Позднее Ctrl + ↑

S7 Airwines

По необъяснимым причинам авиакомпанию «Сибирь» в Домодедове объявляют не как «S7 Airlines», а как «S7 Airwines». Я не знаю, какой дефект речи может объяснить такое искажение и, кроме того, не уверен, что дефекты речи могут служить оправданием в данном случае.

В Опере 9.5 появится overflow-x и overflow-y

Собственно, сабж.

Там, конечно, появится миллион новых фич, том числе много разных вкусностей из CSS 3, но это всё не будет работать в IE. А раздельный overflow-x/y — одна из полезных возможностей, которая есть в IE, и которую можно изобразить в Мозилле, а вот в Опере это было сделать непросто.

Денормализация в дизайне таблиц

Таблицы, сделанные для человека, не требуют нормализации.

Не стоит делать колонку для данных, которые отличаются у одной-двух строк большой таблицы; можно просто указать на исключительность этих строк, сделав сноску или, ещё лучше, подписав то, что нужно, прямо под ними. Иногда можно повторить единицу измерения для каждой ячейки данных, а не выносить её в заголовок, особенно если это проценты. Иногда данные двух колонок можно подписать одной колонкой в шапке, скажем «Наблюдаемая концентрация, от…до» вместо двух колонок «Минимальная наблюдаемая концентрация» и «Максимальная наблюдаемая концентрация» (или ужасной двухярусной шапки «Наблюдаемая концентрация», и ниже: «минимальная», «максимальная»). Когда нам нужно сослаться на максимальную концентрацию в 7-й строке таблицы в последующем тексте, вовсе не обязательно нумеровать строки, можно просто выделить интересное число курсивом или цветом, и потом использовать такое же выделение в ссылке.

Существует точка зрения, что «ненормализованная» таблица хуже воспринимается человеком, потому, что человек должен разбираться в её системе. Дескать, если таблица имеет универсальную шапку, покрывающую все случаи, то человеку она привычна и понятна, а если в таблице где-то что-то подписано поперёк структуры, где-то один заголовок относится к двум строчкам, а где-то подписана единица измерения прямо у данных, то человек воспринимает такую таблицу как нечто странное.

Дело тут в том, что последний эффект ошибочно воспринимается как негативный. Человек не теряется в такой таблице, а скорее просто чувствует себя вынужденным посмотреть, что же тут в действительности происходит. Необычность таблицы призывает его увидеть особенность именно тех данных, которые показаны в этой таблице, в отличие от формализованной таблицы, в которой данные и структура друг о друге ничего не знают.

Обычную таблицу человек видит — и думает, что видит данные. Но если потом у него спросить, какая же всё-таки концентрация-то была, он её не вспомнит. Человек просто отметил для себя: «Ага, вот тут много данных, если мне надо будет вникнуть — вникну». И продолжил читать текст дальше, не возвращаясь к таблице.

Особенно опасно то, что дизайнер, ставящий таблицу в какой-нибудь текст, как правило совсем не интересуется приведёнными в ней данными, поэтому степень его мотивированности в том, чтобы разобраться в данных, близка к нулю. Поэтому он склонен воспринимать своё ощущение видимости данных как признак того, что и конечный потребитель тоже увидит данные. Забывая, что ему лишь показалось, что он их видел. В результате мы получаем типичные буклетики с информацией о тарифных планах сотовых операторов, об ужасности которых не стоит даже начинать говорить.

Если есть задача донести табличную информацию до человека, то нужно оформлять её так, чтобы она не казалась неким квадратным бруском, который можно пропустить и продолжить читать текст. Её нужно делать частью этого текста, но форматировать так, чтобы в ней было удобнее сориентироваться.

Нет ничего страшного в том, что такой подход непривычен, а классические таблицы в рамочках — привычны. Привычность чего-то не означает, что это хорошо. Она лишь означает, что человек перестаёт обращать внимание на связанные с этим неудобства. При этом, если человеку, привыкшему ковыряться под капотом «Жигулей», предложить пересесть на «Мерседес», вряд ли он будет против, мотивируя это привычкой.

Не стоит забывать и о том, что справочные таблицы и иллюстративные таблицы в текстах — это совсем разные вещи. Справочные таблицы созданы скорее для быстрого поиска, а не для анализа, сопоставления и осмысления данных.

Таблицы, сделанные для человека, требуют денормализации. Вдумчивой, внимательной, осмысленной денормализации, направленной на то, чтобы всеми средствами показать особенности данных.

Ведь особенности — это и есть данные; количество ног — это не данные о человеке, если их две.

Как долетел

Началось всё с того, что нужно было пронести с собой 14 килограммов ручной клади (и шикарные автобусные номера) при разрешённых пяти. Сдавать что-либо в багаж совсем не хотелось; настолько, что я твёрдо решил пробивать все возможные уровни сопротивления. Оказалось, что достаточно было всего трёх уровней.

Секьюрити до сих пор требуют «показать» электронный билет, имея в виду маршрутную квитанцию, а я её из принципа не показываю (да и просто доставать лень) и объясняю им, что не обязан. Почему нельзя эту простую мысль как-то донести до всех сотрудников аэропорта раз и навсегда — загадка.

Зато впервые у меня не спросили, что за подозрительную вещь я везу в рюкзаке (штативчик).

На 47-м гейте я не смог выяснить, дадут ли второй автобус, и поэтому попёрся последним пассажиром в первый. Через несколько минут стояния с моим немалым багажом я уже окончательно задолбался ждать отправления, и тут нас завели из автобуса обратно в здание. Естестевенно, рейс как всегда задержали. Официально — на 15 минут.

Нас повели на 44-й гейт, что не могло не порадовать — это гейт на втором этаже, с присоской. Но когда трап присосался к самолёту, из самолёта стали выходить люди. Девушка, которая нас привела туда, поняла, что что-то не так, и повела нас обратно на 47-й.

В результате я уехал вторым автобусом. С 51-го гейта. Во время переходов между гейтами я уже начал подумывать о том, чтобы написать жалобу на авиакомпанию...

Ночной Челябинск из неба

Зато летелось шикарно. Три свободных кресла рядом на последнем ряду 737-го. По счастливой случайности мне досталось целых две порции корма. Потом пилот обратился к пассажирам с извинениями за задержку (невиданная роскошь). А потом ещё и очень чисто посадил самолёт. В итоге негативные эмоции были с лихвой компенсированы позитивными.

Но вообще, я бы хотел посоветовать авиакомпании «Сибирь» бросать эту дурацкую привычку задерживать все рейсы.

Трубная

Сегодня меня занесло на Люблинскую линию, где мне встретились удивительного уродства серые поезда с плоским передом, только половина из которого является окном. Наверное, это и есть поезда, которые называют «Серой чумой»? Надо сказать, внутри эти вагоны тоже выглядят отпугивающе.

Я сразу же обратил внимание на то, что на всех возможных указателях значилась как действующая станция Трубная (она же Цветной бульвар). Например вот здесь на станции Римской:

Указатели до станции Трубной

Обратите внимание, как между Трубной и Чкаловской оставлено место для станции Сретенский бульвар (она же и Тургеневская, и Чистые пруды). Выглядит всё так, будто я проспал пуск Трубной. Естественно, я стал ждать ближайшего поезда с целью поехать посмотреть.

Поезд подошёл с табличкой «Чкаловская», и сразу после открытия дверей было объявлено «Поезд следует до станции Чкаловская. Осторожно, двери закрываются. Следующая станция — Чкаловская». Это автоматически навело на мысль о том, что до Трубной, возможно, пока следует только часть поездов.

Следующий поезд подошёл без какой-либо таблички, и, кроме того, объявления о следовании до Чкаловской не прозвучало. Я, обрадовавшись, сел в него. Но на Чкаловской было сказано «Поезд дальше не идёт, просьба освободить вагоны». Вот чёрт. По словам встретившегося мне сотрудника метро, Трубная откроется первого сентября. А я завтра улетаю в Челябинск.

Про знак рубля

Спрашивают, что я думаю по поводу знака рубля.

Я согласен со всем, что написано в 116-м параграфе. Но, видимо, знак — явление неизбежное, и лучше, чтобы его рисовали те, кто хоть что-то понимает в типографике и дизайне, чем любимый племянник какого-нибудь важного чиновника, который будет принимать решение.

Всерьёз комментировать сам символ я не готов. Мне он как будто бы не очень нравится. Но я тут весьма слабо компетентен. По существу знак разобрал Юрий Гордон, и я склонен доверять ему.

Использовать знак в собственных работах я не собираюсь.

e2 Selecta Beta

Вы уже можете её скачать, v1667, но у меня пока не готова документация на тему «Как обновиться».

Автообновление, как вы знаете, состоит из двух этапов: 1) скачивание изменившихся файлов и 2) обновление структуры базы и реестра до новой версии движка.

Первый этап для беты, конечно, не будет работать, он заработает только в финальном релизе. Потому, что обновляться до беты — идея неправильная.

Второй же этап является неотъемлемой частью всей архитектуры e2, поэтому совершенно любой билд знает, что он должен сделать с базой и реестром, доставшимся ему в наследство от любого предыдущего билда. Поэтому если вы руками подмените все системные файлы на новые (кроме файла реестра, конечно), то всё должно завестись.

Но есть ещё третий этап обновления, который не является частью автоматического процесса, — это исправление шаблонов дизайна, чтобы они были адекватны новым или изменившимся фичам. Дак вот, на эту тему я всегда пишу документацию, но на этот раз её пока нет. Но вы можете просто выкинуть свои шаблоны дизайна и заменить их новыми едвашными.

В общем, бету лучше поставить отдельно и поиграться в неё независимо. Естественно, финальный релиз сможет корректно автообновиться с состояния беты, а третий этап вообще, надеюсь, не понадобится (вряд ли я что-то буду менять в шаблонах дизайна в финальном релизе).

Ключевые фичи Селекты: черновики, встроенная Спеста, облако тегов, улучшения в комментариях, админский тулбар сверху, новый базовый дизайн.

Часы в колонтитулах

Когда читаю книгу, обычную, бумажную, постоянно пытаюсь посмотреть текущее время в колонтитулах, а его там нет. Номер страницы меня, надо сказать, интересует в заметно меньшей степени. Когда-нибудь экранное разрешение позволит забыть эти неудобные неуклюжие бумажные хреновины как страшный сон.

Ранее Ctrl + ↓