Позднее Ctrl + ↑

Инструкция против интерфейса

За последнее время я столкнулся с большим количеством промышленных интерфейсов. Суть в том, что в интерфейсе человек делает не что-то, что ему хочется, а что-то, что надо исходя из производственного процесса. Интерфейсы сложные, со специальными командами и терминами. К интерфейсу пишут инструкции, сотрудники должны их внимательно изучать.

Вот пример фразы из инструкции:

Если выдалось сообщение, что поступила деталь типа A в статусе N или Q, то деталь необходимо обработать на станке X.

Инструкция и интерфейс борются друг с другом. Десятками встречаются ситуации, когда в интерфейсе написано одно, а в инструкции объясняется, что это значит другое! Вот как в этом примере.

Все такие ситуации исправляются тремя действиями:

  1. Слово «Если» из инструкции переводится в слово if в коде. Код ведь знает, какое сообщение он выдал!
  2. Сообщение заменяется на «Передайте деталь на обработку на станке X».
  3. Фраза про типы и статусы удаляется из инструкции.

Каждый раз, когда в инструкции написано, как интерпретировать сообщение на экране, мы берём и переносим правильную интерпретацию сразу в сообщение. Каждый раз, когда в инструкции написано, что нужно что-то сделать, мы берём и переносим эту фразу из инструкции в сам интерфейс. Пока инструкция не стала пустой, интерфейс можно улучшать дальше даже без особых мозговых усилий.

Регулятор погоды в Макосе

В недавнем обновлении Макоса появилась фича — можно показывать погоду прямо в системном меню:

Хорошо! Если ткнуть, выпадает выпадайка с дизайном студенческого уровня — ну как можно было не нарисовать контурные версии иконок вместо этих клякс?

Но самая удивительная штука тут сверху — это голубенький регулятор температуры за окном. Можно подвигать и сделать потеплее или похолоднее. Удобно!

Я сейчас готовлю новую лекцию под рабочим названием «Кликабельность» — там про то, как мы по виду элементов понимаем, что с ними можно делать. Вот дизайнеров из Эпла я бы отправил на неё обязательно.

Если у вас индикатор, он не должен выглядеть как регулятор. Не говоря уж о том, что тут совершенно низачем не нужен этот индикатор, он ничего не объясняет и не визуализирует.

Вернуть курсор в предыдущее место

Иногда ты работаешь с длинным документом или пишешь код, прыгаешь в какую-то другую его часть и хочешь вернуться к предыдущему месту. К сожалению, нигде не предусмотрено анду или кнопки «Назад» для простого перемещения курсора.

Но я заметил, что давно уже совершенно автоматически делаю ⌘Z, ⇧⌘Z — анду и сразу реду. Это отменяет последнее действие и тут же делает его снова, то есть документ в итоге не изменяется. А зато курсор возвращается туда, где был до этого!

На интерфейсном курсе: чистим виджет от шума

Интерфейсный курс скоро подорожает, и вот-вот закончится запись на последний поток по старой цене. Заодно — кусочек из курса.

Показываю несколько движений, чтобы виджет стал посимпатичнее. 4 минутки:

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 162 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 1 декабря 2023 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 18 января — 16 февраля.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

На курсе презентаций: презентация оптимизации работы типографии

Вот вам ещё один кусочек, чтобы вы захотели к нам прийти. Это снова последний семинар, где мы разыгрываем ситуации, когда на презентации всё пошло не по плану, и учимся с ними работать.

Участник курса презентация Николай Иванов презентует клиенту своё предложение по оптимизации работы типографии. Со стороны клиента два участника, один очень скептичен, другой очень прагматичен, да у них ещё и разногласия появляются по ходу. Обсуждаем, как можно усилить саму презентацию и как поступать с таким проблемным клиентом. 31 минута:

0:00 Контекст: что презентует Николай и кто слушатели
1:50 Николай начинает презентацию, но быстро сталкивается с непониманием, а потом у клиента ещё и проблемный звонок, непонимание и разногласия
17:30 Разбор! Как надо было реагировать на проблемный звонок
21:19 Проигнорированный вопрос
22:00 Проблема с игнором опасений и сложностей у клиента
26:35 Что делать, если клиент увольняет сотрудника

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 10 онлайн-курса «Презентация клиенту и публичные выступления». Записано на курсе 28 октября 2024 года.

До 12 января идёт запись на курс, который пройдёт 13 января — 2 февраля.

Почитать о курсе

Программа и запись

Крутой курс, приходите!

Метрики или дизайнер с мнением

Я недавно делился размышлениями о том, как в погоне за метриками компании разрушают сами себя. Там, конечно, можно долго спорить, но я хочу ещё одну мысль вынести.

Говорят, что метрики — это единственный объективный источник информации для принятия решения. Типа, дизайнер со своим чутьём или мнением может ошибаться, а метрики не врут. Это не совсем правда: метрики могут неправильно собираться и ошибочно интерпретироваться, но давайте для простоты представим, что они верны и объективны. Мне даже в этом случае не кажется, что на них можно полностью положиться.

Моё возражение связано с мыслью о замене дизайна эволюцией из 23-го выпуска подкаста «Думаем дальше». Если мы полностью доверяем цифрам, то наш продукт лишён стержня, задумки, плана. Он просто куда-то дрейфует по течению. Сегодня пользователям вкатило что-то, мы стали это развивать. Завтра стало модно другое — мы стали развивать другое. Куда мы придём такими шагами через десять лет? В мутанта, где банкинг с маркетплейсом приправлен рилсами и сторисами. Никто не понимает, что там где и зачем — просто вот так получилось. Главное на это не дышать.

Мне больше нравится подход, когда всё решают люди со вкусом и мнением. Они — авторы продукта, продукт несёт их идеи. Ты доверяешь продукту, потому что понимаешь, как думают и что ценят эти люди. Да, авторы могут хотеть фигню, которая никому кроме них не нужна. Но им не запрещено свои вкус и мнение менять, если они видят, что ошибаются. Даже Стив Джобс умел менять своё мнение, так уж и остальные как-нибудь справятся!

Важно, что мнение всегда есть! Мы идём куда-то, иногда смотрим на данные для оценки своей адекватности, и, в случае чего, корректируем курс, но у нас есть курс!

Проблема с метрологами в том, что у них нет ни вкуса, ни мнения, ни курса.

На курсе презентаций: презентация редизайна М.Видео

Участник курса презентаций Даниил Володин презентует клиенту редизайн сайта М.Видео. Обратите внимание, что собственно показ нового дизайна занял две минуты спустя аж семь минут всяких подготовительных ритуалов. Это позволило добиться того, чтобы все помехи вниманию слушателей сначала были устранены. Но мы всё равно разыграли несколько типичных проблем на презентациях и потом разобрали их.

Подробный пример, аж 32 минуты:

0:00 «Клиент опаздывает»
2:20 Начало презентации: контекст, задача, формирование ожиданий, обсуждение старого дизайна. «Клиент отвлекается»
7:13 Показ нового дизайна и плана внедрения
9:08 Что дальше? «Клиент всё неправильно понял», «Клиент недоволен степенью проработки»
17:35 Разбор! Вопрос о фильтрах
21:05 Проблема с согласованиями ожиданий от следующей презентации
24:45 Проблема с пропуском мелких замечаний
25:40 Проблема с перебиванием клиента
27:30 Что делать, если клиент всё неправильно понял
32:05 А вообще-то хорошая презентация

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 9 онлайн-курса «Презентация клиенту и публичные выступления». Записано на курсе 28 октября 2024 года.

До 12 января идёт запись на курс, который пройдёт 13 января — 2 февраля.

Почитать о курсе

Программа и запись

Крутой курс, приходите!

На интерфейсном курсе: вписываем кусок карты в виджет

Участник курса нарисовал виджет, часть которого занимает карта под обрез. Получилось некрасиво. Объясняю, что не так, и как можно сделать лучше. 6 минут:

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 161 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 1 декабря 2023 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 18 января — 16 февраля. Сейчас −10% из-за ранней записи.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Ценовые категории в «Букинг.коме»

На днях я рассказывал про проблему возрастных категорий. А вот другой пример — ценовые категории в «Букинг.коме»:

Слева нужно выбрать «бюджет за ночь», и для этого используется самый неадекватный интерфейс в мире: цены разделены на категории с шагом по 2000 рублей. Мало того, что их совершенно ни для чего не нужно в принципе делить на категории, так тут ещё и интерфейс позволяет настроить, например, что мне подходит от 4000 ₽ до 6000 ₽ и от 8000 ₽ до 10000 ₽, а вот 6031 ₽ или 7915 ₽ — не подходит. Не существует ни одного человека в мире с такими требованиями к цене.

Надо было сделать просто один ползунок максимальной цены, который бы занял одну строку вместо восьми.

Без возрастных категорий

Когда бегаешь в Эпл-часах, они измеряют некий параметр VO₂ max, который характеризует твою кардиовыносливость. Я бегаю по чуть-чуть, и вот однажды прошлой весной этот VO₂ max у меня упал ниже среднего. Я расстроился и стал думать, как бы мне бегать получше, чтобы вырос обратно. Бегал-бегал, но всё лето он болтался вокруг того же значения, никак не становясь выше среднего.

И вот после очередной тренировки VO₂ max чуть-чуть упал, но Эпл показал, что он стал выше среднего! А благодаря теореме Коши, Вейерштрасса или кого-то из этих ребят мы понимаем, что если значение непрерывной функции было ниже некоторого значения, а потом упало, то оно ну никак не может стать выше этого значения. Я пошёл разбираться, что там произошло.

Оказалось, что с прошлой тренировки мне успело исполниться сорок лет, и я перешёл из категории 30—39 лет в категорию 40—49 лет, и среднее для меня резко уменьшилось — с 43 мл/кг/мин до 38 мл/кг/мин. То есть в логике Эпла между людьми 30 и 39 лет нет никакой разницы, но конкретно в день, когда тебе исполняется сорок, нормативы для тебя резко снижаются.

Делить людей на категории может быть необходимо, если у вас есть ограниченное количество различных предложений для них. Вы можете сделать только два правовых статуса, только три типа билетов, только пять размеров носков — вам приходится искусственно делить всех на категории, потому что писать каждому индивидуальные правила или делать индивидуальное предложение нерационально.

Но если вы работаете с большими данными, то нет причин искусственно снижать разрешение в тысячи раз. Вы можете показать каждому среднее именно для его возраста, или среди всех людей с разбросом 3 месяца вокруг него, или что угодно ещё. Это среднее будет не резко меняться в случайные моменты жизни раз в десять лет, а плавно падать естественным образом.

Ранее Ctrl + ↓