Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Эгея 2.10

Готова Эгея 2.10 (сборка v3788). Эта заметка подытоживает предыдущие анонсы: альфа, альфа 2, бета. Некоторые вещи я тут сократил.

Главная тема 2.10 — это «дискавери». Одна из фундаментальных проблем формата блога — это его хронологичность. Последние заметки видно, а что было месяц или, тем более, пять лет назад — нет. А ведь у нормальных ребят ценные заметки встречаются на протяжении всей истории. Я хочу, чтобы читателям было проще погружаться в интересные блоги и находить в них интересное, и теперь Эгея будет с этим помогать.

Рекомендации

Под заметками теперь автоматически собирается этажик «Дальше»:

Эгея использует теги, чтобы понять, какие заметки близки по смыслу и форме. Если читатель дочитал заметку, логично предложить ему ещё. Так что ставьте теги — это поможет движку рекомендаций не заблудиться. Списка ссылок на популярное в подвале заметок теперь не будет, потому что рекомендации намного круче.

В рекомендации попадают только избранные заметки. В Эгее давно можно отметить заметку как избранную — тогда она выделятся звездой. Но теперь избранность обрела очень конкретный смысл: это заметка, которая по задумке автора обладает вечной ценностью. Ставя заметке звёздочку, вы говорите Эгее: «даже через много лет можешь рекомендовать эту заметку читателям». При этом заголовки избранных заметок больше не будут выделяться размером (можете вернуть это обратно через стили).

При формировании рекомендаций Эгея не учитывает дату написания заметок — в рекомендации может попасть очень давняя заметка. Вот к заметке 2020 года подтянулся 2002-й, и ничего:

Заметьте, что заодно немного поменялся дизайн листалки влево-вправо между соседними заметками.

Если в рекомендации попала заметка, которую вы не считаете важной, перейдите по ссылке на неё и уберите ей звезду — Эгея сразу же пересоберёт этаж рекомендаций. Ну и всегда можно подкрутить теги, чтобы Эгея лучше разобралась в связях заметок. Естественно, изменения тоже применяются сразу же. Прямого способа сказать Эгее, что именно рекомендовать, нет.

Когда Эгея сформировала набор заметок для рекомендаций, она верстает их автоматически, используя могучую магию. Повлиять на это тоже никак нельзя — как Эгее понравится, так и сверстает.

Движок вёрстки учитывает не только смысл, но и такие вещи как длину заголовка или пропорции картинок, чтобы выбрать наиболее клёвую раскладку. Он даже может взять не первую картинку из заметки, а, скажем, седьмую, если она ему покажется более подходящей. Также для разнообразия вёрстки рекомендаций, в ней небольшую роль играет случайность. Так что этаж рекомендаций даже для автора в некотором смысле сюрприз:

За последние несколько месяцев сам у себя нашёл много классных старых заметок.

В последнем примере слева попалась вертикальная картинка и длинный заголовок. А справа заголовок короткий и картинки нет — пришлось вытащить описание заметки, чтобы не возникало дыры (это описание теперь можно редактировать, см. «Соцпакет» ниже).

Хоть случайность и влияет, но вёрстка рекомендаций стабильна при стабильных данных. Пока вы не меняете сами заметки, картинки в них, теги или избранность, вёрстка тоже не поменяется.

Рекомендации доступны только в платной версии.

Перебивки

Если просто крутить ленту заметок, между ними теперь показываются перебивки — такие же этажи ссылок на другие хорошие заметки:

В результате читатель, зашедший в блог первый раз, видит не только последние заметки, но и разные другие важные заметки, которые вы когда-либо писали. Перебивки тоже доступны только в платной версии.

Если похожих заметок не найдено, в качестве перебивок и рекомендаций показываются самые популярные заметки.

Новые страницы тегов

Страницы тегов раньше были просто хронологическими лентами заметок по тегу. Теперь они стали умнее.

Во-первых, в платной версии используется тот же движок вёрстки рекомендаций, чтобы сформировать этаж популярных заметок по тегу. Во-вторых, и это уже касается и бесплатной версии, наверху автоматически показываются связанные теги — читателям проще переключаться между темами. Во-третьих, сами заметки теперь показываются компактно как в результатах поиска — быстрее находишь нужную.

Вот как выглядит у меня тег «переговоры», например:

Видите, в начале подтянулись популярные заметки и ссылки на «чтиво», «жизнь», «дизайн»? Это оно само. Кстати, если при поиске нашёлся тег, то рядом теперь так же показываются связанные с ним теги.

Благодаря компактным заметкам получается быстрее найти то, что надо.

Такой же компактный вид теперь используется и на странице «Самое комментируемое» (попасть только по прямому адресу: /hot/). Появилась страница «Популярное» с десятью самыми читаемыми за последний месяц заметками, тоже в компактном виде (попасть тоже только по прямому адресу: /popular/).

Черновики, скрытые и будущие и заметки

Компактному представлению заметки нашлось ещё одно полезное применение. В предпросмотре черновика теперь показывается, как заметку после публикации увидят соцсети:

Речь о серой плашке над кнопкой публикации. Там видно, какие картинки Эгея отдаст соцсетям для использования в качестве обложек и какой фрагмент текста — в качестве описания. Если вам не понравится автоматически выкушенный из начала заметки текст, вы как раз сможете пойти и отредактировать описание в заметке.

В 2.10 официально появляются скрытые заметки. В отличие от отозванной в черновики, скрытая заметка остаётся на своём месте в истории вместе со всеми комментариями, просто она видна только автору. Заметку давным-давно можно было скрыть, дописав /hide/ к концу адреса, но об этом мало кто знал. Теперь при удалении заметки теперь рядом с кнопкой «Вернуть в черновики» ещё есть кнопка «Скрыть». А прямо на странице скрытой заметки снизу есть кнопка «Сделать видимой».

Когда выбираешь дату публикации заметки по расписанию (платная фича), кнопка теперь называется не «Запланировать», а «Опубликовать в это время». Дело в том, что тут можно и прошлое время указать, чтобы опубликовать заметку задним числом. Мало ли. И ещё когда заметка уже запланирована, теперь можно изменить дату и время её будущей публикации, а ещё можно забить на план и решительно опубликовать заметку прямо сейчас.

Ещё одно изменение касается «секретных ссылок». Ещё в Эгее 2.6 появилась платная фича — секретная ссылка для просмотра черновиков. Это удобно, чтобы согласовать пост с коллегами или рекламодателями перед публикацией, не давая им пароль от админки.

Возможность запланировать автоматическую публикацию заметки появилась в Эгее 2.8. Но из-за особенностей реализации такая вот запланированная на будущее заметка уже не имела секретной ссылки, потому что уже не была черновиком. Но это довольно тупо: иногда хотелось запланировать заметку, но доверенным лицам дать на неё секретную ссылку сразу.

В Эгее 2.10 можно дать секретную ссылку и на черновик, и на скрытую, и на запланированную заметку. Заодно секретной ссылке нашлось более удачное место — в маленькой строчке с датой и тегами под заметкой (см. скриншот выше).

В отличие от читателей, автор видит свои запланированные и скрытые заметки. Но раньше они отображались в лентах целиком, просто были бледно-серыми. Теперь они тоже показываются в компактном виде.

Загрузка и разметка видео

Кроме аудио и картинок в заметки теперь можно загружать видео с расширением mp4 и mov. Оно будет воспроизводиться стандартным хтмльным видеоплеером.

В Эгее 2.9 появилась разметка фрагментов аудио (см. описание релиза), а теперь подобный синтаксис добавился и для видео, причём и для загруженного файлом, и для внешнего (Ютюб, Вимео). За это спасибо Игорю Адаменко.

Пример — в заметке с треком на Ютюбе:

В ссылочки можно тыкать, и видео перемотается.

В редакторе это выглядит так:

Снова, почитайте кусок «Разметка фрагментов аудио» из описания Эгеи 2.9. Тут так же можно давать ссылку из текста на конкретное время в видосе, но без подсветки фрагментов.

Важно: вместо .e2-audio-seek теперь используется класс .e2-media-seek. Старый вариант работать перестанет даже с аудио, так что надо будет исправить в старых заметках. Их можно найти поиском.

Фиеста

Появилась новая розовенько-сиреневенькая тема оформления «Фиеста»:

Соцпакет

В продолжение темы видео — Эгея умеет обновлять обложки внешних видосов. Подробно объяснял, когда писал про альфу. Если коротко, то теперь Эгея перепроверяет обложку при изменении заметки — мало ли. Так что если обложка не подгрузилась, можно пересохранить заметку, и Эгея попробует ещё раз. А подгрузилась ли обложка теперь хорошо видно благодаря превьюшке на странице черновика, которую я уже показывал выше.

С обложками понятно, но соцсетям нужны ещё и описания заметок. Эгея всю жизнь формирует их самостоятельно: берёт немного текста из начала заметки; старается обрезать его не на полуслове, а осмысленно, ориентируясь на знаки препинания. Но иногда хочется написать своё описание-затравку, чтобы заметка выигрышнее смотрелась в соцсети. Интерфейса для этого в Эгее раньше не было.

Описания страниц используют ещё и поисковики — показывают их под ссылками в поисковой выдаче, так что хотелось, конечно, иметь возможность на них влиять. Начиная с 2.10 описания заметок стали ещё важнее, ведь теперь они нужны не только в соцсетях и поисковиках, но и внутри самой Эгеи: в этаже рекомендаций и в компактном виде заметок.

В общем, пришло время дать управлять этим описанием. У заметки появилось дополнительное поле:

Изначально оно спрятано так же, как поля даты и урла — Эгея по-прежнему формирует описание сама. Просто теперь вы сможете его поменять, если захотите. Ещё раз напомню, что в предпросмотре черновика заметки теперь отображается, как её увидят соцсети, и там видны обложки и описание. Посмотрев туда, можно решить, хотите ли вы что-то поменять. Я у себя редактирую описание раз в несколько заметок.

Аналогичные поля описания появились и для страницы тега (в её редакторе), и для блога в целом (в Настройке). И у тега, и у блога в целом и раньше было поле «Описание»: оно отображалось под заголовками соответствующих страниц, и из его начала автоматически формировалось описание для соцсетей так же, как из текста заметки. Но и я, и многие другие авторы использовали это поле «Описание» для навигации по блогу. Поэтому у тега теперь отдельные поля: «Вступительный текст» и «Описание для поисковых систем, соцсетей и агрегаторов». А у блога — «Подзаголовок» и «Описание для поисковых систем...». Вступительный текст и  подзаголовок размещаются под заголовком, а описание отдаётся наружу. Разумеется, его можно не заполнять, и тогда Эгея сформирует его автоматически по-старинке.

Другие социальные новшества:

  • появился вход в комментарии через Телеграм (спасибо, Константин Якушев);
  • в окне «Подписаться на блог» (платная фича) добавились Ютюб и Тикток и обновились иконки остальных соцсетей.

Эффективный постоянный бекап

Появился автоматический бекап перед любым обновлением и постоянный инкрементальный бекап.

Раньше при бекапе делался полный дамп базы движка, что на больших блогах могло занимать несколько секунд. Бекап делался автоматически в фоновом режиме при создании и редактировании заметок. Это гарантировало актуальность бекапа заметок, но было весьма неоптимально, особенно когда редактируешь-редактируешь заметку до блеска, а Эгея всё бекапит и бекапит весь блог. И даже при этом комментарии и просмотры попадали в бекап только при редактировании заметок, а значит могли подолгу оставаться вне бекапа.

Теперь Эгея делает полный бекап перед обновлением движка (на всякий случай) и раз в неделю (тоже на всякий случай), а в остальное время она делает инкрементальный бекап: запросы к базе дублируются в текстовый файл backup-tail.sql, поэтому если база сломается в любой момент, можно будет восстановиться из последнего полного бекапа, а потом ещё и выполнить этот backup-tail.sql, чтобы база была приведена к самому последнему виду.

Бекапная нагрузка стала меньше, а сам бекап теперь всегда актуален — классно! Если в Настройке нажать «Скачать последний бекап», скачается зип-архив их двух sql-файлов: последнего полного бекапа и файла backup-tail.sql. Их можно импортировать в базу по очереди, и в базе получится точная копия того, что было забекаплено.

Остальное

Пользовательское:

  • картинки в редактор вставляются прямо из буфера обмена (спасибо, Игорь Адаменко);
  • кнопка Энтер в однострочных полях редактора тега ведёт в следующее поле, прямо как в заметке;
  • тема «Акут» стала дефолтной (но «Простая» по-прежнему есть);
  • мелкие улучшения в тёмных темах;
  • тёмный режим ОС теперь учитывается по умолчанию, в том числе в инсталяторе, но галку по прежнему можно снять в Настройке;
  • пользователи платной версии теперь видят срок действия своей лицензии в Настройке, там же есть ссылка на оплату;
  • ссылки на админские странички переехали из подвала Настройки в выпадающее меню справа от заголовка;
  • страницы «Заметки без тегов» (/untagged/) и «Самые комментируемые» (/hot/) обзавелись листалкой (раньше показывали всё одной простынёй);
  • страница «Заметки без тегов» (/untagged/) теперь доступна всем (раньше была видна только автору блога);
  • кружок-ссылка с числом новых комментариев теперь сразу прокручивает заметку к новым комментариям;
  • страница заметок по нескольким тегам выглядит получше;
  • на странице 404 теперь показываются ссылки на несколько популярных заметок в виде красивой раскладки в духе рекомендаций и перебивок (в платной версии);
  • поисковый индекс Розы теперь автоматически создаётся, если его нет (например, после импорта из бекапа);
  • добавился французский язык интерфейса (спасибо, Валерий Орлов);
  • чуток успокоились цвета кнопок.

Исправленные баги:

  • поправлено несколько уязвимостей разной степени тяжести (спасибо, Алексей Соловьёв);
  • не получалось установить Эгею в базу данных, название которой содержало точку;
  • при удалении тега его урл мог остаться занятым навсегда, теперь гарантированно освобождаётся (при обновлении до 2.10 все зря занятые урлы освободятся автоматически);
  • при хитром стечении обстоятельств при удалении заметки мог сломаться урл тега, если он был настроен вручную;
  • в редких случаях обложка могла не загрузиться с Ютюба или Вимео, даже если они её отдавали;
  • если в названии тега использовался амперсанд, то в заголовке страницы тега он отображался как &, и подобная же фигня могла просочиться в РСС и Джейсон-фид (упс);
  • календарь не понимал, а теперь начал понимать введённые вручную даты без ведущего нуля (спасибо, Тимур Арефьев);
  • таблицы на мобиле слишком рьяно старались уместиться в ширину, ломая слова;
  • при загрузке картинок наконец-то больше не помигивает крутилка;
  • в Розе исправился баг с индексированием заметок, содержащих невероятно длинные слова (спасибо, Роман Парпалак).

Подкапотное:

  • минимальная версия ПХП поднята до 5.6;
  • встроенные Лайкли обновились до новой версии 2.6;
  • управление кешами, бекапами, поисковыми индексами, логами, миграцией и лицензией переехало с волшебных @урлов на спецстраницу .../settings/underhood/;
  • полноценно поддерживаются несколько Эгей в разных папках на одном домене (раньше у них куки конфликтовали, было трудно);
  • сильно много разных оптимизаций: меньше запросов к базе, больше индексов и кешей;
  • ядро стало легче за счёт более умной сборки;
  • все таблицы в базе теперь — InnoDB;
  • при любом обновлении Эгеи теперь проверяются и при необходимости пересоздаются все нужные индексы в базе данных;
  • шаблоны в темах оформления теперь поддерживают вложенность, поэтому вместо notes.tmpl.php теперь есть note.tmpl.php, то же с комментариями; тот же механизм использует этаж рекомендаций;
  • форматтер Каллиопе больше не входит в стандартный дистрибутив (но можно установить, если вам нужен; поддержка будет полностью удалена в 2.11);
  • при сохранении айпишников комментаторов поддерживается IPv6;
  • транслитерация при генерации урлов поддерживает дореволюционные буквы;

Как обновиться

Замените файл .htaccess в корне, папку /system/ и все подпапки в /themes/ (то есть уберите старые, положите новые, а не дозалейте в старые новые файлы). Если вы делали свою тему оформления, посмотрите, что изменилось в комплектной, и аккуратно повторите эти изменения у себя.

Свежий дистрибутив — на сайте движка.

Если вы пользуетесь платной версией и хотите платную 2.10, напишите мне.

О предыдущей версии: 2.9

Как хитро меню на сайте бюро подстраивается под мобильный экран

В школах бюро обновилась лекция о пользовательском интерфейсе под названием «Экранная вёрстка». О чём речь:

В лекции Илья Бирман разбирает стандарты вёрстки текстовых страниц на примере гайдлайнов реального сайта. Вы узнаете, на что обращать внимание в стилях заголовков, как составлять грамотные списки и как добиваться аккуратности с помощью сетки. Дизайнерам будет полезно познакомиться с подходом Ильи к адаптивной вёрстке — он предлагает не переделывать сайт полностью, а делать адаптивным каждый этаж в отдельности.

Вот фрагмент о том, как хитро меню на сайте бюро подстраивается под мобильный экран:

Это фрагмент одной из 35 лекций по дисциплине «Интерфейс и информация» в Школах бюро. Осталось всего несколько дней, чтобы успеть в ближайший поток Школы бюро с началом второй ступени 7 июня 2021 года. Программа школы и как поступить

Также эти лекции доступны слушателям моего онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации».

Упаковка будущего

В магазине упаковка пытается быть яркой, чтобы ты её заметил на полке. А дома приятнее иметь нейтральную упаковку хоть шампуня, хоть печенья.

Чем больше торговля переходит в онлайн, тем меньшее значение будет иметь привлекательность на полке и тем больше будут стараться для дома. Привлекательная картинка останется важной для интернет-магазинов, но её роль сможет взять на себя просто сопроводительная графика.

Обложки музыки, выходящей в МП3 — это просто картинки. Часто «скриншоты» в Апсторе — это не скриншоты, а рекламная графика. Даже в Алиэкспрессе фотографии товаров сопровождаются картинками, объясняющими их работу и преимущества — всей этой графики нет ни на упаковке, ни на самих товарах. Кто-то первым догадается показывать банку с шампунем прямо на полке в красивой душевой, а печенье — на полке над красивыми поварёшками.

Сейчас постоянно приходится разделять упаковку на картонную, полиэтиленовую, жестяную части. Более скромная будет лучше поддаваться сортировке и переработке.

Сейчас упаковку часто делают больше, чем достаточно для содержимого — видимо, чтобы произвести впечатление на покупателя. Необходимость в этом тоже исчезнет.

Ощущение безопасности для пассажиров

Если вы водитель, одна из ваших задач, помимо собственно управления автомобилем — это создание ощущения безопасности для ваших пассажиров. Ваш стаж безаварийной езды не влияет на это ощущение, а вот стиль езды и поведение за рулём — влияет.

Первое — нужно себе запретить в присутствии пассажиров ругаться на других водителей. «Да куда ты прёшь!» Возможно, вы думаете, что критикуя других водителей, вы подчёркиваете свой опыт: вы-то знаете, как правильно ездить, а эти козлы — нет!

Но ощущение у пассажира обратное: обычная дорожная ситуация вызвала ваше удивление или раздражение, вы не восприняли её как должное. Так значит вы не очень-то уверенно водите. Даже если кто-то создал вам помеху, пассажир вообще не должен этого заметить! Просто все едут, и вы тоже; кто-то куда-то перестраивается, подумаешь, обычное дело.

Второе — нужно ехать мягко, то есть не тормозить и не перестраиваться резко. Может, вам кажется, что вы Шумахер: раз-раз, всех обогнали, в последнюю секунду жёлтого света проскочили, ловко заняли нужный ряд, пока другие не сообразили — осталось только шампанским вас облить.

Но ощущение у пассажира обратное: вы лихачите, дёргаетесь, — и всё равно лишь в последний момент успеваете оказаться в нужном ряду. Не говоря уж о том, что резкие движения создают физический дискомфорт, особенно на задних сиденьях.

Третье — нужно быть решительным. Может показаться, что это противоречит предыдущему, но нет. Представьте: вы выезжаете из двора на оживлённую дорогу, и вас всё никак не пропускают в непрерывный поток. И вот вы выезжаете на дорогу по сантиметру, потому что кажется, что вот щас получится, потом останавливаетесь, потому что нет, и потом снова.

В такой момент напряжены не только вы, но и пассажир: он же видит, что вы не понимаете, что делать! Так что нужно или не тупить и всё-таки влиться в поток, или, если вы оцениваете это решение как небезопасное, остановиться уже и спокойно подождать, когда будет несомненная возможность. Решительность — это про то, чтобы не метаться, а принять решение.

Если у вас возник соблазн возразить в том ключе, что «важно не ощущение безопасности создавать, а реально безопасно водить», не утруждайте себя. Ощущение безопасности нужно создавать не вместо, а вдобавок к безопасному вождению.

Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Часть 4

Часть 1 · Часть 2 · Часть 3 · Часть 4 · Часть 5

Вроде, это предпоследняя. Иду дальше.

Щит и штука для стрел:

Коровы:

Египтяне:

Другие:

Гробы. Параллелепипед:

Клиновидный:

Кроватевидный:

Человековидный:

Красивейшая штука с текстом:

Украшения:

Клёвый способ вешать бусы. Эффект множества:

Есть отдельные комнаты, где собраны осколки и обломки, из которых пока не удалось восстановить предмет целиком:

Лего археологов:

Шкатулки. Я бы в такой хранил всякие проводки и переходнички:

Камни:

Коридор между залами:

Фиг знает, что это, красиво просто:

Вазы, снова вазы:

Живопись:

Украшения и предметы быта:

Орнамент:

Продолжение следует.

Продолжение рассказа: Часть 5

Фотографии из поездки в октябре 2018. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Нью-Йорк! (Когда дадут)

Ещё Нью-Йорк:

Ещё музеи и выставки:

Не думай о белой обезьяне

Когда говорят о мыслях, от которых трудно отмахнуться, всегда приводят в пример фразу «не думай о белой обезьяне». Мол, если её произнести, слушатель ну никак не сможет не подумать о белой обезьяне!

Я давно заметил, что хоть я и слышал эту фразу сто раз, но я никогда при этом на самом деле не думал о белой обезьяне, причём я не предпринимал для этого никаких усилий. Просто когда я слышал этот пример, я с ним внутренне сразу соглашался: ну разумеется, как тут выбросишь эту обезьяну из головы! Но в реальности никакой обезьяны в этот момент в моей голове даже не появлялось.

Пока писал эту заметку, сделал специальное сознательное усилие, чтобы нарисовать в голове белую обезьяну, чтобы впервые в жизни о ней подумать. Это было не так просто: я не помню ни одной фотографии или картинки с белой обезьяной, поэтому пришлось прям усиленно синтезировать этот образ.

Так что не верьте всему, что вам говорят.

Главе города Челябинска Котовой Наталье Петровне о ситуации вокруг стандарта адресных табличек

Уважаемая Наталья Петровна!

Происходящее с адресными табличками в Челябинске вызывает возмущение и непонимание людей. Прошу вас публично прояснить ситуацию и взять её под личный контроль.

Я и мой коллега дизайнер Игорь Штанг в 2019 году по своей инициативе разработали проект дизайна адресных табличек для Челябинска, о котором много писали в СМИ:

Адресные таблички Челябинска

Таблички понравились людям: многие собственники с удовольствием производят и размещают их на зданиях.

Весной 2020 года по просьбе главного архитектора Павла Крутолапова мы подготовили техническую и юридическую базу, чтобы начать внедрять указатели системно. Большая часть этой работы сделана бесплатно; мотив нашей работы в другом, и причина моего обращения также не связана с деньгами. Сейчас всё готово, чтобы запустить процесс.

Почему требуется ваше вмешательство:

  1. 9 декабря неожиданно в СМИ опубликован новый сырой «стандарт» со скруглёнными сторонами, сделанный, как мне удалось выяснить, за один день. Говорится, что его «утвердили», но кто, когда и почему его утвердил — неизвестно. Это вызвало возмущение и непонимание людей, но УАГП не даёт комментариев.
  2. Адресные таблички — важнейший визуальный атрибут города, они будут на каждом доме. Решения по ним не должно приниматься тайно и за один день.
  3. «Стандарт», принятый таким образом, вызовет сопротивление у тех, на кого будет возложено его внедрение, а значит с этим возникнут проблемы. Непонятная процедура принятия создаёт ощущение, что этот стандарт может отмениться или измениться. Никто не захочет делать работу по два раза.

Теперь обо всём подробнее.

О качестве и глубине проработки нашего проекта

Я изучаю городской дизайн всю сознательную жизнь, известен проектами транспортных схем, в том числе для Челябинска, лекциями и книгами о навигации и информационном дизайне. Игорь Штанг — известный дизайнер и преподаватель в области типографики и вёрстки. Вместе мы сделали проект, которым гордимся, и всегда хотели, чтобы наши таблички стали частью облика Челябинска.

Ещё в 2019 году мы представляли проект предыдущему главному архитектору Николаю Ющенко, дорабатывали макеты по замечаниям его и коллег, делали альтернативные версии.

В результате к ноябрю 2020 года по просьбе УАГП сделано:

  1. Детальная документация по размещению указателей на пешеходной части ул. Кирова. Есть графический макет каждой таблички, фотопривязка (как именно на каждом из домов крепится). Документ согласован с главным художником Екатериной Силиной.
  2. Программа для автоматического создания графических макетов табличек для определённого адреса или даже списка адресов. Это нужно, чтобы городу не тратить ни копейки и ни секунды на то, чтобы все таблички выглядели хорошо и стандартно. Программа создана как приложение к документации по принципам вёрстки и размещения указателей, которая может быть использована по всему городу — фрагмент этого документа приведён ниже.
  3. Юридическое сопровождение передачи прав на используемый шрифт «Мотор 4Ф» (специальная лицензия для Челябинска). Это нужно, чтобы город был защищён от возможных правовых претензий при использовании его на макетах в масштабах города.
  4. Шаблон технического задания на производство и монтаж указателя. Это нужно для ускорения подбора исполнителя, передачи макетов в производство и чёткого контроля качества работ.
Стандарт оформления и размещения адресных указателей в Челябинске, подготовленный по просьбе главного архитектора

Также фактически у нас уже есть опытные образцы: как я уже сказал, таблички постепенно появляются в городе. В частности, наши таблички уже висят на «Белом рынке», «Мегаполисе» и нескольких жилых домах. На днях мне прислали свежую фотографию с Лесопарковой:

О загадочных событиях декабря 2020 года

С апреля 2020 года мы работали по заданиям главного архитектора Павла Крутолапова. Павел не отвечал месяцами, а когда появлялся — приносил новые «срочные» требования. Мы всё быстро делали, и Павел снова пропадал. С нашей стороны не было претензий: вероятно, у Павла было много других задач.

Последняя моя встреча с Павлом прошла 16 ноября. Там я получил новое «срочное» задание, которое быстро сделал, но передать его результаты Павлу мне уже не удалось — он снова пропал.

А 9 декабря в СМИ вышла статья о дизайне неких новых, «закруглённых» табличек:

В Челябинске разработали новый дизайн адресных табличек

Павел больше не ответил ни на одно моё сообщение, а его коллеги по УАГП, с которыми мы тоже успели познакомиться за время работы, отказывались комментировать ситуацию, поскольку сами не понимают, что произошло.

14 декабря вышла ещё одна статья:

Плату повесят на жителей. В Челябинске хотят поменять все адресные таблички

Если верить статье, разъяснения со стороны УАГП должны были появиться «до среды», то есть 16 декабря. Сегодня 28 декабря, но разъяснения так и нет.

Авторы нового закруглённого дизайна неформально рассказали мне, что сделали их за один день по срочной просьбе Павла. Оказалось, что Павел наговорил им, что со мной «невозможно работать», так как я «постоянно всё затягиваю». То же самое Павел говорил обо мне и своим коллегам.

О моём ответственном отношении к договорённостям и срокам вы можете узнать у любого из моих клиентов. Истинных причин резкого прекращения работы и контактов со мной я не знаю. Мне Павел ни разу не выражал недовольства моей работой.

Дизайнеры новых закруглённых табличек даже предлагали Павлу помочь с внедрением наших табличек, потому что сами не понимали, зачем нужно рисовать новые. Но Павел поставил им задачу «сделать дизайн, чтобы не было ничего общего с дизайном Бирмана» (с их слов).

Итак, ситуация следующая:

  1. Наши таблички, которые называют лучшими в России, технически и юридически подготовлены к внедрению, но их не внедряют по секретной причине. Главный архитектор не даёт комментариев.
  2. Новые таблички сделаны на скорую руку с ошибками, при этом их мгновенно «утвердили». О том, как в них решены задачи массового производства и лицензирования шрифтов, не сказано ни слова. Если верить статье, таблички будет производить не сам город, а «жители», так что совершенно непонятно даже технически, каким образом в принципе этот стандарт может быть воплощён в жизнь. Возможно, в статье ошибка, но опровержения в течение двух недель не поступало.

В связи с этим прошу:

  1. Остановить какие-либо процессы, связанные с новым сырым дизайном до выяснения обстоятельств и причин его появления.
  2. Взять на себя дальнейшее ведение вопроса об адресных табличках.
  3. Организовать короткую встречу, где я расскажу вам о нашем проекте: почему он лучший как с точки зрения информативности и дизайна, так и с точки зрения технической и юридической готовности к внедрению.
  4. Обеспечить публичность принятия дальнейших решений по этому вопросу. Если кто-то хочет изменить дизайн, пусть в СМИ будет опубликована мотивация.

Наталья Петровна! Понимаю, что такое моё письмо — лишняя головная боль и неудобство для вас, и приношу извинения. Прошу отнестись с пониманием: мы вложили в этот проект много любви и знаний, добросовестно работали над ним. За последние две недели я исчерпал другие возможности прояснить ситуацию, поэтому вынужден обратиться к вам.

Выражаю готовность сотрудничать с городом по этому вопросу. Если вам известно о каких-либо преградах, которые мешают внедрению нашего проекта, мы готовы приложить все усилия к их устранению.

Пользуясь возможностью, выражаю благодарность за вашу работу. Очень приятно видеть, как город становится лучше в этом году.

Карта истинной лояльности

Обычно карта лояльности даёт скидки. Но какая же это лояльность, если тебя просто покупают?

Нормальная карта лояльности должна, наоборот, давать наценку. Я бы с удовольствием вступил в такую программу лояльности в паре кофеен и других приятных мне мест, где цены удивительно низкие.

Эгея 2.10 бета

Готова Эгея 2.10 бета (сборка v3783b). Ранее:

Не обновляйтесь на живых сайтах, если только вы не суперпродвинутый технарь, обложившийся бекапами со всех сторон. Не забывайте, что бета — это очень страшно. В конце заметки — ссылка на дистрибутив. А пока расскажу, что изменилось за время со второй альфы.

Во-первых, поправлено несколько уязвимостей разной степени тяжести (спасибо, Алексей Соловьёв).

Во-вторых, появилась новая розовенько-сиреневенькая тема оформления «Фиеста»:

Фиеста!

Рекомендации «Читать дальше» и перебивки в лентах стали ещё лучше:

  • в рекомендациях «Читать дальше», перебивках и галереях популярных заметок теперь есть глазики с числом просмотров;
  • в перебивки больше не попадают те заметки, которые и так есть в основном потоке этой страницы, а также повышено разнообразие вёрстки перебивок;
  • улучшена мобильная вёрстка;
  • если похожих заметок не найдено, в качестве перебивок и рекомендаций «Читать дальше» теперь показываются самые популярные заметки.
Глазики!

Остальное:

  • интерактивное оглавление в аудио- и видеороликах автоматически упрощается до простого текста в РСС, чтобы не ломать людям читалки;
  • если в пункте интерактивного оглавления встречается ссылка, она теперь корректно работает, не вызывая перемотку аудио и видео (спасибо, Игорь Адаменко);
  • кружок-ссылка с числом новых комментариев теперь сразу прокручивает заметку к новым комментариям;
  • если вставить картинку в заметку, просто нажав ⌘V, она теперь получает более осмысленное имя файла, чем просто image.png;
  • исправлен баг, мешавший закрепить булавкой текущий тег в подвале;
  • при загрузке картинок наконец-то больше не помигивает крутилка;
  • подкручены цвета и исправлены баги в инсталяторе;
  • исправлены баги на странице «Предпросмотр темы»;
  • надёжнее показывается статус лицензии в платной версии;
  • поисковый индекс Розы теперь автоматически создаётся, если его нет (например, после импорта из бекапа);
  • доработка инсталятора, бекапа, миграции и прочей скукоты;
  • убран код, защищающий от дубликатов в РСС-потоке при обновлении с версии 3223 или более ранней (так что если вы обновляетесь с такой давней версии, посты в читалках могут продублироваться).

Что тестировать:

  • адекватность рекомендаций и что они всегда пересчитываются при изменении данных, кеши никогда не забывают сброситься;
  • вёрстку рекомендаций, в том числе на мобиле, что она не ломается ни в каких заметках;
  • сохраняемость отображаемого числа просмотров заметок при обновлении с более ранних версий Эгеи;
  • отображение правильной информации об оплаченности лицензии в подвале настройки (если вы не оплачивали Эгею, но тестируете бету, у вас должно быть написано, что типа лицензии нет — это ок; если оплачивали, должно быть написано, до каких пор оплачено);
  • черновики, публикация прошлой датой, публикация будущей датой и скрытые заметки;
  • изменение урлов черновиков и опубликованных заметок, особенно всякие конфликты при изменении урлов на уже использованные ранее; изменение урлов тегов;
  • что неопубликованные, запланированные, невидимые заметки действительно не видны, не проникают в РСС, не находятся в поиске и т. д.;
  • что не сломалось локальное автосохранение заметок;
  • секретные ссылки;
  • работу бекапа;
  • всё остальное.

Ссылка на дистрибутив

Основные фичи этого релиза, связанные с рекомендациями — платные. В бета-сборке, которую я выкладываю сегодня, они все включены, потому что надо их как-то потестировать. Но я их отсюда уберу. Понимаю, что это странновато, но я пока не придумал, как по-другому.

Если вам интересно поэкспериментировать, то скачайте, пожалуйста, свежую сборку v3783b (релиз), поставьте себе, и попробуйте с ней пожить. Не забывайте, что нет вообще никакой поддержки и даже на несложные вопросы вроде «а в каком файле ты хранишь то-то» я могу отвечать долго. Если в вашем блоге есть хоть что-то ценное, сделайте максимальный бекап. В моём блоге сейчас, конечно же, крутится именно v3783b. Чтобы обновиться, замените /system/ и все подпапки в /themes/.

Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Часть 1

Часть 1 · Часть 2 · Часть 3 · Часть 4 · Часть 5

На прошлой неделе я показал вам бюст Нефертити и рассказал, что вспомнил про него, гуляя по Мету — Метрополитен-музею в Нью-Йорке. Пришло время разгребать фотки из Мета.

Тут так много всего прекрасного, что пытаться это как-то систематизировать я не возьмусь; буду просто выкладывать фотки примерно в том порядке, как я их делал.

Первое, на что я смотрел — это всякие разнообразные амфоры и горшки:

Их очень приятно разглядывать вблизи из-за приятной текстуры материала:

Также интересно постоянно помнить, что всё сделано и нарисовано руками:

Ну офигеть же?

Ой:

В переходах между залами стоят ещё какие-то большие амфоры, а ещё статуи и бюсты. Офигенно красивая башка:

Красивое тело (в людях предпочтительно, чтобы это сочеталось, но в статуях и по отдельности хорошо воспринимается):

Красивые волосы:

Красивые попы:

Штука с кучей деталей, стоящая на шарах — тоже красиво:

А вот уже зал искусства всяких тихоокеанских племён (вроде). Любопытно, что у разных народов и эпох — очень разные выразительные средства и сами предметы искусства:

Ого, тут даже висит ребеллиб!

В моей книге «Дизайн транспортных схем» есть про него разворот (рекомендую, отличная книга):

Ой:

Ещё красивые вазы:

Статуэтки и кувшины:

Когда я гулял среди этого всего, у меня было ощущение, что я попал в какую-то Икею, только не искусственно созданную путём промышленного производства, а настоящую. Каждую вещь очень надо себе!

Западный Судан:

Ну смотрите какие офигенные штуки? Если бы у меня был огромный дом с лестницами и гостевыми комнатами, я бы его такими украшал:

Ещё статуи:

Не отвлекайтесь, тут тоже есть всякие амфоры:

Просторный статуйный зал:

Продолжение рассказа: Часть 2

Фотографии из поездки в октябре 2018. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Нью-Йорк! (Когда дадут)

Ещё Нью-Йорк:

Ещё музеи и выставки:

Ранее Ctrl + ↓