Позднее Ctrl + ↑

Копенгаген

Я ж ещё два года назад на пару дней в Копенгаген сгонял, но так ничего вам и не показал оттуда кроме библиотеки и видео из метро. Сегодня — на что похож город.

Пока шёл от метро к отелю, увидел такое:

Красивое слово «Ресторан»:

На следующий день пошёл гулять и смотреть по сторонам:

Улица:

Перекрёстки приподняты до уровня тротуаров:

Остановка:

Двор:

Знаки и ящик:

Дом:

Евроремонт:

Красивая надпись:

Ночью в тихих кварталах с каналами очень уютно:

Архитектура:

Органическая помада — это ещё ладно:

А органическую стрижку видали?

Нюхавн — самое скучное место в городе:

Фотографии из поездки в феврале 2017 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Копенгаген!

Ещё про Копенгаген:

Книга Майкла Сэндела «Справедливость»: часть 2

В предыдущей части — про предпринимателей, которые богатеют на несчастьях других.

Картинка с Озона

Продолжаю выписку с комментариями.

Глава 1. Что значит «поступать правильно»? (продолжение)

Свобода против справедливости (это в продолжение темы из прошлой выписки):

Жадность — нечто большее, чем личный порок. Она вступает в противоречие с гражданской добродетелью. В моменты трудностей хорошее общество сплачивается. Вместо того чтобы выжимать максимальные преимущества, люди заботятся друг о друге. Общество, в котором люди эксплуатируют своих соседей ради получения финансовой выгоды в периоды кризисов, — плохое общество.

Напротив, довод добродетели основывается на суждении, что жадность — это порок, который государству следует обуздать. Но кто решает, что есть добродетель, а что — порок? Разве [...] не опасно навязывать суждения о том, что есть добродетель, с помощью закона? Сталкиваясь с такими вопросами, многие люди считают, что в вопросах добродетели и порока правительству следует соблюдать нейтралитет.

Итак, когда мы изучаем наше отношение к намеренному завышению цен, оказывается, что нас влечёт в разные стороны: мы возмущаемся, когда люди получают то, чего они не заслуживают; возмущаемся жадностью тех, кто извлекает выгоду из человеческих страданий, и считаем, что такая жадность должна быть наказана, а не вознаграждена. И всё-таки нас беспокоит ситуация, когда суждения о добродетели получают воплощение в законах.

Эта дилемма указывает на один из величайших вопросов политической философии: стремится ли справедливое общество к поощрению добродетели своих граждан? И должен ли закон быть нейтрален по отношении к конкурирующим концепциям добродетели с тем, чтобы граждане могли свободно и самостоятельно выбирать лучший образ жизни?

По существу ответ на этот вопрос разделяет древнюю и современную политическую мысль. В своём трактате «Политика» Аристотель учит, что справедливость заключается в наделении людей тем, чего они заслуживают. А для того чтобы решить, кто чего достоин, следует определить, какие добродетели заслуживают почестей и вознаграждений. Аристотель утверждает, что понять, каково справедливое устройство, невозможно, если сначала не поразмыслить о самом желательном образе жизни. По Аристотелю, закон не может быть нейтральным в вопросах хорошей жизни.

Напротив, политические мыслители современности, начиная с Иммануила Канта в XVIII в. и заканчивая Джоном Роулзом в ХХ в., утверждают, что принципы справедливости, определяющие наши права, не должны основываться на какой-то определённой концепции добродетели или наилучшего образа жизни. Вместо этого справедливое общество уважает свободу каждого индивидуума выбирать себе концепцию хорошей жизни.

Итак, можно сказать, что теории справедливости у древних начинаются с добродетели, тогда как современные — со свободы.

Не знаю, о чём тут спорить, и почему автор выдаёт эти две «теории» за равноправные. Если мы признаём, что над свободой есть что-то более важное, то значит мы признаём право одних людей говорить другим, что делать. И если кому-то нравится эта идея — потому что ведь тогда можно будет заставить плохих вести себя хорошо! — то у него просто не хватает ума понять, что решать, что такое хорошо, неизбежно будут плохие.

Про заслуженность награды:

Пентагон в 2009 г. объявил, что медалью «Пурпурное сердце» будут награждать только военнослужащих, получивших физические увечья. Ветераны, страдающие психическими расстройствами и психологическими травмами, не будут иметь права на получение этого знака [...]

Каковы добродетели, заслуживающие этой награды? В отличие от других военных наград, медалью «Пурпурное сердце» награждают за жертвы, а не за храбрость. Для получения права на этот знак не надо никакого героизма. Нужны только травмы, причиненные неприятелем.

В основе разногласия лежат конкурирующие концепции нравственного характера и военной доблести. Люди, настаивающие, что награждения достойны только те, кто пролил кровь, считают, что посттравматический синдром отражает слабость характера, недостойную почетной награды.

Культ силы — это ужасно.

Возмущение финансовой помощью:

В октябре 2008 г. президент Джордж Буш-мл. запросил у Конгресса 700 млрд долл. на оказание финансовой помощи крупным банкам и финансовым компаниям США. То, что Уолл-стрит, получавшая огромные прибыли в хорошие времена, теперь, когда дела пошли плохо, просила налогоплательщиков оплатить предусматриваемую законопроектом помощь, казалось несправедливым.

Никто не утверждал, что банки и инвестиционные компании заслуживали денег. Их опрометчивые, безрассудные ставки (которые стали возможными вследствие недостаточного государственного регулирования) вызвали кризис.

Кажется, тезис из замечания в скобках требует доказательства?

Затем возник вопрос бонусов. Вскоре после того, как банки и другие финансовые учреждения начали получать помощь, СМИ выяснили, что некоторые компании, получавшие помощь от государства, выплачивали своим директорам и управляющим миллионные бонусы.

Далее автор возвращается к противостоянию свободы и справедливости, вдруг считая свободу одним из подходов к справедливости. Но уже к середине абзаца опять противопоставляет свободу и справедливость. То ли перевод плохой, то ли автор запутался в собственных терминах:

Подход к справедливости, начинающийся со свободы, разделяет обширная школа мыслителей. В сущности, некоторые действия, вызывающие самые ожесточенные политические споры нашего времени, происходят между двумя соперничающими лагерями — между сторонниками laissez-faire и приверженцами справедливости. Лагерь laissez-faire возглавляют сторонники свободного рынка — либертарианцы, считающие, что справедливость заключается в уважении и поддержке добровольного выбора, который делают взрослые люди по взаимному согласию.

Написано-то как! Простая моральная целостность и последовательность во взглядах выдаётся за какую-то маргинальную «школу мысли».

В лагере сторонников справедливости — теоретики более эгалитарных воззрений. Они утверждают, что свободные от всякого регулирования рынки на самом деле не являются ни справедливыми, ни свободными. По их мнению, справедливость требует проведения мер, которые устраняют социальные и экономические недостатки и дают справедливые шансы на успех каждому.

Мало ли, что они утверждают? «Теоретики эгалитарных воззрений» выдают себя за источник истинного знания о том, как правильно жить. Но откуда оно у них взялось и почему представления других людей хуже? Эгалитаризм может держаться только на насилии, но это звучит уже не так романтично, как представление о всеобщей справедливости, поэтому об этом «теоретики» молчат, цинично используя веру людей в справедливость в собственных интересах. К ним-то вопросов нет; все вопросы только к людям, которые на эту петрушку ведутся. Чтобы раскрыть эту мысль, мне придётся свою книгу написать, но пока есть другие дела в жизни.

Не обошёл автор стороной важнейший вопрос моральной философии о неуправляемой вагонетке, которая вот-вот собьёт насмерть людей. Но он всё время чуть-чуть меняет условия, заставляя менять мнение, а потом ловит на непоследовательности:

Сбрасывание кого-то с моста на верную смерть представляется страшным делом, даже если оно спасет жизнь пяти неповинным людям. Но тут возникает нравственная головоломка: почему принцип, который кажется правильным в первом случае и предписывает пожертвовать одной жизнью ради спасения пяти жизней, представляется неправильным во втором случае?

Нравственное различие этих случаев объяснить нелегко. В самом деле, почему поворот трамвая на боковую ветку кажется правильным, а сталкивание человека с моста — неправильным действием? Но обратите внимание на напряжение, которое мы испытываем при рассуждениях о способах проведения убедительного различия между двумя ситуациями.

Интересные штуки в книге — это как раз такие примеры, где мне самому неочевидно, какую сторону занять и как думать о некотором конфликте.

И всё же доводы в пользу расстрела пастухов, по-видимому, несколько сильнее, чем доводы в пользу сбрасывания с моста человека. Возможно, потому что с учетом дальнейшего развития событий мы подозреваем: пастухи — не ни в чем не повинные посторонние люди, а сторонники талибов. Рассмотрим аналогию. Будь у нас причины думать, что человек на мосту повинен в поломке тормозов трамвая, что он сделал это в надежде на то, что потерявший управление трамвай убьет работающих на путях (допустим, рабочие — враги этого человека), моральные доводы в пользу сбрасывания этого человека с моста стали бы выглядеть более сильными. Нам по-прежнему надо знать, кто является врагами этого человека и почему он хочет убить этих людей. Если бы мы знали, что путевые рабочие — участники французского Сопротивления, а толстяк на мосту — нацист, желающий убить участников Сопротивления и для этого испортивший систему управления трамвая, довод в пользу сбрасывания этого нациста с моста ради спасения жизни рабочих-ремонтников стал бы еще более убедительным.

Если подкрутить условия, взгляд меняется:

Предположим, Латтрелл и его товарищи были абсолютно уверены в том, что пастухи не желают им никакого зла, но, если талибы будут пытать их, они расскажут, где находится американская разведгруппа.

Это всё интересные мысленные эксперименты.

Ну и ещё пара цитат, не важно о чём:

Иногда доводы могут изменить ход наших мыслей.

Ощущение неразрешимости этих сомнений и необходимости разобраться с ними является побуждением к философствованию.

Продолжение

Мюсли с йогуртом на завтрак

Дома на завтрак я ем мюсли с йогуртом. Чтобы было веселее, у меня всегда есть большой набор продуктов, которые можно смешивать как угодно. Каждый день завтрак получается разный.

Мюсли. Сначала берутся сами мюсли. Часто в хозяйстве есть пара видов.

Орехи. Туда досыпается немного орехов: кешью, миндаля или фундука. Больше всего я люблю кешью. Грецкие в принципе тоже можно, но в них иногда попадаются какие-то кусочки скорлупы и всё портят.

Изюм или курага. По настроению можно насыпать ещё немного изюма или кураги. Часто мюсли и так содержат орехи или сухофрукты, но если досыпать отдельно, получается вкуснее.

Яблоко. Если не лень, можно порезать в мелкую стружку треть яблока.

Творог. Можно немного добавить для веселья.

Варенье или мёд. Достаточно одной ложки. Полезно иметь два-три сорта варенья, чтобы не скучать. Недавно выпускницы Школы стажёров подарили мне варенье из шишек — я и не знал, что такое бывает! Оно весьма разнообразило мои завтраки. Раз в месяц можно вместо варенья положить ложку мёда.

Приправы. У меня под рукой молотая корица, кокосовая стружка и цедра апельсина. Сыпешь пофиг чё, и отлично.

Йогурт. В последнюю очередь в миску вываливается банка белого йогурта. Бывает, йогурты неожиданно кончаются, и тогда я кладу несколько ложек сметаны.

С тех пор, как я научился всему этому великолепию, сладких йогуртов я больше не покупаю. Если даже лень фантазировать или надо куда-то бежать, я просто прямо в пластиковую банку от йогурта кладу ложку варенья и пять единиц кешью.

Не рекомендую мешать сразу всё, что есть. Будет слишком много и однообразно.

Приятного аппетита.

Что почитать на выходных — 177

Вот:

  1. Reputations: Massimo Vignelli. Я выписал кучу цитат прям:
    • Trends kill the soul of design. The most effective design is positioned in the centre between progressiveness and conservatism. There is a timelessness to this notion of balance, and timelessness has always been an important priority for me.
    • We want to make it clear that we are not commercial artists, illustrators or advertising designers. We are information architects who structure information. Like architecture, what we do is not only structural but it is also appearance and visual form.
    • My contribution is the systematic approach. I’m happy we brought the awareness of a system into design more than it was before.
    • Quality is a level of intellectual elegance that is unmatched in other forms. When you see that there is no more vulgarity in it, you’ve got the sense of quality.
    • Quality is when you solve all of the problems that you have to solve in a way that is beyond the expected.
    • When you have a design to do, don’t look outside. Learn to look inside the problem, because you will find the solution is right there waiting for you to get it out. Your style comes by refining your way of looking inside, not by importing it.
    • Not following styles but going into depth is most important.
  2. Конспект книги Пако Андерхилла «Почему мы покупаем».
  3. Как и зачем убирать важные подробности.
  4. Software disenchantment. Никита Прокопов жалуется.
  5. 1 лайк — 1 факт о гражданской авиации. Ютэйр рассказывает.

Однажды в Википедии: Апериодичная мозаика

Будапешт в январе 2017

Почти два года назад я был в Будапеште, но фотки из той поездки так и не разобрал. Сегодня — просто виды города.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Фотографии из поездки в январе 2017 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Будапешт!

Ещё про Будапешт:

Переписка про схему Симсититранса

В Студии Лебедева в 2005 году сделали фирстиль Симсититранса, в том числе нарисовали схему его маршрутов, такую:

Мне схема понадобилась в качестве примера для моей книги «Дизайн транспортных схем». В книге она должна была занять 3/5 ширины разворота. Но картинка на сайте Студии — 500 пк в ширину. По нашим издательским стандартам мне нужно в четыре раза больше. Я вынес мозг половине Студии, чтобы для меня нашли исходник схемы, но исходника найти так и не смогли.

Тогда я решил сделать реконструкцию. Бросил клич в телеканале, читатель Никита Щербаков вызвался перерисовать схему. Подошёл ответственно:

Фигачим:

Никита всё время норовит сделать лучше, чем было в оригинале:

Мне надо, чтобы было ровно как в оригинале, просто в более высоком разрешении:

Я печалюсь, что никто не знает, чем отличается джипег от пнг:

Главной проблемой в этой схеме оказался подбор шрифта. Никто не знает, что за шрифт на ней использован! Одна сотая часть игры со шрифтами:

Выиграть так и не удалось.

Предпринимаю ещё попытку получить информацию из надёжного источника:

Тёма отвечает:

Я защищаюсь:

Тёма парирует:

Ну ладно, чё. В общем, загадка так и не была разгадана. В результате разворот в книге выглядит так (при ширине экрана в 1024 пункта):

Если найдёте какое-то несоответствие оригиналу, говорите.

И подписывайтесь на книгу «Дизайн транспортных схем» — самую задротскую книгу в мире!

Переписка опубликована с разрешения участников.

Как я нахожу новую музыку

Всё время спрашивают.

Ясное дело, что Эпл и Айтюнс в этом вопросе полностью бесполезны. Эплы, конечно, всё время говорят, что очень любят музыку. Но мы знаем таких людей вокруг: «О, я так люблю музыку! Могу слушать совершенно любую!» Таких, видимо, и берут на работу в Эпл. Так что Эпл — нет.

Я подписан на кучу лейблов и музыкантов в Битпорте-про и на Саундклауде, и периодически хожу туда на охоту. Саундклауд неплохо подсовывает связанные вещи. Важно также там слушать диджейские сеты любимых музыкантов, и потом вытаскивать из них всё понравившееся. Это бывает сложно, но иногда в комментариях кто-то говорит, где что за трек. Изредка помогает Шазам.

Но самым удивительно полезным инструментом за последние годы, как ни странно, стал Ютюб. Включаешь любой хороший трек, и смотришь в правом блочке, что ещё послушать. Там постоянно находится что-то очень хорошее — чаще чем в любой из систем, ориентированных именно на музыку.

Эгея 2.8 бета

С наступающим!

Готова новая Эгея 2.8 бета (сборка v3333). Не обновляйтесь на живых сайтах, если только вы не суперпродвинутый технарь, обложившийся бекапами со всех сторон. Не забывайте, что бета — это очень страшно.

В конце заметки — ссылка на дистрибутив. А пока расскажу вам, что нового.

Комментарии через соцсети

Раньше оставить комментарий мог любой, просто указав что-то, напоминающее почту. Теперь ещё можно зайти через Твиттер или Фейсбук:

Если хотите, можно потребовать этого, поставив галочку в настройке:

Тогда просто оставив почту комментировать уже будет нельзя.

Для того, чтобы на ваш сайт можно было войти через соцсеть, нужно зарегистрировать его как «приложение» в этой соцсети, получить всякие ключи. Это страшный геморрой. В случае с Твиттером нужно месяца два ждать, пока они тебя проверят и примут в клуб. В случае в Фейсбуком хрен расставишь все сто галочек правильно в настройке.

Чтобы не подвергать пользователей Эгеи таким пыткам, я придумал промежуточный сервер для авторизации. Попробуйте оставить комментарий к этой заметке, зайдя через Фейсбук. Вместо того, чтобы сразу идти в Фейсбук, вы сначала заглянете на сайт Эгеи:

С одной стороны, такой вход в два прыжка может напрягать комментаторов. С другой, владельцам блогов на Эгее не нужно думать про ключи. Кроме того, если вы один раз представитесь сайту Эгеи через Фейсбук, то в следующий раз он уже будет узнавать вас сам.

Если вы как автор блога всё-таки хотите заморочиться с ключами, чтобы комментаторы представлялись вам напрямую, а не через сайт Эгеи, так тоже можно. Скопируйте из system/gips/ в user/gips/ джейсоновские файлы настройки соцсетей и пропишите там свои ключи.

С разработкой этой фичи помогли Иван Щолоков и Виктор Корейша, с дизайном помог Иван Звягин.

Улучшения в антиспаме

Некоторые пользователи Эгеи жалуются на спам в комментариях. Проблема с этим в том, что у меня спама в комментариях нет, поэтому мне очень трудно как-то это исследовать. Это странно, ведь по идее я мог бы стать одной из основных мишеней. Но вот не стал.

Понятно, что в новой версии вы сможете потребовать входа через соцсети, и это должно снять проблему спама.

Но даже если вы оставите анонимные комментари (когда просто указываешь почту), спама должно стать меньше. Виктор Корейша придумал и реализовал несколько фокусов, которые по идее позволят лучше определять роботов.

Я уже знаю, что иногда случаются ложные срабатывания — простите, мы поглядим, что подкрутить. Даже если Эгея примет нормальный комментарий за спам, она его не потеряет, а покажет комментатору, чтобы он по крайней мере смог скопировать то, что написал, и отправить автору другими средствами.

Призываю всех, кто страдал от спама, попробовать новую версию и сказать мне, стало ли легче жить.

Запланированные заметки (для платных пользователей)

Если вы платный пользователь, теперь сможете запланировать заметку. Для этого рядом с кнопкой «Опубликовать» появилась кнопка с календариком:

Если в неё нажать, можно указать дату и время, когда выйдёт заметка:

Как всегда с Эгеей, чтобы это работало не нужно ничего дополнительно настраивать, никакой там крон или ещё какую байду. Потому что в момент публикации на сервере ничего не должно происходить. Просто на все запросы, поступившие после часа X, Эгея будет отвечать так, как будто заметка уже есть. Разумеется, Эгея сама управляет всеми кешами так, чтобы они устарели в нужное время. Уведомление о новой заметке отправится в «Блоги», как только первый человек её увидит.

Новая тема оформления

Называется «Акут», чистенькая:

В большинстве тем оформления случились наноулучшения. В частности, аудиоплеер теперь нормально выглядит на всех темах с тёмным фоном. Это «Холм»:

Эмодзи

Теперь Эгея поддерживает эмодзи 🎉

Казалось бы, что тут поддерживать, это ж просто символ? Кодировку УТФ-8 Эгея поддерживает ещё с версии 2.0.

Но проблема в том, что в базе данных Майэскуэль, которую использует Эгея, первые реализации УТФ-8 были кривыми и не умели хранить нужные для эмодзей четырёхбайтные символы. А когда научились, для обратной совместимости это стало называться «кодировкой» utf8mb4. Я об этом понятия не имел, потому что в гробу видал эмодзи и использую их только, когда отвечаю на сообщения с часов.

Но Женя Степанищев и понятие имел, и от неподдержки эмодзей в Эгее страдал. Поэтому он научил Эгею использовать именно эту utf8mb4 на достаточно новых Майэскуэлях. При обновлении база данных должна автоматически сконвертироваться, и Эмодзи должны заработать. Если не заработают, видимо, у вас очень древняя версия Майэскуэля, где в принципе нет понятия utf8mb4.

Остальное

Сбылись мечты народные! Ссылка «7 комментариев» под заметкой теперь ведёт сразу туда, где начинаются комментарии, а не в начало страницы с заметкой.

Теперь под каждой заметкой показывает, сколько людей её видели:

Пришлось придумать хитрость, чтобы кешировать всё, кроме этих чисел.

На странице 404 теперь показываются ссылки на популярные заметки, чтобы хоть куда-то можно было пойти:

Популярные теперь считаются по количеству увидевших, а не хитов.

Если в заметке несколько песен, они больше не играют сами по себе по порядку — от этого было больше проблем, чем пользы. Если вы хотите, чтобы играли, придётся вручную завернуть их в div.jouele-playlist.

В окне входа можно сказать, что ты забыл пароль:

Эгея может не знать почтовый адрес автора, поэтому ссылку для сброса пароля она ещё и сохраняет в файл на сервере, о чём говорит (я исхожу из того, что у автора есть доступ к серверу в любом случае). Но если она знает почту, то она её спросит:

Если ввести ту же, что Эгея знает, то туда тоже отправится ссылка для сброса пароля.

Пофиксились некоторые баги с масштабированием картинок и на странице со списком тегов. Ещё исправлена группа багов, из-за которых нельзя было назвать заметку или тег «0». Если вы не любите ПХП, то у вас отличный повод для злорадства! Ещё добавились небольшие оптимизации там и тут (v3276, v3278, v3297).

Ещё исправлена ошибка, из-за которой в старых версиях в базе данных могли появиться лишние индексы. При обновлении до 2.8 эти лишние индексы будут удалены.

Ещё после выхода версии 2.7 выходили небольшие апдейты; версия 2.8 включает все фиксы из них:

Технические детали

Минимальная версия ПХП поднялась с 5.3 до 5.4. Если у вас 5.3, новая Эгея не будет работать вообще никак.

Если Майэскуэль не поддерживает базы данных типа InnoDB, Эгея больше не плачет, но и продвинутый поиск не работает (работает старый тупой поиск, который не умеет склонять слова и непонятно сортирует результаты).

Жуэль, Роза и Нисден обновились.

Эгея теперь генерирует sitemap.xml.

Как попробовать и что тестировать

Ещё раз скажу, что не рекомендую пока обновляться на живых сайтах. Как обновиться:

  1. Отредактировать и сохранить любую заметку (на всякий случай, это гарантирует, что сделается актуальный бекап базы).
  2. Забекапить всю папку на сервере, включая бекапы базы данных, которые лежат в /user/backups/.
  3. Заменить файл .htaccess в корне, папку /system/ и все подпапки в /themes/ (то есть убрать старые, положить новые, а не дозалить в старые новые файлы).

Если вы делали свою тему оформления, посмотрите, что изменилось в комплектной, и аккуратно повторите эти изменения у себя.

Что тестировать:

  • сам процесс обновления, чтобы не вылезло никаких ошибок про базу данных;
  • эмодзи в заметках и комментариях;
  • комментарии через соцсети;
  • антиспам;
  • планирование заметок;
  • темы оформления;
  • восстановление забытого пароля.

Ссылка: e2_distr_v3333.zip e2_distr_v3354.zip Релиз.

Пишите, чё как.

Если вы пользуетесь платной версией и хотите бету платной 2.8, напишите мне.

О предыдущей версии: 2.7

Ранее Ctrl + ↓