Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Вдвойне неочевидные столицы

Очевидно, что столица России — Москва, столица Франции — Париж, а столица Китая — Пекин.

Ещё есть страны, где самый известный город — это не столица. Столица Турции — не Стамбул, а Анкара. Столица Канады — не Торонто, а Оттава. Столица Бразилии — не Рио-де-Жанейро, а Бразилиа. Это неочевидные столицы, но вы всё равно в курсе.

Но есть вдвойне неочевидные столицы.

Скажем, все знают, что столица Нидерландов не Амстердам, а Гаага. Да вот только столица Нидерландов — как раз Амстердам, несмотря на то, что все органы государственной власти находятся в Гааге. Что же делает Амстердам столицей? А вот просто такая традиция, делать вид, что Амстердам — столица.

Или вот есть столица Израиля — Иерусалим. Точнее, так считает сам Израиль. А вот по мнению ООН, столица Израиля — Тель-Авив! Взрывает мозг тот факт, что у кого-то за пределами страны может быть мнение о том, где у страны столица. Понятно, что в Иерусалиме неспокойно, и многие страны держат свои посольства в Тель-Авиве, но делать вид, что он столица, довольно странно.

Кстати, ещё забавность. Столица США — не Нью-Йорк, а Вашингтон, это понятно. Но даже столица штата Нью-Йорк — не Нью-Йорк, а Олбани!

А какие вдвойне неочевидные столицы вы знаете?

Подкасты с «продакшеном»

Бесит, что всё больше подкастов монтируют и оформляют всякими джинглами, перебивками и эффектами. Такое ощущение, что туда понаприходили люди с радио и телевидения, которые не понимают, как устроен интернет, и притащили с собой весь эфирный мусор. Причём многие слушатели, кто открывают для себя подкасты только в последнее время, думают, что так и надо, и не видят в этом абсурда — другого-то они не слышали!

Когда я начинал слушать подкасты лет пятнадцать назад, подкасты были устроены так: ровно в 0:00 начинает звучать голос героя, потом час или два идёт разговор, потом герой прощается и на этом аудио заканчивается. Зачем нужно всё остальное? На радио джингл привлекает внимание к моменту начала; перебивки и эффекты нужны, чтобы случайным слушателям было понятно, что это такое они слышат с середины.

Но подкаст ты сам себе включил! Ты видишь на экране название, обложечку, имена героев, в приличных подкастах — даже оглавление. Какой смысл тебе слушать фирменную музычку несколько секунд в начале? В это время ты тупо ждёшь начала, но ведь ты уже нажал кнопку плей; ты уже захотел, чтобы началось.

Отдельный прикол — реклама. Как работает реклама в нормальных подкастах? Ведущий читает её прямо по ходу записи: тем же голосом в том же помещении. Она звучит органично, не бесит, при этом ты её слушаешь и запоминаешь. А в большинстве современных подкастов что? Либо реклама — это вообще отдельная аудиодорожка, выданная рекламодателем, либо тот же ведущий записывает её в другое время и с каким-нибудь там эффектом эха или фоновой музычкой. Тут надо сказать, что в этом есть своя польза: такую рекламу очень легко промотать прыжками по 15 секунд вперёд, потому что по доле секунды ты слышишь, когда всё ещё реклама, а когда уже нет. То есть эффект достигается обратный необходимому: реклама вызывает раздражение, хотя я её даже не слушаю!

Кстати, фоновая музычка — это вообще идиотизм. Если авторы не понимают, что люди слушают подкасты ускоренными, то чё они вообще взялись их записывать? Ну хоть чуть-чуть бы разобрались в среде.

И при всём этом высоком продакшене во многих подкастах ведущие не в состоянии научить гостей, что говорить через эйрподы нельзя, потому что встроенный в них микрофон делали специально для пыток. Возьмите любые проводные наушники за тыщу рублей, в них и то микрофон будет в сто раз лучше!

На интерфейсном курсе: решение существует

Делюсь советом, который мне в своё время дал Артём Горбунов: решение проще найти, если заранее постановить, что оно существует. Привожу такой пример: в шахматной задаче проще найти правильный ход, чем в такой же ситуации в игре. Прям минутка:

Это фрагмент № 126 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 16 июня 2023 года.

До 22 декабря идёт запись на курс, который пройдёт с 23 декабря по 21 января.

Дед Мороз принесёт вам мешок новых знаний!

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Единицы на семисегментных индикаторах

Тема кернинга меня волновала с детства (как я вдруг понял). Каждый раз видя электронные часы я не мог понять, нафига единица, когда она стоит справа, отваливается на километр?

Что мешает поставить её на таком же расстоянии, как когда она стоит слева?

В общем случае, конечно, задача не решается, например на калькуляторе такое не починить. Но на часах-то какая проблема научить второй и четвёртый индикатор показывать единицу левыми сегментами?

Тот же вопрос к светофорам.

Кстати, обратное решение, показывать в левом идикаторе левыми сегментами, а в правом правыми, не работает, потому что число «11» в нём вообще разваливается.

Обложка новости про усиление практики на курсе

К недавней новости про усиление практики на курсе я нарисовал нехитрую обложку:

Обложка нужна просто чтобы была хоть какая-то картинка для соцсетей, но при этом нет смысла тратить силы на дизайн кастомной графики. Надо сделать чё-то нормальное по-быстрому.

Кажется, что у меня просто написано слово «практика» с переносом.

На самом деле, если просто написать слово, получится так:

Строки встают так далеко друг от друга, потому что шрифт обычно изначально проектируют для набора полноценного текста. Вот смотрите, как будет выглядеть набор полноценного текста:

То есть со шрифтом всё нормально, но для моей задачи такой отступ выглядит нелепо. Подтягиваем строки друг к другу. Я подтянул так, чтобы расстояние между строками было такое, как толщина горизонтального штриха в этом шрифте:

Получилось так:

Дальше мне захотелось упереть букву П левым верхним углом в угол самой плашки. Но при таком крупном наборе видно, что крыша буквы Т торчит левее буквы П в предыдущей строке. В шрифте специально делают так — это называется оптическими компенсациями. Если бы их не было, при взгляде издалека наоборот казалось бы, что Т уехала правее. Но мы-то тут не издалека смотрим, а под микроскопом. Поэтому поставим ровно, ну и упрём в левый край:

Сверху, справа и снизу тоже хочется упереть:

Теперь напрягает, что крыша буквы Т почти, но не совсем совпадает по ширине с П, а вертикальный штрих от И проходит мимо Р, хотя мог бы и попадать:

Букве Т надо крышу нарисовать правильной длины, ну и букву И подвинуть правее. Диагонали от И и А могли бы плавнее друг в друга переходить, а потом от К и А. Вообще, заметно, что чем дальше от начала строки, тем сильнее расхождение, поэтому хочется просто нижнюю строку разредить до более плавного попадания:

Теперь замечаю, что левый штрих от К почти, но не совсем проходит через середину А:

Двигаю К чуток левее, чтобы попадало чётко:

Получается так:

Замечаю, что картинка получилась размера 439×241. Как минимум надо сделать 440×240, чтобы совесть была чиста, но я решаю сделать 480×240 — тогда получится прямоугольник пропорций 2:1. Мелочь, а приятно. Для этого нужно увеличить разрядку в обеих строках, но это и так неплохая идея. Аккуратно делаю, следя за тем, чтобы все выстроенные вертикали сохранились:

Перетекание И в А немного нарушилось — ну, значит не судьба. Отступ между строками пришлось на 1 пиксель уменьшить, сломав исходную затею с тем, чтобы это был ровно размер горизонтального штриха. Но кто ж это заметит?

Теперь буквы стоят нормально, но всё вместе выглядит дырявенько, да и непонятно, что практика-то? Добавляю надписи «×2» и «и сертификаты с отличием», а заодно ставлю сердечко из обложки курса на фон. Выравниваю надписи на глазок по среднему штриху К:

Готово:

Если вы работаете дизайнером, такие вещи вы должны делать просто на автопилоте и даже не считать, что вы что-то задизайнили. Это типа как уборщице поставить ровно стулья в кафе после ухода гостя. Любое конкретное решение на каждом из шагов может быть другим, но важно, чтобы вам было не всё равно.

А на курс «Пользовательский интерфейс и представление информации» с усиленной практикой и сертификатами с отличием не забудьте прийти!

На интерфейсном курсе: благодарности

Участники в конце курса рассказывают, как им понравилось. 3 минутки:

Это фрагмент № 123 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 19 мая 2023 года.

До 10 ноября идёт запись на курс, который пройдёт с 11 ноября по 10 декабря.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

На интерфейсном курсе: думать из мира пользователя

Иногда на семинарах интерфейсного курса у меня случаются философские речи.

Участник сделал интерфейс ввода адреса, и мы обсуждаем ситуацию, когда система такого адреса не знает. С точки зрения программиста это ошибка. А для человека никакой ошибки нет, он живёт по этому адресу! Пытаемся подружить эти два разных мира. 5 минут:

Это фрагмент № 122 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 12 мая 2023 года.

Предыдущая попытка этого же обсуждения.

До 10 ноября идёт запись на курс, который пройдёт с 11 ноября по 10 декабря.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Смерть

Стив Джобс в стенфордской речи рассказывал, что смерть — величайшее изобретение жизни, что мысль о конечности жизни помогает не тратить время на ерунду, мотивирует и направляет. Эту мысль в разных формах я слышал от разных людей. Мол, если помнить, что скоро умрёшь, станешь ли ты залипать в Тиктоке?

Для меня ровно наоборот. Если думать о смерти, то вообще ничего не имеет смысла. Нет никакой разницы, насколько хорошую работу ты делаешь, насколько осмысленно тратишь время, насколько глубокие отношения выстраиваешь. Да хоть круглосуточно в Тиктоке сиди, какая разница? Всё равно в конце помрёшь! Причём это всё чистая правда.

Мне хочется что-то делать только такой модели мира, где впереди — бесконечная жизнь. Собственно, это как раз моё ощущение по умолчанию. Оно ошибочно, зато продуктивно.

А о смерти я вспоминаю только когда в жизни происходит что-то очень плохое. Я страдаю, а потом такой: «Стоп, а чё я страдаю? Это ж абсурд. Всё равно я умру, да и все умрут. Какая вообще разница, чё я вообще переживаю?» И жизнь мгновенно становится легче.

По определению

Выражение «по определению» означает, что что-то не требует дополнительного объяснения или доказательства, так как некоторое свойство является определяющим для объекта, а не случайностью.

— Почему у окружности от центра до всех точек одинаковое расстояние?
— По определению!

Здесь «по определению» используется самом буквальном смысле; указанное в первой реплике свойство — это определение окружности.

Но часто люди используют «по определению» просто как усилитель, игнорируя смысл этих слов. Добро пожаловать в рубрику «Бирману не нравится, как другие говорят по-русски»!

Если в тебе столько ненависти к себе, то по определению ты будешь распространять её и на других.

Из какого-то мотивационного ролика. Тут даже неочевидно, об определении чего именно идёт речь. По определению ненависти? Вряд ненависть определяется как «чувство, которое, будучи направленным к себе в больших количествах, распространяется и на других». Это даже примерно не описывает суть ненависти!

Понятно, что нет какого-то единого словаря, определениями из которого мы руководствуемся. У одного явления могут быть несколько разных определений, да и не обязательно использовать выражение в буквальном смысле. Но хоть какой-то смысл-то нужно вкладывать! Например:

У лоукостеров по определению всё плохо с едой.

Конечно, определение лоукостера не буквально «авиакомпания, у которой всё плохо с едой». Но мы понимаем, что лоукостер — это перевозчик, который на всём экономит, предоставляет услуги низкого качества, пытается заработать на любой мелочи, которая в приличной авиакомпании была бы включена в стоимость обычного билета. Из такого определения следует, что вряд ли на борту будут кормить деликатесами. Здесь «по определению» используется не буквально, но уместно и по делу.

Так это ж Андроид, он по определению не должен быть красивым.


Тут намёк на то, что некрасивость — это не просто важное свойство, а прям определение Андроида. Ну, такая форма сарказма, допустим.

Да, реализация у них будет кривая по определению.

Это Никита Прокопов что-то пишет про Эпл. Тут даже непонятно, по определению чего, единственное существительное — «реализация». Вероятно, речь об определении неупомянутого, но подразумевающегося контекстом Эпла? Типа, Эпл — это «подход к технической реализации, характеризующийся кривизной», такое определение? Такое подразумеваемое определение можно было бы тоже принять за форму сарказма, но в этой интерпретации полностью рассыпается логика, ведь если что-то криво именно «по определению», то какой смысл выражать недовольство? Это всё равно, что целенаправленно порезать себе палец ножом, а потом искренне возмущаться тем, что нож острый. Да он по определению острый, чего ж ты ожидал?!

Троллей нужно банить, вести с ними никаких диалогов не нужно по определению!

Это Валерий Соловей (иноагент по мнению Минюста) сказал в каком-то ролике. Тут вообще удивительно: подразумевается, что некая сущность (тролли) определяется через ненужность чего-то с ними делать.

Но вот подходит конец жизни, и заработанную в поте лица тысячу, миллион или миллиард вы хотите оставить на благое дело сохранения леммингов. Однако фонд, которому вы отписали всю сумму, через год решил переквалифицироваться на бабочек, и ничего с этим вы не сможете (по определению) поделать.

А это уже Анатолий Воробей, кусочек из поста про завещание. Интересно, что «по определению» аж в скобках стоит, то есть очень целенаправленно добавлено. Речь о времени «через год» после «конца жизни», то есть как бы подразумевается определение смерти — «состояние, когда человек ничего не может поделать». Что ж, логика есть, если поискать!

Кондиционер по определению не может работать, когда за окном минус 15.

Ну может и не может, но точно не по определению!

Плохие и хорошие юристы

Плохие юристы пишут длинные и запутанные документы, в которых чёрт ногу сломит. Как правило, такие документы полны непоследовательностей и внутренних противоречий, которые плохой юрист просто не в состоянии увидеть. Плохие юристы думают, что их работа состоит в бесконечном копировании «стандартных» формулировок из документа в документ. Не важно, что эти формулировки становятся «стандартными» как раз вследствие постоянного бездумного копирования.

Когда указываешь плохому юристу на то, что написано непонятно или неточно, он говорит, что у тебя просто нет юридического образования, а в документе всё нормально. Плохие юристы искренне верят, что их документы написаны для других юристов, что это какой-то их разговор между собой, в который другим людям вникать не нужно. Они любят набивать себе цену словами вроде «там учтено много тонкостей и нюансов». Мнение неюриста для такого юриста ничего не значит.

Хорошие юристы понимают, что их работа в том, чтобы помогать людям работать: придавать форму сложным договорённостям и соблюдать сложные законы без ущерба для дела. Хорошие юристы не добавляют сложности в и без того сложный мир, а снижают её; защищают клиента от неснижаемой. Они чудесным образом видят все уязвимости и предлагают способы их устранить.

Когда указываешь хорошему юристу на плохую формулировку, он говорит: «О, действительно, а ты бы как написал?» И потом с интересом редактирует с тобой текст, чтобы устраивало вас обоих. А если формулировка обязательно должна быть слово в слово как было, он говорит: «По-русски криво, но по закону такому-то нужно написать так, иначе возможна проблема в таком-то случае» или «Мы можем дополнить тем, как предлагаешь ты, но вот эти волшебные слова я рекомендую оставить, просто как заклинание, потому что в моей практике суд это интерпретировал так-то».

Ранее Ctrl + ↓