Позднее Ctrl + ↑

На интерфейсном курсе: у Гугля плохой дизайн

Отвечаю на вопрос участника курса о том, почему мне не нравятся гуглевские поля ввода, у который лейбл перепрыгивает изнутри поля в рамочку. 5 минут:

Это фрагмент № 145 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 20 октября 2023 года.

До 19 июля идёт запись на курс, который пройдёт с 20 июля по 18 августа. Сейчас −20% из-за ранней записи.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Аудио по четвергам: Stuck In My Mind (Truncate Remix)

Выкладывал в @ilyabirman_listens на днях, хорошее:

Drumcell: Stuck In My Mind (Truncate Remix)

Саундклауд

Если вам нравится музыка, которую я публикую, подписывайтесь на меня на Саундклауде, у меня там живой профиль. Если вы не в теме Саундклауда, это такая первая в истории музыкальная соцсеть, которая реально работает. Рекомендую зарегистрироваться и фоловить тех исполнителей и те лейблы, которые вам нравятся. Поскольку там выкладывают не только своё, но и репостят чужое, в результате вы постепенно узнаёте много новой хорошей музыки. Плюс Саундклауд изучает, что вам нравится, и подбирает ещё и ещё. И у него есть приложение для Айфона, конечно.

Запах нового чайника

Когда покупаешь новый чайник, в нём нужно пару раз вскипятить воду, причём лучше с лимонной кислотой, чтобы он перестал пахнуть новым чайником. А надо отметить, что запах нового чайника — это не запах нового Макбука; он противный и несовместим со вкусом чая.

Необходимость «подготовить к использованию» чайник описана прямо в инструкции. То есть люди прекрасно отдают себе отчёт в том, что зачем-то продают чайник, не готовый к использованию!

Спрашивается: нахрена это делается? Почему не избавиться от запаха до того, как продавать чайник? Зачем портить людям первое впечатление от своего продукта? Кто принимает решение о том, что и так сойдёт?

Думаем дальше № 20 — «Я художник менеджмента» с Женей Арутюновым

С Женей Арутюновым обсуждаем, надо ли хранить зарплату в секрете.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Гугль-подкасты · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Кнопки «Полезно» и «Непонятно»
5:56 Гениальность реакций в Телеграме
9:07 Подсветка ссылок при наведении и постоянная Арутюнова
14:45 Перехват прокрутки
16:14 Должна ли зарплата быть секретной?
18:57 Почему запретить обсуждать зарплату — это норм решение
21:31 Илье кажется, что секретность — это по умолчанию
23:45 Взгляд со стороны проектировщика отношений и участника
27:30 Почему секретная зарплата в интересах исполнителя, и почему в его же интересах может быть её обнародовать
34:54 Уважение интересов работодателя как эффективная стратегия для исполнителя
38:47 Забастовка «Вольта» и работа в условиях недоверия
42:04 Прямые отношения с работодателем против трудового кодекса и соцпакета
43:40 Изменять нормально? Жизнь в несознанке и широкие народные массы
47:24 Как раскрыть все финансы всем
54:52 Деньги не за труд и разные модели партнёрства
1:05:03 Роль Жени в его коллективе
1:11:15 Зачем нужна предоплата и задачи без чёткого результата

Голосовое и безголосовое управление

Несколько соображений в кучу.

Когда Эплы начали в понедельник говорить, мол, иногда вам хочется обратиться к Сири, но неудобно говорить вслух, я подумал, что она наконец-то научилась читать по губам — но нет, нужно печатать на клавиатуре. Дурдом! Дело тут не только в том, чтобы обращаться к телефону беззвучно; иногда, наоборот, вокруг слишком шумно, например когда пишешь кому-нибудь из ночного клуба.

Вообще, я жду чтения по губам с тех пор, как появилось фейс-айди с объёмными датчиками для лица. Оно ж ещё умеет понимать, смотришь ты на него или нет. С тех же пор я жду, что подмигивание станет жестом для чего-нибудь там. Недавно же ещё анонсировали, что Ай-ОС начнёт поддерживать айтрекинг для управления в стиле Вижена-про. Короче, хочется, чтобы это в итоге собралось в одну систему.

То, что в Эйрподах можно будет помотать головой в смысле «да» или «нет» — это забавно, но это будет работать только в ответ на вопросы Сири, которые я ей всё равно не разрешаю мне задавать.

Ну и кстати, даже если голосовое управление станет не просто безупречно разбирать слова, но и понимать весь контекст, знать тебя как человека во всех деталях, оно всё равно полностью не заменит клавиатуру и мышь. Это легко понять, просто представив близкого друга или родственника, сидящего за компьютером вместо тебя: понимает с полуслова, но всё равно быстрее самому, чем смотреть, как он делает всё не то!

Настоящее решение — научиться читать мысли, а не разбирать слова.

Отельный лифтоключевой тупизм

В лифтах многих отелей нужно сначала приложить карточку от номера, а потом уже нажать этаж. Если просто нажать этаж, лифт никуда не поедет — такая защита от левых людей.

Так зачем мне нажимать этаж, если карточка и так знает мой номер? Должно быть так: просто прикладываешь карточку — лифт едет на нужный этаж.

См. также:

Какая сила тащит парусную яхту

В начале одного из яхтенных походов капитан рассказывал команде полезную теорию и давал интересные задачки. Один из вопросов был такой: как называется сила, которая заставляет парусную яхту двигаться?

Участники стали выдавать варианты ответа, типа там «давление ветра на парус». А у вас какие варианты? Подумайте, прежде чем читать дальше. Это вопрос по физике. Правильный ответ оказался такой: сила трения. При чём здесь она?

Ветер, конечно, дует, и возможно, даже в парус. Но дальше есть какие-то верёвки, которые или привязаны к определённым частям лодки, или держатся в блоке. Именно в этом месте обеспечивается передача силы от ветра на яхту. Если трения будет недостаточно, узлы развяжутся, а блоки не удержат верёвки — яхта никуда не поплывёт. Искусство завязывания узлов состоит в том, чтобы и обеспечивать высочайшее трение, и мочь его при необходимости убирать.

Это не просто хитрая загадка, а весьма полезное практическое знание. После этого урока начинаешь смотреть на верёвки совсем иначе — видеть в них мощь и опасность. Если в руке окажется натянутая верёвка, то всю колоссальную силу трения, которая приводит в движение многотонную посудину, ты почувствуешь на своей коже, от которой после этого мало что останется.

Музыка — не язык

Некоторые относятся к музыке как к языку: якобы те или иные идеи, чувства, образы можно передать с помощью музыки. Можно встретить множество объяснений того, что именно стоит за тем или иным произведением: популяризаторы музыки как бы «переводят» музыку на язык слов. Зная моё неравнодушие к музыке, у меня тоже иногда спрашивают, что для меня значит то или иное произведение, что я вижу или представляю, когда его слушаю.

Но что значит язык? Язык — это средство общения, передачи информации. Мы можем переводить мысли с одного языка на другой. Да, какие-то нюансы при этом теряются, какие-то слова невозможно перевести буквально. Бывает, что фраза особенно изящно звучит на определённом языке. Но в целом нет такого, что некая мысль в принципе возможна только на испанском.

А музыка — это не язык. Нет такого, что одну и ту же мысль можно выразить музыкой, можно словами, а можно картиной. Музыка — не форма передачи каких-то мыслей; музыка первична и самоценна. Это не средство «для чего-то», это уже само «что-то». Когда я слушаю музыку, я ничего не вижу и не представляю. Зачем мне отвлекаться от музыки на что-то другое?

Я думаю, настоящее наслаждение от музыки способен получать только тот, кто может не искать за ней что-то ещё, а воспринимать её непосредственно.

Висит груша, нельзя скушать: проблема дизайна

Разберём проблему в дизайне сайтов, которую можно назвать «висит груша, нельзя скушать». Смысл в том, что тебе что-то показывают или о чём-то рассказывают, но взять это нужно в каком-то другом месте.

Это фрагмент студенческой работы, дизайн сайта службы доставки. Написано: «Доставляем хрупкие вещи». Допустим, мне надо доставить хрупкую вещь. Текст идеально попадает в мою потребность, я ваш клиент! Но тут нет никакой кнопки или ссылки, это просто пассивый блок. Я должен сам разобраться, где и как оформить заявку. В данном случае в другом конце страницы есть кнопка «Рассчитать», которая открывает форму, где нужно будет указать, что вещь хрупкая.

В заметке о клипарте я приводил также пример ситуации, когда в оформлении главной страницы используют продукт, но ни купить, ни воспользоваться им нельзя. Например, на сайте пиццерии сверху «для дизайна» показана крупно какая-то пицца, но если я хочу именно такую, я должен найти её сам в меню; напрямую заказать её прямо с картинки не дадут.

Ещё бывает такая структура сайта, когда есть отдельно страница о продукте, а отдельно какой-то интернет-магазин, где продукт уже можно купить. Всякие банки и мобильные операторы так любят делать: ты читаешь промостраницу о тарифе или вкладе, но не можешь просто подключить себе — надо обязательно сперва залогиниться и где-то в дебрях личного кабинета найти то же самое. Я вроде когда-то писал о таком, но не могу найти.

Если вы показываете в одном месте, а даёте в другом, то вы теряете конверсию на ровном месте.

Остатки метро Парижа

Я показывал навигацию в метро Парижа, но остались ещё разные фотки из метро.

Типичный вход с зелёненьким ограждением:

Интересное место расположения карты. Кажется странным, что она с противоположной стороны от входа, но зато тут можно стоять и изучать её, никому не мешая. Плюс она своей массивностью очень классно обозначает вход издалека.

Классическая сверх-уродская надпись:

Почему-то некоторые виды классического уродства принято беречь и культивировать. Для меня это что-то из разряда берлинского пешехода-дурачка со светофора — настолько плохо, что лучше перенести в музей говна, а из остальных мест убрать.

Вариант оформления входа стелой:

Интересен формат времени (5h31) и запись диапазона через тильду.

Турникеты в полный рост и с рекламой:

Другая модель:

Иконка «не выхода» в виде зачёркнутой надписи «выход»  — это сильно.

Теперь обсудим нелепое станционное оборудование. Во-первых, у них есть плакатоматы (плакатотроны?). Такая вот хреновина с плакатом внутри и кнопкой сбоку:

Жмёшь кнопку — приезжает следующий плакат. В данном случае — схема электричек:

Жмёшь ещё раз — приезжает карта города. Снизу нарисован кавер-флоу:

Но это ладно. Есть ещё автомат по продаже билетов. И у него главный элемент управления — это какой-то кастомный джойстик-барабан. Турне, пишут, лё руло:

И кнопки подписаны по-детсадовски: «отменять или отказываться здесь» (вместо просто красного крестика), «подтверждать или принимать здесь» (вместо просто зелёной галочки). Это такое прям очень французское безумие. Интересно, сколько времени тратят люди на то, чтобы читать всю эту художественную литературу и тупить, вместо того, чтобы покупать билеты и ехать.

Сбоку иконочки-иконочки и ещё горы текста:

Приятные картинки на мусорке:

На платформе плакаты висят безо всякого плакатотрона. Кайф:

Какая-то старая надпись:

Тут что-то разваливается:

Тут тоже:

Иконочки в поезде:

Линейная схема с лампочками:

Какая-то строящаяся станция, ну или тут капитальный ремонт:

Телевизоры с информацией об автобусах над землёй (мой фотоаппарат такое не берёт):

Зато имеется фотобудка:

Фотографии из поездки в марте 2019 года.

Ещё Париж:

Ранее Ctrl + ↓