Ответы на вопросы Виталия о схеме метро Самары

Читатель Виталий задаёт вопросы о схеме метро Самары.

— Почему Алабинская с белым кружком, а Юнгородок нет?
Можно было бы объяснить, что типа там улица слева просвечивает, но на самом деле продолбали.

— Изгиб между Алабинской и Российской не «привязан» к улице...
Не уверен, что понял, о чём речь, но сам отрезок рядом с Алабинской надо будет подвинуть на каплю выше в следующей версии, да.

— Расположение латинских названий относительно оригинальных определялось по какому-то правилу?
По правилу «станция подписывается в первую очередь по-русски». Если отключить слой с латиницей, кириллица никуда не должна сдвинуться. Соответственно, если подпись над станцией, то латиница ещё выше, а если под, то ещё ниже.

— Названия улиц не всегда центрированы относительно «отрезка» улицы. Возможно, это направление нумерации домов?
Нет, они просто стоят там, где им свободнее всего стоится или достигается наилучшая читаемость и баланс. Кстати, «Авроры» подписана сверху вниз, а не снизу вверх, как требовала бы русская издательская традиция, потому что все остальные улицы с вертикальными надписями идут под таким \ углом и требуют подписи сверху вниз. Авроре пришлось подчиниться.

— Еле заметное «залезание» названий станций на линию метро — когда и почему такое допустимо, исходя из каких рассуждений можно себе такое позволить при разработке других макетов?
Ладно, объясню. Это просто мне очень всралось так сделать, чтобы было едва уловимое ощущение печати в несколько красок, которые не прям идеально попали куда целились. Тут же ещё и бумага такая жёлтая как бы. Короче, это для вайба.

Думаем дальше № 40 — «Более-менее юикс на юай поделить могут» c Мишей Нозиком

С Мишей Нозиком обсуждаем скиминг, как понимать задачу с ЧатомГПТ и конечно же плохой дизайн по вине исследований.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 «Скиминг» в интерфейсе и Рэнди Убиллос
5:09 Просмотр платьев со спины и другие примеры для дизайнеров каталогов товаров
13:16 ИИ и роль с пониманием задачи
23:24 Как это соотносится с принципом «Исполнитель понимает задачу»
29:57 Пост Саши Реушкина и наём фиговых дизайнеров
40:58 Любить дизайн, а не методологии исследований
43:57 Как нанимают «37 сигналов»
46:41 Интерфейс ПВЗ Яндекс-маркета и интерфейсы в виде таблиц
54:40 Показать клиенту, как лучше — это часть работы
58:28 Атака банеров в приложении Т-Банка и как такое происходит в корпорациях
1:06:48 Почему Микрософт не может сделать хороший дизайн
1:11:51 Почему в Эпл-ТВ нельзя просто продолжить смотреть то, что смотрел в прошлый раз

Виспер и ЧатГПТ послушали выпуск за вас и делятся выводами:

В выпуске обсуждают эволюцию и деградацию интерфейсов, дизайнерские принципы и подходы, а также роль исследовательских практик и искусственного интеллекта в работе над проектами. Илья вспоминает, как при создании сайтов внедрял приём «скиминг», вдохновившись Apple, и как этот интерфейсный ход распространился дальше. Миша приводит примеры из своей практики, где скиминг, «вид со спины» и другие приёмы позволяли сделать каталоги товаров удобнее и понятнее.

Разговор постепенно переходит к теме того, как дизайнеры могут использовать ChatGPT для подготовки текстов — особенно таких, как «понимание задачи». Илья рассказывает, как приучил модель на своих примерах и теперь получает черновики, которые проще редактировать, чем писать с нуля. При этом подчёркивает: использование ИИ не отменяет необходимости самому понимать суть задачи. Миша делится своими опасениями по поводу потери глубины участия, но соглашается, что подход с черновиком, написанным «разговорным джипегом», может быть продуктивным.

Затем затрагивается более широкая тема — кризис найма и профанация профессии дизайнера в крупных компаниях. Говорят о том, что дизайнеры, натасканные на прохождение собеседований, часто создают посредственный дизайн, который всё же считается «успешным», потому что совпадает с бизнес-метриками. Это приводит к абсурдным ситуациям: попапы в банках, неудобные интерфейсы с якобы «хорошими показателями» и культ исследований, не приводящих к улучшениям.

В конце обсуждают профессиональную гордость, вкус и осознанность в работе дизайнера. Критикуют подход, при котором графдизайн считается «вкусовщиной», а продуктовый дизайн — якобы «объективным». При этом призывают дизайнеров сохранять и развивать собственный взгляд, не боясь проявлять инициативу и эстетические предпочтения, если это не мешает задаче.

Основные идеи и выводы:
— Приём скиминга (наведение курсора и просмотр содержимого) — важное и недооценённое дизайнерское изобретение.
— ChatGPT можно эффективно использовать для подготовки черновиков «понимания задачи», снимая психологический барьер перед писательской работой.
— Само написание документа — важная часть процесса осмысления задачи, но рутину вполне можно делегировать ИИ.
— Современные корпорации часто нанимают «собеседуемых», а не действительно способных дизайнеров.
— Метрики часто подменяют собой понятие хорошего дизайна и становятся оправданием деградации интерфейсов.
— Критическое мышление и стремление к улучшению важно сохранять даже в условиях корпоративной рутины.
— Вкус и личная эстетика не противопоставляются практичности — они могут и должны сосуществовать в дизайнерской работе.

Выпуск будет интересен практикующим дизайнерам, особенно тем, кто устал от корпоративного формализма и ищет смысл в своей работе. Полезен тем, кто хочет лучше понять границы и возможности использования ИИ в дизайне, а также всем, кому не всё равно, как устроены интерфейсы вокруг.

Разбор дизайна навигации для поставщиков «Вайлдберрис»

Зимой опубликовал проект навигации для поставщиков «Вайлдберрис». Наконец-то снял видеообзор этого проекта. Рассказываю о сценарном подходе к навигационным проектам и что нужно было учесть именно в этом случае. Видео будет полезно дизайнерам и тем, кто думает, не заказать ли мне дизайн:

00:00 Интро
03:16 Путь поставщика
07:30 Предыдущее светодиодное табло на складе
09:24 Табло.вб.ру
12:50 Портал поставщиков, инструкция для водителя и схемы складов
17:35 Банер и указатели ворот на складе
19:59 Улучшенное светодиодное табло
22:30 Аутро

На интерфейсном курсе: срисовываем большой круг для виджета

Сначала увеличиваем на виджете кружок, глядя на системный виджет часов, а потом ещё экспериментируем с иконкой внутри. 10 минут с Фотошопом в руках:

ЧатГПТ от моего лица: «В этом фрагменте я говорю о важности сверки с системными образцами. Когда рисуешь свой виджет или иконку, нужно не полагаться на глазомер, а прямо ставить рядом аналогичный элемент из интерфейса iOS — и сравнивать отступы, размеры, пропорции. Если делаешь по-другому, на это должна быть причина, а не просто „так получилось“. Часто именно мелкие отклонения по расстояниям, толщине линий или соотношению элементов делают макет „туповатым“ — словно он из другой системы. Чтобы избежать этого, полезно брать за ориентир реальные компоненты и адаптировать свой дизайн под их язык».

Это фрагмент № 173 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 23 февраля 2024 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 19 июля — 17 августа. Сейчас аж −30%, потому что заранее. Недавно обновились несколько лекций и добавилась новая.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Интерфейсный этюд: распутываем спонсорство на сайте

Разберём такую задачку.

На некоем сайте рекламодатели могут купить размещение своего логотипа в профилях пользователей. Например, условная фирма «Спотифай» хочет как бы стать «спонсором» всех пользователей, которые любят музыку. Если пользователь бесплатный, то назначение такого спонсора — предмет договорённостей сайта и самих спонсоров. А вот платный пользователь может сам выбрать себе спонсора (вдруг ему кто-то напрямую заплатил за размещение своего логотипа) или запретить отображение спонсора вовсе.

Нужно сделать интерфейс управления спонсорством в личном кабинете пользователя, заодно показав преимущества платной подписки.

Исходный интерфейс работает так. Пока ты бесплатный, ты видишь «навязанного» спонсора и кнопку апгрейда рядом:

Если проапгрейдился, то интерфейс становится более развесистым. Можно назначить своего спонсора или удалить спонсора:

Типа назначили своего:

Чтобы убрать спонсора вообще, жмём Remove sponsor сверху. А круглая стрелочка — это вернуть как было, то есть поставить назначенного «сверху» спонсора, хоть ты и платник.

Что здесь не так?

Во-первых, интерфейс выглядит запутанно и неэлегантно. Зачем кнопка Remove sponsor, если я могу просто не заполнять спонсора? Или это чем-то отличается? Крутилка тоже непонятная без объяснения. Да и даже если всё понять, всё равно выходит каша из состояний, полный перечень которых неочевиден. Эти все состояния ведь надо ещё запрограммировать. Если я удалю спонсора, то видимо должна будет появиться какая-то кнопка «указать своего спонсора»? Или ремув просто очистит поля?

Во-вторых, в интерфейсе очень легко случайно потерять данные. Нажал на крутилку или Remove из любопытства — и твой спонсор, которого ты внимательно заполнял, слетает. Никакого анду нет, а если бы было, то было бы ещё неэлегантнее: ещё больше каких-то полунамёков для переходов между вариантами.

В-третьих, кажется, интерфейс не очень хорошо продаёт платную подписку. В исходном состоянии она ярко выделена, но внимание направлено просто на само приглашение к апгрейду, а не на пользе от него. Чтобы врубиться в пользу, нужно прочитать текст. При беглом взгляде вообще не ясно, какая связь между спотифаем и апгрейдом.

А вот как можно было бы сделать. Впрямую обозначить доступные варианты спонсорства:

Теперь для всех пользователей и состояний конструкция одна и та же: переключатель из трёх вариантов. Вместо того, чтобы догадываться, что апгрейд тебе откроет новые возможности, ты их сразу видишь под замочком. Можно даже нажать, не жалко:

Ну а если проапгрейдился — все те же варианты доступны в тех же местах:

Можешь заполнить своего спонсора, переключиться в дефолтного или отключить, потом снова вернуться в своего — поля останутся заполненными безо всякого анду.

Приходите на мой курс «Пользовательский интерфейс и представление информации», что ли.

На интерфейсном курсе: толщина — носитель цвета

Рассказываю, почему в информационной графике цветные линии не должны быть тонкими, по крайней мере, если их цвет несёт смысловую нагрузку. 3 минутки:

ЧатГПТ от моего лица: «В этом фрагменте я объясняю, что цвет в интерфейсе должен передаваться через достаточно заметный носитель. Если делать очень тонкие линии, как в легендах или диаграммах, цвет в них сложно воспринимается — он теряется. Можно попробовать утолщать линии, но тогда они начинают мешать и выглядеть громоздко. Поэтому, если уже нужна цветовая маркировка, лучше использовать её там, где она имеет дополнительную функцию — например, покрасить сам текст, иконку или фон. Так цвет работает не сам по себе, а усиливает другой элемент.»

Это фрагмент № 172 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 19 февраля 2024 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 19 июля — 17 августа. Сейчас аж −30%, потому что заранее. Недавно обновились несколько лекций и добавилась новая.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Что послушать — 82

Всё, что можно слушать, я стараюсь слушать, а не читать и не смотреть. Потому что когда у меня свободны глаза, я предпочитаю делать что-то более полезное.

Вот что я слушал в последнее время, что мне понравилось:

  1. Sir Jony Ive, designer. Джони Айв в подкасте про музыку. Про музыку ничё интересного (мне), но вообще послушать Джони приятно.
  2. A conversation with Jony Ive. И ещё разговор с Джони Айвом вдруг. Что-то он разошёлся (видимо это был прогрев перед анонсом непонятно чего). Тут интересно про неизмеримые цифрами ценности дизайна.
  3. 639. А это выпуск, в котором подробно обсуждают, почему Тим Кук просрал Эпл и ему пора на пенсию.
  4. Диалог о дизайне: легко ли быть молодым. Какой-то разговор про дизайн. Идея, что нужно уметь делать по гайдлайнам — хорошая. Идея, что нужно много вариантов — плохая.
  5. Живые советы Ильи Синельникова по переговорам и отношениям с клиентами (18 февраля).

Интерфейс ПВЗ «Яндекс-маркета»

Случайно провёл аудит интерфейса пункта выдачи заказов «Яндекс-маркета», хотя я даже его не видел.

Дело было так: пришёл я возвращать покупку, говорю: «Добрый день, у меня возврат». Девушка работает первый день и не знает, что делать с возвратами. Извиняется, звонит кому-то. Говорит в телефон:

— Привет, а как делать возврат? Это мне надо в «Работу с клиентами»? А... хм, а это в каком разделе? Аааа. Щас открою...

Вот просто интересно, как представляет свою работу дизайнер того интерфейса, с которым работает сотрудница пункта выдачи заказов? Мне просто сразу приходят в голову такие сценарии: человек пришёл за заказом, человек пришёл с возвратом, курьер привёз новые товары. Наверное есть какие-то ещё, но как можно умудриться спроектировать интерфейс таким образом, что самые первые приходящие в голову сценарии в нём требуют звонка другу? Это какие исследования должен был провести отдел исследователей, чтобы такой результат получился?

Тут, конечно, всё не так плохо, как когда Нотр-дам сгорел, но причина проблемы ровно в том же.

Ой, чуть не забыл, вы же спросите, а как надо было. Блин, ну это же очевидно. Нужно сделать кнопки «человек пришёл за заказом», «человек пришёл с возвратом» и «курьер привёз новые товары» на главном экране. Но при этом если сотрудник сканирует штрихкод получения с телефона клиента или штрихкод поставки с телефона курьера (ну или с коробки, не знаю, чё-то такое должно быть), то нужный сценарий запускается и без кнопок.

Автосортировка почты

Выходят всё новые и новые почтовики, пытающиеся организовать твою почту. Папки в почте придумали чуть ли не пятьдесят лет назад, а потом добавлялись всё новые способы автоматизировать раскладывание по ним: фильтры, правила, теперь вот ИИ.

Некоторые ещё и называют это не «папками», а например «категориями», что дополнительно взрывает мозг. Разработчики соревнуются в том, кто лучше классифицирует: «входящие», «важное», «рассылки», «соцсети», «покупки».

Эпл вот недавно тоже внедрил в своей почте такое же: какие-то primary, promotions. Разумеется, я понятия не имею, по какому принципу он там чё-то решает. Чтобы не потерять письмо, нужно пройтись по всем этим категориям, то есть количество работы увеличивается, а не уменьшается. «Если не получили наше письмо проверьте в папках „спам“, „второстепенное“, „необязательное“ и „низкоприоретитное“!» Ясное дело, я это сразу выключил.

Почему-то дизайнеры почтовиков не врубаются, что папки работают только когда ты сам их себе создал и сам по ним раскладываешь. Если в твоей голове есть система и ты её придерживаешься, ты можешь на неё положиться, а вот чужая система лишает чувства контроля и заставляет во всём сомневаться.

Вместо раскладывания писем по папкам нужно майнить конкретную информацию из них.

Да, коды бронирования и куаркоды посадочных бесит искать в почте. Но их бесит искать даже в конкретном письме когда ты его уже открыл! Я хочу не просто письма с ними видеть в отдельной папке, я хочу саму эту информации перед глазами, вообще безо всяких писем. А уж если мне не хватит чего-то, то пусть будет шорткат в письмо-источник, и тогда уж пофиг, в какой оно там папке.

Если в каком-то письме меня зовут на конференцию и просят ответить до 25 числа, то я хочу видеть явную пометку об этом рядом с письмом. И покажите, что в моём инбоксе есть вот эти три письма, на которые нужно ответить сегодня исходя из смысла написанного в них. А папки оставьте для ручной раскладки тем, кому такое нравится.

Ранее Ctrl + ↓