Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Айфон экраном вниз

Я почти всегда кладу телефон экраном вниз, и некоторые находят это возмутительным. Мол, не бережёшь экран, поцарапаешь!

Возможно вы не задумывались над тем, почему камера вашего двухлетнего айфона снимает хуже, чем у нового. Причина не только в развитии технологий. Когда ваш айфон был новым, ваша камера тоже снимала лучше, но все эти два года вы берегли экран и царапали камеру.

А мне плевать на экран: царапин на нём всё равно не видно, потому что он светит сквозь них.

Шорткаты на Айфоне

Пардон, это заметка типа «поток сознания». Макс, не читай.

В 12-м Ай-ОСе появилось приложение Шорткаты. На самом деле это Эплы купили давно существовавшее приложение Воркфлоу и переименовали его, но не суть. Типа ура, пришла автоматизация в Ай-ОС, можно научить телефон чему-то умному!

На компьютере у меня есть пара десятков скриптов, которые автоматизируют разные штуки: наводят порядок в тегах мп3-файла, изменяют размер окна точно до нужного, расставляют подписи в уголках кучки фотографий перед публикацией. Поэтому мне, конечно, было интересно понять, что можно автоматизировать на телефоне.

Но хрен придумаешь. Кажется, человечество уже лет тридцать пытается придумать «программирование для непрограммистов» в форме какого-то составления алгоритмов из кубиков. Но программирование — это придумывание самого алгоритма, а не написание кода. Писать код — самое простое; упрощать это нет никакого смысла. Но так это ещё и не упрощают, а усложняют! Код — это просто текст. Его можно читать, копировать, редактировать привычными инструментами. А когда ты видишь перед собой «воркфлоу» в виде «экшенов», составленных паровозиком, то понять, что там происходит, невозможно.

Я прочитал штук пять статей разных авторов про то, как они классно используют Шорткаты, и на каждый их пример мне оставалось только пожать плечами. Они все какие-то вымышленные, таких задач не бывает в моей жизни. Например, один автор, уезжая с работы, запускает шорткат, который смотрит, сколько ему ехать до дома с учётом пробок, и отправляет жене эсемеску «милая, я буду через %t». Надеюсь, его жена настроила автоответ «жду, любимый!», и вся эта коммуникация не доставляет никаких хлопот обоим.

В списке действий в «Шорткатах» нет многих таких, которые просто руками сделать проще простого, и есть такие, которые иначе не сделать вовсе. В приложении «Фото» можно поставить любую фотку в качестве фона домашнего экрана, но в шорткатах такого экшена нет. В приложении «Музыка» никак нельзя скопировать в буфер обмена название играющей песни, зато в шорткатах такой экшен есть. Какая в этом всём логика — я не понимаю.

Пример с музыкой оказался мне полезен — я люблю, бывало, скинуть кому-нибудь название трека, который слушаю. Но это не имеет никакого отношения к автоматизации, это просто костыль для добавления фичи, которая и так должна была быть в приложении. И я смог сделать этот шорткат только потому, что Эплы предусмотрели для этого экшен. То есть Эплы прям подумали: «наверное людям может быть полезно скопировать название песни в буфер», но вместо того, чтобы добавить всплывашку сюда:

Они добавили экшен в «Шорткаты»! Как, почему? В итоге этой фичей смогут воспользоваться в лучшем случае один процент из тех, кому она понадобится. Точнее, даже из того одного гипотетического процента, кто это найдёт, большинство не смогут составить сам шорткат. Дело в том, что экшен Get Current Song нужно ещё пропустить через экшен с феноменально бессмысленным названием Text, и только потом копировать в буфер. В результате у меня есть вот такой шорткат:

То есть как программист ты можешь догадаться, что, видимо, Get Current Song возвращает объект, у которого несколько полей, и который не умеет автоматически преобразовываться в тип string, а Copy To Clipboard ожидает на входе именно этот тип, и поэтому нужно строку составить вручную из полей объекта. Но как до этого должен догадаться обычный человек я не понимаю. Зато я отлично понимаю, как эта фигня озадачит даже программиста.

Вот как то же самое выглядело бы в коде (язык вымышленный):

Let s = Music: GetCurrentSong
CopyToClipboard s.Artist ": " s.Title

Как этот текст может быть менее понятен, чем та хрень, которая у меня на скриншоте? Экшен Text даже не глаголом называется! Что такое Local Only я не представляю. В программировании есть хотя бы документация по функциям, а тут нет нихрена. Это похоже на паззл.

В общем, однажды мне пришло в голову, как использовать шорткаты. Так устроена моя банковская жизнь, что часть месяца мне выгоднее рассчитываться одной карточкой, а вторую часть — другой. А чтобы переключить дефолтную карточку в Эпл-пее, нужно идти в какие-то адские дебри настройки. И я подумал: «О! Сделаю себе шорткат, который будет по команде включать нужную карточку. Пусть сам идёт в нужные дебри настройки и жмёт нужные кнопки!» Это-то должно быть возможно?

Хрен. Оказалось, что нельзя сделать шорткат, который меняет что-то в настройке.

И вот тогда я подумал, что надо будет написать этот пост и объявить «Шорткаты» полностью бесполезным говном.

Но как раз в это время я засобирался к родителям на дачу; — и тут в истории наступает неожиданный поворот (оцените также невероятную пунктуацию в этом предложении).

Зимой дачу постоянно топить дорого, а учитывая, что там не каждые выходные кто-то появляется, это просто глупо. Поэтому в отсутствие посетителей там лишь поддерживается плюсовая температура, чтобы трубы не полопались. Чтобы не приезжать в ледяной дом и не ждать полдня, пока станет тепло, несколько лет назад мы установили штуку, которая позволяет удалённо включать и выключать батареи. И это не хипстерская какая-нибудь хрень с красивым приложением для айфона, а приборчик с сим-картой, которому надо отсылать эсемески с командами.

В общем, процедура поездки на дачу зимой такая, что за несколько часов до выезда нужно отправить серию эсемесок, чтобы включить несколько батарей. Также при отъезде нужно не забыть отправить серию эсемесок, возвращающих всё в исходное положение. И вот делать это — бесит, даже несмотря на то, что мне, может, раз пять за зиму это надо. Так что я сделал шорткат:

И аналогичный для отъезда. Даже в Сири добавил. Теперь говорю: «Сири, нагрей дачу!» и она греет. Это круто. Что такое Show When Run я, разумеется, не знаю.

Зацените ещё, как совершенно бесчеловечные смс-команды завёрнуты в красивые прямоугольнички с тенями! Вот оно, программирование будущего по версии Эпла.

Конечно, из-за того, что вместо нормального кода я должен составлять это из тупых блоков, эта штука совершенно неповоротлива. Скажем, я рассказал про эту штуку папе — он порадовался, попросил меня скинуть экшен ему. Ну я разобрался, как это сделать (конечно, просто скопировать код и вставить в чат в телеграме я не могу). И что толку? У папы он не заработал, потому что у него в Контактах дачная симка называется не так, как у меня, а отредактировать он ничего не может. Почему эти экшены добавились как нередактируемые, я понятия не имею.

А вот как это могло бы выглядеть, если бы это был код:

Messages: Send "Temp.R1=+20 XXXXX" To "Dacha Uvildy Ksytal"
Messages: Send "Temp.R2=+20 XXXXX" To "Dacha Uvildy Ksytal"
Messages: Send "Temp.R3=+20 XXXXX" To "Dacha Uvildy Ksytal"

Но нет, ведь для того, чтобы сделать программирование «доступным простым людям» нужно усложнить его настолько, что даже программист не разберётся.

Как заплатить мне денег

Уже было, но не грех дополнить и повторить.

Скорее всего вас постоянно мучает вопрос: как заплатить мне денег. Для вашего удобства я собрал все способы и поводы в одном месте.


За рекламу

Разместить рекламу у меня в блоге. Реклама выходит по средам (в другой день — вдвое дороже). Картинка выше — из давней рекламы вакансии в «Деметере». Ещё можно стать спонсором рубрик «Что почитать на выходных», «Что послушать», «Аудио по четвергам» или пятничных фотопостов. На все посты, включая рекламу, я ставлю ссылки в твиттере. Там у меня 9 тысяч фоловеров. Напишите, и я расскажу вам об условиях.

Разместить рекламу у меня в Телеграме. Там 6,5 тысяч читателей. Напишите, и я расскажу вам об условиях.


За работу

Заказать в бюро проект, который я буду вести. Осторожно: мы никак не можем заранее пообещать, что проект буду вести именно я — это зависит от характера задачи, загрузки бюро и других внутренних факторов. Вы платите деньги бюро, а не мне напрямую, но моя работа в бюро оплачивается.

Заказать проект мне напрямую. Так можно. Я возьму проект только если буду уверен, что смогу справиться сам, и это не повредит моим обязательствам перед бюро. Иначе приглашу обратиться в бюро. Я люблю делать сложные интерфейсы и транспортные схемы.

Обратиться за платной консультацией. Обсуждаю дизайн сайтов и интерфейс приложений. Даю советы, отвечаю на вопросы. Помогаю вашему дизайнеру довести макет до ума. Или говорю, как полностью переделать, чтобы стало хорошо. Не рисую сам в Фотошопе.


За знания

Подписаться на мою книгу «Пользовательский интерфейс». В книге после­до­ва­тельно рас­кры­ва­ются клю­че­вые прин­ципы хоро­шего интер­фейса. Они рабо­тали два­дцать лет назад и будут рабо­тать через два­дцать лет. Поэтому каж­дый пока­зан и на исто­ри­че­ских, и на совре­мен­ных примерах. Я, конечно, заинтересованное лицо, но думаю, что более полезной книги об интерфейсе на русском языке не существует.

Подписаться на мою книгу «Дизайн транспортных схем». Это одна из важнейших книг об информационном дизайне на русском языке.

Посетить четырёхдневный интерфейсный курс. Ближайший курс — с 22 по 26 декабря. Более полезного курса об интерфейсе точно не существует. Почитайте отзывы участников.

Посетить четырёхдневный навигационный курс. Курс проходит редко, ближайшая дата неизвестна. Напишите, если хотите поучаствовать.

Поступить и учиться в Школе стажёров. Я там преподаю интерфейс, конечно.

Пройти подготовительные курсы в Школе стажёров. В подкурсах у меня одна лекция: про Фотошоп, как им эффективно пользоваться.

Во всех этих случаях вы снова платите деньги бюро, а не мне напрямую. Но мне перепадает.

Позвать меня прочитать лекцию у себя. Сейчас я предпочитаю рассказывать на английском. Буду рад прилететь к вам в англоговорящую компанию и рассказать об интерфейсе всё, что знаю. Особенно я люблю рассказывать об интерфейсе разработчикам: я уверен, что многие вещи им знать как минимум не менее важно, чем дизайнерам, а некоторые — даже более важно.


За софт

Купить коммерческую лицензию Эгеи. По ссылке — описание фич, которые доступны только в коммерческой версии. Эгея — самый лучший движок блога. Все нормальные ребята ведут блог на Эгее.

Завести блог в сервисе на базе Эгеи. Ваш домен, мой сервер. Доступ ко всем платным фичам даже в частном тарифе. Всегда последняя версия движка. Возможность в любой момент забрать все свои заметки и переехать на собственный сервер.

Купить Ангстрем. Лучший конвертер единиц для Айфона. Просто пишешь «5f» — и сразу видишь, сколько будет 5 °F в цельсиях. Умный, быстрый, красивый, не требует интернета.

Купить Зерулс. Приложение с правилами русского языка для Айфона и Айпада. Главная фишка — умный поиск. Пишешь «напр» и читаешь правило, по которому ставится запятая после «например» (это чисто для примера). Не требует интернета.

Купить Сейви. Умный диктофон для Айфона. Записывает аудио и распознаёт. Но при этом не выкидывает аудио, чтобы вы могли послушать, если вдруг неправильно распознало. Или если не было интернета, когда вы говорили.

Купить Эмёрдж. Это координатор загрузки веб-страниц, скрипт такой, чтобы сайты красиво загружались.

Купить Жуэль-про. Жуэль — это аудиоплеер для веба, он используется у меня на сайте и во всех блогах на Эгее. Он бесплатный, но есть продвинутая платная версия.

Заплатить за Типографскую раскладку. Типографская раскладка — суперполезный инструмент для всех, кто пишет. Чтобы вводить всякие кавычки и тире с лёгкостью. Раскладка — бесплатная, но вы можете просто перевести мне денег в знак благодарности.


За плакат

Купить плакат Типографской раскладки. Ещё можно купить себе красивый плакат, чтобы он напоминал, что за символ на какой букве. Или не себе, а кому-то там.

Купить плакат со схемой метро. Круче меня схему московского метро пока никто нарисовать не может. Вот, покупаете себе плакат и вешаете — становится клёво.


Просто так

Если вы не нашли ничего подходящего, но всё ещё хотите заплатить мне денег, вы всегда можете просто пожертвовать мне любую сумму на Биткоины (12tg2npNuSXjqyW2mHrYf6Tq1LHwnLdPbP), Яндекс-деньги (41001983702303) или вебмани: Z296999290045 или R899341354126.

Библиотека Честера Битти в Дублине

А ещё в Дублине я зашёл в библиотеку Честера Битти. Там разные старинные китайские, японские, арабские и еврейские книги и свитки.

1
2
3
4

Оказывается, в арабском разные каллиграфические стили есть, с названиями:

5

Обложечки:

6
7
8
9

Чё-то я всё не в фокусе, пардон.

Буквы по полочкам:

10
11

Кстати, китайцам вообще всё равно, как читать — по горизонтали или по вертикали. Но в последнее время горизонтального текста становится сильно больше, потому что западный софт для вёрстки к этому лучше приспособлен. Так что, возможно, следующему поколению вертикальный текст уже будет казаться архаичным.

12
13
14
15
16
17

Фотографии из поездки в мае-июне 2018 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Дублин!

Ещё библиотека в Дублине:

Ещё Дублин:

Ещё библиотеки:

Полный гид по клубу Бергхайн

Бергхайн — главный ночной клуб Берлина и мира. В нём роскошный звук и волшебная атмосфера, но знаменит он главным образом длинной очередью на вход и безжалостным и непредсказуемым фейсконтролем. Достаточно сказать, что широко известно имя главного фейсконтрольщика клуба Свена Марквардта, про него есть статья в Википедии, можно найти многочисленные интервью в изданиях на любых языках.

В клубе выступают самые знаменитые техно-музыканты и диджеи планеты, но клуб превосходит их всех по знаменитости. Не для клуба честь стать площадкой для выступления известного музыканта — для известного музыканта честь играть в Бергхайне.

В обычных клубах есть понятие хедлайнера: скажем, с трёх до пяти утра играет главная приглашённая звезда, а в остальное время — какие-то менее значимые ребята. В Бергхайне выступают только значимые ребята, а в расписании никак не учитывается их крутость.

Пару лет назад Бергхайн признали культурным заведением и перевели на сниженное налогообложение наряду с концертными залами и выставками.

Бергхайн занимает это здание бывшей электростанции:

Он совершенно огромен. Там только гардероб двухэтажный.

Я был в Бергхайне три раза. В этой заметке я постарался собрать всё, что знаю о клубе, чтобы вы могли понять, надо ли вам туда, а если вы и так знаете, что надо, лучше знать, что же вас ждёт.

Клубнахт

Когда я говорю о Бергхайне, я имею в виду главное, что там происходит — вечеринки «Клубная ночь» (Klubnacht). Там бывают какие-то другие мероприятия, но они не имеют такого культурного значения.

Вечеринка начинается в полночь с субботы на воскресенье и продолжаётся до утра понедельника. Это кажется странным, но это одна непрерывная вечеринка, длительностью более тридцати часов.

Клубнахт — это чистое и бескомпромиссное техно. Пример музыки, которая звучит на Клубнахте:

В течение вечеринки из клуба можно входить и выходить сколько угодно раз — у вас на руке есть печать, с которой вас пропускают без очереди и фейсконтроля.

Чтобы выбрать вечеринку, зайдите в раздел «Программа» на сайте клуба. Обычно лайнап опубликован месяца на полтора вперёд — можно спокойно выбрать и полететь на нужные выходные.

Как добраться

Ближайшие к клубу остановки электричек S3, S5, S7, S9 — Ostbahnhof и Warschauer Straße; метро U1 и U3 Warschauer Straße; трамваев M10 и M13 S Warschauer Straße:

Ближе всего идти от трамвая — минут семь, дальше всего от метро. От электричек вроде примерно одинаково.

Вход в клуб расположен вот с этой стороны:

Красной волнистой линией я обозначил очередь. Забавно, что чупачупс Гугля стоит не на самом здании, а примерно в том месте, где начинается очередь (это если она более-менее короткая).

Разумеется, нигде нет никакого указателя и никакой вывески.

Очередь

Я рекомендую приходить к началу вечеринки или даже заранее, часа в 23 субботы. Скорее всего, очередь в это время будет уже солидная, и как минимум полчаса она не будет двигаться вовсе, но даже с учётом этого может получиться быстрее. Есть легенда, что в самом начале фейсконтроль особенно строг и шанс пройти минимален, но таких левых легенд — сотня.

Даже если особенно интересующий вас музыкант играет в воскресенье вечером, имеет смысл прийти к началу. Просто уйдёте после получения печати на руке и вернётесь, когда захотите — стоять в очереди заново не придётся (об этом подробнее ниже).

Если вы подходите к клубу со стороны Варшауэр-штрассе, вы неизбежно пройдёте мимо самого входа и фейсконтроля. Сразу уверенно идите в конец очереди. Насколько я понимаю, главное, что волнует фейсконтроль — это чтобы вы были своими, «в теме». Если вы попытаетесь подойти к двери, спросить, мол, а чё тут где, я думаю, они вас запомнят и ваш шанс пройти снизится.

Впускают людей медленно, поэтому-то и приходится так долго ждать. Можно стоять минуту или две прямо перед входом и фейсконтролёром, ждать своей судьбы, не имея понятия о том, что у него в голове, и только потом услышать заветное Come или фирменное Not today вместе с жестом, указывающим в сторону м. Варшауэр-штрассе.

Говорят, такой медленный впуск — это искусственное затягивание очереди для поддержания ореола недоступности клуба. Но я в это не верю. Мне кажется, они просто дозируют нагрузку на охрану, кассу и гардероб. Клубу нужно время, чтобы «переваривать» входящий поток.

Фейсконтроль

В интернете море статей о том, как нужно выглядеть и вести себя, чтобы тебя пустили. Они неконкретны и противоречивы, потому что ответа на этот вопрос не существует. Одного и того же человека, иногда пускают, а иногда нет. Даже в туфлях, трико и клетчатой рубашке вас могут пустить — просто потому, что какая-то часть людей на вечеринке должны обращать на себя внимание своей абсурдностью. Моя любимая история — когда однажды не пустили диджеев Марселя Деттмана и Бена Клока, первый из которых очень часто играет в Бергхайне и издаётся на его лейбле.

Единственная рекомендация, в которую я верю — это что не надо приходить пьяным или большой шумной компанией. Но это и безотносительно фейсконтроля понятно. Хотите бухать с друзьями — соберитесь дома или в баре.

Вряд ли сам Свен Марквардт будет пускать или не пускать вас, но первые несколько часов субботней ночи он постоянно тусуется где-то в дверях, так что посмотреть на человека-легенду вблизи вы наверняка сможете.

За свои три похода я обратил внимание, что я чуть ли не единственный в очереди, кто двигается под музыку, которую уже слышно изнутри, когда ты стоишь последние пару десятков метров. Но мне так естественнее, я не пытаюсь специально это контролировать. Только когда уже передо мной остаётся пара человек, я встаю ровно. Ещё я в этот момент снимаю капюшон и шапку — всё равно попросят, и я вроде как этим демонстрирую, что знаю порядки. Не представляю, влияет ли это на что-то.

Кстати, музыка, которую слышно у входа — не с танцпола, а из Панорама-бара. На танцполе всё сильно жёстче.

Не надо обманывать фейсконтроль: делать вид, что вы не знаете человека, с которым трепались последние два часа в очереди, или держать друга за ручку, изображая парочку (якобы геев пускают охотнее; это чушь).

Есть миф, что фейсконтроль будет вести с тобой беседу, чтобы понять что-то о тебе. Или там просить расстегнуть одежду, чтобы посмотреть, в чём ты пришёл. Даже есть «тренажёр фейсконтроля Бергхайна» — такое типа видео, где тебе нужно правильно отвечать на вопросы и потом тебе говорят, проходишь ты или нет. «Фейсконтролёр» (на самом деле хрен с горы) около закрытой двери и без очереди вокруг спрашивает, зачем ты пришёл, кто сегодня играет и прочее. Это максимальная чушь. Ни разу не видел, чтобы кого-то расспрашивали или раздевали; лайнап вообще висит на двери.

Единственные вопросы, который мне или кому-то передо мной задавали: ein? zwei? drei? Это если они не поняли, каким вы составом, и хотят убедиться. И да, если они уже успели услышать, что вы не говорите по-немецки, они задают этот вопрос по-английски. Есть же ещё миф, что фейсконтроль не любит, когда не говорят по-немецки. Ну хрен знает. Я, конечно, говорю danke, но только после того, как меня уже пустили.

В общем, расслабьтесь. Это лотерея.

Отказ

Если вас не пустили, не надо спорить и ругаться. Также не надо делать вид, что вы не поняли или страшно удивлены. Вы этим только укрепляете образ человека «не в теме». Нужно быть внутренне полностью готовым принять отказ как только вы его получили, а уже потом думать, что с этим делать.

Однажды девушку не пустили, а она просто пошла внутрь мимо фейсконтролёров. Её вывели за руку. Однажды двух девушек не пустили, они отошли от входа на пару метров, но не стали никуда уходить. Через некоторое время одну из них подозвали и попросили показать документы, о чём-то говорили, и потом обеих пригласили внутрь. Что там происходило — я не знаю.

Прочитайте мою заметку о том, как я прошёл, когда меня не пустили.

Уважайте фейсконтроль и будьте дружелюбны в любом случае. Они не желают вам зла. Они тщательно отбирают людей для того, чтобы вечеринка получилась классной. И им это хорошо удаётся.

Шмон, касса

Когда вас пропустили, вас ждут следующие три ступени входа: шмон, касса и гардероб.

Когда вы подойдёте к охране, не тупите: расстегните куртку, достаньте кошелёк и телефон. Будьте готовы к тотальному досмотру: вас прощупают везде, залезут в каждое отделение кошелька.

На все камеры телефона наклеят наклейки: внутри нельзя снимать. Поэтому фотографий в интернете вы почти не найдёте. Уважайте право людей развлекаться без камер вокруг.


С этим связано одно существенное неудобство: на десятых айфонах перестаёт работать фейс-айди. Оказывается, вводить пароль каждый раз — это невозможно раздражающее препятствие.

После охраны — касса. В 2016 году вход стоил 16 €, в 2018 — 18 €. Выводы делайте сами!

Я забыл выяснить, можно ли платить картой, но почему-то уверен, что только наличными. В общем, на всякий случай имейте наличные с собой. Сдачу дадут. После оплаты вам на руку поставят печать, с которой вы сможете проходить в клуб без очереди и оплаты до конца вечеринки.

Гардероб

После кассы вы попадаете в большое помещение, в котором расположен гардероб. Стоит отметить, что большинство других клубов, где я был, целиком меньше, чем одно только это помещение.

Когда я первый раз был в Бергхайне, я получил в гардеробе какой-то номерок вроде 1540 и офигел от этой цифры. Но в прошлый раз я обнаружил, что у гардероба, оказывается, есть второй этаж, на который я до этого даже не обращал внимания. В тот день мне дали номерок 3755.

В холле гардероба стоят кресла и всякие кубы, куда можно положить вещи, пока переодеваешься. Разумеется, никаких кабинок для переодевания нет, всё на виду. Если вам нужно снять повседневные трусы и надеть парадные кожаные, то вы это делаете прямо тут.

Сдать одежду в гардероб стоит 1,5 €. Платный гардероб — очень распространённая практика в ночных клубах. Это чтобы вы лучше сразу думали. Если вам понадобится что-то, что вы забыли в кармане куртки, придётся заплатить ещё раз. Если вам станет жарко и вы захотите что-то досдать, придётся заплатить ещё раз.

Просто снимите сразу всё, что вы в принципе готовы снять на публике, и сдайте. Эту мысль может быть трудно принять, если вы только что три часа стояли на морозе, но просто поверьте, вам не будет холодно. Скорее всего, вам в любом случае будет жарко.

Номерок от гардероба привязан к верёвочке и удобно вешается на шею.

Второй и последующие входы

Когда у вас уже есть печать и вы возвращаетесь в клуб, игнорируйте очередь и подходите сразу ко входу. Днём в воскресенье даже из таких возвращающихся людей с печатями выстраивается небольшая очередь, но вряд ли там придётся стоять больше десяти минут.

Фейсконтроль вас пустит, просто покажите печать. Вам только придётся заново пройти шмон. За гардероб, разумеется, тоже придётся заплатить заново.

Одежда

Одевайтесь так, чтобы вам было комфортно много двигаться и не жалко испачкаться. И надевайте удобную обувь, которую не жалко топтать.

Парни. Если у вас нет задачи обратить на себя внимание своим нарядом, надевайте чёрные джинсы или брюки и майку. Майку лучше с тонкими лямками — в футболке уже будет жарко. Если вам комфортно остаться без верха вообще, то и отлично. Мне физически приятнее в лёгкой майке, да и та, в которой я был в последний раз, мне просто очень нравится. Если вы готовы остаться и без штанов, можете взять с собой какие-то шорты или вообще остаться в трусах. Можно и без трусов, но это на любителя.

Девушки. Тут мне сложнее давать советы. В зависимости от степени раскрепощённости на вас может быть футболка и джинсы, а могут быть только трусы. Со стороны кажется, что удобно тем, кто в лёгких топах. Ещё встречается всякое спортивное бельё: цветные трусы, лифчики и комбинезоны; купальники или что-то похожее на них. Выглядит менее вызывающе, чем обычное бельё, и, вероятно, удобно. Некоторые девушки носят набедренные сумочки. Видимо, это единственное место, где можно хранить телефон, если в одежде нет карманов.

Не подумайте, что здесь прям много голого народу, нет, просто раздетые люди, естественно, обращают на себя больше внимания. Когда я был в последний раз, из тех частей тела, которые принято прикрывать, я насчитал шестьдесят сосков (ж.) и два члена. Сравните эти числа с моим номерком в гардеробе, чтобы понять пропорцию. Большинство людей выглядят обычно. Но пялиться или удивляться необычному виду людей не принято. Как бы вы ни оделись, здесь это нормально.

Солнечные очки вам не понадобятся.

Курение

В клубе курят. Даже прямо на танцполе, в густой толпе. Это ужасно, но что поделаешь. Вентиляция есть, но такое ощущение, что её включают очень дозированно, чтобы люди охотнее раздевались.

Вся ваша одежда после клуба будет прокурена. Если у вас не будет возможности её постирать сразу, имеет смысл взять мусорный мешок где-то и всю одежду, которая побывала в Бергхайне, засунуть в мешок, чтобы изолировать её от остальной одежды и от рюкзака:

Если вы курите, вам не понять этих проблем. С другой стороны, у вас полно других.

Танцпол, звук и свет

Из гардероба вы проходите в другое помещение на первом этаже. Большую его часть занимает бар и закоулки, о них позже. Но прямо перед вами будет огромная статуя и лестница наверх, в сторону примерно уровня третьего этажа. Там-то и расположен танцпол.

Есть шесть источников звука. Четыре «башни» из колонок по бокам стоят на полу, а ещё спереди и сзади на высоте метров пяти над танцполом висят дополнительные колонки, благодаря которым детально слышны все верхи. Я рекомендую располагаться где-то на средней линии между задними и передними «башнями» — там звук лучше всего:

Ещё в задней части танцпола есть три таких приподнятых на полметра площадки (обозначены тонкими прямоугольниками). На средней из них офигенный звук и смотришь на всех с высоты. Удобно.

Звук прекрасен, и после Бергхайна в других клубах чувствуешь себя обманутым.

Верхи. Верхи не разрывают уши, при этом каждую деталь слышно очень чётко. Тут нормальный стереозвук, у всех деталей есть объём! Как ни удивительно, вполне можно услышать друг друга прямо в центре танцпола, если, конечно, говорить громко и близко к уху. Почти везде в других клубах верхи звучат грязно и мешают разговаривать, а когда наутро выходишь из клуба чувствуешь, что тебе прокололи уши и где-то час нихрена не слышишь. Раньше я думал, что дело в громкости, а оказывается, дело в качестве: из Бергхайна выходишь на улицу — и сразу всё хорошо.

Низы. Во-первых, во многих обычных клубах тормозные колонки. Как я понимаю, чтобы играть глубокий бас, нужно шевелить очень большую мембрану, и иногда она просто не успевает шевелиться с той скоростью, с которой надо. Из-за этого детали в басу смазываются, вместо чёткости слышен гул, и иногда даже возникает ощущение, что бочка звучит позже, чем надо. Во-вторых, в большинстве клубов кроме того, что играют колонки, вы ещё слышите как дрожат стены и пол, вибрируют столы и всё остальное. В Бергхайне ничего такого нет, вы слышите только музыку, и это волшебно. Левые вибрации слышны только если выйти за пределы шести источников звука.

Мне плевать на свет, и, как я понял, Бергхайну тоже. По-моему никто не пытается как-то осмысленно светить или дополнять светом происходящее в музыке. Там, конечно, много всяких цветных светильников, которые как-то шевелятся, плюс на стены иногда проецируются всякие узоры, но ни разу не было момента, когда на меня это произвело бы хоть какое-то впечатление. Клёво только, когда включают много света в проигрышах или между выступлениями, и можно рассмотреть, какие все красивые вокруг.

На танцполе будет много народу, причём, как ни странно, во вторую ночь народу будет сильно больше чем в первую. Вас будут задевать, вы будете задевать. К вам будут прикасаться потные люди, к людям будете прикасаться потные вы. Кто-то случайно прольёт на вас воду. Люди будут наступать вам на ноги, кому-то наступите и вы. Извинитесь, и вам улыбнутся. Принимайте извинения других с улыбкой. Это всё кайф, примите это. Только смотрите, чтобы не задеть чью-нибудь сигарету.

На танцполе всегда темно, даже днём в воскресенье — окна чем-то закрыты. Вся вечеринка — это ночь.

Выступления

Вот типичное расписание Клубнахта, на таком я был в прошлый раз:

Как я писал, лайнап обычно известен за месяц-полтора, а вот точное расписание клуб публикует только за пару дней до вечеринки. Можно спланировать, когда будете танцевать, а когда спать.

Обычно вечеринка состоит из последовательности диджейских сетов длиной три-четыре часа, но иногда случаются лайвы. Все лайвы, которые мне встречались в их расписаниях, были с 4 до 5 утра с субботы на воскресенье. Почему-то всегда ровно час и почему-то именно в это время.

Диджей играет свой сет нонстопом, но сеты не сводят друг с другом. Когда время одного заканчивается, он постепенно ставит более лёгкую музыку, часто вообще без бита; световики включают больше света — всё это придаёт некую торжественность смене диджеев. Люди апплодируют уходящему и приходящему диджею одновременно. Новый диджей начинает свой сет обычно с чего-то загадочного, тоже без бита, свет постепенно тухнет, и все ждут, что же будет дальше. А дальше будут следующие четыре часа движения.

Панорама-бар

Если подняться по большой лестнице сбоку от танцпола на уровень где-то 4 этажа, и пройти вперёд, попадёшь в Панорама-бар. Из окон этого бара открывается панорама на очередь в клуб!

Панорама — самый большой из баров Бергхайна, и единственный, где играет музыка. Там свой лайнап, который публикуется так же, как и лайнап основного танцпола.

Поскольку музыка на нём меня никогда не привлекала, я ни разу даже не пробирался в его середину, поэтому плохо представляю, что происходит внутри. По периметру расположены диванчики, точнее, что-то похожее на длинные скамейки, там можно сидеть или лежать.

Бары, закоулки и Тёмные комнаты

Есть ещё несколько баров и много закоулков.

На первом этаже, где вход и гардероб, если не подниматься по лестнице на танцпол, а уйти налево, большая территория с баром, сидушками и закоулками. Там слышен грохот с танцпола.

На уровне танцпола, справа от него находится большой бар, там много всяких диванов и ещё есть большие качели в виде платформы три на три метра, подвешенной на цепях. Там люди лениво лежат друг на друге и качаются.

Оттуда маленькая лесенка ведёт куда-то наверх. Рядом с ней находится, кажется, единственный указатель во всём клубе — «Айс-бар» (Eis bar). Да, если туда подняться, там бар с мороженым. В нём тоже сидят и лежат уставшие и довольные люди.

С противоположной стороны танцпола есть небольшой барчик при входе в туалет. Там тоже вокруг полно мест посидеть и полно народу.

На этаже, где Панорама-бар, есть огромное количество всяких зон чилаутного типа, включая одну, где почти полная тишина и светло. Среди всех этих зон есть ещё один бар. И вокруг Панорама-бара, и вокруг этого ещё одного бара есть ещё закоулки.

Одна из чилаутных зон — двухэтажная, и с неё есть выход на балкон, который висит над Панорама-баром. На этом балконе темно и есть где полежать.

Что продают в барах я не знаю. Еды там нет, вроде только чипсы какие-то люди берут иногда. Алкоголем я не интересуюсь. А воду в Германии пьют из-под крана (см. туалеты ниже), поэтому нет смысла идти за ней в бар.

Закоулки — это тёмные места, где люди просто лежат, общаются, занимаются сексом или ещё как-то приятно проводят время.

Но кроме многочисленных закоулков в Бергхайне есть Тёмные комнаты. Тут я полностью облажался: узнал я о них уже после того, как трижды побывал в клубе, где об их существовании не догадывался. Легенда гласит, что найти их невозможно, туда тебя может только кто-то затащить. Якобы в некоторых незаметных местах есть тёмные-тёмные проходы в помещения, где абсолютная темнота, и там-де происходят все самые непотребства. В общем, если будете в клубе, поищите.

Туалеты

Туалеты, как часто бывает в ночных клубах, не разделяются по полу. Они в основном большие и, кажется, — это самые светлые места в клубе. Там тоже можно рассмотреть, какие все красивые.

Кроме закрывающихся кабинок есть открытые зоны с умывальниками и длинным писсуаром. Там вечная очередь. Писсуары дают парням существенное преимущество: его-то хватит на всех, а вот кабинки вечно заняты. Девушкам приходится долго ждать, хотя самые смелые не обламываются пользоваться писсуарами тоже (если вас шокирует эта информация, то, возможно, вам не стоит идти в Бергхайн).

Больше всего я ходил в туалет чтобы умываться и пить. Набираешь полные ладони воды, выливаешь себе на голову. Потом ещё раз и выпиваешь. К следующему выходу на танцпол готов.

Иногда люди закрываются в кабинках по 3-4 человека. Насколько я понимаю, они там принимают что-то запрещённое. Я не в курсе дела. Но переживать не о чем: вас никто не будет пытаться чем-то накормить. Просто берегите себя сами.

Безопасность и комфорт

Из моего описания у вас может сложиться впечатление, что там довольно много странных людей делают странные вещи. От этого может возникнуть чувство небезопасности: непонятно же, чего от таких людей ожидать.

Не знаю. За всё время в Бергхайне у меня ни разу не было ощущения, что я в опасности. Я не видел ни драки, ни словесной перепалки ни даже просто людей, которые бы смотрели друг на друга недовольно; не видел, чтобы кто-то кого-то домогался; не видел людей, которые бы выглядели так, будто им нужна помощь.

В целом мне кажется, что свободные люди, которые не парятся, а просто делают, что хотят — это нормально, а не странно. Странно, наоборот, что за этим приходится ходить в специальные места.

Я не знаю ничего про наркотики и их эффект — так уж вышло, что эта часть жизни обошла меня стороной в полной мере. Поэтому я не могу даже оценить, какая часть людей там что-то принимают. Но я не видел ни одного человека, который казался бы мне неадекватным или с кем бы мне было неприятно соприкоснуться.

Ещё я не видел в Бергхайне ни одного охранника.

Что касается комфорта, то это просто не то место, куда приходят за бытовым комфортом. Это нормально, что какие-то виды развлечений, особенно телесных, связаны с дискомфортом. Когда катаешься на сноуборде, можно замёрзнуть или ушибиться, а в походах люди вообще в палатках живут.

Конечно же в клубе нет вай-фая. Но сотовая связь ловит хорошо.

См. также про Бергхайн:

Третий поход в Бергхайн

Пройти в Бергхайн — это, конечно, прекрасно, но ставили ли там треки специально для вас?

Это была лучшая вечеринка в моей жизни.

По порядку. На прошедшие выходные летал в Берлин, потому что в Бергхайне был золотой лайнап:

В одну «ночь» (длиной 30+ часов) Оливер Дойчман, Люк Слейтер, Эфдемин и Лен Факи! (Это я ещё не знал, как силён Рёдход). Надо лететь. Ну, я и полетел.

Про Бергхайн я хочу написать отдельный информативый пост: очередь, легендарный фейсконтроль, деньги, гардероб, одежда, безопасность, звук и свет, бары, курение, туалеты, закоулки, люди, секс, выступления диджеев, лайвы. Расскажите, что вас интересует из оргвопросов, я постараюсь всё осветить.

Ночь

Очередь на вход в клуб:

Я пришёл в очередь в 00:45 и прошёл в клуб в 04:15, так что Оливера Дойчмана я, к сожалению, не застал. Но самым важным для меня был Люк Слейтер — я его фанат с тех пор, как случайно услышал его в Фабрике в Лондоне. Читайте заметку о Фабрике.

— Погоди, что!? Три с половиной часа в очереди на морозе, чтобы попасть в клуб!?

Да, это же лучшее место на земле. Тем более, с таким лайнапом. Есть куда менее привлекательные места, в которые люди попадают со значительно бо́льшими жертвами. Нечему удивляться.

Главное, что меня впустили. Если не читали, читайте заметку о том, как я в прошлый раз прошёл в Бергхайн не сразу.

Мне немножко криво заклеили селфи-камеру, поэтому у меня есть селфик:

В общем, когда я прошёл, играл неизвестный мне Рене Вайс, меня не слишком впечатлило, и около 5:30 утра я ушёл спать, чтобы вернуться к 10 утра на Люка Слейтера (я снимал квартиру в десяти минутах от клуба).

День

Вернулся ближе к 11 утра, было так:

Где-то после часа прекрасного времяпрепровождения на танцполе я подошёл к диджейскому балкончику и показал Люку по очереди две картинки, которые заготовил:

Desert Races — это его чудесный трек, который был в прошлом «Аудио по четвергам» — когда я его нарыл, у меня уже были куплены билеты в Берлин, и я тогда подумал: вот бы он его сыграл! Конечно, показывая Люку вторую картинку, я ничего не имел в виду — просто хотелось выразить свой восторг. Люк лапочка: широко заулыбался и поблагодарил.

Я вернулся в центр танцпола, немножко ещё потанцевал и собрался сходить попить, стал выбираться, и как только выбрался вдруг услышал знакомые звуки...

No fucking way!!! Я с открытым от счастья ртом ворвался обратно в толпу, продрался к середине танцпола и провёл следующие несколько минут, двигаясь в состоянии полной эйфории со слезами на глазах.

Боже, как же это было приятно!

— Мужик, да ты больной! Тебе сколько лет!?

Бергхайн прекрасен тем, что последнее, что там волнует — это что о тебе подумают другие.

Это было второе моё взаимодействие с Люком Слейтером. Когда я впервые был в Бергхайне, у него был лайв, и после его завершения я подошёл его поблагодарить. Получился даже небольшой диалог, и он выглядел абсолютно вовлечённым и живым. И вот вчера, когда показал картинки, а он заулыбался, снова было видно, что это не дежурная улыбка, а ему было правда приятно и неожиданно.

Остаток сета тоже был классным. Фрагмент побольше:

Любимая особенность бергхайновских вечеринок — диджеи не сводят музыку при пересменке. Один заканчивает, все апплодируют, начинает другой. Последние полминуты сета Люка и начало сета Ансвер-код-реквеста:

Ещё начало сета — это часто что-то загадочное, без ударных, долгое, и ритм появляется лишь постепенно. В обычных клубах диджеи боятся прерывать музыку, типа, люди разойдутся с танцпола. Тут никто не уходит с танцпола во время смены диджея, все ждут, что будет дальше!

Где-то час я ещё потанцевал под АКР, и около 15:00 ушёл пообедать и поработать.

Как хорошо танцевать днём, а не ночью! Нужны дневные клубы.

Ночь

Я ещё обязательно хотел послушать Лена Факи, который играл с 22:00 воскресенья, поэтому вернулся в клуб где-то к 21:30. Доигрывал Эфдемин, и вдруг было неприлично хорошо. Пара кусочков одним файлом:

Я даже пожалел, что не пришёл раньше. Ещё сильнее я пожалел об этом, когда начал играть Лен Факи, потому что он как-то мне совсем не вкатил, только под конец более-менее разогнался.

А в 2 часа ночи за пульт встал Рёдход. Я знал такое имя, но не очень хорошо представлял, что он играет. Я думал, что послушаю полчасика, да пойду уже домой спать, сколько можно?

Ох, как же хорошо, что я не убежал с Лена Факи домой!

Рёдход с первой же минуты начал просто убивать мощью каждого трека. Через полчасика домой? Ха-ха. Первый час он меня не отпускал с танцпола даже попить. Мне некогда было диктофон достать, руки были полностью заняты другими движениям. Потом всё-таки достал на чуток:

Несколько раз я просто не мог сдержать своего охренения от вступления очередного трека и говорил «ААААА да не может быть» вслух (меня никто не слышал). Вот это ближе к четырём часам утра, что-то очень высокотехнологичное:

Потом я хоть немного смог взять себя в руки и пошёл передохнуть в закоулки клуба, но возвращался ещё и ещё. В итоге я ушёл спать в начале шестого. Я так прикинул, что только на танцполе я провёл около восьми часов.

Печать:

Кажется, я впервые посетил Бергхайн по-настоящему.

См. также про Бергхайн:

Нутришен-фактс

Как вы знаете, американцы помешаны на здоровой пище и здоровом образе жизни (это помешательство абсолютно не мешает им есть картошку фри и запивать колой). Есть такая американская штука — нутришен-фактс. Это стандартная прямоугольная табличка про пищевую ценность или что-то в этом духе. Интересно, что она одинаковая на всех продуктах, то есть видимо есть какой-то закон, который обязует всех производителей её оформлять именно так.

Только на бананах такого нет.

Посадочный и паспорт

Когда идёшь на посадку в самолёт, нужно показать посадочный талон. А иногда нужен ещё и паспорт. И никак невозможно угадать, в каком случае понадобится паспорт, а в каком нет.

Но это полбеды. Проверяющий сотрудник всегда делает вид, что я откуда-то должен был знать, что он ждёт. По умолчанию я, конечно, всегда даю и посадочный, и паспорт, потому что если паспорт не нужен — ну пусть просто не смотрит в него. Но он не может просто не смотреть, обязательно надо мне его отдать с таким видом, мол, тупица, нафига ты мне его сунул. (Но если бы я не сунул, ты бы с точно таким же видом спросил у меня, мол, э, а паспорт где?)

В некоторых аэропортах заботливо объявляют: «для контроля посадки приготовьте паспорт и посадочный талон» или просто «посадочный талон». Но к сожалению, между теми людьми, которые объявляются, и теми, кто проверяют, нет никакой синхронизации. Паспорт может не понадобиться, даже если попросили приготовить, и понадобиться, если не просили.

А ещё бывает, что у тебя проверяют посадочный при входе в рукав, ведущий в самолёт, а потом в самом самолёте ещё раз. Да ёлки, ну негде тут было заблудиться, ребята.

Это очень важный пост, хотя вы могли подумать и иначе.

Упрощение легенды

Бывает, что легенда слишком сложная — много всего нужно закодировать. Вот японское расписание на станции Синдзюку. Тут фончики, ромбики, кружочки, цветочки, иероглифы — и всё это что-то, да означает:

Фото Артёма Горбунова

Удивительный лайфхак, который можно попробовать в таких случаях — использовать один знак для разных вещей, а уже в самой легенде снизу объяснить, где именно он что значит.

В Лондоне у некоторых станций метро висит крестик (†). (В русской традиции он обычно означает дату смерти, но на западе это один из обычных знаков сноски наряду со звёздочкой.) Вот смотрите на Викторию в слева сверху и Кеннингтон снизу:

Крестик сам по себе ничего не означает, он просто говорит: посмотри в сноску. А там написано про каждую станцию своё:

Понятно, что не всегда подойдёт, но иногда можно попробовать.

Слайды или папка с картинками

Кто был на моём курсе, знает, что у меня нет слайдов. Вместо этого я захожу в папку очередной темы и просто открываю квик-луком картинки по очереди:

Иногда спрашивают, почему не делаю презентацию.

А потому что курс — это не презентация. Нет такого, что я иду и открываю по очереди картинки и произношу выученный текст дословно, а в конце оставляю время на вопросы. Я просто рассказываю и показываю примеры.

При этом примеров у меня раза в три больше, чем я использую в рассказе. Какие-то я могу показать из подпапки в ответ на вопрос. Иногда мне нужно открыть какой-то сайт и показать там. Или запустить Фотошоп и нарисовать. Или показать, как что-то работает в операционной системе, сделав это. Ещё бывает, что мне надо открыть конкретную картинку из предыдущих тем в ответ на вопрос, чтобы что-то напомнить. Формат презентации сопротивляется всему из этого.

На два полных лекционных дня презентация получилась бы на сотни слайдов, в которых невозможно ориентироваться. Она ещё и весила бы тонну и синхронизировалась неделю.

А папочки рулят.

Ранее Ctrl + ↓