Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Как я перестал пользоваться Дуолинго

Раньше Дуолинго было классным приложением, в котором я занимался практически каждый день. Но потом они поменяли дизайн:

Редизайн выкатывался постепенно — видимо, тестировали. Был период, когда Айфон уже был сломан, но через Айпад или веб ещё можно было заниматься. Я какое-то время гонялся за старым дизайном, но вскоре после окончательного перехода на новый потерял интерес к занятиям.

В интернете было много возмущения по поводу изменения, в том числе в комментариях под этим видео. Но дизайн не откатили, а значит с цифрами у Дуолинго всё хорошо.

Было — стало:

В старом дизайне по мере прохождения уроков, следующие открывались пачками. На примере слева на выбор: основы, фразы, животные, еда, семья. Иногда было настроение узнать что-то новое, и я тыкал в нетронутую тему. Иногда наоборот, хотел дополнительно потренироваться в чём-то, о чём уже имел представление, и заходил туда. Когда я сам выбирал, что изучать, то как хозяин своего выбора я был мотивирован это изучить. Интерфейс был информативным и увлекал разнообразием тем. Иногда было приятно прокрутить чуть выше и порадоваться тому, сколько я уже знаю. Иногда было интересно прокрутить чуть ниже, к закрытым пока урокам, чтобы вдохновиться тем, что ждёт дальше. Может, оставшийся обязательный урок не сильно привлекает, но зато после него откроется вон чё!

В новом дизайне нет ничего из этого. Бесконечная волна из одинаковых монеток ничего не значит, в ней нужно просто нажать на зелёную: предыдущие ты уже прошёл, а следующие пока недоступны. Если крутить выше или ниже, там продолжается бесконечная волна уже пройденных или ещё недоступных неподписанных монеток, причём даже появится кнопка, чтобы прокрутить обратно к зелёной монетке. Информативность этого экрана буквально равна нулю, выбора на нём нет, он существует только для того, чтобы ты нажал в одну единственную кнопку! Даже айпадные игры для кошек интереснее.

В видосе они рассказывают, что это и было целью:

We’ve redesigned the home screen to better guide you through lessons.

В переводе с маркетологического: «теперь мы будем решать, что тебе учить».

Follow a path crafted by our learning experts to help you better reach your goals.

У всех по-разному, но для меня «достижение цели» — слабейший из мотиваторов в жизни. Я хочу беззаботно наслаждаться процессом, а потом вдруг с восторгом обнаруживать собственные достижения. Дуолинго больше такого мне не даёт.

And don’t worry, we’ve kept all the progress you’ve made so far

Не знаю, о чём это вы. Я больше не вижу огромного списка тем, которые я прошёл. С моей точки зрения, весь прогресс я как раз потерял.

В общем, очень жаль, хорошая была программа.

Когда тебе жалуются, прояви уважение

Мужчин учат, что когда у женщины проблема, не надо пытаться её решить и провоцировать негодование, а надо женщину просто пожалеть. На эту тему куча и мемов, и книг.

Это вредный совет, потому что он не объясняет природу негодования и ошибочно противопоставляет мужчин и женщин. В результате мужчины, если и следуют ему, то с фоновой мыслью, что «эти женщины какие-то странные». А на самом деле механизм тут одинаковый независимо от пола, а половые отличия находятся в другом месте.

Если человеку плохо и он жалуется на проблему, рассказывает о какой-то боли, сложности, то вероятно, для этого человека эта проблема — большая и значимая. Если вы как слушатель вдруг увидели «простое решение», и поспешили им поделиться, то этим вы полностью обесценили саму проблему: «Что ж это получается? То, из-за чего я в печали третий день, для тебя — вообще не проблема? Я тупой, что сам не догадался так решить? Значит моя проблема — ерунда?» В такой момент трудно даже оценить, насколько решение реально подходящее, потому что с твоей стороны кажется совершенно немыслимым, что человек так быстро его нашёл.

Представим такую же ситуацию без сильных эмоций. Вы дизайните что-то сложное, много часов обсуждали с клиентом, много часов думали сами, и никак не можете найти решение в какой-то детали. Вы приглашаете коллегу посоветоваться, пытаетесь его погрузить в подробности, а он, даже не дослушав все нюансы до конца, говорит: «Так просто поставь кнопку вот сюда!» Может быть, это гениальное озарение, которое вы сразу примете со словами «Вот я идиот, три дня голову ломал, а можно было так просто сделать!», но это маловероятно. Скорее, советчик не вник, а про этот вариант вы сами тоже подумали первым делом, и вот пятнадцать причин, почему он не подходит.

Очевидно, что если в подобном ключе обсуждается не рабочий, а личный вопрос, завязанный на эмоции, то «простое решение» почти гарантированно свидетельствует о нежелании вникать в проблему, то есть безразличии. Неудивительно, что это вызывает негодование. Это не женская какая-то странность, а совершенно нормальная реакция любого человека.

Настоящий вопрос в том, почему именно мужчины часто оказываются в роли таких генераторов «простых решений». А это потому, что многие мужчины искренне чувствуют себя более умными, чем женщины. Они убеждены, что им виднее, как поступить. Женщина, прежде чем давать простой совет, скорее подумает: «наверняка он и сам догадался, а проблема сложнее». А мужчина скорее подумает: «наверняка она сама не догадалась, а проблема яйца выеденного не стоит».

Так что нормальный совет — это не «пожалеть женщину» как-то снисходительно, а уважать женщину и не считать, что тебе виднее. А уже из этой позиции вполне можно и помогать с решениями, если это нужно и получается.

Онбординг

Часто при запуске приложения нас встречает экран, призванный рассказать о приложении в целом или о недавно добавленных фичах. Экран может состоять из нескольких страниц, которые нужно просмотреть по очереди. Как правило, есть кнопка, чтобы пропустить это всё и перейти к основному интерфейсу приложения. Обычно это называют «онбординг».

Делать так — плохая практика.

Утверждение может показаться вам абсурдным, ведь онбординги делают очень многие. К сожалению, вопросом «а не фигню ли мы делаем?» в основном даже не задаются. В моей практике бывало, что я спрашивал, зачем это, и слышал: «ну как, это ж онбординг!». Люди даже не замечали, что это не отвечает на мой вопрос — настолько сильно́ убеждение, что надо делать именно так.

Давайте разберёмся, что плохого в онбординге, какую задачу он призван решать, и как решать эту задачу хорошо.

Если совсем коротко, то онбординг появляется не вовремя, мешает воспользоваться приложением, а когда информация из него действительно понадобится, её уже будет не найти. Это вызывает фрустрацию и закрепляет привычку пропускать сообщения, не читая. Лучше элементы обучения делать частью интерфейса и предусматривать в нём постоянное место для информирования об обновлениях.

Рассказ о приложении в целом

Сначала рассмотрим онбординг с рассказом о приложении в целом.

В наиболее тупом случае это реклама: страницы онбординга нахваливают приложение и его фичи. Но рекламировать приложение, которое человек уже и так установил и запустил, глупо: мы уже получили искомое внимание; пора переставать за него бороться и начать конвертировать его в пользу. Сам пользователь также имеет ожидания от приложения, хочет начать им пользоваться, и вынужден с раздражением преодолевать нашу преграду. Так что рекламу нужно просто убрать.

В чуть менее тупом случае онбординг пытается обучать тому, как пользоваться приложением: вот так у нас заказать пиццу, вот так сделать перевод за рубеж; нажмите вот тут, и случится вот это. Если пользователь это и так знает, то это снова просто раздражающее препятствие на пути к цели. Если же пользователь не знает, то мы ставим его в идиотское положение: получается, ему сейчас нужно внимательно это прочитать и запомнить, чтобы потом применить полученные знания в настоящем интерфейсе, которого он даже ещё не видел. Невозможно даже оценить, насколько внимательным нужно быть и как тщательно запоминать: может, в реальном интерфейсе я и без этого разберусь?

Просто представьте, какой это абсурд: вы купили новую стиральную машину, а вам насильно вручают инструкцию и говорят: «вы можете её выкинуть, но если потом что-то будет непонятно, никто не поможет». А что, там без инструкции не разобраться? Не знаем. Ну, а нельзя просто, чтобы инструкция лежала в коробке, и я её возьму, если понадобится? Нет, нельзя: нужно или прочитать сейчас, или выкинуть.

Тут стоит внимательно проанализировать основной интерфейс. Как сделать его понятнее без обучения? А если без обучения не обойтись, то как его организовать, чтобы оно не мешало пользоваться приложением? Может, где-то нужно добавить текстовые подсказки. Может, в сложных местах нужна кнопочка-вопросик, за которой прячется более подробное пояснение. А может, вообще нужен собственный обучающий канал на Ютюбе, на который ведут всякие ссылки из интерфейса.

Рассказ об обновлении

Теперь рассмотрим онбординг с рассказом об обновлении.

Здесь те же проблемы стоят ещё острее. Если при первом запуске у человека часто нет ожиданий, то вот давно установленное приложение человек запускает с конкретной целью: проверить трекинг доставки или оплатить коммуналку. Скорее всего, у него есть «план»: он помнит, в какой угол сейчас нажмёт, что там появится, куда именно он перейдёт дальше. И вдруг вместо привычного интерфейса он видит рассказ о новых фичах, который прямо сейчас ему совершенно не нужны!

В такой ситуации желание просто пропустить этот экран ещё сильнее, а значит о новшествах многие пользователи просто не узнают. И снова, не потому что они им не нужны, а потому что они им не нужны в этот момент. Если ваше приложение живое и регулярно обновляется, то постоянные рассказы об обновлениях будут бесить, а привычка пропускать их будет закрепляться с каждым разом всё сильнее.

Чтобы держать пользователей в курсе изменений, хорошо предусмотреть в приложении постоянное место для этого. Мой любимый пример — Телеграм:

Дизайнеры ловко воспользовались тем, что это мессенджер, и присылают пользователю рассказы об обновлениях сообщениями в одном из чатов. Когда заходишь в приложение, видишь эти сообщения наравне другими. Можешь сначала поболтать с людьми и почитать каналы, а уж потом и про сам Телеграм разузнать. О каждой фиче ещё и рассказывают отдельным сообщением с красивым видосом. Сообщение можно переслать кому-то, кому, на ваш взгляд, фича будет полезна — рекламный эффект бесплатно усиливается. И, конечно, никто не мешает вернуться к этим сообщениям в любое время позже. Собственно, я так и поступил, чтобы сделать эти скриншоты.

Даже если у вас не мессенджер, можно найти какое-то постоянное место для рассказа о новых штуках. А чтобы люди не забывали туда зайти, можно зажигать красный кружочек, когда появляется непрочитанное. Самое главное, чтобы остальные функции приложения были доступны даже пока человек всё не прочитал.

Хороший интерфейс и хороший бизнес

Мы начинаем курс пользовательского интерфейса с темы человечности: интерфейс должен быть для человека, а не наоборот. Когда интерфейс стоит на пути и бесит, это плохой интерфейс. В лекции о привычках я рассказываю о проблемах с окнами подтверждений и блокирующими сообщениями, частным случаем которых является онбординг. Они закрепляют привычку ничего не читать и со всем соглашаться.

Однако как и окна подтверждения и несмотря на похожие проблемы, такие экраны-онбординги очень распространены. Дело в том, что в продуктовой разработке редко стоит задача «сделать пользователя довольным». Как правило, ответственные за продукт смотрят на другие метрики. Допустим, онбординг смотрят 10% людей и в результате продажи растут на 1%. Кого тогда волнует, что онбординг бесит и мешает остальным? Выигрыш оказался больше, чем проигрыш, ну и отлично.

Как-то мне написал Егор, аналитик из Яндекса:

Считаешь ли ты, что а/б-тест может точно ответить на этот вопрос? Половине новых пользователей мы показываем онбординг, половине не показываем, после этого смотрим на две метрики: конверсия первой сессии в заказ и время от запуска приложения до заказа. Если конверсия с онбордингом выше, а время до заказа не вырастает (то есть время, которое пользователь тратит на чтение онбординга, он отыгрывает потом), то согласился бы ты с тем, что онбординги имеют право на жизнь? И как ты вообще относишься к валидации продуктовых гипотез при помощи а/б-тестов?

Я и без теста соглашусь. Но этот тест в лучшем случае докажет, что лучше рассказать о приложении онбордингом, чем никак. А я говорю, что можно рассказать лучше, чем онбордингом.

Валидация продуктовых гипотез — это не совсем про хороший интерфейс. Иногда можно ухудшить интерфейс, но поднять метрики: снизив информативность для принятия невыгодного человеку решения; запутав в вариантах; усложнив отписку. Хороший интерфейс иногда важен для успеха продукта, а иногда — нет, достаточно посмотреть на Фейсбук или Букинг.ком. Я бы не хотел иметь ничего общего с созданием этих очень успешных продуктов.

В большом продукте с прагматичным менеджментом онбординг может быть действительно наиболее подходящим решением. Он никак не взаимодействует с остальным приложением, не добавляет никаких новых логических связей, его можно «просто поставить», за него даже может отвечать отдельная команда. Это намного проще, быстрее и дешевле, чем думать, как улучшить образовательные свойства самого продукта.

Но не все бизнесы работают на выжимание метрик любой ценой. У некоторых другая система ценностей, где-то качество и удовольствие пользователей имеют значение. Иногда получается подумать, а не просто сделать как все.

Я вижу, что часто онбординг делают вовсе не из прагматичных соображений, приведённых выше, а просто потому что искренне считают что это хорошая практика. Никто даже не смотрит вот эти метрики, не пытается сравнивать раздражение пользователей и выигрыш в конверсии — просто ставят заставку потому что прям ну очень хотят рассказать про новые фичи. И в таких случаях, когда я рассказываю о минусах, люди с удовольствием включаются в обсуждение альтернатив.

Да, сделать хорошо обычно сложнее, чем сделать как придётся, но и эффект может оказаться больше.

А можно ещё вопрос

— Илья, всё логично, но у нас появилась действительно крутая фича, над которой мы работали два года. Мы даже сняли видеоролик про неё! Мы хотим поставить его в онбординг, потому что нам важно, что его посмотрели все-все-все!

Здорово, что вы сделали действительно крутую фичу, гордитесь ею и хотите всем рассказать! Если вы поставите её в онбординг, вы просрёте эту возможность. Как рассказать о фиче так, чтобы все были в восторге? Уделите этому вопросу хотя бы долю того внимания, которое вы уделили самой фиче.

Ilya Birman: Dusty Knives

Что ж, вот вам ещё трек!

Ilya Birman: Dusty Knives

Или на Саундклауде:

Ilya Birman: Dusty Knives

Часть этого материала я использовал в своей первой лайв-сессии, можно услышать начиная с 40:25.

Ещё техно:

Моральная безупречность

Когда обсуждаются вопросы морали, обязательно кто-нибудь говорит: «У всех есть свои скелеты в шкафу», «Святых не бывает» или что-нибудь в этом духе. Это выдаётся за само собой разумеющееся.

Я смотрю на это и не понимаю. В смысле, у всех? У меня вот нет скелетов в шкафу. Я никогда не воровал и не убивал, никого не подставлял, не предавал, никому не изменял, никого не домогался, не злоупотреблял ничьим доверием. И это не какое-то достижение великое, а просто норма жизни.

Это не значит, что всем всегда нравится, что я делаю или как я себя веду. Моральная безупречность и всеобщее одобрение — очень разные вещи. Некоторым не удаётся это разделять. Добродетель для них — это подстраиваться под других, нравиться другим, соглашаться с другими. Среди таких людей полно мудаков и лицемеров.

Может, жизнь просто не ставила меня в такие обстоятельства, когда придётся совершить аморальный поступок? Конечно, может, отвечаю я, но пока вот как-то получается без этого.

Вульва и вагина

Вернёмся к любимой читателями и читательницами теме вагин.

В любой секспросветительской тусовочке обязательно возникнет тема того, что кто-то неправильно называет вульву вагиной или наоборот. Зацикленность на этом противопоставлении кажется мне странной, особенно учитывая, что во всяких приятных взаимодействиях обычно участвует и то, и другое.

Когда мы ведём научную дискуссию, то важно быть точными, но в остальной-то жизни как назвать это всё вместе? У члена вот есть ствол и головка, но при этом эти слова нужны куда реже, чем само слово член. Да и яйца, в общем, тоже его часть, ведь никто не говорит: «я попросила фото члена, а ты прислал ещё и яйца!». Но с вульвой и вагиной вечно эта хрень с уточнением и исправлением.

Предлагаю договориться, что кабинете гинеколога или на курсах кунилингуса мы подбираем слова внимательно, а когда просто говорим девушке, что у неё красивая вульва, то можно сказать и вагина.

Кстати, заодно отмечу, что это важно говорить девушке, потому что, как выяснилось, по какой-то необъяснимой причине огромное количество девушек стесняется своих половых органов, считают их некрасивыми или непривлекательными, что полностью взрывает мозг, потому что ничего более красивого во вселенной в принципе не существует.

Проблема интерфейса всех стиральных машин

Всю жизнь удивляюсь этому идиотизму. Во всех стиральных машинах самая сложная задача — засыпать порошок. Открываешь ящик, а там такое:

Что 1, что 2? Куда блин порошок-то сыпать? В списке режимов — тоже никаких обозначений про эти отсеки. Просто вот какими нужно быть идиотами, чтобы тиражировать это дебильное решение десятилетиями?

Про склеивание английских слов

Эпл называет вот эту иконку sharrow. Видимо, потому что share+arrow. В подкасте АТП ребята много обсуждали, как им не нравится это слово, но я так и не смог врубиться, чем же. Мне вот нравится!

Мне вообще нравится такая опция в английском, как просто склеить слова вопреки любой формальной морфологии, чтобы получилось что-то новое. Типа smoke+fog даёт smog, а breakfast+lunch даёт brunch. Кайф же!

Или вот есть в Лондоне линия метро между Бейкер-стрит и Ватерлоо, называется Bakerloo line. Просто представьте Тагаресненскую или Серпурязевскую линию! Не такой уж и великий и могучий, получается.

Ранее Ctrl + ↓