Демократический выбор

Выражение «демократический выбор» часто используют, подразумевая, что это справедливый и правильный с моральной точки зрения выбор. Это не так.

На самом деле это просто один из способов сделать выбор в ситуации, когда нужно сделать единый выбор на всех, интересы всех равнозначны, а учесть их в индивидуальном порядке невозможно. Чаще всего ситуация искусственно выдаётся за такую, и для демократического выбора нет оснований.

Рассмотрим крайнюю ситуацию. Два хулигана подходят к вам на улице. В ходе взаимоуважительного обсуждения принимается решение, что вы отдаёте им все свои деньги. Ну а что? Двое из трёх за, значит третий должен подчиниться. Никакого насилия, всё решено демократическим путём!

А вот другая ситуация. Компания друзей собирается встретиться в выходные. Часть людей за то, чтобы пойти в бар, часть — за выезд на природу. Вы хотели на природу, но большинство выступили за бар. В итоге вы идёте со всеми в бар.

Очевидно, что первый вариант аморален, а во втором всё в порядке. В чём же разница? А в том, что во второй истории никто за вас ничего никаким демократическим путём не решал. Вы сами решили пойти в бар, потому что хотели со всеми дружить. Могли бы остаться дома или поехать жарить шашлыки в одиночестве, и никто бы вас не остановил.

То есть нормальный, справедливый выбор с учётом мнения большинства, в отличие от демократического выбора, состоит в том, что меньшинство добровольно присоединяется к нему, потому что видит преимущества от объединения с большинством даже несмотря на разногласия. А вот демократический выбор этого требования не содержит. Демократический выбор — это насилие, ловко замаскированное под благородство.

Две ситуации, приведённые выше, очень похожи внешне, но с моральной точки зрения диаметрально противоположны. Будьте внимательны, когда вас пытаются запутать. Каждый раз, когда большинством решается что-то, что вам не нравится, стоит задаться вопросом: а вы вообще как в этой истории оказались? Зачем вам в этом участвовать? А если вам спросить забыли, то ничего морального в этом нет.

Кстати, все теоретики демократии прекрасно знают, что это хрень на палке. Почему бы не провести референдум по вопросу отмены налогообложения? Этот вопрос любой школьник задаёт на уроке обществознания, а у учителя всегда есть заготовленный ответ, суть которого сводится к тому, что «ну вы же сами понимаете, что действительно важные вопросы так не решаются».

Франкфурт-на-Майне с уличными табличками

Так вышло, что во Франкфурте я был раз пятнадцать, если считать всякие приезды на денёк. Но делать там как-то особо нечего.

Тут тротуар уставлен столиками:

Пешеходы захватывают дорогу:

Царь-дверь:

Проход для ящериц:

Набережная с неиспользуемой, кажется, железной дорогой:

На железной дороге стоит самый суровый в мире знак с поездом:

Вообще, самое крутое во Франкфурте — это вот эта диспетчерская вышка на вокзале, похожая на подводную лодку:

О, вижу какой-то элемент городской навигации:

Выглядит по-детски:

Уличные таблички:

Вот это классная вещь — мелкий формат:

Название улицы тут прочитать почти нереально, эта табличка существует ради номера, и её размер определяется целями читаемости номера. Но при этом чё бы не продублировать улицу, чтобы можно было убедиться хотя бы вблизи?

Одна из любимых особенностей Германии — домовые таблички, указывающие, как пройти к нужному дому во дворе.

Бухгассе 2:

Хаус 8:

Фотографии из нескольких коротких поездок в апреле-мае 2022 года. Слетайте во Франкфурт!

На интерфейсном курсе: важность подачи дизайна

Обращаю внимание на аккуратный общий вид работы одного из участников курса: макеты стоят ровно, подписаны одинаковым стилем. Сразу кажется, что всё хорошо продумано (хотя в реальности может быть и не так). 1 минутка:

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 158 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 1 декабря 2023 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 18 января — 16 февраля. Сейчас −30% из-за ранней записи.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Что послушать — 78

Всё, что можно слушать, я стараюсь слушать, а не читать и не смотреть. Потому что когда у меня свободны глаза, я предпочитаю делать что-то более полезное.

Вот что я слушал в последнее время, что мне понравилось:

  1. Стыдные вопросы о красоте с Сергеем Кулинковичем. Слова «стыдные вопросы» в названиях всего подряд подзадолбали, но Кулинковича послушать приятно, а про комплименты в конце с ним я особенно согласен. Всегда говорю всем красивым людям, какие они красивые, и пока ничего не потерял.
  2. Михаил Токовинин в гостях у Лебедева-Гончаровой. Очень интересный разговор, особенно про управление людьми и бизнесом.
  3. Unconventional Leadership with Vlad Zely. Приятно послушать Влада Зелинского про управление дизайнерскими командами.
  4. Revert to Defaults. Важнейший выпуск о том, что надо использовать стандартные элементы управления, а не изобретать свои. Дизайн тогда получается лучше!
  5. Сэм Харрис и Роберт Сапольски обсуждают свободу воли. Удивительная тема, потому что вроде логически совершенно понятно, что свободен воле просто негде возникнуть, но если попытаться думать так, то — ну какая чушь сам факт, что я пишу это предложение!

Думаем дальше № 30 — «Продажный мир рекламы, пиара и очковтирательства» c Олегом Андреевым

С Олегом Андреевым обсуждаем практическую пользу истины, позитивные и негативные права, эплопропаганду и отличие США от остальных стран.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Про Жижека и Питерсона
1:26 Илья был неправ про эксплуатацию «честную» и «нечестную»
6:09 Налоги и дискомфорт признаться себе, что было насилие
9:54 Целостная картина мира и роль веры
17:11 Биткоин 100 000!
20:13 Идея о превосходящей силе системы и самоценности истины, а также «истина» у Питерсона
25:00 Не много ли мы на себя берём, решая, где истина?
30:22 Позитивные и негативные права
36:01 Конституция США и свобода слова
39:26 Зачем называть позитивные права «правами», если это обязанности?
45:34 Эпл и государство — одно и то же! «Бертран Серле смеётся над другой экосистемой»: патриотизм как пиар
53:55 Разница между рекламой и пропагандой
59:58 Свобода слова и остракизм. Что вообще такое государство? Олег превращается в Джордана Питерсона
1:05:20 Государства, корпорации и пирамида Маслоу
1:10:42 Зачем нам надо, чтобы все были счастливыми и свободными
1:12:53 Ещё раз про остракизм и кенселлинг
1:17:15 Индивидуальное счастье не входит в приоритеты руководства США
1:20:02 Как уехать из США в Данию. Главное отличие США от остальных стан

Информативность против привычности в иконках

Заметил, что постоянно теряю эту иконку управления аудиоустройствами в меню. Там иногда нарисован динамик, иногда зачёркнутый динамик, иногда эйрподсы, иногда другие наушники, которых у меня целый зоопарк на разные случаи.

Эплы повысили информативность иконки, чтобы она не просто показывала, что тут управление звуком, но и отображала некий текущий статус. Но одновременно и снизили её эффективность с точки зрения способности опираться на привычку.

Мы сталкивались с подобным конфликтом, когда делали интерфейс для Эмгизмо:

Мы хотели, чтобы иконки приложений сразу показывали настоящие фотки, обложки альбомов. Но мы старались оставить у них и постоянные признаки, как раз ради привычки. К сожалению, проверить, насколько хорошо был найден баланс, нам не довелось.

Полезно по крайней мере иметь в виду этот конфликт.

Русские каузативы

В русском языке похожи слова «пить» и «поить» (делать, чтобы кто-то пил), «спать» и «усыплять», «расти» и «выращивать». Но вот у «есть» и «кормить» уже ничего общего. А вот есть целая пачка похожих ребят из одного ряда:

  • стоять — ставить,
  • сидеть — садить,
  • лежать — ложить (понимаю),
  • висеть — вешать.

Вычитал, что такие глаголы, когда ты не сам делаешь действия, как бы делаешь, чтобы его сделал кто-то другой, называются каузативами.

Я стал обращать внимание на такие пары, когда узнал, что в иврите есть встроенный механизм языка, который позволяет одни глаголы в другие превратить. «Есть» «леэхо́ль» превращается в «кормить» «леhаахи́ль» с тем же корнем ъ·х·л. К сожалению, метод не универсален. Я бы хотел, зная глагол «понимать» «леhави́н», получить автоматически глагол «объяснять» «леhасби́р», но не судьба, тут корни разные. Однако в русском языке вообще непонятно, как эти похожие слова связаны, не видно общего паттерна в принципе.

И тогда же я стал замечать, что какие-то понятные мне пары из иврита в русском языке образуют обратную пару: основной русский глагол — уже сам каузатив, а чтобы убрать из него эффект воздействия на другого, ему нужна возвратность (-ся). Например «лехано́т» (парковаться «самому») — «леhахано́т» (парковать, например, машину).

Отдельно я всё время запинаюсь о пару «слышать» — «слушать». Тут вообще другие отношения, но слова тоже похожие. Интересно, есть ли ещё слова столь же похожие и в таких же смысловых отношениях?

А у вас какие примеры есть?

На интерфейсном курсе: иерархия в таблице

Обсуждаем, делать ли втяжку у подчинённых строк в таблице. Я предпочитаю не делать, если получается не делать. 3 минуты:

Также есть на ВК-видео.

Это фрагмент № 157 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 24 ноября 2023 года.

Идёт запись на курс, который пройдёт 18 января — 16 февраля. Сейчас −30% из-за ранней записи.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Ранее Ctrl + ↓