Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Интерфейс — зло

Мой доклад с «404феста», который назывался «Интерфейс — зло»:

Это видео снял Вячеслав Олиянчук (он же мне дал переходник в начале, поэтому я и подумал, что переходник его, а оказалось, что переходник Вадима Макеева). Ещё у него там видео с Таней Мисютиной (фрагмент) и с Андреем Шапиро. Официальное видео до сих пор не готово, поэтому на официальном сайте его нет. Зато там есть доклад Сергея Чикуёнка, который все должны смотреть обязательно.

Соглашение Айтюнса изменилось

Пользовательское соглашение Айтюнс-стора иногда меняется. Когда пытаешься сделать очередную покупку после изменения, тебе говорят, что соглашение изменилось, и нужно заново его принять (разве юристам объяснишь, что интерфейс — зло?). При этом, естественно, нигде не показывается что именно изменилось. Совершенно очевидно, что если уж первый раз все принимают соглашение не читая, то в последующие разы люди вообще жмут Agree не задумываясь, как в диалоге удаления файла.

Тут мне случайно это окно выпало на телефоне, раньше всегда это случалось на компьютере.

Соглашение Айтюнса изменилось

Вот какие хитрые, подумал я! На компьютере-то можно не читая нажать Agree, а тут нужно что, весь этот кошмар скроллить до кнопки? При этом многие из вас знают, что скроллить длинные списки вниз на Айфоне — сомнительное удовольствие.

Но оказалось, что дизайнеры так просто не сдались юристам! Соглашение разделено на 55 страниц с кнопкой Agree под любой из них:

Соглашение Айтюнса изменилось

Это забавно, потому что весь этот интерфейс говорит: «Да, мы знаем, что вы согласитесь не читая, и нас это устраивает». Последняя отчаянная попытка юристов:

Соглашение Айтюнса изменилось

О наращении окончаний числительных

Одна из тем, по загадочным причинам представляющих для окружающих сложность — наращение окончаний числительных. Люди ленятся смотреть в правила, хотя сейчас это ну совсем просто. Привыкайте давайте, блин, therules.ru!

С дефисом

Наращения всегда пишутся с дефисом. Учите 5-й (sic!) пункт 77-го (sic!) параграфа (ссылка выше). Писать слитно «77го» или «5й» нельзя. Слово, состоящее из цифр и букв — бред собачий. Некоторые ещё умудряются писать через пробел: «к 2020 му году». Что тут скажешь? Му.

Только порядковые числительные

Количественным числительным наращение не положено, но все его упорно пихают, меняя смысл.

Наличие наращения само говорит о том, что перед нами порядковое числительное, поэтому и читаешь его как порядковое. В итоге, если автор имел в виду количественное, получается чушь. Вот, например, Болк кого-то цитирует. Фраза «исходник идёт не одним файлом, а 2-я, 3-я» читается «исходник идёт не одним файлом, а вторая, третья». «Не больше 4-х дней» — читается «Не больше четвёртых дней». Количественные числительные «двумя», «тремя», «четырёх» передаются цифрами так: 2, 3, 4.

Двадцатка или тройка не являются числительными вообще. т. е. писать «20-ка», «3-ка» — это такая же лажа, как писать «&-нд» и «=-во» вместо «амперсанд» и «равенство». В аське иногда сойдёт, в нормальном тексте — нет.

Одна или две буквы

Правила наращения подробно изложены у Мильчина. Смысл их в том, что от наращения остаётся только последняя буква, ну и ещё предпоследняя, если она — согласная (таких случаев всего три: -го, -му и -ми):

первый

1-й

1-го

1-му

1-й

1-м

о 1-м

первая

1-я

1-й

1-й

1-ю

1-й

о 1-й

первое

1-е

1-го

1-му

1-е

1-м

о 1-м

первые

1-е

1-х

1-м

1-е

1-ми

о 1-х

Многие думают, что можно написать сколько угодно букв, например так: 7-ого или 2-ой. Ого и ой, казалось бы, должны намекнуть людям на ошибку, но нет. Хочется спросить, почему не 7-ьмого?

Сложные слова

Всё в том же параграфе 77, в пункте 3 упоминаются «Сложные слова, первым элементом которых является числительное». Это вообще другой случай, но у многих людей в голове всё cмешано. Вот Умпутун пишет: «с 5-ти летним опытом и с 4-мя сотнями записанных подкастов». Прилагательное «пятилетний», пишущееся слитно, сокращается до «5-летний», ну а «4-мя» просто ничего не значит. Надо: «с 5-летним опытом и с 4 сотнями записанных подкастов».

Ну а тех, кто хочет написать, что «главное, чтобы было понятно, что имеется в виду», отсылаю к любимой цитате из Льва Владимировича Щербы.

Дак как же я надыбал Айфон 4

В комментариях народ интересуется, как же я надыбал Айфон 4 за почти 22 штуки рублей. Ещё там некоторые сомневаются, что это новый аппарат, так вот, сообщаю: новый, фабрично разлоченный, полноценный настоящий чёрный 16-гигабайтный Айфон 4.

Последние два месяца, с тех пор как я определился с желательной ценой, я внимательно изучал разные возможности покупки телефона. У всех у нас полно родственников, друзей, знакомых и коллег, поэтому если хотя бы немного интересоваться, то выясняется, что почти каждую неделю кто-нибудь да летит из какой-нибудь из этих стран.

Первой моей версией была Канада. Цена там прекрасная, и как раз мой хороший знакомый летел в Челябинск в начале августа. Проблема в том, что продажи там начались только 30 июля, в магазинах телефоны достать было невозможно, а перекупщики продавали за штуку баксов. Ясно, что штука баксов меня не устраивала, поэтому этот план сорвался. Зато тут мне достался Меджик-трекпад (спасибо, Костя!)

Второй версией была Италия: другой мой приятель отправлялся туда на пару недель в августе, и сам пришёл в гости с вопросом, не надо ли мне iчего купить (спасибо, Паша!). Италию я рассматривал как неблагоприятный вариант: цена там составляет 660 евро (около 27 тыс. р.), что слишком дорого. Я попросил его покупать телефон только в том случае, если будет возможность сделать возврат налогов. Но телефон было вообще нереально достать из-за диких очередей (с этим по всему миру задница до сих пор).

Третья версия — Чехия — была изначально сомнительной, потому что на чешском сайте Эпла я не смог ни понять где покупать телефон, ни узнать сколько он стоит, ни найти подтверждения тому, что он фабрично разлочен. Поэтому когда ребята (Надя, Андрей, спасибо!) написали мне смс, что нашли телефон и спрашивали, брать или нет, я на всякий случай решил забить. Вдруг бы он оказался залоченным (нафиг надо, я уже насладился этим счастьем вдоволь со своим первым аппаратом).

Четвёртой версией был Лондон, лучший город на земле. Тут нужно сделать лирическое отступление и рассказать тем, кто не был в Эпл-сторах, о том, какие козлы там работают. Такое ощущение, что там людей специально тренируют давать покупателям противоречивую информацию обо всём, что касается наличия товара и порядка его покупки. В общем, моя знакомая мужественно пыталась преодолеть свинство ребят в синих майках, работающих в магазине на Ковент-гардене (спасибо, Галя!), но всё-таки не смогла. В итоге четвёртая версия тоже сорвалась.

Но тут — пятая версия — в Лондон собрались мои родители. Отец умудрился найти способ бронирования телефона на сайте английского Эпла. Но телефонов доступных для бронирования там всё не было и не было. В результате он прислал мне ссылку и сказал, чтобы я сам резервировал. Периодически заходя на сайт, я отловил момент, когда мне дали сделать резервацию, и сделал её, а родители съездили на Ковент-гарден и купили мне телефон. После возврата родителям налогов в аэропорту Хитроу цена составила примерно 450 фунтов. Спасибо, ребята!

Сайт Эпла, кстати, ведёт себя так же, как сотрудники Эпл-стора. Иногда, например, телефоны недоступны для резервации. Иногда вроде бы доступны, но если нажать на кнопочку, то пишет, что телефонов нет. Или вот, написано, что продают 2 телефона в одни руки, но когда пытаешься зарезервировать второй, пишет, что вы уже один зарезервировали, хорош вам. И ещё интерфейс резервирования у меня работал только в Сафари. Короче, уроды.

А сам телефон волшебный.

Красная цена

Когда Эпл анонсировали Айфон в 2007-м году, была объявлена цена в США при заключении контракта на два года с «Сингуляр-вайрлесс»: 500 долларов. Тогда все начали радоваться, что 500 долларов — это не так дорого (действительно, примерно столько тогда стоили топовые Нокии С40). Люди совершенно не замечали части про США и контракт. Я посмеялся над всеми и сказал, что халявных Айфонов не будет. Я тогда предполагал, что лучшее, что можно себе представить в России — это Айфон за 1000 долларов, а это всё-таки дороговато.

Реальность оказалась иной: контракт оказался необязательным, да и вскоре после начала продаж цена на Айфоны сильно упала. Необязательность контракта заключалась в том, что никакие документы тебя не заставляли его заключать, можно было просто купить телефон, но просто чтобы он заработал нужно было сделать «активацию», то есть подключить телефон к Айтюнсу и уже там выбрать тарифный план и всё такое. Без этого телефон «по идее» работать не должне был. Понятное дело, что умные ребята все эти защиты быстро обошли и разломали.

В результате в конце 2007 года сложилась волшебная ситуация, когда телефон в США можно было купить не за 500, а за 400 долларов безо всякого контракта, а доллар тогда стоил 25 рублей. Естественно, телефон я сразу и купил, и с учётом всяких налогов он мне обошёлся в 11 тысяч рублей. Мне его привёз знакомый, поэтому я ещё и на доставке ловко сэкономил.

В России Айфоны спустя почти год появились в продаже за что-то вроде тридцатки, и стало ясно: эти цены из другой вселенной, они не имеют для меня никакого значения. Можно лишь посмеяться над ними, но не принимать всерьёз. После того, как был анонсирован Айфон 4, все говорили, что цена на него в России будет около 36 штук. Удивительно, но после этого остались энтузиасты, продолжившие следить за его русской судьбой: когда он выйдет, у каких операторов будет продаваться и т. д. Казалось бы, при чём тут Лужков не всё ли равно?

Мой Айфон по-прежнему работает и физически неплохо сохранился (кстати, я считаю позором всякие бамперы, наклейки на экран и всё такое, и ношу телефон просто в кармане джинсов). Морально же он за почти три года сильно устарел: куча программ на нём работают крайне медленно, и отсутствие ГПСа тоже уже начинает напрягать. Всё-таки четвёртый Айфон разительно круче первого, и его появление стало поводом, чтобы задуматься об апгрейде.

Я понимал, что я слишком избалован ценой в 11 тысяч рублей, и что если я буду настроен на эту сумму, то я просто никогда его не куплю, ведь с тех пор Эплы поумнели и перестали раздавать дешёвые телефоны без контракта, да и доллар заметно подорожал. Поэтому волевым усилием я перенастроился на цену в 20 тысяч рублей (примерно столько стоит в нормальных странах Айфон без контракта и без налогов). Однако я решил также, что за эти деньги я согласен только на полностью разлоченный телефон, который позволит забыть слова «джейлбрейк», «пивняга», «бейсбанд» и прочие. Я решил, что меня не устроит американская бесконтрактная чушь, когда телефон даже без симки всё равно жёстко привязан к АТиТ.

Но моим планам не суждено было осуществиться. Оказалось, что я был слишком большим оптимистом, думая, что мне удастся купить телефон за 20 тысяч рублей. К сожалению, мне пришлось потратить аж почти двадцать две тысячи рублей на новый телефон.

Промо-микс: Фиксед

А вот и очередной промо-микс, для тех, кому понравился позапрошлый, «Минимал-полицай». Могу лишь повторить описание от того микса:

Этот концентрируется на звуке и механике, совершенно не интересуясь тем фактом, что слушатель хочет, чтобы его развлекали. Этот микс нужно слушать всем, кто умеет получать удовольствие от деталек и имеет для этого достаточно хорошие оборудование и слух.

Промо-микс: Фиксед

Микс можно слушать прямо у меня на сайте. В Сафари всё работает безупречно, в Опере и Фаерфоксе не у всех работает перемотка в ещё не забуференные фрагменты (в этих браузерах как раз используется Флеш, потому что сами они играть МП3 не умеют), а что не так в Хроме — я понять не могу, просто как-то глючно работает. Технологи, помогите сделать, чтобы всё по-суперски работало везде. Я потом плейер и к блогу прикручу, конечно, чтобы не надо было ходить никуда.

Если кому-то больше нравится слушать на Промодиджее, вот вам ссылка туда.

Кстати, Промодиджей.ру — спонсор того, что у меня на сайте теперь есть плейер (постепенно он распространится и на другие миксы), и меня не волнует, сколько трафика он съест. Спасибо Сергею Коровкину за его доброту!

Да, ещё два слова про дизайн. Меня бесит, что все веб-плейеры стремятся занять себе прямоугольник, чтобы прям видно было, что вот это такой «объект» тут стоит, со специальной видимой выпуклой границей. Гадость, короче, тупая. Нормальный плейер должен быть естественной частью страницы, как ссылка или нумерованный список. Поэтому мне пришлось свой задизайнить по-быстрому.

Оправдание за вопрос

Некоторые интервьюеры задав вопрос тут же, перебивая самих себя, пытаются оправдаться и объяснить, зачем они его задают. Бедный гость сидит и ждёт, когда ему дадут ответить. Обычно это звучит глупо и коряво.

— С какого года вы в этом бизнесе? Я спрашиваю, потому что многих это интересует, ведь многие начали ещё в 90-е, когда... (бла-бла-бла)

Особенно раздражает, когда оправдание к вопросу оказывается придаточным предложением, начинающимся с «потому что»:

— С какими трудностями вы столкнулись в начале, потому что я знаю, что многие сталкиваются с такими трудностями, что (бла-бла-бла)...

Тут вопросительный знак даже воткнуть некуда.

Перемещение в папку приложений

Большинство программ на Маке не требуют установки, их просто запускаешь, и они работают. Традиционно программы живут в папке /Applications. Обычный дистрибутив программы представляет собой образ диска с двумя файлами: собственно приложением и алиасом для папки /Applications, чтобы можно было сразу приложение перетащить куда следует, не открывая лишних окон.

Это классно, но хочется-то сразу запустить и попробовать программу. Конечно, она запустится и из образа диска, но потом надо всё же не забыть скопировать её, ведь не будешь же держать её образ диска вечно примонтированным.

Так вот, меня очень порадовала программа Алармс тем, что после запуска прямо из образа, она выразила готовность самостоятельно скопировать себя в /Applications:

Перемещение в папку приложений

Все другие программы должны так же делать.

Баранам плевать на политику

Есть люди, которые мочатся в кровать. Есть люди, которые воруют жвачку из супермаркетов. Есть люди, которым безразлична политика. Особенностью последней категории людей является то, что люди не стесняются об этом говорить. У некоторых мозги настолько набекрень, что они даже произносят это с чувством собственного превосходства.

Ребята, очнитесь. Политика — это не хобби, которое можно делать, а можно не делать частью своей жизни. Если вам плевать на футбол, футболу плевать на вас. Если вам плевать на живопись, живописи плевать на вас. Но если вам плевать на политику, то политика вас трахает.

Некоторые говорят, что политика скучная, как будто это такая форма досуга, которая им не подходит. Дискотека весело, горные лыжи весело, политика скучно. Ребята, зубы чистить тоже скучно, но вам не приходит в голову говорить кретинистическую чушь типа «мне безразлична чистка зубов». Надо зубы чистить просто, а не интерес дикий к чистке зубов проявлять.

Глупо и недальновидно, например, плевать на здоровье. Но тут все риски пофигизма — подохнуть самому раньше времени. Плевать на политику не просто глупо, это ещё и свинство, потому что это значит подставлять не только себя, но и всех своих единомышленников.

Нормальному работодателю не придёт в голову платить своим сотрудникам зарплату, регулярно жалуясь в семейном кругу, что те нихрена не делают. Он или заставит их работать, или уволит. Русские же граждане ведут себя так, как будто это чужая страна. Что поделать, — говорят люди, — такая уж у нас власть.

Самое возмутительное, это когда человек «не интересуется» политикой, но считает, что у него есть моральное право быть недовольным жизнью. Люди жалуются на мусор в подъездах, на низкие пенсии или на качество высшего образования, но даже не знают фамилии чиновников, которые за эти вещи отвечают.

Ну ё-моё! Откуда взялась точка зрения, что вселенная вам что-то должна? Чистые подъезды, высокие пенсии, хорошие вузы? Люди кивают на запад, мол, там всё хорошо. Но почему оно там хорошо? Да потому, что там людям не насрать на самих себя, а не оттого, что там чиновники какие-то особо хорошие. Они требуют, вот и получают.

Казалось бы, при чём тут Лужков?

А при том, что на московский митинг за выборы мэра пришло максимум пара тысяч человек. Все москвичи, который туда не пришли, но жалуются на пробки и на коррупцию, по праву получают эти пробки и эту коррупцию, и вообще им дико повезло, что жизнь их почти не наказывает за их наплевательское отношение к самим себе.

Люди «не интересуются» политикой, но хотят жить в хорошей стране, как будто это разные, не связанные друг с другом вещи. Ну не бараны ли?

Иногда мне кажется, что мы имеем намного лучшую власть, чем заслужили.

Метро и действительность

Лебедев как-то сетовал на то, что метро в Киеве превращено в рекламный носитель. Правда, на фото довольно печальная действительность:

Реклама и метро

Но реклама ли в этом виновата? Русское метро строят люди, не понимающие, чем храм и музей отличаются от объекта, предназначенного для ежедневного утилитарного использования (уж простите за это словосочетание) миллионами людей. Да, в Москве метро в некоторых местах пока не заклеили рекламой. Зато там висит вот такая хренотень:

Метро и действительность

Эта тупейшая и уродливейшая конструкция, которую нужно читать справа налево, портит дизайн любой станции. Но не только потому, что она страшна как смерть, а ещё и потому, что архитекторы, которые придумывают дизайн станций, не думают о том, что там будут вешать указатели, схемы или, тем более, экран про поезд до станции Международной. Вдумайтесь: навигация, которая является единственным смыслом существования метро, смотрится в нём чужеродной и лишней.

Расстраиваться, что метро превращено в рекламный носитель — это всё равно, что расстраиваться, что дизайн сайта испортили контентом. Станции должны быть такими, чтобы там можно было размещать и схемы, и рекламу, потому что это неотъемлемая часть жизни метро и вообще современного города.

Вот так выглядит платформа лондонской станции Оксфорд-сёркус, где только что оборвали старую рекламу, но ещё не успели повесить новую:

Метро и действительность

На станции нет фресок, мозаик, колонн, статуй и прочей чуши, а верх вообще без отделки, но она прекрасна: она знает, для чего её построили и как ей пользуются люди. Справа название станции повторяется вдоль всей платформы над стеной, на которой развешаны схемы, информация о реконструкциях и прочее. А вдоль стены слева, смотрите, узкие полосы с названием станции чередуются с широченными зонами для рекламы. И ничего страшного; не так много мне встречалось в мире мест, где можно получить большее эстетическое удовольствие, чем в лондонском метро.

Нужно архитекторам уже очнуться, и начать делать нормальные станции.

Ранее Ctrl + ↓