Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Миссия

Открыта запись на курс моего коллеги Ильи Синельникова «Отношения с клиентами».

Ведение переговоров — обязательная дисциплина для любого бюрошника (и не только). Я посетил курс Ильи только весной. Мне казалось, что я знаю теорию, а курсом воспользуюсь как способом лишний раз попрактиковаться во всяких сложных ситуациях, чтобы быть лучше к ним готовым в жизни. Но Илья помог мне понять одну важную штуку, которую я раньше не понимал и не использовал — миссию. А теперь у меня ощущение, что это чуть ли не самое важное.

Когда я читал Кемпа, я вообще не врубался в это. Даже слово дурацкое: «Миссия!» Ну прям усраться можно.

Кемп делал какую-то, как мне казалось, фигню. Например, хочешь ты, чтобы клиент тебя нанял, и тогда у тебя миссия в переговорах такая: «Помочь клиенту увидеть, что лучше всего ему будет нанять тебя». Или хочешь, чтобы тебе повысили зарплату, и тогда миссия такая «Помочь начальнику увидеть, что лучше всего ему будет повысить тебе зарплату». Ну, короче, подставляешь в начале «помочь увидеть», и готова миссия. Мне казалось это каким-то пустым ритуалом на уровне слов, не имеющим никакого отношения к делу.

Но на курсе я врубился (причём я даже не понял, что именно сделал для этого Илья — как-то вдруг щёлкнуло). Как и со всеми кемповскими штуками, тут всё дело не в словах, а в смысле. Надо не предложение построить, начинающееся со слов «помочь увидеть», а реально подумать, как ты в ходе переговоров поможешь другой стороне увидеть что-то.

Никого нельзя переспорить или уговорить. Единственный способ добиться своего — сделать так, чтобы другой человек увидел, что так будет лучше для него самого. Иногда так можно обнаружить несостоятельность своей позиции: нереально же увидеть то, чего нет. Но главное, что понимание миссии помогает во время переговоров не сбиться с курса. Невозможно быть готовым к любому повороту событий. Но если есть миссия, ничего не страшно.

Понятие миссии очень тесно связано с понятием пользы. Чтобы сформулировать миссию, надо выяснить, в чём твоя польза. Если при подстановке слов «помочь увидеть» получается чушь, значит польза не ясна даже тебе самому. Как же тогда ждать от другой стороны, что она её рассмотрит? Зачем клиенту тебя нанимать? С чего бы начальнику повышать тебе зарплату? Но как только твоя польза тебе ясна, осталось — внимание, фокус! — помочь другой стороне её увидеть.

У меня некоторое время назад была довольно тяжёлая переговорная ситуация. Мы обсудили задачу с менеджером потенциального клиента, и я объявил срок, к которому подготовлю документы. Через пару дней после разговора я понял, что допустил детскую ошибку — забыл договориться об участии в работе и переговорах генерального директора. Присылать документы без обсуждения работы с генеральным — бессмысленно, ведь у него может быть совсем другое видение задачи. Опыт подсказывает: если не позвать генерального директора сразу, то потом он объявится в проекте в самый неожиданный момент, и все с удивлением обнаружат, что делается совсем не то, что надо. Надо привлечь его к участию сразу, иначе риск провала слишком велик.

Я написал письмо о своей ошибке, извинился и сказал, что для дела необходима встреча с генеральным. Письмо было написать непросто: я знал, что из-за этого я, скорее всего, не выдержу сроки, которые назвал. Всё осложнялось ещё и тем, что даже названными сроками клиент был не очень доволен, ожидал более коротких. Я долго подбирал правильные слова. Менеджер был очень доброжелательно настроен к нам, но в ответ я получил вежливый отказ: генеральный слишком занят, это один из ста его проектов, сроки горят, не можем ждать. Вдобавок оказалось, что срок, который я назвал, менеджер уже объявил другим участникам проекта, поэтому на кону была ещё и репутация менеджера.

Мой единственный шанс был — поговорить с ним лично и убедить его вовлечь в обсуждение задачи генерального директора. Но как это сделать? Менеджера не волнует, зачем это надо мне. Генеральный, вероятно, будет недоволен, если его позовут говорить с дизайнером (он, может, вообще думает, что дизайнеры красоты рисуют). Не сдержать обещание по срокам, данное другим, для менеджера будет болезненно. Кроме того, всё это для него выглядит так, будто я ему не доверяю, и хочу проверить его слова у начальника. Разумеется, любой нормальный человек не хочет звать начальника, а хочет сделать свою работу самостоятельно, его ведь для этого наняли. Менеджера так просто не уговорить.

Но всё, что хочу я, я хочу не для себя, а для пользы дела. Я же не вредничаю, не выдвигаю условия, не пытаюсь набить себе цену, не подвергаю сомнению компетентность менеджера и не хочу создавать ему сложностей. Но я хочу сделать всё, что в моих силах, чтобы проект был успешен. Нужно только, чтобы менеджер это тоже понял... Так, стоп, ещё раз, что? «Нужно только, чтобы менеджер это тоже понял». Где-то я что-то подобное уже слышал...

Миссия: «Помочь менеджеру увидеть, что я на его стороне, и от участия генерального директора и проекту, и самому менеджеру станет только лучше, а иначе есть серьёзные риски».

Это был тяжёлый разговор. Но благодаря миссии я всегда знал, что говорить дальше. Если менеджер, например, говорил «Илья, я вас понимаю, но и вы войдите в наше положение», это был знак, что я где-то плохо что-то сформулировал. Менеджер подумал, что я в ущерб его интересам забочусь о своих. Значит я где-то отклонился от миссии. Нужно было поправиться: «Ох, Иван, я не стал бы затевать этого разговора, если бы не хотел войти в ваше положение. Проще всего в этой ситуации мне было бы зажмуриться и начать проект исходя из того, о чём мы уже договорились с вами. Поверьте, мне нелегко даётся этот разговор, и я понимаю, что вызываю у вас раздражение. Но я не хочу сейчас пойти по более простому пути, подвергнув опасности ваш проект. На мой взгляд, успех проекта стоит сиюминутных неудобств, которые я создаю и себе, и, без сомнения, вам». Мы долго говорили, разговор шёл весьма болезненно. Но я следовал своей миссии, которая целиком лежала в мире клиента.

Встреча с генеральным состоялась в этот же день.

Зерулс для Айпада

Рад вам представить долгожданный прекрасный новый Зерулс для Айпада!

Правила русского языка для Айпада

Купить в Апсторе

Как и айфонную версию (стабильные 5 звёзд в сторе на протяжении уже более двух лет), эту версию мы сделали вместе с прекрасным Шуриком Бабаевым (который скоро пойдёт на ВВДЦ в Сан-Франциско).

Вы, наверное, уже всё знаете про Зерулс по нашему приложению или сайту. Да плевать, повторить его достоинства — не грех. Это самая умная программа с правилами русского языка. Главная радость — в интеллектуальном поиске. Вот примеры того, что можно туда писать:

  • ться,
  • жи ши,
  • раст рост,
  • пол,
  • запятая перед и,
  • н нн.

Достаточно как угодно намекнуть на орфограмму или сформулировать сомнение, и нужное правило, если оно существует, найдётся. Слова вроде «например» или «если» встречаются почти в каждом параграфе, но поиск понимает, что если вы ищете «например,», то вас интересует именно правило, по которому после «например» ставится запятая. Аналогично, запрос «, если» поможет понять, когда нужна запятая перед «если». Эту технологию поиска мы разработали вместе с Романом Парпалаком для сайта ещё несколько лет назад.

На большом экране Айпада читать правила ещё приятнее, чем с Айфона. В отличие от сайта, приложение не требует интернета. Летишь, например, в самолёте, пишешь важный документ, а правило забыл — хоп, посмотрел.

Наше приложение — результат долгого кропотливого труда (а не ленивого растягивания айфонной версии на весь экран). По ходу разработки мы дважды делали полный редизайн, пока не получилось по-настоящему клёво и приятно. Даже спорили о радиусе и характере скругления углов вокруг приложения (победила красота). Сколько мы времени отлаживали анимацию поворота главного экрана, чтобы четыре столбика глав превращались в три волшебным образом — страшно представить.

Мы реализовали листающиеся панельки как в старом приложении Твиттера, но только лучше. Когда переходишь по ссылке из параграфа на параграф, страница с новым прилетает из-за правого угла. Её можно выкинуть обратно лёгким движением. При этом если захочется ещё раз взглянуть, то искать ссылку заново не надо — работает «анду». Достаточно потянуть пальцем из-за правого, и улетевший туда листочек вытащится назад. Оно помнит всю историю того, что вы «выкинули» — всё можно вернуть.

В общем, маст хэв.

Не забудьте написать свой обзор и поставить побольше звёзд нам в Апсторе, это очень помогает. И обязательно расскажите друзьям!

Промс-2013

Фестиваль классической музыки «Промс» проходит в Лондоне с 1895 года. Каждое лето два месяца подряд в «Альберт-холле» лучшие оркестры играют лучшие произведения. Если посмотреть в программу на это лето, то вот что мы видим в начале (выписал то, что знаю):

12 июля Сергей Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»
14 июля Игорь Стравинский «Весна священная»
15 июля Густав Малер Симфония № 5
16 июля Сергей Рахманинов Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Карл Нильсен Симфония № 4
19 июля Роберт Шуман Концерт для фортепиано с оркестром
Сергей Рахманинов Симфония № 2
21 июля Пётр Чайковский Концерт для скрипки с оркестром
Дмитрий Шостакович Симфония № 10

При этом 5-я симфония Малера, 2-я симфония Рахманинова и 10-я симфония Шостаковича входят в число моих самых любимых симфоний. Ссылки в табличке ведут на мои посты про них. 10-я Шостаковича-то просто лучшая симфония в мире, как я уже вам сообщал (её ещё и Гергиев играть будет). Просто удивительное совпадение, что всё это попадает в одну неделю, как будто специально для меня программу составляли.

Короче, вывод напрашивается сам собой. С 13 по 22 июля буду там (обойдусь без «Рапсодии на тему Паганини», на всё остальное пойду). В этой связи закономерный вопрос — что ещё делать в Лондоне в это время? Куда сходить? Что посмотреть? Может, надо сгонять в Бат? В Бристоль? В Брайтон? Или не обязательно на букву Б? Оксфорд? Кембридж? Пишите: ilyabirman@ilyabirman.ru.

Кстати, вот что ещё бы я послушал, если бы мог остаться в Лондоне до середины сентября:

29 июля Дмитрий Шостакович Симфония № 11
2 авг Сергей Рахманинов Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
3 авг Людвиг ван Бетховен Симфония № 5
8 авг Гектор Берлиоз «Фантастическая симфония»
9 авг Густав Малер Симфония № 2
20 авг Ян Сибелиус Симфония № 2
21 авг Ян Сибелиус Концерт для скрипки с оркестром
22 авг Сергей Прокофьев Симфония № 5
23 авг Дмитрий Шостакович Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Симфония № 6
24 авг Дмитрий Шостакович Симфония № 5
29 авг Антон Брукнер Симфония № 7
6 сен Антон Брукнер Симфония № 8

Скрипичный концерт Сибелиуса — один из любимейших скрипичных концертов. 5-я симфония Прокофьева в последнее время стала моей любимой его симфонией. А 5-я симфония Шостаковича — это просто вообще гениальная вещь, прям почти как 10-я. Про 8-ю симфонию Брукнера я уже писал.

Так что если вы планируете быть в Лондоне в какое-то такое время, не пропустите.

Приложение про девятую симфонию Бетховена

Один из важнейших принципов представления информации, о котором мы говорим на курсе — параллельное изложение (кстати, записывайтесь на 8—11 июня). Хорошая инфографика помогает одновременно смотреть на разные аспекты изучаемого объекта или явления, рассматривать его с разных точек зрения, разными способами, в разных системах координат, подталкивая зрителя к сравнению, анализу, выявлению закономерностей. Простые примеры параллельного изложения: моё расписание 13-го поезда, бюрошный договор.

На днях я нашёл гениальное приложение для Айпада — про 9-ю симфонию Бетховена. Оно использует параллельное изложение на всю катушку, делая изучение симфонии бесконечно интересным.

Симфония записана в исполнении четырёх оркестров. Между исполнениями можно переключаться прямо во время воспроизведения (слева). На схеме сцены в центре динамически отображается, какие инструменты играют в какой момент. На полосе под схемой — короткий текстовый комментарий к играющему фрагменту (меняется каждые 2-3 секунды). Видите, слово фуга подчёркнуто пунктирчиком? По тапу появляется объяснение термина. В левом нижнем углу схемы — переключалка между ней и более подробным текстовым описанием. Справа — переключение в видеозапись играющего оркестра (музыка не прекращает играть).

Внизу — таймлайн текущей части. Сама часть выбирается выпадайкой наверху. Если начать вести по таймлайну пальцем, он подсвечивается разными цветами, изображающими, где какая тональность. В правом углу бежевой панели — кнопки перехода в партитуру.

По партитуре в реальном времени движется линейка, показывающая, что сейчас играет. Партитура доступна как полная, так и адаптированная, где показаны только основные инструменты, звучащие в данный момент (целиком влезает в экран). Читать можно в трёх режимах: стандартную нотную нотацию, блочную схему (очень компактная, следить за темой удобно) и оригинальную рукопись 1825-го года. Всё движется в реальном времени вместе с музыкой. А если начать скроллить партитуру самому, музыка будет следовать за твоими перемещениями. Над партитурой тоже размечены и закодированны цветом тональности.

Что это всё даёт? Можно читать текст партитуры и текстовые комментарии сверху, а можно слушать музыку и смотреть на живую схему оркестра. В любой момент можно менять комбинацию аспектов, переключать оркестры, способ отображения партитуры, перематывать музыку или смотреть видео.

Это просто чудо, обязательно установите себе.

Приложение изначально бесплатно, но в нём доступен только фрагмент симфонии, произведение целиком открывается за деньги. Однако фрагмента достаточно, чтобы понять механику.

Плакаты для метро

Никто не читает «Правила пользования московским метрополитеном», потому что это скучно, да и вагон трясёт. Но метрополитен хочет, чтобы люди узнали о правилах. Поэтому я создал два плаката. Один плакат — летне-актуальный, о провозе велосипедов (оказывается, их можно возить в метро, но только если снять переднее колесо). Второй — открывающий людям глаза на тот факт, что за провоз багажа иногда нужно платить отдельно.

За помощь с текстом большое спасибо Максиму Ильяхову. За помощь с графикой большое спасибо Сергею Чикину.

О треке Fragmented

В начале года я опубликовал заметку о моём треке Skin Care. Как-то я и забыл, что хотел написать и про другие треки тоже. Вот вспомнил, пишу про Fragmented. Это тоже с первого альбома, тоже пушистый фулон.

Этот трек я очень люблю за то, что в нём много-много всяких разных штук и за такое детско-наивное общее звучание. Я его собрал из кучи разных черновиков (поэтому так и называется), но всё вместе получилось очень здорово.

Весело делать что-то предсказумое и простое, но в отдельных местах ломать. Вот в 0:08 хоп и погнулось всё непонятно как. В 0:13 выправилось, а в 0:22 опять непонятно куда уползло. (0:43...0:44).

1:22 — начинается «тёрка», очень вкусная. Она зазвучит жирнее, если дать ей больше баса, но тут это не надо, тут как раз весь кайф в том, что каждая тема очень лёгкая и неназойливая, и типа они перемигиваются друг с другом, не пытаясь захватить всё внимание. 1:39 — динь-динь, ещё тема. 1:52 — ля-ля-ля, ещё тема (важная, к ней будет возврат в конце). Тёрка там постепенно стирается в ноль. 2:17 — вариация.

2:58...3:37 — кусочек с фортепиано кайфный. Я слизал у Шпонгла идею того, что если играть на поддельном фортепиано, то можно плавно динамически изменять тон отдельных клавиш. Например, такое скольжение в 3:14 и 3:16 на настоящем фортепиано невозможно. А вот в 3:04 я накромсал звук фортепиано на кучу мелких сэмплов. Ещё в 3:30 такое.

3:44 — самая главная тема в этом треке. Клёво, что можно играть одну и ту же ноту несколько раз, но менять частоту среза какого-нибудь фильтра, и сразу кажется, что это разные ноты. 4:33 — фортепиано вернулось. 4:44 — вариация. 4:57 — она же, другим голосом (а все остальные слои всё ещё здесь).

5:23...5:36 — смена настроения. 5:36 — тема и бас как будто из другого трека, но потом в 6:03 кайфно ей начинается подыгрывать ещё одна, и становится ясно, это всё ещё отсюда. А с 6:26...6:30 — назад в важную тему (которая 1:52), но на октаву ниже. Финал глючный: 7:19...7:29.

Ещё музыка — в разделе «Музыка».

Псевдокемп: Что бы вы хотели, чтобы мы сделали

В предыдущих выпусках мы обсудили фразу «Скажите мне об этом» и приоткрытые вопросы. Тем временем оказалось, что Артём Горбунов использует термин «псевдокемп» для обозначения конкретной ситуации, а я случайно украл у него термин. Ситуация такая:

Мы просрали сроки. Что бы вы хотели, чтобы мы сделали?

Не, ну а чё: тут есть и багаж, и мир клиента, и открытый вопрос. Но звучит как издевательство, потому что ты победоносно сваливаешь свою проблему на клиента. Облажался — исправляйся, к чему дурацкие вопросы?

У дизайнера сгорел компьютер, на котором была вся работа, поэтому мы не сможем показать дизайн. Как бы вы поступили на нашем месте?

Полный бред, но люди реально иногда так говорят. Так что, получается, открытые вопросы не работают?

Открытый вопрос — способ лучше понять клиента, убедиться, что ты делашь то, что нужно, не навязывать, больше слушать и меньше говорить. А здесь автор не ставит перед собой задачу услышать клиента или во что-то вникнуть, он просто задаёт открытый вопрос — в надежде, что вина и ответственность куда-то испарятся. Но так не бывает.

Если ты облажался, надо сразу подумать, как ты будешь выпутываться из ситуации, придумать план. Но перед тем, как говорить о нём клиенту, следует извиниться. Илья Синельников на курсе говорил, что извиняться надо до тех пор, пока собеседник не простит тебя лично, сказав что-то вроде «Да всё понятно, разное бывает, что делать-то будем?». Вот когда право говорить дальше заслужено, тогда и надо предлагать решение.

Мы хотели бы взять ещё два дня, чтобы всё доделать. Конечно, после произошедшего доверия к нашим обещаниям по срокам мало. Но мы в команде проанализировали и обсудили проблемы, которые привели к задержке сейчас, и уверены, что во второй раз не подведём. Что скажете?..

Второй случай:

К сожалению, потерянные макеты нам придётся нарисовать с нуля. Понимаю, что мы выглядим полными кретинами, что не делали бекапы — второй раз мы такого не допустим. На перерисовку нам нужна неделя. Меньше, чем первый раз, поскольку само решение уже было придумано. Что думаете?..

Спасибо деду

В соседнем супермаркете, протягивая чек, говорят «Спасибо, что выбрали „Проспект“». А на День Победы теперь принято говорить «Спасибо деду за победу». Кассирше до звезды и ты, и «Проспект» — таким же дежурным безразличием пропитана и фраза про деда: автор не интересуется ни тем, кого он благодарит, ни тем, за что.

Мой дед в восемьдесят лет освоил Ворд. Представление о его жизни в военные годы я получил, когда прочитал его файл автобиография.doc — к сожалению, я совсем мало говорил с ним об этом, пока он был жив. И вот когда знаешь, о ком и о чём вспомнить девятого мая с благодарностью и улыбкой, как-то не приходит в голову присоединяться к идиотским кричалкам.

Читаю как написано

PNG читается «пэ-эн-гэ», а «пинг» — это команда в терминале. SCSI читается «эс-си-эс-ай» или «эс-цэ-эс-и», но никак не «скази». SQL читается «эс-кью-эл», а не «сиквел». Соответственно, MySQL — это «май-эс-кью-эл», а SQLite — это «эс-кью-лайт».

Плевать, какое произношение сам автор считает правильным. Если бы автор хотел, чтобы люди говорили «сиквел», пусть так бы и писал сразу. С фига ли писать одно, а потом делать вид, что это совсем другое?

Особо клинические случаи — Nginx («нгинкс») и Lighttpd («лай-тэ-тэ-пэ-дэ»). Авторы решили, что можно придумать сколь угодно нечитаемые названия и компенсировать провал отдельно придуманными «правильными» способами прочтения. Хрен: провал не компенсирован, названия — говно.

Переплата по кредиту

Есть такой дебильный термин — «переплата по кредиту». Например, берёшь в кредит пятьсот штук на два года, и потом каждый месяц платишь по двадцать пять. Получается, в итоге заплатишь шестьсот. Значит, рассуждает обыватель, переплата — сто. Взял-то пятьсот, а вернул шестьсот — обман!

Вот эта «переплата» — ну это просто мегатупняк. Тут как бы выходит, что справедливо — это вернуть кредитору те же пятьсот штук. А если возвращаешь больше, то это типа ты «переплачиваешь», несправедливо.

Не существует никакой переплаты. Тебе предоставляют офигенную услугу: покупаешь себе тачку прямо сегодня, а не когда там скопишь денег. Кстати, копить — это тоже ведь риск, который с тебя снимают. С какой радости эта офигенная услуга должна быть бесплатной? Нахрена кому-то надо тебе её предоставлять, если он на этом не заработает? Причём, эти сто штук, которые стоит «тачка сейчас», тебе ещё и позволяют не сразу выложить, а в рассрочку.

Этот совковый менталитет, что тебе кто-то должен что-то давать бесплатно, надо мочить безжалостно. Я уже писал, что деньги стоят денег. Деньги прямо сейчас — дороже, чем деньги когда-то потом, это нормально и логично. Ценность-то денег сейчас для тебя выше, вот они и дороже, чё тут такого.

Разумеется, бывают разные кредитные предложения, одни выгоднее других. Сравнивать надо процентные ставки и условия, которые составляют суть предложения, а не мифическую «переплату». Какие штрафы будут, если ты задержишь очередной платёж? Если ты выиграешь в лотерею, сможешь ли вернуть весь остаток долга разом? Можно ли будет пересмотреть условия кредита на полпути, если твоё финансовое положение изменится? Это всё может быть важно для принятия решения. И для разных людей оптимальными могут оказаться разные предложения. А эта вот «переплата» маскирует собой всё существенное и мешает принимать осмысленное решение.

Ранее Ctrl + ↓