Вы меня вообще понимаете?

Это вопрос к начинающим и неопытным дизайнерам.

Я послушал интервью с Данилой Ковчим и заметил, что много где просто не понимаю, о чём он говорит — слишком абстрактно и высокопарно. Это не камень в огород Данилы; он как мудрец в храме на горе, который не станет разжёвывать для простых смертных. Здесь понимание — работа учеников, а не задача учителя. Самый важный его вклад в моё развитие был внесён статьей «Образы и модели». Эта статья уже требовала некоторой сноровки, но там я справился и всем советую тоже постараться, одна из самых полезных статей о дизайне в интернете. Но то было семь лет назад, а сейчас он, видимо, уже совсем преисполнился, и я не догоняю.

Но вот о чём я задумался: как часто я пишу что-то, что вы не понимаете, как будто с вами говорят на чужом языке? Может, мне что-то кажется очевидным с моей колокольни, и я не отдаю себе отчёта в том, что мои слова вообще ничего не значат для вас? В моём случае роль мудреца на горе не годится, ведь я занимаюсь обучением: провожу курсы, пишу книги. Мне важно быть понятным на практическом уровне.

Что послушать — 86

Всё, что можно слушать, я стараюсь слушать, а не читать и не смотреть. Потому что когда у меня свободны глаза, я предпочитаю делать что-то более полезное.

Вот что я слушал в последнее время, что мне понравилось:

  1. «Основа» с лингвистом Максимом Кронгаузом. В выпуске прозвучали слова уконтрапупить и скоммуниздить!
  2. ATP 668: So Happy for All Parties Involved. Недавний выпуск АТП, где подробно обсудили уход Алана Дая из Эпла. Очень приятно и вдохновляюще это всё слушать!
  3. The Behaviour Expert: Instantly Read Any Room & How To Hack Your Discipline. Любопытно, но один из примеров манипуляций меня удивил. Человеку говорят «многие люди недостаточно решительны», и тем самым как бы неявно вынуждают согласиться, что он-то не такой. Якобы человеку очень трудно в такой момент сказать «да я и сам нерешительный». А мне кажется, что очень трудно это не сказать: это же адский когнитивный диссонанс, когда тебе говорят типа про тебя, а ты прям слышишь, что это не ты!
  4. Почему 99% музыкантов не зарабатывают музыкой? Что с ними не так? Лидваль разложил всё по полочкам. Очень нравится его подход близостью к бюрошному пониманию работы дизайнера.
  5. Louis C.K. This Past Weekend. Интересный разговор.

Я периодически даю ссылки на выпуски «Основы», слушаю большинство из них, интересно. Иногда настолько, чтобы поделиться, а иногда — не настолько. Но недавно был выпуск про исследование родства по ДНК: кто настоящий наследник какого там важного правителя, а кто нет; кто родственник Пушкина, а кто нет; где жили твой прапрапрадед с прапрапрабабкой. Я пока слушал, и всю дорогу удивлялся: как может быть не пофиг? Какое это имеет значение? Неужели кто-то верит в то, что биологическое родство что-то там значит содержательно?

Предложения сделать «запуск на миллионы»

Ко мне в телегу периодически приходят какие-то люди со странными предложениями. Они пишут длинное сообщение, что (вместе с партнёрами) изучили мою работу и видят нереализованный потенциал, что-нибудь про горячий рынок и опробованную модель.

Люди эти предлагают вместе что-то там сделать. Обычно в качестве имени существительного используется «запуск», а характеризуется он какой-то суммой, типа «сделать вместе запуск на 4 миллиона». Делается намёк на то, что потенциально там миллионов больше, но пока типа речь о пилотном «запуске». Продираясь сквозь гущу булшита, можно предположить, что они имеют в виду какой-то образовательный продукт, но уверенным в этом быть нельзя.

В конце сообщения всегда предлагается созвониться буквально на 20 минут, чтобы они (вместе с партнёрами) объяснили все подробности. Когда я первый раз такое получил, я попросил прояснить, что конкретно нужно сделать мне и что конкретно я за это получу, но внятного ответа не было. Вместо этого — ещё пачка булшита и «я как раз и предлагаю созвониться, чтобы всё объяснить».

Такие ребята приходят регулярно. Если их игнорировать, то они назойливо переспрашивают каждые несколько дней. Так что теперь я просто сразу отвечаю «не тратьте время», вроде работает, отстают.

Но любопытно узнать, в чём там схема. Кого и на что они разводят? Почему это работает? Там ещё на аватарках обязательно модно одетый парень лет двадцати на вид, то есть они как будто сами даже не особо хотят вызывать доверия. В чём же тогда прикол? А может, это правда наивные молодые парни, сходившие на какие-нибудь курсы чего-нибудь, искренне думают, что щас чё-то будет? Ну типа как после курсов пикапа они думают, что им щас все дадут, не понимая, что шансы, наоборот, понизились.

Ребёнок 26-е места вот

Наверное, название этой заметки вам кажется бессмысленным набором слов? Да, мне тоже, но не у всех так.

Сажусь вчера в самолёт на своё место у окна в шестом ряду, а следом заходит женщина с детьми, и, тряся своими посадочными обращается к пассажиру, сидящему передо мной:
— Молодой человек, а вы можете поменяться? А то я с ребёнком.

Молодой человек пытается понять, что ей надо, уточняет:
— На что поменяться, не понял?

Она уже более отчаянно и недовольно:
— Ну у меня ребёнок 26-е места вот...

Бывает, что дети не могут что-то нормально объяснить, потому что они не отдают себе отчёт в том, какая информация уже известна собеседнику, а какая — нет. То, что в их рассказе имеет смысл для них, может не иметь смысла для собеседника. А вот, гляди ж, бывает, у человека уже собственные дети, а он ещё сам не вырос.

Тут я предвижу, что вы придёте говорить мне, что вам всё понятно, а я придираюсь (ведь вам всегда всё понятно, в отличие от меня). Предлагаю вам ответить на вопрос, что именно предлагала женщина, чтобы все остальные детали этой истории имели смысл.

Ситуацию, кстати, разрулила проводница, сказав, что занимать можно только места по посадочным.

Транспорт Ижевска

Самый кайф — в середине заметки. Но начнём с простого. Автобус:

Если автобус жёлтый, то на нём положено сообщить, что он без кондуктора:

Видимо, это важная информация для чего-то:

Если автобус белый, то пофиг. Ну либо белые все с кондуктором, не знаю:

Автобусная тусовка:

Трамваи бывают симпатичные:

И просто железные коробки:

Троллейбус. Зацените аншлаг сверху:

Но главное, зачем мы тут собрались, — это красивые трафаретные аншлаги на боках трамваев и троллейбусов. Зацените:

Ну красота:

Встречаются компьютерные подделки:

Но мы ценим оригинал:

Как вам название остановки «Центр»?

Некоторые расписания на остановках сделаны просто чёрным по белому безо всяких рамочек:

Кто-то прочитал Тафти и Кричевского одновременно:

На электронных табло сделали, кажется, минимально возможное количество пикселей на символ:

Фотографии из поездки в сентябре 2022 года. Слетайте в Ижевск!

Ещё Ижевск:

Пружинистые анимации

Если у вас в интерфейсе что-то выезжает, то хорошо, чтобы оно не просто ехало-ехало, а потом вдруг остановилось, а как-то постепенно и плавно приехало в финальную точку. Это ощущение определяется характером анимации. Вместо линейной анимации, лучше выбрать анимацию с плавным замедлением, то есть ease out. Можно даже понастраивать, каким именно будет замедление.

Иногда встречаются анимации, когда что-то не просто плавно замедляяесь подъезжает к финальной точке, а как-то ещё колеблется вокруг неё:

Примеры с сайта easings.net

Оно может просто уехать дальше, чем надо, и потом вернуться, а может вообще долго колебаться вокруг финальной точки.

Когда я впервые такие эффекты стал замечать, иногда они приносили радость, потому ощущались живыми и естественными, но иногда раздражали назойливостью и избыточностью.

Однажды Эплы на ВВДЦ сформулировали простой принцип: анимация должна плавно замедляться ровно к нужной точке, если её инициировал компьютер, но может пружинить, если её инициировал человек! То есть если я сам пальцем швыряю панельку, она может уехать чуть дальше, чем надо, и потом вернуться. Это логично: я ж не рассчитывал силы как в бильярде, чтобы попасть ровно — просто толкнул, как вышло. Но если панелька выехала сама и пружинит, то это воспринимается как баг. Типа, чё она сразу-то не приехала куда надо? Почему программа не смогла рассчитать нужную скорость? Когда я услышал этот эпловский принцип, я почувствовал себя глупым, потому что это очень простое объяснение, но сам я его сформулировать не мог.

В Ай-ОСе 26, когда появляется уведомление, оно всё время выезжает дальше чем надо, а потом возвращается назад. Тупое, несуразное уведомление, которое само не знает, куда ему надо! Понятно, что дизайнеры Ай-ОСа 26 сами не читали собственные принципы, и поэтому не знают этого, а чувство прекрасного у них отбито многолетней работой с Аланом Даем.

Но зато теперь хотя бы вы знаете и не будете делать такое говно в своих продуктах.

Бабуля ищет контакты в приложении Сбербанка

Случайно провёл качественное коридорное исследование.

Прохожу мимо некоей бабули, а она такая: «молодой человек, не поможете найти контакты мне?» и телефон свой показывает. Смотрю — у неё приложение Сбера запущено. Не успеваю сказать, что из приложения нужно выйти, как она объясняет, что ей деньги надо перевести: «тут где-то контакты должны быть, кому переводить, но я без очков ничё найти не могу». Я вижу приложение Сбера впервые в жизни, так что ничё не знаю, но ничего похожего на контакты не вижу. Бабуля в этот момент замечает иконку человечка в углу и такая: «о, наверное человечек это контакты, да?» Я говорю: «скорее всего это про вас всякие данные». Но она жмёт, чтобы проверить. Потом, наконец, я вижу, где там кнопка перевода, и предлагаю нажать на неё. Говорю: «у меня не Сбер, но наверное оно после этого спросит, кому». В итоге так и оказывается, и бабуля довольна.

Выводы:

  1. У некоторых пользователей идея перевода в голове строится не от самого глагола «перевести — кому», а от получателя «выбрать человека — перевести». Это совершенно неочевидно, если ты опытный пользователь, но абсолютно логично. Скажем, почему я не могу вообще в приложении «Контакты» найти человека, и где-то там выбрать, что я хочу ему через Сбер перевести деньги?
  2. У некоторых пользователей иконка человечка в углу вовсе не значит «мой профиль» автоматически, они могут искать там каких-то других «людей». Тут вообще непонятно, что в связи с этим можно делать.

На интерфейсном курсе: фотки сделать превьюшками и поставить наверх

Смотрим экран документа в программе — хранилке документов. Там есть пункт «Фото документа». Предлагаю вместо него сделать превьюшки самих документов и перенести их наверх. Объясняю, зачем и почему. Коротенько, прям меньше 2 минут:

Это фрагмент № 186 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 5 апреля 2024 года.

Открыта запись на курс, который пройдёт 13 декабря — 11 января.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Автогромкость в Эйрподах

Музыку иногда хочется слушать громко, а вот речь — всегда ровно на той громкости, когда всё разбираешь, и не более того. Из-за этого книгам и подкастам всё время приходится подкручивать громкость в зависимости от окружающих обстоятельств. Вышел из кафе на улицу — делаешь громче; свернул с улицы во двор — делаешь тише; мотоциклист завёл мотоцикл — опять делаешь громче.

Раньше в Эйрподах меня напрягало, что они не могут сами это подстраивать. Если уж вы шумоподавление и прозрачность сделали, значит вы очень хорошо понимаете, насколько шумно вокруг! Так почему ж не сделать как-нибудь, чтобы я слышал всё с учётом этого?

В новых Эйрподах появилась функция автогромкости, которая по идее должна делать именно это. Но работает она фигово.

Во-первых, эта автогромкость очень тормозит. Снаружи стало шумнее — и она через пару секунд начинает плавно добавлять громкость. Стало тише — и она постепенно снижает. А я-то хочу, чтобы она с высоким временным разрешением подстраивалась.

Во-вторых, она измеряет общую внешнюю громкость, но не характер шума. Если в помещении гудит вытяжка, это не особо мешает слышать — мозг и так легко выделяет речь из ровного гула. Но Эйрподы постепенно делают громче. Хочется, чтобы они учитывали, какие именно частоты там мешают.

Может, я слишком много хочу.

Надежда на светлое будущее Эпла

Интернет ликует, что из Эпла уходит главный дизайнер Алан Дай.

Алан — лицо деградации интерфейса в Эпле, происходившей последние годы. Если раньше ключевые принципы хорошего интерфейса было удобно объяснять на примере Эпла, то сейчас на примере Эпла остаётся показывать только, как делать нельзя. Алан получил огромную власть при минимальной компетентности: он просто не понимает, что делает интерфейс хорошим; он необразован и даже не осознаёт этого. Внешний вид и поверхностные эффекты полностью победили глубокую продуманность, и всё продолжает работать только благодаря величайшему фундаменту, построенному в далёком прошлом. Дай не понимал и не уважал этот фундамент.

На место Дая приходит Стив Лемей. Я не слышал это имя, но он работал в Эпле дизайнером интерфейса с 1999 года, так что нет сомнений, что он хотя бы понимает, в чём заключается эта работа. Кроме того, похоже, сами дизайнеры в Эпле не верят своему счастью и связывают надежды с этим изменением. Возможно, это человек, для которого design is how it works — не просто красивые слова. А ведь пару недель назад был ещё слух, что в этом году Эпл сфокусируется не на новых функциях, а на полировке и доработке.

Очень хочется надеяться, что нас ждёт возрождение Эпла. Может быть при дизайне окон их размеры будут выбираться так, чтобы в них влезали элементы, а не появлялась прокрутка на три пикселя. Может быть, мы вернёмся в прекрасный мир, где элементы и их подписи не будут максимально разнесены друг от друга. Может быть, анимации снова станут способом объяснить пространственные отношения элементов или принести радость, а не просто побочным эффектом реализации элементов.

Отдельно я надеюсь, что Эпл вспомнит, как много он сделал для удобства перетаскивания как жеста в своё время. В Виндоусе перетаскиванием пользоваться было невозможно, потому что если тащить файл, то всё остальное работать переставало до завершения этого жеста. На Маке, пока «держишь» файл в мышке, раньше можно было прокручивать окно колесом, чтобы бросить файл в нужное место, а ещё можно было нажать пробел, чтобы активировать элемент под курсором, пока кнопка мыши занята. Сейчас эти вещи работают через раз: где-то успели доломать, где-то не успели. А вдруг Эпл теперь вспомнит следствия из закона Фиттса и файлы в Док можно будет снова перетаскивать до самого края экрана, а не целиться в иконку?

Стив Джобс, презентуя Квик-лук лет двадцать назад, рассказывал, что парсинг ПДФа встроен глубоко в систему, и поэтому даже сложные ПДФ-документы отображаются мгновенно как обычные графические файлы. А на сегодняшнем Маке не то, что ПДФ — даже обычный джипег открывается заметное время. Просто откройте папку с джипегами и нажмите стрелку вниз на клавиатуре, чтобы курсор по ним бежал. На старом Маке джипеги, сменяя друг друга, мерцали бы перед глазами. Сегодня Мак ждёт, пока вы отпустите стрелку, и только после этого лениво рисует джипег на котором вы остановились.

Нужно просто не знать, как может быть хорошо; как было хорошо, чтобы считать, что сегодняшний Мак хорош. Единственная причина терпеть это убожество — всё остальное ещё хуже. Хоть бы это перестало быть единственной причиной. Пожалуйста.

См. также:

Ранее Ctrl + ↓