратите внимание, что прозвонил колокол.

Если я до некоторой степени присутствую — контролирую ситуацию время от времени — и если, например, за моей спиной внезапно прозвучит громкий гудок автомобиля, я подпрыгну, поскольку моё тело так запрограммировано. Но я немедленно осознаю, что подпрыгнул из-за внезапного звука, осознаю, что это за звук, замечу, что автомобиль не едет на меня, и потому довольно быстро успокоюсь. Если я не присутствую, это подпрыгивание включит аварийные системы моего тела, и я буду чувствовать себя возбуждённым около получаса [...] Внимательность полезна и позже, чтобы справиться с этим, но, если вы опоздаете больше чем на полсекунды, начнётся адреналиновая реакция, и эта дополнительная энергия в теле будет затруднять внимательность.

Это входит в обучение эмоционального разума. Наши эмоции нуждаются в обучении, так же как интеллект и тело. Как правило, они недоразвиты и невротичны, как это бывает с двумя из наших трёх «мозгов» [...] Но нам следует научиться ставить стражника у ворот, развивать наблюдающую часть ума.

Ученики Гурджиева ненавидели Бехтерева. Они приехали ради серьёзной духовной работы, а этот «ужасный тип» постоянно раздражал и отвлекал их. Они стали разыгрывать над ним злые шутки, порой до такой степени неприятные, что ему пришлось уехать [...] Разыскав [...] Бехтерева, он умолял его вернуться, обещая огромные деньги [...] Позже он объяснил ученикам, что этот человек — одно из наиболее ценных учебных пособий, какие у него есть. «Вы занимаетесь здесь самоизучением, — говорил он, — и этот человек наступает на ваши любимые эмоциональные мозоли каждый день, предоставляя великолепную возможность увидеть, как устроены ваши психологические механизмы».

Вы обнаруживаете, что, прежде чем вы сможете что-то с этим сделать, нужно понять, что в вас происходит, что необходимо самоизучение, самовоспоминание и самонаблюдение.

Монастыри и реальная жизнь:

Это одна из причин того, почему Гурджиев не был сторонником монастырей и уединенных мест, которые создаются для обеспечения людям покоя, чтобы улеглись волнующие их тревоги. Там никто не наступает на больные мозоли, там не нужно решать никаких проблем. Человек оказывается в искусственной ситуации, которая в некотором отношении благоприятна, но в то же время может создать у него иллюзию относительно духовного развития.

Умение жить в настоящем порождает тонкое, но очень значимое удовольствие. Это один из аспектов того, что Шинзен Янг называет необусловленным счастьем.

В опасных видах спорта вроде прыжков с трамплина или автогонок присутствие в физическом мире просто необходимо: если ваше внимание отвлечётся на две десятых секунды, вы рискуете получить увечье или погибнуть. Другим примером того же может служить тот факт, что для многих ветеранов Второй мировой войны участие в боях, по их рассказам, — это самые реальные, самые живые моменты в их жизни. Если за вами кто-то гонится, пытаясь вас убить, то это неплохая тренировка для того, чтобы проснуться и быть более живым.

Будильники:

Да, придумайте себе знаки, которые будут напоминать вам о необходимости присутствовать. Гурджиев называл их будильниками. Если так называемое нормальное сознание метафорически сравнивается со сном, то будильник — это то, что помогает нам просыпаться.

Если вы, скажем, научились водить машину, вам не захочется заново проходить курс обучения всякий раз, когда вы намерены сесть в неё. Вы пользуетесь тем, что выполняете все манипуляции автоматически, по привычке.

Иногда вы можете до некоторой степени пробудиться и присутствовать, разговаривая с человеком, который уже в какой-то мере пробуждён и присутствует. Это замечательная возможность, но такое случается редко.

Но быть действительно присутствующим — далеко не то же самое, что описывать присутствие или думать о нём.

Мне понадобилось около двух лет, прежде чем я научился не вовлекаться в бесконечный поток слов, которые порождал мой ум, а просто всем своим телом внимательно переживать то, чему меня учат.

Здесь есть аналогия с подниманием тяжестей. Если вы каждый день будете поднимать легкую гирьку просто потому, что вам приятно поднимать и опускать руки, вы получите удовольствие, но сильнее не станете. Необходимо постепенно увеличивать размер и вес гири.

Мы не ленимся тратить тысячи часов на повторение в уме мантр вроде такой, как: «Я не могу этого сделать и никогда не мог, я не могу этого сделать и никогда не мог, всё получится плохо, всё всегда получается плохо». Сознательно или полусознательно, но мы твердим нечто подобное постоянно, автоматически повторяя это в уме и тем самым усиливая наши убеждения.

Можно также использовать мантру более искусно, чтобы как-то прерывать автоматизм сансары. Всё время повторяя свою духовную мантру, трудно одновременно с этим говорить про себя своё обычное «у меня всё равно не получится, всё всегда получается плохо». Формальная практика проговаривания мантры мешает практиковать сансару. Если вы постоянно затрачиваете энергию на то, чтобы ухудшить свою жизнь, в таком случае то, что сможет отвлечь от этого вашу энергию, будет значительным шагом вперёд. Если вы хоть какое-то время отдыхаете от негативных мыслей, негативность ослабевает. В этом смысле мантра может состоять из бессмысленных слогов или звуков, её дело — просто отвлекать внимание.

Были, например, случаи, когда, идя по улице, я наблюдал жестокое отношение какой-нибудь женщины к своему ребёнку. Это приносило мне ужасные страдания [...] Нам нужно научиться быть иногда более присутствующими, когда мы оказываемся в болезненных для нас ситуациях. Мы ведь уже не маленькие дети и можем справляться с большей мерой стресса и боли, чем в детстве.

Глава 4. Результаты практики внимательности. Первое дополнительное занятие

Если вы хотите себя подбодрить, то скажите себе: «Посмотри-ка, каждый как-то ухитряется выполнять упражнение, и будет стыдно, если я окажусь хуже других». Это называется творческим использованием чувства вины. Но лучше, конечно, не винить себя.

Если мы привыкаем следовать своим привычкам из года в год, а потом вдруг начинаем быть внимательными, происходящее иногда кажется странным или неудобным.

Время от времени устраивайте себе перерыв, независимо от того, «заслужили» вы его или нет.

Небольшое усилие:

Теперь такие забвения не тянутся месяцами. Есть прогресс. Данный пример помогает понять, как мало контроля мы имеем над своим умом, как легко забываем о том, что надо сделать лишь одно небольшое усилие, чтобы стать более присутствующими.

Один из лучших выводов, сделанных на основе духовных традиций, состоит в том, что счастье может существовать только в настоящем: постоянное стремление к счастью — это лишь сплошная иллюзия.

Будильники:

Студент: Сегодня, например, когда я твёрдо решил быть чувствующим и присутствующим, то обнаружил, что сунул деньги в счётчик на автостоянке, но совершенно при этом отсутствовал. И вот я удивляюсь, кто же это делал? Меня беспокоит, кто отвечает за меня? [...] Хорошее упражнение со счётчиками на стоянке состоит в том, чтобы намеренно использовать их как ситуационные «будильники», приняв решение особенно присутствовать, чувствовать, смотреть и слушать, когда видишь такой счетчик [...] Используйте постоянные обстоятельства своей жизни в качестве «будильника».

Грёзы о присутствии:

Однако через некоторое время какой-то из «будильников» начнёт входить в привычку: увидев счётчик на стоянке, вы начнёте грезить о присутствии. Это будет легко возникающая и приятная фантазия, но в действительности вы не будете становиться более присутствующими. [...] Скажем, в течение недели большинство людей привыкнут ступать через порог левой ногой и, возможно, у них появится привычка хорошо себя чувствовать из-за того, что они практикуют внимательность, вместо того чтобы действительно быть внимательными.

Мы просыпаемся, ну, скажем, около семи часов утра, и начинаем думать о своих заботах и проблемах; при этом мы становимся несколько напряжёнными. Мы уходим в мир фантазий о всевозможных наших неурядицах и забываем полностью расслабиться, так что несём уже, по крайней мере, одну единицу напряжения. В восемь часов мы услышали по радио что-то обеспокоившее нас и становимся уже больше напряжены. В девять часов кто-то насмешливо посмотрел на нас, и мы стали ещё более напряженными. Поскольку мы не сознаём этого, то несём всё накопленное нами напряжение без расслабления. К концу дня мы имеем уже сотни единиц напряжения.

Возвращаясь к своему телу, скажем, в половине девятого утра, вы можете заметить, что несколько поднимаете свои плечи. Возможно, глубоко вздохнув, вы сможете их немного расслабить и опустить. И когда поступит следующая единица напряжения — и вы, возможно, не будете присутствующим в этот момент, — вы уже не накопите такого количества напряжения. Напряжение не будет накапливаться и далее в течение дня, если вы будете вспоминать о том, что надо уменьшить его в своём теле, время от времени чувствовать, смотреть и слушать, и к вечеру вы придете с гораздо меньшим напряжением, чем раньше [...] Наша цель — внимательность. Иногда это внимательность к напряжению, которое может и не уйти, хотя вы и пытаетесь расслабиться.

Как уже говорилось, мы часто бываем всецело поглощены тем, что происходит внутри нас, и полностью отождествляемся с этим. Но в наших руках и ногах нет «супер-эго». Они все здесь и теперь, так что внимание к ним «заземляет» нас и даёт нам большую возможность понять, что нападает на нас всего лишь часть нас, а другая — принимает нападки и чувствует себя виноватой.

Многое в нашей обусловленности просто вздор, принадлежащий нашим родителям, бессмыслицы, которые они получили от своих родителей, а те — от своих, и так далее. Они могут думать, что действуют исключительно из чувства любви и желают нам добра, реально же они передают, так сказать, дурную карму семьи.

Возьмём хотя бы это: «Не выходи на улицу, там машины, они тебя задавят». Дети забывчивы, и, может быть, нужно, чтобы они панически боялись выйти на улицу. В конце концов, невротичный ребёнок лучше мёртвого ребёнка. Но теперь мы выросли и не нуждаемся в этом неразумном, внушающем чувство вины механизме. «Супер-эго» поначалу было внедрено в нас, по крайней мере до некоторой степени, из чувства любви, но теперь мы должны научиться различать его «запах», отличать его от более сущностного «себя».

В качестве примера можно взять ребёнка, которому не уделяют достаточно внимания. (Помните, мы говорили о том, что внимание жизненно необходимо человеку?) Ему приходится быть плохим: его за это наказывают, и он таким образом получает столь нужное ему внимание. Лучше получить внимание такого рода, чем никакого, лучше есть отбросы, чем умереть с голоду.

Хорошая штука про мысленный перевод эмоций в физические чувства. Сначала кажется, что это чушь, потому что эмоции же «виртуальные»:

Возьмём для примера гнев; вы можете заметить, что сердитесь, но это звучит как-то неопределённо. Становясь более внимательными, вы можете сказать: «У меня жгучее чувство в животе, я сжимаю мышцы, я думаю о том-то и о том-то». Начиная уточнять свои ощущения, вы сможете увидеть их яснее и благодаря этому меньше отождествиться с ними.

Страх темноты почти универсален. Он появляется у нас в детстве. И хуже того, большинству из нас внушали, что испытывать его стыдно, что это глупо [...] Наше тело знает, что его могут съесть, и с подозрительностью относится к темноте [...] Можете ли вы прояснить эти ощущения, входя в них как можно глубже, вместо того чтобы просто говорить, что вы чувствуете страх? Как именно чувствуется страх?

Наши эмоции тесно связаны с телом, так что, обретая больший контакт с ним, мы в большей степени сознаём эмоции.

Продолжение

См. также:

Тонкая разница между ванной и ванной

Если вы путаете глаголы «одеть» и «надеть», для вас моё правило (все остальные правила не работают). Заметке больше 10 лет.

Не помню, как у меня было, когда я её писал, но сейчас я точно не путаю эти глаголы, причём не благодаря какому-то правилу, а просто точно так же, как я не путаю глаголы «задеть» и «раздеть» — это просто разные слова с разным смыслом, нет никакой причины использовать одно вместо другого.

Но зато мне каждый раз надо на мгновение задуматься, чтобы не перепутать ванну с ванной. Да, в творительном падеже они не отличаются. Но в именительном-то есть ванна и ванная. Конечно же я знаю, кто из них кто. Но когда говорю не задумываясь, иногда ошибаюсь и могу случайно сказать «из ванной», когда имею в виду «из ванны» (или наоборот) — и только через секунду понять, что облажался.

Если кто-то знает, как не совершать этой ошибки, рассказывайте.

Уличные таблички Копенгагена

Ура, уличные таблички!

В Копенгагене они совсем минималистичные. Вроде просто белый текст на чёрном фоне. Но очень красивые!

1
2
3
4
5
6
7

Невозможные буквы:

8
9
10

Вариант две строки:

11

Редкий вариант с номерами:

12

Редкий вариант с припиской уменьшенным кеглем:

13

Изредка встречается другой, видимо, более старый дизайн:

14
15
16

Комбо:

17

Мосты подписывают такими же табличкам, бро:

18

Обычно таблички крепят на дома, но иногда — на столбы:

19
20
21

И на ограждения:

22

Фотографии из поездки в феврале 2017 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Копенгаген!

Ещё про Копенгаген:

Ещё уличные таблички:

Копенгаген

Я ж ещё два года назад на пару дней в Копенгаген сгонял, но так ничего вам и не показал оттуда кроме библиотеки и видео из метро. Сегодня — на что похож город.

Пока шёл от метро к отелю, увидел такое:

Красивое слово «Ресторан»:

На следующий день пошёл гулять и смотреть по сторонам:

Улица:

Перекрёстки приподняты до уровня тротуаров:

Остановка:

Двор:

Знаки и ящик:

Дом:

Евроремонт:

Красивая надпись:

Ночью в тихих кварталах с каналами очень уютно:

Архитектура:

Органическая помада — это ещё ладно:

А органическую стрижку видали?

Нюхавн — самое скучное место в городе:

Фотографии из поездки в феврале 2017 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Копенгаген!

Ещё про Копенгаген:

Мюсли с йогуртом на завтрак

Дома на завтрак я ем мюсли с йогуртом. Чтобы было веселее, у меня всегда есть большой набор продуктов, которые можно смешивать как угодно. Каждый день завтрак получается разный.

Мюсли. Сначала берутся сами мюсли. Часто в хозяйстве есть пара видов.

Орехи. Туда досыпается немного орехов: кешью, миндаля или фундука. Больше всего я люблю кешью. Грецкие в принципе тоже можно, но в них иногда попадаются какие-то кусочки скорлупы и всё портят.

Изюм или курага. По настроению можно насыпать ещё немного изюма или кураги. Часто мюсли и так содержат орехи или сухофрукты, но если досыпать отдельно, получается вкуснее.

Яблоко. Если не лень, можно порезать в мелкую стружку треть яблока.

Творог. Можно немного добавить для веселья.

Варенье или мёд. Достаточно одной ложки. Полезно иметь два-три сорта варенья, чтобы не скучать. Недавно выпускницы Школы стажёров подарили мне варенье из шишек — я и не знал, что такое бывает! Оно весьма разнообразило мои завтраки. Раз в месяц можно вместо варенья положить ложку мёда.

Приправы. У меня под рукой молотая корица, кокосовая стружка и цедра апельсина. Сыпешь пофиг чё, и отлично.

Йогурт. В последнюю очередь в миску вываливается банка белого йогурта. Бывает, йогурты неожиданно кончаются, и тогда я кладу несколько ложек сметаны.

С тех пор, как я научился всему этому великолепию, сладких йогуртов я больше не покупаю. Если даже лень фантазировать или надо куда-то бежать, я просто прямо в пластиковую банку от йогурта кладу ложку варенья и пять единиц кешью.

Не рекомендую мешать сразу всё, что есть. Будет слишком много и однообразно.

Приятного аппетита.

Переписка про схему Симсититранса

В Студии Лебедева в 2005 году сделали фирстиль Симсититранса, в том числе нарисовали схему его маршрутов, такую:

Мне схема понадобилась в качестве примера для моей книги «Дизайн транспортных схем». В книге она должна была занять 3/5 ширины разворота. Но картинка на сайте Студии — 500 пк в ширину. По нашим издательским стандартам мне нужно в четыре раза больше. Я вынес мозг половине Студии, чтобы для меня нашли исходник схемы, но исходника найти так и не смогли.

Тогда я решил сделать реконструкцию. Бросил клич в телеканале, читатель Никита Щербаков вызвался перерисовать схему. Подошёл ответственно:

Фигачим:

Никита всё время норовит сделать лучше, чем было в оригинале:

Мне надо, чтобы было ровно как в оригинале, просто в более высоком разрешении:

Я печалюсь, что никто не знает, чем отличается джипег от пнг:

Главной проблемой в этой схеме оказался подбор шрифта. Никто не знает, что за шрифт на ней использован! Одна сотая часть игры со шрифтами:

Выиграть так и не удалось.

Предпринимаю ещё попытку получить информацию из надёжного источника:

Тёма отвечает:

Я защищаюсь:

Тёма парирует:

Ну ладно, чё. В общем, загадка так и не была разгадана. В результате разворот в книге выглядит так (при ширине экрана в 1024 пункта):

Если найдёте какое-то несоответствие оригиналу, говорите.

И подписывайтесь на книгу «Дизайн транспортных схем» — самую задротскую книгу в мире!

Переписка опубликована с разрешения участников.

Половое воспитание

Мои родители не говорили со мной о сексе. У меня ничего не спрашивали, ничего не рассказывали, не подсовывали книжки. Этой темы как бы не существовало.

Но был один эпизод. Когда мне было 14 лет, меня отправляли на месяц на Мальту — типа учить английский. За день до вылета папа вдруг спросил, знаю ли я про презервативы. Я офигел от темы и почему-то ответил, что знаю, но «ничего плохого делать не собираюсь». На это папа сказал: «Почему же плохого? Прекрасного».

Так за один короткий разговор я узнал всё самое важное.

Как я убил интервалы в погоде

Помните, раньше погоду всегда показывали интервалом? Завтра +13...15 °C, местами дожди.

Однажды Яндекс.Погода вдруг стала писать нормально: +14 °C. Артём Горбунов комментировал: «Интервал сложнее считывается, но и без него все знают, что прогноз приблизительный». Я думал, что это Артём с ребятами придумали, когда занимались погодой, когда он ещё работал в Студии Лебедева. Я был уверен, что приёму избавления от интервала я научился у Артёма. Когда мы обсуждаем представление интервалов в таблицах на курсе, я часто привожу этот пример.

И тут вдруг смотрю я на Ютюбе рассказ Артёма «Десять принципов», и в принципе «Помни» Артём рассказывает, как однажды в 2006 году Тёма Лебедев переслал ему письмо от кого бы вы думали?

Выходит, в какой-то момент я заметил тупняк с погодой, написал Тёме — и забыл об этом; моё письмо дошло куда следует, представление погоды изменилось навсегда, а я только сейчас узнал, что это из-за меня.

Впрочем, я по-прежнему считаю, что приёму избавления от интервала научился у Артёма. Одно дело предложить улучшение в конкретном месте, а другое — сформулировать принцип, который можно применить в куче других ситуаций.

Айфон экраном вниз

Я почти всегда кладу телефон экраном вниз, и некоторые находят это возмутительным. Мол, не бережёшь экран, поцарапаешь!

Возможно вы не задумывались над тем, почему камера вашего двухлетнего айфона снимает хуже, чем у нового. Причина не только в развитии технологий. Когда ваш айфон был новым, ваша камера тоже снимала лучше, но все эти два года вы берегли экран и царапали камеру.

А мне плевать на экран: царапин на нём всё равно не видно, потому что он светит сквозь них.

Шорткаты на Айфоне

Пардон, это заметка типа «поток сознания». Макс, не читай.

В 12-м Ай-ОСе появилось приложение Шорткаты. На самом деле это Эплы купили давно существовавшее приложение Воркфлоу и переименовали его, но не суть. Типа ура, пришла автоматизация в Ай-ОС, можно научить телефон чему-то умному!

На компьютере у меня есть пара десятков скриптов, которые автоматизируют разные штуки: наводят порядок в тегах мп3-файла, изменяют размер окна точно до нужного, расставляют подписи в уголках кучки фотографий перед публикацией. Поэтому мне, конечно, было интересно понять, что можно автоматизировать на телефоне.

Но хрен придумаешь. Кажется, человечество уже лет тридцать пытается придумать «программирование для непрограммистов» в форме какого-то составления алгоритмов из кубиков. Но программирование — это придумывание самого алгоритма, а не написание кода. Писать код — самое простое; упрощать это нет никакого смысла. Но так это ещё и не упрощают, а усложняют! Код — это просто текст. Его можно читать, копировать, редактировать привычными инструментами. А когда ты видишь перед собой «воркфлоу» в виде «экшенов», составленных паровозиком, то понять, что там происходит, невозможно.

Я прочитал штук пять статей разных авторов про то, как они классно используют Шорткаты, и на каждый их пример мне оставалось только пожать плечами. Они все какие-то вымышленные, таких задач не бывает в моей жизни. Например, один автор, уезжая с работы, запускает шорткат, который смотрит, сколько ему ехать до дома с учётом пробок, и отправляет жене эсемеску «милая, я буду через %t». Надеюсь, его жена настроила автоответ «жду, любимый!», и вся эта коммуникация не доставляет никаких хлопот обоим.

В списке действий в «Шорткатах» нет многих таких, которые просто руками сделать проще простого, и есть такие, которые иначе не сделать вовсе. В приложении «Фото» можно поставить любую фотку в качестве фона домашнего экрана, но в шорткатах такого экшена нет. В приложении «Музыка» никак нельзя скопировать в буфер обмена название играющей песни, зато в шорткатах такой экшен есть. Какая в этом всём логика — я не понимаю.

Пример с музыкой оказался мне полезен — я люблю, бывало, скинуть кому-нибудь название трека, который слушаю. Но это не имеет никакого отношения к автоматизации, это просто костыль для добавления фичи, которая и так должна была быть в приложении. И я смог сделать этот шорткат только потому, что Эплы предусмотрели для этого экшен. То есть Эплы прям подумали: «наверное людям может быть полезно скопировать название песни в буфер», но вместо того, чтобы добавить всплывашку сюда:

Они добавили экшен в «Шорткаты»! Как, почему? В итоге этой фичей смогут воспользоваться в лучшем случае один процент из тех, кому она понадобится. Точнее, даже из того одного гипотетического процента, кто это найдёт, большинство не смогут составить сам шорткат. Дело в том, что экшен Get Current Song нужно ещё пропустить через экшен с феноменально бессмысленным названием Text, и только потом копировать в буфер. В результате у меня есть вот такой шорткат:

То есть как программист ты можешь догадаться, что, видимо, Get Current Song возвращает объект, у которого несколько полей, и который не умеет автоматически преобразовываться в тип string, а Copy To Clipboard ожидает на входе именно этот тип, и поэтому нужно строку составить вручную из полей объекта. Но как до этого должен догадаться обычный человек я не понимаю. Зато я отлично понимаю, как эта фигня озадачит даже программиста.

Вот как то же самое выглядело бы в коде (язык вымышленный):

Let s = Music: GetCurrentSong
CopyToClipboard s.Artist ": " s.Title

Как этот текст может быть менее понятен, чем та хрень, которая у меня на скриншоте? Экшен Text даже не глаголом называется! Что такое Local Only я не представляю. В программировании есть хотя бы документация по функциям, а тут нет нихрена. Это похоже на паззл.

В общем, однажды мне пришло в голову, как использовать шорткаты. Так устроена моя банковская жизнь, что часть месяца мне выгоднее рассчитываться одной карточкой, а вторую часть — другой. А чтобы переключить дефолтную карточку в Эпл-пее, нужно идти в какие-то адские дебри настройки. И я подумал: «О! Сделаю себе шорткат, который будет по команде включать нужную карточку. Пусть сам идёт в нужные дебри настройки и жмёт нужные кнопки!» Это-то должно быть возможно?

Хрен. Оказалось, что нельзя сделать шорткат, который меняет что-то в настройке.

И вот тогда я подумал, что надо будет написать этот пост и объявить «Шорткаты» полностью бесполезным говном.

Но как раз в это время я засобирался к родителям на дачу; — и тут в истории наступает неожиданный поворот (оцените также невероятную пунктуацию в этом предложении).

Зимой дачу постоянно топить дорого, а учитывая, что там не каждые выходные кто-то появляется, это просто глупо. Поэтому в отсутствие посетителей там лишь поддерживается плюсовая температура, чтобы трубы не полопались. Чтобы не приезжать в ледяной дом и не ждать полдня, пока станет тепло, несколько лет назад мы установили штуку, которая позволяет удалённо включать и выключать батареи. И это не хипстерская какая-нибудь хрень с красивым приложением для айфона, а приборчик с сим-картой, которому надо отсылать эсемески с командами.

В общем, процедура поездки на дачу зимой такая, что за несколько часов до выезда нужно отправить серию эсемесок, чтобы включить несколько батарей. Также при отъезде нужно не забыть отправить серию эсемесок, возвращающих всё в исходное положение. И вот делать это — бесит, даже несмотря на то, что мне, может, раз пять за зиму это надо. Так что я сделал шорткат:

И аналогичный для отъезда. Даже в Сири добавил. Теперь говорю: «Сири, нагрей дачу!» и она греет. Это круто. Что такое Show When Run я, разумеется, не знаю.

Зацените ещё, как совершенно бесчеловечные смс-команды завёрнуты в красивые прямоугольнички с тенями! Вот оно, программирование будущего по версии Эпла.

Конечно, из-за того, что вместо нормального кода я должен составлять это из тупых блоков, эта штука совершенно неповоротлива. Скажем, я рассказал про эту штуку папе — он порадовался, попросил меня скинуть экшен ему. Ну я разобрался, как это сделать (конечно, просто скопировать код и вставить в чат в телеграме я не могу). И что толку? У папы он не заработал, потому что у него в Контактах дачная симка называется не так, как у меня, а отредактировать он ничего не может. Почему эти экшены добавились как нередактируемые, я понятия не имею.

А вот как это могло бы выглядеть, если бы это был код:

Messages: Send "Temp.R1=+20 XXXXX" To "Dacha Uvildy Ksytal"
Messages: Send "Temp.R2=+20 XXXXX" To "Dacha Uvildy Ksytal"
Messages: Send "Temp.R3=+20 XXXXX" To "Dacha Uvildy Ksytal"

Но нет, ведь для того, чтобы сделать программирование «доступным простым людям» нужно усложнить его настолько, что даже программист не разберётся.

Ранее Ctrl + ↓