Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Эгея 2.4

Ловите новую Эгею 2.4 (сборка v2842).

Что нового? Простите за повтор, но чтобы было всё в одном месте:

  • Фоторама (четвёртая) теперь в комплекте, не надо больше мучиться с прикруткой и настройкой;
  • социокнопки теперь тоже в комплекте (используется скрипт Соушел-лайкс Артёма Сапегина с моим оформлением), в настройке просто включаешь галочку «показывать социокнопки», и социокнопки есть;
  • ссылки на популярные заметки блога под постами (как у меня в блоге уже давно);
  • подсветка синтаксиса кода с помощью «Хайлайта» Ивана Сагалаева (нужно завернуть код в тег <code></code>, и всё сработает само);
  • простая поддержка ретины: в заметках все картинки с названиями, заканчивающимися на @2x, будут вставляться уменьшенными вдвое (то есть если есть фотка 1536 на 1024, а файл называется photo@2x.jpg, то в ХТМЛ-коде будет img width="768" height="512"; чтобы сработало, размеры картинки должны быть чётными);
  • из поля названия заметки в поле текста теперь можно перейти просто энтером, как в почте — мелочь, а очень приятно;
  • кнопка Выход переехала подвал экрана Настройки; теперь в правом верхнем углу просто шестерёнка висит, очень аккуратно смотрится;
  • более внятные и систематизированные сообщения об ошибках в случае некорректных прав файлов на сервере — теперь движок чётко объяснит, каким файлам какие права надо поставить, если обнаружит, что у вас непорядок;
  • много разных оптимизаций (у кого много десятков черновиков — они перестанут тормозить);
  • защита от подбора пароля перебором вернулась;
  • причёсаны встроенные темы оформления (добавились всякие радости типа затухания ссылок при расховере).

Что исправилось с беты:

  • бесконечные редиректы в некоторых ситуациях у тех, у кого нет мод-реврайта;
  • глюки с недоступность базы данных (см., правда, ниже);
  • слетание выбранной темы оформления в момент обновления;
  • невнятное сообщение «Пожалуйста, дайте права на запись:» без дальнейшего текста при установке с нуля;
  • в некоторых местах оставались шорт-опен-теги, убрал;
  • при смене языка в паре мест могло оставаться что-то на предыдущем языке;
  • в дистрибутиве больше нет смущавшего всех файла htaccess, он живёт под именем /system/default/defaut.htaccess и чуть более умно работает (см. подробности драмы);
  • если имя файла с картинкой начинается с дефиса, оно больше не пытается быть элементом списка;
  • при загрузке картинок редактор теперь чуть лучше старается не перепутать их и поставить в правильном порядке (как это надёжно полечить я не знаю — иногда браузер сам считает, что файлы ему дали не в том порядке, в каком их видно в Файндере);
  • некие баги при работе на порту, отличном от 80.

Нюанс: после обновления с беты у вас может опять слететь доступ к базе данных — тогда надо пойти в настройку и заново ввести пароль от неё, и всё заработает.

Заодно:

  • появилась поддержка ССЛ;
  • при смене пароля теперь на всякий случай спрашиваю старый пароль;
  • после выхода автора редирект на главную;
  • Джейквери обновлено до 1.11.1;
  • Фоторама обновлена до 4.5.1.

Ещё Артём Поликарпов снял видос про использование Фоторамы в 2.4 и рассказал, как её настроить по-своему, не влезая в недра Е2.

Документацию скоро обновлю.

Бейдевинд

С ума сойти: оказывается, парусное судно может плыть против ветра!

Откуда-то я слышал некий звон на тему того, что, если ветер тебе не попутный, то ты можешь плыть по такой зигзагообразной траектории (что-то там про «ходить галсами») и таким образом всё равно приплыть куда надо. Хрен знает, чё-то тут не то, — думал я.

Я раньше не задумывался и полагал, что парус — это просто фигня, в которую дует ветер и, таким образом, толкает лодку. Казалось логичным, что если ветер попутный, то ты плывёшь, не зная забот, а если ветер полупопутный-полубоковой, то хотя бы часть вектора силы ветра направлена куда тебе надо, и поэтому ты всё ещё кое-как плывёшь. Если же ветер боковой или, тем более, хотя бы частично встречный, то ты, как я представлял, ждёшь, свернув паруса, чтобы тебя хотя бы не так сильно отбрасывало назад.

Интересно, как я вообще жил с этими представлениями в голове, и при этом меня никак не смущало, что люди под парусами ходили как-то по всему свету (ну, почти по всему свету) задолго до изобретения парохода?

Счастливое стечение обстоятельств заставило начать разбираться.

Главное открытие — это смысл и принцип работы парусов. Оказывается, парус на корабле — аналог крыла на самолёте. Там даже терминология какая-то авиационная применяется (типа «угол атаки»). Сила, заставляющая лодку двигаться — это, в первую очередь, не прямое давление ветра на парус, а «подъёмная сила крыла», возникающая из-за разности скоростей воздушных потоков по разные стороны паруса.

Это означает, например, что плыть с попутным ветром, вопреки всяким интуитивным догадкам, не оптимально. Воздух по обе стороны паруса движется хаотично. Если парусов несколько, то первый встретившийся ветру парус берёт весь удар на себя, а перед ним возникает турбулентность, которая бестолку трепет следующий парус (у всех этих явлений есть умные названия). Картинка, которая всё объясняет:

Плыть с попутным ветром не оптимально

Совсем другое дело, когда ветер плавно скользит вокруг парусов. В этом случае часть тяги создаётся непосредственно давлением ветра на парус, но большое значение приобретает подъёмная сила крыла. На этой картинке лодка плывёт почти что перпендикулярно ветру:

Лодка плывёт почти что перпендикулярно ветру

Получается, что даже если цель прямо по направлению ветра, часто оказывается быстрее плыть зигзагом, а не строго прямо. То, что часть силы, действующей на парус, толкает лодку вбок — не беда, ведь у лодки ещё есть руль.

Самая взрывающая мозг вещь — это бейдевинд, когда лодка плывёт под углом меньше 90° против ветра. Оказывается, можно даже под 30° плыть! Здесь остаётся только подъёмная сила крыла:

Лодка плывёт под углом меньше 90° против ветра

В жизни это выглядит примерно так:

Поскольку прямо против ветра лодка плыть не может, а под небольшим углом — может, то получается, что против ветра тоже можно плыть зигзагом, время от времени менять сторону. Это вот и есть «идти галсами» или «лавировать».

Ну я может что-то неправильно рассказал, вы сразу меня не мочите, я просто только прочитал про всё это, и очень захотелось поделиться. По опыту знаю, что когда я в этом хорошо разберусь, всё станет настолько очевидно, что вломак будет пост писать, да и ощущение открытия пройдёт.

Картинки из книги Fast Track to Sailing, которую посоветовал Артём Горбунов. Надо сказать, читать про всю эту хрень по-английски — жесть та ещё. Попробуйте вот: «Though backing the jib is the fastest and surest method of falling off onto the desired tack, there are other ways». Или вот: «The boom rises up in the air unless held down by a boom vang, and the wind fills the other side of the sail and causes an accidental jibe». Засада в том, что при переводе на русский легче не становится. Хотя стаксель от транца я уже уверенно отличаю.

Эх, всё-таки даже когда все стрелочки нарисованы, подозрение, что чё-то тут не то, остаётся. Прям такое чувство, будто тебе вечный двигатель впарили.

Зерулс 2.0 для Ай-ОСа

Четыре года назад, весной 2010-го, открылся сайт therules.ru с наиболее удобно огранизованными официальными правилами русского языка. Почти с самого начала сайт хорошо работал на айфонах и айпадах, умно подстраиваясь под размер экрана ещё до тотального промывания мозгов респонсив-дизайном.

Тем не менее к концу 2010-го года мы с Шуриком Бабаевым сделали версию для Айфона, которая получила многочисленные пятизвёздочные отзывы. Помимо того, что нативный интерфейс лучше веба, кайф был ещё в том, что программа работала без интернета. Год назад мы выпустили ещё и прекрасную версию для Айпада, в которую вложили труда чуть ли не больше, чем в версию для айфона.

К сожалению, осенью 2013-го года Эплы удалили разработческий акаунт Шурика без объяснения причин, и оба приложения исчезли с прилавков апстора. Многочисленные попытки связаться с ними и выяснить, что же случилось, не дали результата.

Поразводив руками, мы решили сделать новый Зерулс:

Зерулс 2.0 для Ай-ОСа

Осенью-зимой мы были заняты Ангстремом, поэтому уделить достаточно времени Зерулсу не могли, но сейчас он, наконец, готов.

С новой версией у нас возникла серьёзная проблема: поскольку с точки зрения Эпла это новое приложение, а не новая версия старого, то те, кто когда-то купил Зерулс, не смогут обновиться на новый, им придётся покупать его заново. При этом мы очень благодарны нашим старым покупателям, и ставить их перед необходимостью платить заново было бы полным мудачеством с нашей стороны. К сожалению, мы никак не можем отличить тех, кто уже покупал старую версию о тех, кто не покупал никакую. Поэтому у нас было только два варианта: или сделать программу платной для всех, или бесплатной для всех.

Мы придумали такой ход: сделать программу бесплатной на первые три дня, чтобы те, у кого была старая версия, смогли скачать её бесплатно. Если в это окно пролезут и новички — добро пожаловать!

Вы нам очень поможете наверстать упущенное, если оставите отзывы в сторе или расскажете о приложении в своих блогах и твиттерах.

Через три дня Зерулс для Ай-ОСа снова станет платным. Но тут есть ещё одна радость для пользователей: теперь приложение универсальное, не придётся покупать отдельно для Айфона и Айпада. Если же вы хотите как-то монетарно нас отблагодарить сейчас, пока программа бесплатная, то можете купить полный набор юнитов в Ангстреме.

Надеюсь, Эплы не грохнут приложение во второй раз! Наслаждайтесь и пишите грамотно.

Промомикс: Лайтс

Тем временем, у меня для вас новый прогрессив-хаус-микс. Тут всё такое пространственное:

Гай Джей, Андре Собота, Досем, Эгостерео, Марчело Кастелли и другие. Как всегда, всё самое прекрасное в таком вот стиле, что я нарыл за несколько лет. Есть страница на Промодиджее для лайков и комментариев.

Книга про Джони Айва

Прочитал книжку про Джони Айва, «гения, стоящего за величайшими продуктами Эпла». Так называется:

Понятно, что с учётом адской эпловской секретности, не всё можно принимать на веру. Что-то из написанного, возможно, полная туфта, просто кто-то так рассказал, а на самом деле всё иначе. Поскольку информации про главного героя не так много, автору приходится иногда уходить в сторону, рассказывая о британском образовании и жизни вообще, о коллегах Джони на разных работах, об Эпле помимо Джони, о возвращении Джобса, роли Тима Кука и т. д.

Много любопытного. Например, если верить книжке, Пауэрбук, ещё до Айва, стал первым ноутбуком, у которого клавиатура была близко к экрану, а перед ней было пространство для запястий и мышезаменителя. В ноутбуках до этого клавиатура, наоборот, была ближе к переднему краю. А Айбук стал первым ноутбуком, просыпавшимся при открытии крышки, с портами по бокам, а не сзади, и со встроенным вайфаем. Ещё интересно про ANPP, Apple New Product Process — мегачеклист, через который должны проходить все выпускаемые продукты, правда, без особых подробностей.

Выписал из книжки разное себе, делюсь в почти необработанном виде (если в предложении нет подлежащего, подставить «Джони»).

Учёба:

  • в школе поставили диагноз дислексия (у Джобса тоже она была);
  • отец Майк был известным британским дизайнером, сделал дисциплину «технология дизайна» (design technology) важной частью образовательной программы в Соединённом Королевстве; водил по дизайн-студиям и дизайн-школам Лондона;
  • про отца: «He was constantly talking to Jonathan about design. If they were walking down the street together, Mike might point out different types of street lamps in various locations and ask Jonathan why he thought they were different: how the light would fall and what weather conditions might affect the choice of their designs»;
  • преподаватели отмечают, что многому научились у Джони, что он был хорош не только как дизайнер, но и прекрасно доносил свои идей до других;
  • одним из дизайн-проектов был оверхед-проектор, он с ним вышел во второй тур конкурса «Молодой инженер года»; перед отправкой проектора на суд жюри, Джони разобрал его, чтобы всё почистить и отполировать напоследок, но при сборке вставил линзу не той стороной, из-за чего проектор не проецировал, и конкурс он проиграл;
  • изучал на продвинутом уровне не только «технологию дизайна», но ещё и химию и физику, все экзамены сдал на отлично (!);
  • в первый год учёбы в Ньюкаслском политехническом университете брал уроки скульптуры (!);
  • во время стажировки в «Роберт Вивер групп» (РВГ) в Лондоне, ещё во время учёбы, сделал ручку, для которой придумал механизм (некий ball-and-clip mechanism), чтобы ручку было не так скучно вертеть в руках;
  • стремился всем объектам добавить что-то, чтобы их хотелось взять в руку, покрутить (отсюда, полагаю, многочисленные ручки на разных Маках);
  • в школе не любил компьютеры и считал себя технически тупым, пока не встретил Мак и не влюбился;
  • студенческий проект телефона был не просто макетом для представления формы, но включал все внутренние компоненты и исследование способов производства.

Работа в Лондоне:

  • уже через несколько недель работы в РВГ попросил существенного увеличения зарплаты;
  • работал в компании «Тангерин», в их студию в Хокстоне они с коллегами нередко загоняли собственные машины, накрывали простынями и говорили клиентам, что это секретные проекты для других клиентов, чтобы набить себе цену;
  • разумеется, был поклонником Дитера Рамса;
  • по словам Пола Кункеля, автора другой книги о дизайне в Эпле, «избегал стилизации своих продуктов, чтобы они не устаревали слишком быстро»;
  • коллега по РВГ: «He hated ugly, black and tacky electronics. He hated computers having names like ZX75 and numbers of megabytes. He hated technology as it was in the 1990s»;
  • не любил в дизайнерском бизнесе переговоры и вот это всё.

Начало работы в Эпле:

  • Джони о дизайн-группе Эпла: «Though we don’t want people to leave the group, the lack of movement makes it difficult to bring in fresh talent. We need new people at regular intervals to prevent ourselves from stagnating. But this can only happen if other people are willing to leave»;
  • стал руководителем дизайна в 29 лет;
  • когда ему говорили, что придуманное им слишком дорого, он показывал подготовленные анализ цен, доказывающий обратное; когда ему говорили, что придуманное им слишком долго делать, он говорил, что уже связывался с фабрикой-производителем и убедился, что всё можно сделать за имеющееся время (!);
  • когда Эплом руководил Амелио, от дизайнеров требовалась только некая «красота» корпусов, а потом инженеры наполняли их максимально дешёвым железом; почти было уволился, но Рубинштейн убедил остаться.

После возвращения Джобса:

  • уже в конце 90-х в дизайн-студии Эпла использовался софт для проектирования космических и авиационных аппаратов, потому что более «приземлённого» не хватало; дизайнеры работали совместно с инженерами, владеющими этим софтом;
  • первый Аймак был прозрачным, потому что непрозрачная пластмасса выглядела слишком дёшево; прозрачность заставила относится к дизайну внутренностей с особым вниманием;
  • первые тридцать Аймаков тридцать дизайнеров Эпла привезли из Сеула в Сан-Франциско как ручную кладь, обработав предварительно наждачкой не очень удавшиеся производству элементы; потом Джобс выбрал из этих тридцати несколько лучших для презентации; никто в Эпле кроме Джобса и дизайнеров не видел первый Аймак до этой презентации;
  • первые обзоры Аймака были негативными, Джони: «...if there’s not some sort of friction in a move forward, your step is not as consequential as you’d like to believe it is» и ещё: «In a company that was born to innovate, the risk is in not innovating, the real risk is to think it is safe to play it safe»;
  • как-то захотел, чтобы винтики на ручках в одном из Маков были определённой формы и чтобы их поверхность была обработана особым образом; Рубинштейн (его руководитель тогда) отказал ему, сославшись на стоимость, поэтому правильных винтиков пришлось добиться через Джобса;
  • чтобы краска на одном из ноутбуках не сцарапывалась, его корпус сделали из прозрачного поликарбоната и красили изнутри, а не снаружи; получилось очень круто, и ноутбук оказался на вид более компактным, чем был на деле;
  • когда «Куб» (Power Mac Cube) в каком-то из обзоров сравнили с коробкой салфеток, дизайнеры в эпловской студии для смеха сделали себе реальную салфетницу из одного из корпусов;
  • кабинет Джони — четыре на четыре метра, рабочие инструменты на столе — ноутбук и цветные карандаши; больше ни у кого из дизайнеров нет личного кабинета;
  • интерьер эпловских магазинов во многом вдохновлён интерьером самой дизайн-студии: там тоже большие деревянные столы, где лежат всякие экспонаты;
  • до того, как Форстол стал главным по Ай-ОСу (он руководил тогда софтом вообще, как щас Федериги), ему, как и подавляющему большинству сотрудников, был запрещён вход в дизайн-студию;
  • Джобс приводил в студию свою жену, а Джони, как сказано, запрещено даже говорить своей, над чем он работает, при этом кто-то из других дизайнеров, якобы, приводил в студию своих детей (тут какая-то запутка, так и неясно, что кому можно, и что на самом деле происходило);
  • дизайнеры корпуса Айфона не видели будущего интерфейса, у них была поддельная картинка для примера;
  • разные станки на фоне некоторых интервью Джони — это никакая не дизайн-студия Эпла, как многие думают, а просто некая мастерская неподалёку от их кампуса;
  • у Эпла меньше двух десятков промдизайнеров, а у Самсунга — тысячи (но у Самсунга и намного больше продуктов);
  • во время мозговых штурмов в дизайн-студии, кто-то из дизайнеров выступает в роли бариста и готовит всем кофе (потому что сторонних людей звать нельзя, а хороший кофе все хотят); один из дизайнеров итальянского происхождения всех научил там;
  • в студии постоянно играет музыка; Джони любит электронную танцевальную музыку, особенно техно;
  • размер первого Мака-мини был всего на 2 миллиметра меньше, чем надо было, чтобы в него вместился 3,5-дюймовый жёсткий диск, и тогда он был бы дешевле, но такой корпус показался дизайнерам слишком большим.

Айпод и далее:

  • чтобы проверить идею колеса для управления Айподом (которое, кстати, придумал Фил Шиллер), дизайнеры сначала использовали джог для видеомонтажа;
  • для Айпода впервые использовали отдельную упаковку для транспортировки и для ритейла, что позволило дизайн упаковки делать таким, чтобы в нём продукт выглядел максимально привлекательно;
  • первая песня, которая прозвучала на первом рабочем прототипе Айпода — Spiller: Groovjet (If This Ain’t Love);
  • второй Аймак (который с пузатым основанием) стал таким, потому что Джобсу сначала не понравилась идея запихать все кишки компьютера за экран — он хотел, чтобы экран был максимально тонким;
  • как-то чуть не разбился на машине, после чего в Эпле вдруг осознали его важность и сильно подняли зарплату;
  • подчинялся напрямую Джобсу лишь с 2005 года (до этого — Рубинштейну); вскоре после этого изменения из-за трудностей во взаимопонимании с Рубинштейном поставил перед Джобсом вопрос «он или я»; Рубинштейна уволили;
  • иногда проводит по нескольку недель на китайских фабриках, следя за производством (!);
  • иногда показывал Джобсу работы других дизайнеров в их отсутствие, чтобы принять всю критику на себя и не ранить нежные души коллег (!);
  • лишь малую часть времени дизайнеры тратят на рисование и моделирование, основное время занимает изучение способов реализации задуманного (!);
  • когда Джобсу что-то не нравилось, он просто говорил, что ему не нравится, но не предлагал ничего в замен, заставляя дизайнеров самих придумать что-то лучшее;
  • дизайнеры иногда специально готовили для Джобса парочку заведомо хреновых вариантов, чтобы оставить хороший на конец презентации — так было больше шансов продать ему дизайн;
  • Тим Кук был главным идеологом избавления Эплов от собственных фабрик и аутсорсинга всего производства; это позволило решить проблему складских запасов, которые обходились Эплу в кучу денег; он сделал айти-систему для планирования производства, которая соединяет всех поставщиков и все магазины Эпла и позволяет в реальном времени подстраивать темпы производства всего так, чтобы все эпловские запасы вмещались в магазины и склады были не нужны;
  • почти всё время разработки Айфона, экран был пластмассовым, его заменили на стекло всего за полтора месяца до презентации, когда Джобс вдруг решил, что пластмасса не катит; в щель между стеклом и ободком вставили резиновую прокладку, чтобы защитить стекло; образовавшаясь щель всё время цепляла волосы с дизайнерских небритых щёк, её долго доводили до ума, чтобы не цепляла;
  • с юнибоди-ноутбуками произошёл переход от штамповки и формовки к машинообработке благодаря новым станкам ЧПУ; этого не делали раньше просто потому, что не умели делать машинообработку достаточно быстро для производства миллионных тиражей, хотя сама технология применялась, например, для производства дорогих часов и деталей дорогих автомобилей;
  • для бесшовного соединения передней и задней частей нового Аймака применили некую «сварку трением с перемешиванием» (friction stir welding): «It’s actually less of a weld than a recrystallization, as the atoms of the two pieces are joined in a super strong bond when a high-speed bobbin is moved along the edges to be bonded, creating friction and softening the material almost to its melting point. The plasticized materials are then pushed together under enormous force, and the spinning bobbin stirs them together. The result is a seamless and very strong bond».

После Джобса:

  • в 2012 году получил рыцарский титул (но в Калифорнии на это всем, конечно же, плевать, и сэром его никто не называет);
  • расстраивался, когда Джобс приписывал себе его идеи (случалось не раз);
  • задизайнил фотоаппарат для Лейки;
  • Джобс оставил Кука за главного, но сказал что никто не может указывать Джони, что делать, включая Кука, в итоге непонятно, кто всё же главный (но они разберутся, ясное дело).

Есть мнение, что дизайнеру не надо вникать в технологии, что это ограничивает его полёт фантазии и заставляет мыслить в рамках того, что он знает о возможном. Из собственного опыты я всегда знал, что это туфта — как видим, таков же опыт несколько более именитого коллеги. Физика, химия, внутренности, производство — без этого не было бы того промышленного дизайна Эпла, к которому мы привыкли.

Можно быть бесконечно тихим и обаятельным, при этом уметь добиваться от коллег всего, чего хочешь.

В Эпле «отдел маркетинга» — это, фактически, отдел дизайна продуктов и услуг, то есть это люди, которые придумывают, каким должен быть продукт, как о нём говорить, и почему он кому-то понадобится. Насколько я понимаю, именно этим занимается и руководит в Эпле Фил Шиллер (SVP Worldwide Marketing).

Кстати, как-то я в таком же формате делал обзор книжки «Трафик».

О работе в бюро

Я работаю в бюро почти семь лет. Офигеть: я ещё помню, как мы с Артёмом встречались в кафе на Маяковской, и он мне объяснял, что я легко отличу сидящих за соседним столиком девушек друг от друга, даже несмотря на то, что между ними не установлено никакой штанги (с тех пор я знаю, что сетки в таблицах рисовать не надо).

В бюро создана система роста: старшие передают знания младшим, причём не только о дизайне, но об организации работы, юридической стороне дела, отношениях с клиентами. С каждым днём бюрошник становится опытнее, образованнее и самостоятельнее.

Когда-то мы отменили обязательное посещение офиса, потом любой учёт рабочего времени, а следом вообще разрешили самостоятельные коммерческие проекты. Я сам планирую свою загрузку так, чтобы на время отпуска ничего не сломалось, и просто предупреждаю коллег об отсутствии. Если на дворе жаркий вторник, и мне хочется уехать на озеро, я ни у кого не отпрашиваюсь: какая разница, где я, если дело сделано? В ноябре я в порядке эксперимента съездил в Лондон, не прекращая работу. Я участвую в ключевых встречах, иногда даже провожу их, согласовываю документы, провожу собеседования, пишу советы и веду два курса. Когда я обсуждаю с клиентом новую задачу, я могу сам решить, браться ли бюро за неё.

Кто-то думает, что это неправильно: дизайнер должен сидеть и дизайнить, а с клиентами должны менеджеры встречаться. Но когда поработаешь в бюро несколько лет, так жить уже не захочешь — сразу почувствуешь свою неполноценность. Если ты один раз прошёл превращение в бюрошники, назад пути уже нет.

Я регулярно ловлю себя на мысли, что бюро делает всё, чтобы я мог из него уйти: даёт мне знания и свободу для полной самостоятельности. Однако магия в том, что именно это и держит меня здесь. Достаточно посмотреть на вакансии в других компаниях, чтобы понять, что там всё это прекратится: все завлекают уютным офисом с печеньками. Я искренне не понимаю, как такая вакансия может привлекать.

Эту заметку задумал как призыв дизайнеров, то есть что-то вроде вакансии как раз. Но в бюро вам не дадут корпоративный макбук, какая же это вакансия? Если вы дизайнер, не хотите ничего решать и хотите Фотошоп, то вам у нас не понравится. Но если вы хотите научиться быть дизайнером, приходите к нам работать. Мы с удовольствием передадим вам свои знания, если вы проявите любознательность.

Напишите и расскажите о себе, покажите, что умеете. В качестве тестового задания предлагаю вам разобраться с тем, что такое Гиперлуп, и нарисовать главную страницу его сайта. Большим плюсом будет, если вместо того, чтобы сразу слать картинку, вы сначала напишете, как поняли задачу, согласуете её состав и договоритесь о порядке работы. В результате вам надо устроиться на работу в бюро. Жду ваших писем до 23 мая: ilyabirman@ilyabirman.ru. Спасибо.

Бонусы списываем, копим?

Большинство супермаркетов постепенно перешли со скидок на бонусы. То есть ты покупаешь, и тебе какой-то процент потраченной суммы сваливается в виде «бонусов» на карту. И потом можешь их потратить в этом же магазине.

Бесит, что на кассе всё время спрашивают: «Бонусы списываем, копим?». Владельцев супермаркетов, конечно, можно понять. Кого невозможно понять, так это чудаков, которые предпочитают бонусы копить. Нахера их копить, блин? Если вам нравится раздавать бесплатные кредиты, так чего мелочиться, почему бы вам не основать сразу Банк Щедрости? Будет куча желающих воспользоваться вашими уникальными услугами.

Ясное дело, списываем.

Ссылка по теме: Вам сколько пакетов?

Темы оформления в Эгее 2.4

Так, ну первые баги беты новой Эгеи я починил — спасибо всем храбрым ребятам, кто рискнул поставить её. Теперь рассказываю про штуку с темами оформления.

Как в принципе работают темы в Эгее

С точки зрения ядра, всё, что идёт наружу (ХТМЛ, ЦСС и Джаваскрипт) — это «тема оформления». Чтобы отдать любую страницу, ядро готовит данные и отдаёт их в шаблон main.tmpl.php. Шаблон может использовать другие шаблоны, подключать стили и скрипты — это уже его заботы, ядру безразлично, как именно он генерирует страницу.

Есть только момент, связанный с наследованием. Ядро пытается использовать main.tmpl.php из папки вашей темы (/themes/yours/main.tmpl.php). Если файла нет, то берёт из родительской (допустим, из системной: /system/theme/main.tmpl.php). Когда main.tmpl.php вызывает, допустим, footer.tmpl.php, ядро, снова, сначала ищет такой файл в используемой теме, потом в её родительской и так по цепочке вплоть до системной темы.

Это позволяет делать одну тему на основе другой, переопределяя только то, что нужно. Ещё разные подробности о темах оформления есть в документации.

Что изменилось и почему

Ядро как раньше отдавало все данные в main.tmpl.php, так и сейчас отдаёт. Логика наследования тоже осталась прежней.

Но поменялась сама организация комплектных тем, и то, кто из них чего откуда наследует. Раньше в системной папке /system/theme/ лежала «Классическая» тема, то есть стандартная тема оформления Эгеи. Остальные темы лежали в /themes/*/ и наследовали от системной. Получалось, что любая ваша тема неизбежно наследовала от «Классической» и описывалась не в формате «хочу так», а в формате «хочу не так, как в „Классической“, а вот так». У «Классической», хоть она и весьма нейтральна, есть своё мнение по некоторым вопросам. При этом не опираться на неё совсем — невозможно, потому что в ней живёт вся логика фронтенда.

В новой версии «Классическая» тема переехала в /themes/classical/ и больше не претендует на основу всего. Системная же тема, живущая в /system/theme/, теперь выглядит совсем голой, это такая тема «без дизайна», но со всей логикой. Она навязывает вам намного меньше своей воли.

Теперь все комплектные темы (включая «Классическую») содержат по одному шаблону — layout.tmpl.php. В нём определён весь ХТМЛ-каркас темы. Все остальные шаблоны с мелочами определены в системной. При этом по-прежнему ничего не мешает в своей теме переопределить любой шаблон, как и раньше, просто новая конструкция помогает в большинстве случаев отделаться одним файлом.

Соответственно, чтобы создать свою тему, вам теперь не нужно в большинстве случаев вообще ходить в папку /system/theme/ и смотреть, как там что устроено. Вы просто копируете приглянувшуюся папку из /themes/, называете как вам нравится и меняете в ней всё по вкусу.

Как прикрутить свою старую тему к Эгее 2.4

Лучше переделать тему по новым правилам, но есть хак чтобы быстро воткнуть старую.

Темы, написанные для 2.3 оказываются несовместимы с 2.4 только потому, что они рассчитывали на другую иерархию, наследовали от старой системной или другой комплектной темы. Поэтому, если взять родительскую тему (темы?) из старой, то всё заработает. Если у вас не сохранился дистрибутив Эгеи 2.3, скачайте его.

Возьмите системную тему оформления из Эгеи 2.3 (папка /system/theme/) и положите новой в /themes/system_2_3/. Теперь откройте файл вашей темы theme-info.php. Используете ли вы какую-то другую тему из Эгеи 2.3 в качестве основы для своей с помощью поля based_on?

Если нет, то всё просто: значит ваша тема основана на системной теме Эгеи 2.3. Тогда в ваш theme-info.php допишите:

'based_on' => 'system_2_3',

Если да, то из дистрибутива Эгеи 2.3 вам нужно будет взять ещё и ту тему, на которой основана ваша. Предположим, это «Просторная». Тогда надо взять папку /themes/spacious/ из старого дистрибутива и положить в /themes/spacious_2_3/, а в вашей теме прописать так:

'based_on' => 'spacious_2_3',

Но это не всё. Сама-то «Просторная» из 2.3 основана на системной из 2.3, поэтому эту связь тоже придётся прописать. Зайдите в /themes/spacious_2_3/, откройте её theme-info.php и допишите там:

'based_on' => 'system_2_3',

Теперь вы восстановили всю иерархию зависимостей тем оформления, которая у вас была раньше.

Есть ещё одна проблема: в старых Эгеях использовалась фича ПХП под названием short_open_tag. Эта опция позволяет в качестве тега ПХП-кода использовать краткую форму <? ?> вместо длинной <?php ?>. В новой Эгее я от этого отказался, потому что от этого с какого-то перепугу отказался в последних версиях сам ПХП. Но темы, которые вы взяли из старого дистрибутива используют короткую запись. Соответственно, вам надо либо во всех файлах заменить <? (но не <?=) на <?php, либо, если вы используете более старую версию ПХП, которая ещё поддерживает short_open_tag, включить эту фичу в Эгее (для этого откройте .htaccess из корня и исправьте там в обоих местах short_open_tag off на short_open_tag on).

Почему это всё хак и лучше так не делать? Как минимум потому, что в новых темах много чего причёсано и появились радости типа затухания подсветки ссылок. Если вы воткнёте всё старое, то это потеряется. Ну и потеряется смысловая часть фронтенда, появившаяся только в новой версии, например, блок «Популярное», социокнопки, подсветка синтаксиса. Так что рекомендую потратить полчаса и переделать свою тему по новым канонам, чтобы она наследовала от новой «голой» системной.

Правильное время съёмки у фотографий

Я люблю, чтобы у фоток в метаданных было правильно прописано время съёмки. Но я никогда в жизни не полезу разбираться, как настраивать часы на фотике (да и если бы это было легко делать, я бы всё равно забывал). Вместо этого я фотографирую часы в поездках — благо, их полно на транспорте, да и на улицах многих городов — а потом корректирую время фоток по ним.

Правильное время съёмки у фотографий

В Лайтруме есть возможность скорректировать время целой пачки. Причём если раньше я использовал там режим смены часового пояса, то позже я понял, что это левак: часы в моём фотике за годы стали врать уже минут на двадцать. Поэтому теперь я действую по-другому: выделяю все фотки из поездки, выбираю ту, на которой видно часы (в Лайтруме можно выбрать фотку, не снимая выделения с набора), и прописываю ей то время, которое показывают часы в кадре. После этого Лайтрум сдвигает у всех выделенных кадров время на столько же, на сколько пришлось сдвинуть время выбранной фотки, чтобы оно совпало с отображаемым на часах. В результате у всех кадров правильное время.

Это секундное движение, а главное — оно не требует никакой дисциплины: время можно прописать в любой момент, когда понадобится. Вот я сегодня искал какую-то фотку из старой своей поездки, 2005 года, а там время неправильное. Быстро нашёл часы (благо, всякие табло я фотографировал всегда), всё подправил.

Прикольно, когда в каком-нибудь кадре попадаются часы случайно, а у тебя время кадра соответствует времени на этих часах, хотя ты и не по ним подкручивал:

Правильное время съёмки у фотографий

Да, конечно, фотик должен сам знать текущее время безо всякой настройки, как телефон. Но мой пока не знает.

Чайник и шайба

Нет, ну капец. Помните, я писал захватывающую историю про микроволновку и плоскогубцы? Теперь блин у меня сломался механизм крышки чайника и она открывается всё время. Поэтому приходится класть на неё сверху хоккейную шайбу:

Проблема в том, что хоккейная шайба — очень полезный в хозяйстве спортинвентарь, который отлично фиксирует окно в открытом положении и противостоит сквозняку. А тут как раз наступило лето, когда эта задача особенно актуальна. Теперь непонятно, как бы закрыть чайник и открыть окно одновременно.

Ранее Ctrl + ↓