Что послушать — 79

Всё, что можно слушать, я стараюсь слушать, а не читать и не смотреть. Потому что когда у меня свободны глаза, я предпочитаю делать что-то более полезное.

Вот что я слушал в последнее время, что мне понравилось:

  1. The sound of Apple и The sound of Apple 2 — два выпуска подкаста про звуки в эпловских устройствах.
  2. Onboarding. Хороший выпуск про онбординг в приложениях. Не буквально про экраны, которые называются «онбордингом», а вообще про первый контакт с приложением. Про то, что люди устанавливают программы, нифига не понимают, и тут же удаляют. Про то, что даже минимальное припятствие типа кнопки «Начать» (вместо того, чтобы просто сразу начать) срезает заметную часть пользователей.
  3. Анна Виленская впервые о муже, бунтарском периоде и фальши «русской народной» музыки. Жёлтые заголовки бесят, но Анна клёвая.
  4. Clean Code. Некий дядя Боб учит, как писать чистый, «вежливый» код. Там шесть уроков, самый крутой урок — 3-й про ожидания от программистов, которые им кажутся безумными, а всем остальным людям — само собой разумеющимися (типа чтобы программы не глючили). В уроке 5 примерно на 20-25 минутах он рассказал, как он понял, что программист — кайфовейшая история и очень близкая. В уроке 6 было про менеджмент и аджайл. «Требования и должны меняться, иначе зачем мы делаем софт, а не хард?» Единственное, что подрывает доверие — он программирует на Джаве.
  5. The Greatest God Debate In History. Нашёлся некий Мэтт Диллаханти, который справляется с Джорданом Питерсоном и заставляет его запутаться в собственной лапше! После 47:46 классный кусок, где Питерсон умудрился не перебивать достаточно долго, чтобы Диллаханти сформулировал развёрнутую мысль.

Инструкция против интерфейса

За последнее время я столкнулся с большим количеством промышленных интерфейсов. Суть в том, что в интерфейсе человек делает не что-то, что ему хочется, а что-то, что надо исходя из производственного процесса. Интерфейсы сложные, со специальными командами и терминами. К интерфейсу пишут инструкции, сотрудники должны их внимательно изучать.

Вот пример фразы из инструкции:

Если выдалось сообщение, что поступила деталь типа A в статусе N или Q, то деталь необходимо обработать на станке X.

Инструкция и интерфейс борются друг с другом. Десятками встречаются ситуации, когда в интерфейсе написано одно, а в инструкции объясняется, что это значит другое! Вот как в этом примере.

Все такие ситуации исправляются тремя действиями:

  1. Слово «Если» из инструкции переводится в слово if в коде. Код ведь знает, какое сообщение он выдал!
  2. Сообщение заменяется на «Передайте деталь на обработку на станке X».
  3. Фраза про типы и статусы удаляется из инструкции.

Каждый раз, когда в инструкции написано, как интерпретировать сообщение на экране, мы берём и переносим правильную интерпретацию сразу в сообщение. Каждый раз, когда в инструкции написано, что нужно что-то сделать, мы берём и переносим эту фразу из инструкции в сам интерфейс. Пока инструкция не стала пустой, интерфейс можно улучшать дальше даже без особых мозговых усилий.

Регулятор погоды в Макосе

В недавнем обновлении Макоса появилась фича — можно показывать погоду прямо в системном меню:

Хорошо! Если ткнуть, выпадает выпадайка с дизайном студенческого уровня — ну как можно было не нарисовать контурные версии иконок вместо этих клякс?

Но самая удивительная штука тут сверху — это голубенький регулятор температуры за окном. Можно подвигать и сделать потеплее или похолоднее. Удобно!

Я сейчас готовлю новую лекцию под рабочим названием «Кликабельность» — там про то, как мы по виду элементов понимаем, что с ними можно делать. Вот дизайнеров из Эпла я бы отправил на неё обязательно.

Если у вас индикатор, он не должен выглядеть как регулятор. Не говоря уж о том, что тут совершенно низачем не нужен этот индикатор, он ничего не объясняет и не визуализирует.

Вернуть курсор в предыдущее место

Иногда ты работаешь с длинным документом или пишешь код, прыгаешь в какую-то другую его часть и хочешь вернуться к предыдущему месту. К сожалению, нигде не предусмотрено анду или кнопки «Назад» для простого перемещения курсора.

Но я заметил, что давно уже совершенно автоматически делаю ⌘Z, ⇧⌘Z — анду и сразу реду. Это отменяет последнее действие и тут же делает его снова, то есть документ в итоге не изменяется. А зато курсор возвращается туда, где был до этого!

На интерфейсном курсе: чистим виджет от шума

Интерфейсный курс скоро подорожает, и вот-вот закончится запись на последний поток по старой цене. Заодно — кусочек из курса.

Показываю несколько движений, чтобы виджет стал посимпатичнее. 4 минутки:

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 162 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 1 декабря 2023 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 18 января — 16 февраля.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

На курсе презентаций: презентация оптимизации работы типографии

Вот вам ещё один кусочек, чтобы вы захотели к нам прийти. Это снова последний семинар, где мы разыгрываем ситуации, когда на презентации всё пошло не по плану, и учимся с ними работать.

Участник курса презентация Николай Иванов презентует клиенту своё предложение по оптимизации работы типографии. Со стороны клиента два участника, один очень скептичен, другой очень прагматичен, да у них ещё и разногласия появляются по ходу. Обсуждаем, как можно усилить саму презентацию и как поступать с таким проблемным клиентом. 31 минута:

0:00 Контекст: что презентует Николай и кто слушатели
1:50 Николай начинает презентацию, но быстро сталкивается с непониманием, а потом у клиента ещё и проблемный звонок, непонимание и разногласия
17:30 Разбор! Как надо было реагировать на проблемный звонок
21:19 Проигнорированный вопрос
22:00 Проблема с игнором опасений и сложностей у клиента
26:35 Что делать, если клиент увольняет сотрудника

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 10 онлайн-курса «Презентация клиенту и публичные выступления». Записано на курсе 28 октября 2024 года.

До 12 января идёт запись на курс, который пройдёт 13 января — 2 февраля.

Почитать о курсе

Программа и запись

Крутой курс, приходите!

Метрики или дизайнер с мнением

Я недавно делился размышлениями о том, как в погоне за метриками компании разрушают сами себя. Там, конечно, можно долго спорить, но я хочу ещё одну мысль вынести.

Говорят, что метрики — это единственный объективный источник информации для принятия решения. Типа, дизайнер со своим чутьём или мнением может ошибаться, а метрики не врут. Это не совсем правда: метрики могут неправильно собираться и ошибочно интерпретироваться, но давайте для простоты представим, что они верны и объективны. Мне даже в этом случае не кажется, что на них можно полностью положиться.

Моё возражение связано с мыслью о замене дизайна эволюцией из 23-го выпуска подкаста «Думаем дальше». Если мы полностью доверяем цифрам, то наш продукт лишён стержня, задумки, плана. Он просто куда-то дрейфует по течению. Сегодня пользователям вкатило что-то, мы стали это развивать. Завтра стало модно другое — мы стали развивать другое. Куда мы придём такими шагами через десять лет? В мутанта, где банкинг с маркетплейсом приправлен рилсами и сторисами. Никто не понимает, что там где и зачем — просто вот так получилось. Главное на это не дышать.

Мне больше нравится подход, когда всё решают люди со вкусом и мнением. Они — авторы продукта, продукт несёт их идеи. Ты доверяешь продукту, потому что понимаешь, как думают и что ценят эти люди. Да, авторы могут хотеть фигню, которая никому кроме них не нужна. Но им не запрещено свои вкус и мнение менять, если они видят, что ошибаются. Даже Стив Джобс умел менять своё мнение, так уж и остальные как-нибудь справятся!

Важно, что мнение всегда есть! Мы идём куда-то, иногда смотрим на данные для оценки своей адекватности, и, в случае чего, корректируем курс, но у нас есть курс!

Проблема с метрологами в том, что у них нет ни вкуса, ни мнения, ни курса.

На курсе презентаций: презентация редизайна М.Видео

Участник курса презентаций Даниил Володин презентует клиенту редизайн сайта М.Видео. Обратите внимание, что собственно показ нового дизайна занял две минуты спустя аж семь минут всяких подготовительных ритуалов. Это позволило добиться того, чтобы все помехи вниманию слушателей сначала были устранены. Но мы всё равно разыграли несколько типичных проблем на презентациях и потом разобрали их.

Подробный пример, аж 32 минуты:

0:00 «Клиент опаздывает»
2:20 Начало презентации: контекст, задача, формирование ожиданий, обсуждение старого дизайна. «Клиент отвлекается»
7:13 Показ нового дизайна и плана внедрения
9:08 Что дальше? «Клиент всё неправильно понял», «Клиент недоволен степенью проработки»
17:35 Разбор! Вопрос о фильтрах
21:05 Проблема с согласованиями ожиданий от следующей презентации
24:45 Проблема с пропуском мелких замечаний
25:40 Проблема с перебиванием клиента
27:30 Что делать, если клиент всё неправильно понял
32:05 А вообще-то хорошая презентация

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 9 онлайн-курса «Презентация клиенту и публичные выступления». Записано на курсе 28 октября 2024 года.

До 12 января идёт запись на курс, который пройдёт 13 января — 2 февраля.

Почитать о курсе

Программа и запись

Крутой курс, приходите!

На интерфейсном курсе: вписываем кусок карты в виджет

Участник курса нарисовал виджет, часть которого занимает карта под обрез. Получилось некрасиво. Объясняю, что не так, и как можно сделать лучше. 6 минут:

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 161 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 1 декабря 2023 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 18 января — 16 февраля. Сейчас −10% из-за ранней записи.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Ценовые категории в «Букинг.коме»

На днях я рассказывал про проблему возрастных категорий. А вот другой пример — ценовые категории в «Букинг.коме»:

Слева нужно выбрать «бюджет за ночь», и для этого используется самый неадекватный интерфейс в мире: цены разделены на категории с шагом по 2000 рублей. Мало того, что их совершенно ни для чего не нужно в принципе делить на категории, так тут ещё и интерфейс позволяет настроить, например, что мне подходит от 4000 ₽ до 6000 ₽ и от 8000 ₽ до 10000 ₽, а вот 6031 ₽ или 7915 ₽ — не подходит. Не существует ни одного человека в мире с такими требованиями к цене.

Надо было сделать просто один ползунок максимальной цены, который бы занял одну строку вместо восьми.

Ранее Ctrl + ↓