Обратимость элемента интерфейса

Обратимость — свойство элемента управления в интерфейсе, при котором пользователь может в любой момент вернуть его в начальное состояние, а в общем случае — свободно переключать между всеми доступными состояниями. Необратимость, соответственно, когда у элемента есть состояния, в которые после некоторых действий его вернуть нельзя. Хорошо спроектированные элементы обратимы.

Пример необратимого элемента — группа радиокнопок, из которых изначально не выбрана ни одна. После выбора одного из вариантов, его уже невозможно «развыбрать», нет никакого способа вернуть группу в пустое состояние, что создаёт дискомфорт и фрустрацию. В правильной радиогруппе всегда выбран ровно один элемент, в том числе, в начальном состоянии, поэтому она обратима.

Даже если для перехода к следующему шагу обязательно необходимо выбрать какой-то вариант, это не отменяет требования обратимости. Это чисто механический момент, не связанный с ролью элемента. Обратимость работает на уровне элемента, а не внешнего по отношению к нему интерфейса; она влияет на ощущение управляемости. Поле ввода не сопротивляется тому, чтобы из него стёрли все символы, даже если оно обязательное. Любой другой элемент, если он в принципе предполагает «пустое» состояние, должен давать к нему вернуться.

Другой пример необратимости — обозначение незаполненных обязательных полей красной рамкой после расфокуса. Изначально поле выглядит просто пустым; пользователь заходит в него, а потом выходит, так и не заполнив (или заполняет, но потом стирает то, что ввёл). Система обводит поле красной рамкой, подсказывая, что оставить его пустым нельзя. После этого невозможно вернуть поле в начальное «чистое» состояние. Решением могло бы быть плавное затухание красной рамки, чтобы поле вернулось в начальное состояние через секунду.

Дальше
Мои книги