Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Внесение асимметрии

Если какие-то вещи симметричны, логично и обозначать их симметрично.

А вот несколько примеров того, что иногда полезно внести асимметрию.

На знаках вылета и прилёта самолёт взлетает и приземляется:

Можно было бы просто направить самолёты вверх и вниз, но в хорошей навигации у приземляющегося самолёта рисуют шасси. Взлёт и посадка хоть и похожи на симметричные процессы, но связаны с очень разными сценариями вылета и встречи гостей.

Твой ряд и встречные ряды:

Из поездки Артемия Лебедева

Обычно стрелки отличаются только направлением, а здесь твой ряд ещё и выделен длиной. Направления туда и обратно формально хоть и симметричны, но для водителя, к которому обращён знак, имеют принципиально разное значение: рядом можно пользоваться или нельзя.

Промежуточный сигнал светофора при переключении на зелёный и на красный:

Картинка Пиксабай

Между красным и зелёным огнями находится жёлтый, но при переключении с красного на зелёный загораются красный и жёлтый вместе. Благодаря асимметричному дизайну мы даже в промежуточном состоянии понимаем направление переключения. Кроме того, промежуточное состояние ещё и немного разный смысл имеет: просто жёлтый разрешает проехать, если это необходимо для избежания слишком резкого торможения, а жёлтый с красным только сообщает, что вот-вот загорится зелёный, но ехать не разрешает ни при каких обстоятельствах.

Математические знаки «плюс» и «минус», кстати, тоже несимметричны.

А у вас какие примеры есть?

На интерфейсном курсе: оставляйте введённый запрос в поле поиска и рисуйте клавиатуру

Участник курса сделал такой интерфейс: когда пользователь выбирает адрес из выпадайки поиска, он применяется, а поле поиска — очищается. Я сразу почувствовал неладное:

00:00 Я почувствовал неладное
01:08 Что не так: в интерфейсе нет анду и сохранения данных!
02:47 Смотрим дальше. Наде не забыть рисовать клавиатуру

Это фрагмент № 36 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 3 декабря 2020 года.

До 2 мая идёт запись на курс, который пройдёт с 8 мая по 6 июня.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Осло

Осло — последнее место, откуда я пока не выложил фоток. Начну с общего впечатления от города.

Когда подъезжаешь на поезде из аэропорта к вокзалу, показывают клёвые дома:

Заодно прикольно видно, как электронный затвор наклоняет всё тем сильнее, чем оно ближе к тебе.

Вот сразу любимая фотка про уют и благодать, да ещё и с уличными табличками:

Улица:

Река:

Мост:

Перекрёсток в центре:

Вид на королевский дворец:

Другой вид:

Вид, если немного отъехать от центра:

Ещё река:

Рельеф:

Лодочки:

Улица:

Ещё один приятный перекрёсток с уличными табличками, красивым зелёным цветом и шрифтом на вывеске:

Есть крепость:

Где-то рядом:

В общем, погулять три дня вполне норм. Подробности — в следующих заметках.

Фотографии из поездки в сентябре 2019 года. Во всех заметках про путешествия снизу есть поиск дешёвых авиабилетов. Слетайте в Осло! (Когда дадут)

Набуть

Многие ошибаются и говорят одеть вместо надеть — об этом много написано.

При этом иногда упоминается, что глагол обуть не имеет пары, и сразу означает и одеть и надеть, просто про обувь. Пишут, что нельзя одеть ботинки (можно надеть), а вот обуть можно и ботинки на Колю, и Колю в ботинки. И обычно это пишут в таком ключе, что типа глагол обуть удобнее и проще, не нужно думать, как правильно сказать.

Вообще, глагола набуть действительно нет, но из этого не следует, что глагол обуть можно использовать в его значении. Но это ладно.

Я не путаю глаголы одеть и надеть, потому что они выражают разные действия, а не потому что я выучил какое-то правило для их различения. Точно так же я не путаю ещё более похожие глаголы сесть и съесть, например. Просто потому они вообще про разное, с чего их путать?

Так что «фича» глагола обуть, что он якобы может означать и надеть обувь, представляется не фичей, а багом; у меня язык не повернётся сказать «обуть ботинки», я всё равно скажу «надеть ботинки», просто потому что зачем их обувать, у них что, ноги мёрзнут?!

См. также:

На интерфейсном курсе: физические радиокнопки, рукоятки в самолёте, фотоаппарат Фуджифильм

Показываю примеры клёвых интерфейсов, взаимодействовать с которыми можно не глядя: радиокнопки (настоящие), джойстики и рукоятки в самолёте, фотоаппарат Фуджифильм:

00:00 Интерфейс радиоприёмника: радиокнопки
02:30 Интерфейс американского военного самолёт
04:14 Интерфейс фотоаппаратов «Фуджифильм»

Это фрагмент № 33 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 25 ноября 2020 года.

До 2 мая идёт запись на курс, который пройдёт с 8 мая по 6 июня.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Будь то

Когда люди не чувствуют русский язык, мне тяжело.

Вот человек рассказывает о каком-то занятии:
— Нам дали по предмету, будь то телефон, книга или чашка, и нужно было задизайнить...

Да ё-моё, при чём тут «будь то»? Скажи ты нормально:
— Нам дали по предмету, например телефон, книгу или чашку, и нужно было задизайнить...

Предложение всё ещё небезупречно, потому что «по предмету» не согласовано по форме с самими предметами в винительном падеже, но для устной речи это не проблема. Железобетонно — так:
— Каждому дали предмет, например телефон, книгу или чашку, и нужно было задизайнить...

Но вернёмся к «будь то». «Будь то» используют, когда не просто перечисляют примеры, а иллюстрируют с их помощью большой диапазон или неожиданное разнообразие вариантов, на которое уже успели намекнуть раньше в предложении. «Будь то» употребляют в сочетании со словами «все», «любой», «что угодно»:
— Опытному дизайнеру по плечу любой предмет, будь то телефон, чашка или карьерный самосвал.

См. также:

Яйца

Про смелого человека говорят: «есть яйца». Про поступок, на который страшно решиться: «чтобы это сделать, нужны яйца». Когда не справился: «яиц не хватило».

Какие инопланетяне это придумали? И это я даже не с точки зрения фем-повестки. Яйца — самая нелепая часть тела и железобетонное доказательство неучастия высшего разума в сотворении человека. Даже небольшой удар по ним обезоруживает и приносит нечеловеческую боль. Переохлаждать и перегревать их рискованно. Да даже брить их надо в сто раз аккуратнее, чем лицо. Как они выглядят я вообще молчу.

Правильно наоборот: «Несмотря на яйца, ему удалось».

Антон и Айрин в Яндексе в 2015 году

Несколько лет назад мне повезло поприсутствовать на выступлении Антона Реппонена и Айрин Перейры в Яндексе. Это такие крутые чуваки, которые занимаются дизайном, в том числе сложной вёрсткой и интерфейсом.

Фрагмент сайта antonandirene.com

Кайф в том, что хоть они и сидят в Бруклине, они не стесняются называть говно говном (в западном обществе такое не очень принято). Они не выкладывают свои выступления, но Айрин великодушно разрешила мне опубликовать цитаты текстом.

Про персонажей

Айрин:

So the first thing, I don’t know if that’s very common here, but in the US personas are very common in UX design. And I think personas are a bunch of bullshit, like it’s the dumbest thing that you can do. For those of you who don’t know what a persona is, it’s like a written description of a fake user [произносит с интонацией «прикиньте, какая дичь?»] where it’s like, this is Nancy, she’s fifty years old, she drives a convertible, she lives in Florida, she goes to Facebook, you know, and these are supposed to inform the design and supposed to explain to the client that these are their common users.

And basically every UX designer in the US will tell you that it’s a very important part of the process. And in fact they are so serious about it that every time I say on stage that personas are bullshit I always get hate mail, like, two hours later. And people come up to me and try to argue with me: “Irene you’re wrong, personas are super important [изображает воинствующий серьёзный голос] and blah blah blah”, and I’m like, fine, do that, I don’t care, I just don’t wanna do that [тихо-тихо] crap. [все ржут]

При этом описать типы пользователей, для которых мы проектируем — нормальная идея, конечно.

Про юзер-рисёрч

Айрин:

Something that I’m also very much against — like I said, people hate me for this too, not just for the persona comments — user research! I don’t know if at Yandex you guys do a lot of user research, I’m sure you do because a lot of big companies do. And I’m not saying that I’m completely against all user research, so please don’t come and send me hate mails again. It’s going to be very specific.

So a lot of times in my experience especially in service agencies (I think it’s a little bit different if you work for a product, you know, Spotify, Google, or Yandex). People basically create something, they promise the client that it’s gonna be good and they’ve paid money for this. And then they go and they say: let me test this, you know, on real people. Or let me ask real people how they like it. Or let me do a usability test. Or whatever it is that you do on users to find out whether or not you solution works. And then these people basically control that environment. So now they are inviting users to use their product. So it’s completely not objective. I’ve been in situations where it was embarrassing, you know. It’s like something that is a complete waste of time and a complete waste of money and it’s a complete lie. And they control that environment and then supposedly they get some insights out of it but in reality it’s all completely directed by the people who created this. Because what are they gonna do? They’re gonna say to their client: oh, guess what, everybody hated it, we’re gonna start again. They are not gonna do that.

So user research especially in a service industry for us is very very dangerous. Because if you can’t sell your work yourself as a designer and you need to utilize fake stats, basically, that you manipulated to convince your client to do something, like, what the fuck are you doing? That is not normal. And now because everything is so metrics-driven, it almost has become this pseudoscience, religion, you know, you have to do it because that’s how great design is made. And I just don‘t believe that.

Антон:

We’ve been working with Nickelodeon and they said they did user research. And obviously we’re making an app for kids. So there was one page from their user research where they were giving the app to kids and just seeing how kids interact with the Internet or kids interact with iPad. And there was a whole chapter about a kid who goes to YouTube, he goes to search input field, he types the letter F, and hits Search. And then they ask the kid, “What were you trying to find?” “I don’t know, just, like, videos that start with the letter F!” [все ржут].

And then the client asks us so how are you gonna accommodate for that?

Айрин:

Fuck you! I don’t care about that kid. [все ржут]

And basically I state this upfront to every single client that we do not do user research, we are not gonna do any of that [...] I feel that it’s my job as a designer to actually think about things and solve problems and then it’s also my job to make sure that things look beautiful and things are usable, that’s all part of the job. And if you rely on other people to make that happen for you, that’s kind of weird.

Моё любимое:

And also just to be clear, I’ve never ever ever read any user research or been in any kind of testing environment where anything anyone has said was a surprise. Ever. It’s always been like, oh my God, why are we doing this, I’m so fucking bored, of course that’s what they are saying!

It’s this kind of this weird thing in UX especially where it’s literally like a religion. And that’s because people have entire jobs that are relying on this. But you know, remember back when we had SEO experts? Where are they now?

Про вайрфреймы

Айрин:

So, UX... I’m not gonna get into what does it mean, blah blah blah. I’m bored with that myself. I don’t care if you call yourself information architect, experience designer, interaction designer, I don’t care. However, please don’t do this!

This is fucking awful. And I kid you not I get about maybe a hundred emails a week from people asking “can you look at my portfolio”... And honestly I don’t really look at most of them, but that’s because most of them look like this. And if this is what you are doing as a UX designer or interaction designer or whatever it is that you wanna call yourself, you’re fucking idiot. Because you are not solving anything here. How is the client gonna sign off on this? How is the designer gonna taking this cue into the visual design? It’s just insanity. I would say about 95% of UX designers send me stuff like this.

Айрин говорит, что их вайрфреймы супердетальные, и её работа по смысловому проектированию происходит одновременно с работой Антона по наведению красоты.

Помните: вполне можно быть крутыми и успешными, и при этом не заниматься ерундой!

На интерфейсном курсе: закоулки интерфейса можно просто не делать

Однажды я узнал, что сложный интерфейс для редкого сценария можно просто не делать. С пользователями, которые попадут в хитрую ситуацию, может быть проще разобраться «вручную», чем придумывать для них интерфейс:

00:00 Если перезванивает оператор, то ему за это надо платить. Но с другой стороны...
00:37 Что за сайт «Квартирка»
02:04 Как однажды понадобилась суперсложная форма для суперредкого кейса, и как её не стали делать

Это фрагмент № 32 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 20 ноября 2020 года.

Сейчас запись на курс закрыта, но на его странице можно оставить почту, чтобы мы вам написали, когда запись откроется:

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Видеообзор Эгеи 2.10

Снял подробное видео с обзором новой Эгеи 2.10. В начале рассказываю, что вообще такое Эгея и как она помогает авторам делать классные блоги. Посмотрите, даже если у вас пока нет блога:

00:00 Что такое Эгея и чем она отличается от других способов вести блог
02:55 Ваши данные под вашим контролем
04:27 Отдельно-стоящий блог не мешает распространению заметок в соцсетях
05:35 Введение в фичи Эгеи
07:02 Рекомендации — главная фича Эгеи 2.10. Они решают главную проблему блога как формата: помогают новым читателям открывать старые хорошие заметки, а значит больше читать ваш блог
11:27 Что нужно знать авторам о работе рекомендаций. Как повлиять на рекомендации с помощью «Избранного», тегов и описаний
16:00 Редактирование краткого описания заметки для рекомендаций, соцсетей, поисковиков и агрегаторов
19:37 Новое в тегах в Эгее 2.10. Благодаря рекомендациям теперь тоже удобнее понять, что хорошего есть по определённому тегу, а не просто «что было написано последним»
21:57 Название страницы тега можно поменять
23:33 Компактный вид заметок с картинками и описаниями на странице тега
25:06 Теперь есть отдельно вступительный текст и отдельно описание тега для соцсетей. И те же два отдельных поля для блога целиком. В чём разница и как пользоваться
27:52 Ещё в настройке Эгеи 2.10: новая тема оформления «Фиеста» французский язык. Как работает поддержка тёмного режима. Куда переехали административные функции. Где посмотреть статус оплаты и остаток места на диске
29:33 Черновики и скрытые заметки в Эгее 2.10. Предпросмотр вида для соцсетей перед публикацией. Разница между удалением, возвращением заметки в черновики и сокрытием. Улучшения в запланированных на будущее заметках: проще менять план; лучше показывается на главной . Секретная ссылка теперь есть у всех непубличных заметок. Заодно: на странице 404 тоже есть рекомендации
36:34 В Эгее 2.10 рекомендации используются в перебивках между заметками в ленте. Сохраняется привычный формат блога, но читателям проще находить хорошее
37:50 В заметки в Эгее 2.10 можно загрузить не только фотографии и звук, но и видео. Видео можно размечать таймкодами. Файлы можно не только выбирать в окне и перетаскивать, но и вставлять из буфера обмена.
40:45 В Эгее 2.10 можно оставлять комментарии, войдя через Телеграм
40:59 Новый эффективный и надёжный бекап в 2.10. Данные в бекапе теперь актуальны всегда
Ранее Ctrl + ↓