Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Обсуждаем Айпад с Шуриком Бабаевым

Соскайпились с Шуриком Бабаевым — моим сетевым приятелем, давним пользователем эпловских продуктов, разработчиком программ под Айфон — и поговорили про Айпад. А я взял да и записал наш разговор. Почему бы это не выложить на всеобщее обозрение? Будем считать это первым выпуском моего непериодического говорильного подкаста.

Обсуждаем Айпад с Шуриком Бабаевым

Говорим вот про что:

  • Чего делать на Айпаде нам, простым гикам?
  • Что-то он совсем не тормозит. А что будет, когда на него понаставишь кучу приложений? Отчего тормозят некоторые Айфоны?
  • Про экран. Не маленькое ли разрешение 1024 на 768? Не смогли сделать больше, не сочли нужным, или их процессор просто больше не потянет с такой плавной анимацией?
  • 500 баксов за низшую модель — это действительно дёшево, или нас разводят? Да и какая польза модели без сотового модуля? Кстати, что это за микросим в модели с оным?
  • Камеру приберегли для будущей модели или просто решили, что не нужна?
  • Как мы будем читать всякую всячину с Айпада без Айбук-стора? О формате Епаб, о чтении обычных ПДФок и о возможности закачивать свои книги в эпловскую красивую читалку.
  • Айфон-ОС как платформа становится всё сложнее для разработчика: теперь придётся учитывать ещё и неопределённость разрешения экрана. Как cделать в приложении интерфейс, масштабируемый от Айфона до Айпада? Немного о новшествах в инструментарии разработчика. Попытка произнести название селектора dequeueReusableCellWithIdentifier:.
  • Айпад — убийца десктопных ОС? Действительно ли Айфон и Айпад так просты, какими их нам представляют Эплы? А как же те люди, которые так и не врубились в Айфон? О сложностях с закачкой в эпловские геджеты контента, полученного не из эпловских источников. Разница между Штатами и Россией. Великий и ужасный Айтюнс.
  • Что нового нам ждать от Айфона и Мака в связи с Айпадом? Айбукс появится и на Айфоне? А будет ли Апстор на Маке?

Скачать наш разговор можно на Арподе (или по прямой ссылке), там же можно подписаться на случай, если будут ещё выпуски. Разговариваем чуть меньше часа. Спасибо тебе, Шурик! А с вас, читатели, комментарии как по существу темы разговора, так и про то, насколько это всё похоже на подкаст, который вы бы стали слушать.

Что вы думаете про Айпад? Что важное мы забыли обсудить (мы уже сами выписали как минимум три темы для ещё одного разговора)? Про что ещё хотите услышать? Кто хочет со мной поговорить про это что-нибудь по Скайпу?

Пропущенные дефисы

Никита Иванов хорошо написал про Айпад. Я тоже когда-нибудь напишу про Айпад, но пока тема другая. Кого волнует Айпад, когда русский язык в опасности? Тема — пропущенные дефисы. Вот Никита цитирует фиг знает кого:

— А чё ты так тормозишь то, все всё уже обсудили!

Я не в силах прочитать это предложение с первого раза, из-за того что автор не поставил дефис перед «то». Сейчас предложение читается следующим образом:

  1. «А чё ты так тормозишь то́,» (речь, очевидно, о том, что адресат что-то тормозит, т. е. задерживает, не даёт чему-то произойти).
  2. Мозг уже готов, что дальше в предложении будет сказано, что же тормозит автор, и автоматически прочитывает «что», а не «все», букв-то столько же (видите, я не забыл дефис после «букв», хотя в данном случае его отсутствие бы помешало меньше — запятая после «то» здесь сильно способствует такому восприятию).
  3. «всё уже обсудили»... вроде чушь какая-то.
  4. Пытаемся осмыслить прочитанное предложение «А чё ты так тормозишь то́, что всё уже обсудили!»... осмыслить не удаётся.
  5. Наверное, там не «всё», а «все»: что все уже обсудили, — думает мозг. И видит, глазами, слово «все», рядом со словом «всё», пытаясь хоть как-то связать это в предложение... «А чё ты так тормозишь то́, что все всё уже обсудили!»...
  6. Да ё-моё, что за бред? Как Никита может тормозить то, что все всё уже обсудили? Он что, кому-то мешал что-то обсуждать? Придётся предпринимать ещё одну попытку прочитать предложения, на этот раз уже не в режиме чтения, а в режиме парсинга.
  7. Парсим: «А чё ты так тормозишь то (и дальше, без какой-либо связи со сказаным перед этим) все всё уже обсудили». Ок, в предложении распарсился смысловой кусок: «все всё уже обсудили». Однако целиком оно по-прежнему бессмысленно и синтаксически разваливается. Продолжаем разбор.
  8. Челночное чтение в режиме исправления ошибок: пытаемся придумать минимальную коррекцию первой половины предложения, чтобы всё вместе обрело смысл.
  9. Придумываем, что если добавить дефис перед «то», то кусок «тормозишь (что?) то́» превратится в «тормози́шь-то». Классно, смысл предложения, кажется, разгадан!
  10. Игнорируем восклицательный знак в конце вопросительного предложения.

Это как чтение на французском языке: предложение приходится читать по нескольку раз, чтобы сообразить, как слова связаны друг с другом. Поражает количество людей, уверенных, будто писать правильно нужно просто так, чтобы пятёрку по русскому поставили, а в принципе-то тебя и так поймут. Такая уверенность, что поймут, ни на чём не основана.

Аналогично работает ошибка с -ться и -тся: мозгу (грамотного человека) мягкий знак подсказывает, какое перед ним слово, и это позволяет сразу ставить ударение в нужное место (например, торо́пится/торопи́ться). Ошибка замедляет чтение предложения, потому ты сначала читаешь то слово, которое написано, а не то, которое имел в виду автор, потом обнаруживаешь, что смысла нет, и только тогда исправляешь ошибку.

Нельзя не вспомнить золотые слова Льва Владимировича Щербы!

О биатлонной спортивной форме

Все биатлонисты и биатлонистки бегут в одинаковой форме — сине-белой:

Форма всех биатлонистов и биатлонистов одинаковая — сине-белая

Ну, то есть как: есть чёрные немцы ещё и красные китайцы. А остальных всех не отличишь. Тупые дизайнеры считают своим долгом сбить зрителя-болельщика с толку. Какие-то полосочки белые, у кого горизонтальные, у кого вертикальные, а у кого — диагональные! У кого-то шапка другого цвета. У кого-то красная фигинда на штанине нарисована. Найди, блин, 10 отличий! Казалось бы, ну сделайте вот так-то:

А должна быть форма биатлонистов и биатлонистов такая, как флаг страны
«Блин, немка-то нашу догоняет!»

Да и телевизионные трансляции можно сделать куда более внятными. Вот при массовой стрельбе список справа прыгает всё время и следить за стреляющим приходится втрое внимательнее, чем нужно. Хоть бы анимировали момент, когда с одной строчки на другую снайпер соскакивает.

Кстати, дизайнерская задача, которую мне пока слабо решить: показывать спринт по телику так, чтобы реально было понятно, кто насколько хорошо бежит в данный момент. Сегодня ситуация со спринтом такова, что если его смотреть с начала, то просто довольно скучно, а если не сначала — то понять, что происходит, вообще практически невозможно.

Добавлено на следующий день: Некоторые комментарии показывают, что людям интереснее относиться к этой задаче как к поводу применить какую-нибудь опупенную и дорогую технологию, чем просто как к задаче, которую нужно прозаично решить.

Реляционная база данных для человека

Вот что. У меня есть некая куча данных, которые я хочу не потерять. Я могу хранить их в текстовых файлах, могу — в Эверноуте, а могу ещё как-то. Но мне кажется, что этим данным самое место в реляционной базе. Они хитро связаны друг с другом, и я хочу сделать эти связи частью самого принципа хранения.

Понятно, что у меня есть «Пэ-ха-пэ-майадмин» и даже «Навикат», и я могу построить всю структуру в «Май-эс-ку-эле». Но это очень нудно, неудобно и некрасиво. Как человеку с айдишками-то не сойти с ума? Хочется красоты и простоты.

Вот есть программа «Бенто». Типа, красивая база данных для обычных людей. Я, честно говоря, не сильно погружался в то, что она умеет, но букв SQL нигде на сайте я не нашёл. Следовательно, если я вдруг пойму, что у меня ошибка в модели, то мне придётся вручную, что ли, всё переделывать? Или надеяться, что там есть какие-то готовые функции.

Короче, вопрос в том, как создать базу данных, предназначенную непосредственно для человека, а не для скрипта, чтобы с ней было легко и приятно работать, но при этом была возможность запросы писать, если что, нормально.

У меня даже есть гипотеза, что можно поставить какой-нибудь фреймворк, который умеет по описанию модели автоматически генерить красивые формы и выводы, и воспользоваться им, но это как-то сильно сложно, вроде бы.

Помогайте, пожалуйста.

Опера: сложная любовь

Опера — одновременно и гениальный, и ужасный браузер. Я не знаю, как меня хватило на то, чтобы в своё время «подсесть» на неё. Сегодня мой мозг работает совсем иначе. Я хочу Хром или Сафари, но я уже привык к тому, что браузер — это умная штука, а не просто милая рамочка вокруг веб-страничек. Неужели это неразрешимое противоречие?

Я совершенно не удивлён тому, что практически никто из моих знакомых не понимает, как можно пользоваться Оперой. Вот как выглядит окно выбора языка интерфейса в этом браузере:

Опера: окно выбора языка интерфейса

Сказать, что это катастрофа — ничего не сказать. Какой к чёрту Юнайт, ребята? Глаза-то откройте, посмотрите, что вы выпускаете!

Пользоваться Оперой — весьма мучительно. Но пользоваться другими браузерами невозможно в принципе: они беспомощны в ситуации, когда открыто одновременно 100 сайтов, а я в интернете ведь не только новости читаю и почту проверяю.

Промо-микс: Минимал-полицай

Вот вам новый промо-микс:

Minimal Polizei

Превью и прелысн:

Ссылка на Промодиджей — вот.

В отличие от прошлого микса, вышедшего полгода назад, этот концентрируется на звуке и механике, совершенно не интересуясь тем фактом, что слушатель хочет, чтобы его развлекали. Этот микс нужно слушать всем, кто умеет получать удовольствие от деталек и имеет для этого достаточно хорошие оборудование и слух.

Самые крутые места — 1:01+, 11:02+, 16:22+, 26:39+, 34:11+, 41:08+ и 46:41+.

Гимн моей страны

Гимн моей страны — «Патриотическая песня» Михаила Глинки. Этот гимн без слов, тем и прекрасен. Гимн должен вызывать тёплое чувство гордости и радости, что ты живёшь в этой стране. Красивая музыка не требует того, чтобы ей мешал играть хор не попадающих в ноты людей. Патриотом нужно быть молча.

Мой гимн — «Патриотическая песня» Михаила Глинки. Когда она звучит, я встаю, потому что не могу себе позволить сидеть, как не могу себе позволить зайти в помещение в головном уборе или не сказать «спасибо» кассиру в магазине. Я встаю не ради кого-то; скачав её в МП3, я слушал её стоя, хотя я здесь один.

Гимн той России, куда я хочу вернуться — «Патриотическая песня» Михаила Глинки. Всё моё сознательное детство она играла после курантов. А потом пришёл Путин и вернул советский гимн. Его я тоже слушаю стоя, но уже из уважения к старшим. Ведь, наверное, советский гимн вызывает у поколения Путина те же чувства, что у меня вызывает гимн Глинки.

Но гимн Александрова и музыкально слабее (одинаковые ходы повторяются со сдвигом на тон вниз, как в эстрадной музыке), и новый текст его никто не знает (все поют «Союз нерушимый»), и ассоциируется он совсем не с той страной, где мне хочется жить.

Попытка сформулировать теорию дефисов

Иностранные названия, когда передаются на русском языке, пишутся беспорядочно то раздельно, то через дефис. Вот что сказано у Мильчина («Справочник издателя и автора», 3.15.5; 3.15.64; эту цитату я уже приводил в другой заметке):

Названия зарубежных фирм, компаний, концернов, банков и т. п. из одного или нескольких слов транскрибируют русскими буквами и заключают в кавычки. С прописной буквы в этих названиях пишут первое слово в кавычках и собственные имена. Напр.: компании «Юнайтед стейтс стил», «Дженерал моторс», концерны «Пежо», «Роллс-Ройс», фирма «Сони», компания «Кока-кола», фирма «Юнайтед фрут компани», банк «Морган Стэнли», концерны «Фольксваген», «Фиат».

Почему в «Кока-коле» дефис, а в «Дженерал моторсе» — нет? Эту тему Мильчин на протяжении нескольких изданий справочника обходит стороной. Написал бы хоть, что так, допустим, «по традиции» пишется — но нет, вообще ничего, как будто читатель и не заметит этой разницы.

А эта проблема существует не только с названиями, но и просто с иностранными словами, написание которых ещё не устоялось или не закреплено в словаре.

Мне неизвестен источник, из которого можно было бы достать информацию о том, когда стоит писать дефисы, а когда — нет, поэтому остаётся полагаться только на собственное чутьё. С другой стороны, чутьё — штука переменчивая: сегодня так захотелось написать, а завтра — эдак, поэтому хочется хотя бы самому себе объяснить, почему ты пишешь именно так, как пишешь. Опять же, когда пишешь «Фан-лавинг-криминалс», но «Ред хот чили пепперс», все начинают тебя упрекать в непоследовательности.

Если название на иностранном языке означает имя и фамилию или несколько имён или фамилий, то по-русски я их запишу без дефиса, каждое слово с большой буквы, как банк «Морган Стэнли» у Мильчина или клавиатура «Оптимус Максимус» у Лебедева. «Роллс-Ройс» пишется с дефисом, потому что там в оригинале дефис.

Если название или словосочетание на английском языке выражается парой существительных так, что первое из них на самом деле выступает в роли прилагательного, и как бы отвечает на вопрос «какой?», то по-русски я запишу его через дефис. Поясню: бизнес-центр, эконом-класс, арт-директор и интернет-кафе по-русски пишутся через дефис, потому что «бизнес центр» — это просто бессмысленный набор слов, два существительных в именительном падеже подряд, «забор топор»; это не может ничего значить. Поскольку реально такие сочетания означают «бизнесовый центр», «экономный класс», «артовый директор» и «интернетное кафе», то мы их пишем через дефис. Кстати, о том, что эконом-класс последнее время стали называть «экономическим», надо будет отдельно написать. Так вот, исходя из этого пишу: прогрессив-хаус, «Тайм-машина», Флеш-плеер и даже рокет-сайенс.

Если иностранное слово, выступающее в роли прилагательного, является таки прилагательным, то я уже скорее не захочу писать дефис, потому что его отсутствие не обессмысливает: «Ред булл» нормально смотрится и без него. Но тут пока трудно: «Инфектед машрум» хоть и нормально работает без дефиса, я всё же чаще пишу с ним.

Первое слово в подобных сочетаниях может быть и причастием на -ing, в этом случае дефис мне снова обязательно нужен, хоть слово и отвечает на вопрос «какой»? Смысл этого принципа в том, что слово на -ing может быть и существительным, а нам нужно избежать такого его понимания: «Смэшинг-магазин». Из-за этого принципа возникают двухдефисные конструкции типа «Фан-лавинг-криминалс» (без дефисов означало бы «Веселье любовь преступники» вместо «Преступники, любящие повеселиться»; с «Ред хот чили пепперс» такой проблемы нет, так как все первые слова — прилагательные).

Если вторая часть названия уточняет первую, как-то сужает её, то я снова воспользуюсь дефисом: «Виндоус-мобайл», «Мак-мини». В данном случае не имеет значения, является ли уточняющее слово прилагательным. Тут я использую аналогию с тем, как такие уточнения работают в названиях населённых пунктов: Большой Куяш, но Переславль-Залесский.

Не поставлю дефис между названием производителя и продукта, когда название продукта часто используется и без производителя («Микрософт Офис», «Эпл Макинтош», но «Нортон-командер», «Гугль-аналитика»; ср. также выбор регистра первой буквы второго слова).

Если первая часть слова — это словарное русское слово, то дефис неизбежен («Аналог-пусси»). Дефис всегда хочется ставить между двумя созвучными или рифмующимися частями названия, как в «Кока-коле», например: «Вайб-трайб». С дефисом всегда пишу аббревиатуры, когда при переводе использую названия букв (Би-би-си). Слова айсикью и эсемеска утратили давно аббревиатурный смысл. Их, как слово «диджей», хочется просто писать слитно.

Эти соображения, конечно, не описывают всех возможных случаев, да и наверняка в них можно найти противоречия. Если вам есть, чем дополнить их, будет здорово. Отмечу, что в области географических названий этой проблемы нет — там давно устоялась традиция передавать при транслитерации или транскрипции пробел дефисом («Нью-Йорк», «Рио-де-Жанейро»). Мне кажется это правильным и красивым решением, его хочется распространить на все названия — в случае сомнений я склоняюсь к тому, чтобы поставить дефис.

Воткнуть машину в розетку

В машине всё хорошо, когда она работает. Но есть ощущение, что инженеры совершенно не думают о том, что она может сломаться, и что в этом случае можно всё-таки как-то облегчить водителю процесс починки.

Когда машина не заводится, я не хочу её прикуривать или снимать аккумулятор и заряжать дома. Я хочу вытащить из неё провод (как из пылесоса), воткнуть в розетку, завестись и поехать. Или оставить на несколько часов аккумулятор заряжаться. Естественно, пока провод в розетке, она должна заводиться, но не ехать, чтобы провод не порвать.

Конечно, не всякий раз на улице есть розетка. Но рядом ведь легко может быть гараж или дом. Провод можно сделать подлиннее. Опять же, если машины будут с такими проводами, на всех стоянках появятся розетки на каждом столбе. За однократное использование розетки можно смело брать, скажем, 50 рублей — электромонтаж окупится в первую же зиму.

Наконец, розетки нужно встроить в сами машины. Чтобы если уж припёрло прикурить, так не нужно было трахаться на морозе с крокодилами.

О шестнадцатеричных цифрах больших, чем 9

Шестнадцатеричные цифры a, b, c, d, e и f нужно писать исключительно в нижнем регистре. Читателю совершенно необязательно проводить время с лупой перед монитором, пытаясь различить 8 и B, 0 и D. Вывод различными программами этих цифр в верхнем регистре следует считать багом.

Ранее Ctrl + ↓