Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Основы экономики: капитал

Продолжаю пересказ книги «Человек, экономика и государство» Марри Ротбарда (Man, Economy and State; Murray Rothbard). В предыдущих сериях:

Заканчиваем главу «Основы действия человека» (Fundamentals of Human Action) темой капитала.

Капитал и инвестиции:

  • Когда человек сталкивается с тем, что увеличивать затраты труда некуда, следующим способом увеличения производства потребительских благ для него становится производство факторов производства или средств производства, т. е. капитала. Средства производства сами по себе не удовлетворяют никаких желаний человека, но помогают создавать потребительские блага.
  • Пусть Робинзон Крузо попал на остров безо всяких средств производства, и ему там доступно только два блага: ягоды и отдых. Он собирает 20 съедобных ягод в час в течение 10 часов каждый день, ещё 14 часов отдыхает. Если бы у него была длинная палка, он мог бы стряхивать много ягод с высоких деревьев, и тогда собирал бы 50 ягод в час. Предположим, чтобы сделать подходящую палку, Робинзону нужно 10 часов. Ему придётся отказаться от собирания ягод и отдыха на это время. Важно, что на эти 10 часов он откажется от всех потребительских благ, чтобы сделать палку, которая сама не приносит ему никакой прямой пользы. Только спустя 10 часов он сможет вернуться к добыче желанных ягод (с её помощью) или отдыху.
  • Добровольное ограничение в потреблении благ называется сбережением, а затраты труда и земли на создание средств производства — инвестициями.
  • Фундаментальная истина о времени говорит нам, что человек при прочих равных предпочтёт удовлетворить свои желания раньше, а не позже. Поэтому стоит выбор: удовлетворить больше желаний позже или меньше желаний раньше. Человек взвешивает пользу от большего числа удовлетворённых желания и вред от необходимости ждать. Выбор человека зависит от его предпочтений (шкалы ценностей). Если длинная палка увеличит добычу ягод с 20 до 25 час, то Робинзон, может быть, и откажется от инвестиции; а если до 100, то с радостью выберет её.
  • Инвестиции в средства производства делают возможным потребление благ, иначе недоступных вовсе. Без палки Робинзон тратит все 24 часа в сутках на сбор ягод и отдых, и другие его желания (мясо и крыша над головой) остаются неудовлетворёнными.
  • Единственное, что останавливает людей от инвестирования в средства производства — фундаментальная истина о времени. Если бы не она, человек бы только и делал, что инвестировал, ведь это увеличит производство будущих благ. Но инвестировать и никогда не потреблять — абсурд, человек умрёт с голоду. Поскольку человек хочет потреблять раньше, то, при прочих равных, он старается сначала инвестировать в то, что быстрее даст потребительские блага, а уже потом в то, что даст потребительские блага позже.

Амортизация:

  • Все средства производства изнашиваются, обесцениваются со временем. Это явление называется амортизацией. Разные средства производства имеют разные периоды амортизации.
  • Если палка служит Робинзону 10 дней перед тем, как прийти в негодность, то перед ним стоит выбор: либо вернуться через 10 дней после изготовления палки к тому положению, в которому он находился до того, либо выделить время, в течение этих 10 дней, на заготовку новой. Если он решит так и поступить, то структура капитала обновится к концу 10 дней, и он снова окажется перед тем же выбором. Если же он решит не тратить силы на восстановление структуры, то он будет потреблять капитал.
  • В любой момент у человека три варианта действия в отношении капитала: его увеличение, поддержание и потребление. Первые два варианта требуют сбережения.
  • При прочих равных, человек выберет инвестиции в средства производства с большим периодом амортизации.

Капитал — не фактор производства:

  • Ошибка считать, будто капитал является фактором производства. Капитал, или средства производства, раскладывается на землю и труд, которые его создали, плюс затраченное на это время. Капитал — лишь ступенька на пути к производству потребительских благ.

Про это Ротбард цитирует Ойгена фон Бём-Баверка:

Again, before a lengthy piece of work, such as the building of a house, is quite finished, it naturally must be at one time a fourth finished, then a half finished, then three-quarters finished. What now would be said if one were to describe these inevitable stages of the work as independent requisites of house-building, and maintain that, for the building of a house, we require, besides building materials and labor, a quarter-finished house, a half-finished house, a three-quarters finished house? In form perhaps it is less striking, but in effect it is not a whit more correct, to elevate those intermediate steps in the progress of the work, which outwardly take the shape of capital, into an independent agent of production by the side of nature and labor.

Неопределённость, ценность времени и предпринимательство:

  • Поскольку инвестиции в капитал связаны с ожиданиями некоторого будущего, есть риск, связанный с неопределённостью будущего. Если Робинзон предполагает, что на острове есть богатая ягодная роща, и он её скоро найдёт, то он с меньшей вероятностью захочет инвестировать в длинную палку. Чем больше сомнений относительно пользы некоторого средства производства в будущем, тем меньше желания инвестировать. Таким образом, кроме фундаментальной истины о времени против инвестирования работает ещё и неопределённость.
  • За 10 часов Робинзон может собрать 200 ягод или сделать палку, которая позволит через три дня собрать 1500 ягод. Как ему выбрать между 200 ягодами сегодня и 1500 ягодами через три дня? Как любой выбор, он зависит от предпочтений конкретного человека. Робинзон сравнивает ценность блага «200 ягод сегодня» и блага «1500 ягод через три дня» и делает между ними выбор. При этом ценность блага «1500 ягод через три дня» — это не то же самое, что ценность блага «1500 ягод». У блага «1500 ягод через три дня» есть некая ценность, которым это благо обладает сейчас, и это текущая ценность будущего блага. Текущая ценность будущего блага для человека всегда меньше, чем текущая ценность настоящего блага, и то, насколько она меньше, есть выражение ценности времени (rate of time preference) для человека.
  • В основе любого действия — выбор, связанный с желанием оказаться в будущем в лучших обстоятельствах по сравнению с текущими. Однако «лучший» вариант невозможно определить точно и объективно заранее, всегда имеет место попытка человека оценивать будущее и влияние действия на развитие событий. Это называется предпринимательством.

Про ценность времени — очень мощная тема, которая будет развита в будущих главах, когда пойдёт речь о всяких процентных ставках, прям не терпится всё это тоже пересказать.

Ещё несколько соображений о капитале:

  • Капитал влияет на действие. Если Робинзон нашёл на острове топор, сделанный предыдущим жителем, то даже если топор фиговый, он может заставить Робинзона отказаться от идеи делать свой. Если Робинзон построил дом, сделал топор и посадил репку, а потом обнаружил, что на другом конце острова намного лучше жить (куча ягод-грибов и красота), то перед ним стоит непростой выбор: переехать на новое место, взяв с собой топор, но оставив дом и репку, или смириться с жизнью на старом месте. Если бы у него не было дома и репки, то он переехал бы не задумываясь.
  • Не используемый человеком капитал — свидетельство допущенной ранее предпринимательской ошибки.
  • Формирование капитала увеличивает период, в течение которого человек способен удовлетворять свои желания — период провизии. Однако это не единственный способ увеличить период провизии. Робинзон может съедать 100 ягод в день из 200 собранных, а остальные откладывать на будущее. Это называется простым сбережением и отличается от рассмотренного ранее капиталистического сбережения.

Действие — это обмен:

  • Действие — это обмен одного положения дел на другое, что связано с выбором: расставание с одними потребительскими благами ради получения других. Блага, с которыми человек расстаётся, называются издержками. Продолжать лежать на диване и плевать в потолок — это действие, заключающееся в предпочтении блага «отдых» другим благам. Этот выбор влияет на доступность для человека других потребительских благ.

Заключение главы о действии:

  • Анализ, проведённый в этой главе, основан на аксиоме действия и имеет следующую форму: 1. Посылка A: люди действуют. 2. Посылка, заключающаяся в том, что из A следует B, из B следует C и т. д., по правилам логики. 3. Вывод об истинности утверждений B, C и т. д.
  • Важно, что экономику не интересует содержание желаний или целей человека. Они могут быть «эгоистическими», «альтруистическими», «изысканными» или «вульгарными»; выражаться в наслаждении материальными благами или аскетичной жизнью. Содержанием желаний человека занимается психология и этика. Они задают вопросы: почему человек ценит одно благо больше другого; какие блага человеку следовало бы ценить больше. Законы экономики применимы вне всякой зависимости от этого.
  • Существует мнение, что все экономические законы должны быть выражены языком математической логики и её символов. Это связано с заблуждением относительно роли математической логики. Каждое словесное высказывание имеет смысл, чего нельзя сказать о математических символах самих по себе. Проводить рассуждения об экономике словами, потом переводить их в символы, чтобы читатель переводил их обратно в слова — абсурд и нарушение принципа бритвы Оккама, требующего избавления от лишних сущностей. Символьная запись — это вспомогательный инструмент по отношению к словесным рассуждениям.

Последняя мысль сильна и с дизайнерской точки зрения.

Далее — насилие и добровольный обмен.

Основы экономики: закон убывающей доходности, ценность факторов, труд и отдых

Продолжаю пересказ книги «Человек, экономика и государство» Марри Ротбарда (Man, Economy and State; Murray Rothbard). В первой серии я рассказал о действии и законе добавленной пользы (я его там называл законом «предельной» пользы, но «добавленной» точнее). Мы выяснили, что:

  • Действия могут предпринимать только отдельные люди, а не группы.
  • Единственное, что делает некоторое благо ценным, — его польза для удовлетворения желания человека, причём имеет смысл оценивать пользу отдельных единиц блага, а не блага вообще.
  • Чем больше запасы некоего блага, тем меньше его добавленная польза, то есть польза, которую приносит добавленная единица блага.

Мы всё ещё в первой главе «Основы действия человека» (Fundamentals of Human Action).

Закон убывающей доходности:

  • При любом производстве необходимо как минимум два фактора производства, иначе бы не понадобилось производство. Факторы производства, участвующие в некоем производстве, называются дополняющими друг друга.
  • Факторы производства, как и потребительские блага, доступны в виде неких запасов отдельных единиц этих факторов. Следовательно, оцениваются они также по добавленной пользе для производства (добавленной продуктивности).
  • Поскольку человек стремится к удовлетворению наибольшего числа своих желаний, он всегда хочет получить максимальное количество благ из имеющегося количества факторов производства.
  • Пусть для производства p единиц блага P (продукта) нужно x единиц фактора X, y единиц фактора Y и z единиц фактора Z. Зафиксируем x и y и будем постепенно увеличивать z. Тогда мы обнаружим значение, начиная с которого дальнейшее увеличение z не будет приводить к соразмерному росту p, то есть соотношение p/z начнёт падать.
  • Закон убывающей доходности: при постоянном количестве всех факторов кроме одного, всегда существует оптимальное количество этого одного фактора, то есть такое, после которого отношение количества единиц продукта к количеству единиц этого фактора начинает падать (если у вас три экрана и пять кнопок громкости, то сто тыщ тонн алюминия не помогут произвести больше двух айфонов).
  • Доказательство от противного: Если нет оптимального значения переменного фактора, и его увеличение всегда приводит к увеличению количества продукта, то он становится полноценным заменителем остальных факторов, а значит ограниченность остальных факторов не имеет значения для данного производства. Но ведь для производства нужно хотя бы два фактора — противоречие.

Специфичность и ценность факторов:

  • Факторы производства отличают по специфичности. Есть факторы, которые годятся только для производства чего-то конкретного, а есть такие, из которых можно много разного произвести. Чем менее специфичен фактор, тем легче его переводить из одного производства в другое.
  • Если некоторые потребители перестали ценить некоторое благо, то специфичность факторов его производства важна: то ли все станки отправятся на свалку, то ли пару регуляторов подкрутил — и можно другой полезный продукт делать. Поэтому изменение ценности продукта сильно сказывается на ценности специфичных факторов его производства и не так сильно — на неспецифичных (если айфоны стали никому не нужны, то алюминий не особо падает в стоимости и отправляется на производство айпадов, а вот ценность кнопок громкости становится равна нулю и они идут на выброс). Иначе: чем специфичнее фактор, тем больше его ценность зависит от ценности продукта.

Труд и отдых:

  • Каждый человек стремится произвести как можно больше благ в единицу времени. Один из путей — увеличение затрат труда. Однако оно связано с отказом от важного потребительского блага — отдыха. Единственная причина отказаться от отдыха — финальный продукт труда (отказ от одного блага в пользу другого).
  • Если даже труд сам по себе в радость, её нельзя отделить от радости получения желанного блага, продукта труда. Если бы продукта не было, то какую бы радость не приносил сам труд, человек перестал бы им заниматься (занятие, которым человек занимается исключительно ради удовольствия от процесса независимо от результата, называются игрой, а не трудом).
  • Сколька времени человек тратит на труд? Человек сравнивает вред (это будет наш антоним пользы) от добавленного труда (упущенного отдыха) и пользу от добавленного финального продукта, и так принимает решение о том, затрачивать ли труд. Чем больше труда человек уже затратил и больше продукта произвёл, тем, по закону добавленной пользы, меньше становится добавленная польза этого продукта, но тем больше становится добавленный вред от труда (упущенного отдыха). В какой-то момент происходит перевес и человек отправляется отдыхать.

В следующей серии — про капитал.

Суть

Люди периодически используют слово суть как-то так:

Вариация — суть перемена, живое изменение в противовес постоянству...

Во-первых, вместо «суть» следовало написать «есть». Во-вторых, тире ставить не следовало.

Слово «суть» — не просто какое-то слово, которое можно для понта использовать вместо «есть», а форма настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола «быти»:

азъ есмь ты еси онъ, она есть
мы есмы вы есте они, онѣ суть

Сказать «он суть дизайнер» — это значит сказать he are a designer. При чём тут are, когда is?

Современный глагол «быть» спрягается проще:

я есть ты есть он, она есть
мы есть вы есть они есть

Но если уж приспичило написать «суть», то, перед тем, как поправлять пенсне, убедитесь, что у вашего подлежащего множественное число, например:

Вариации суть перемены...

Айфон, айпад и айпод суть электроприборы

Тире тут ни к чему, потому что «суть» — это сказуемое. А «не суть важно» (вместо «не есть важно») — устойчивое разговорное выражение.

Зачем беречь чувства верующих

Роман Парпалак цитирует текст инициативы о введении религиозного налога:

Предлагаю установить религиозный налог не менее 1000 руб в год. Платится ежегодно, если у человека нет справки об оплате религиозного налога за текущий год, то такой человек признаётся не верующим и человек не может рассчитывать на религиозную защиту со стороны государства.

Авторы пытаются посмеяться над верующими, которые ни при чём.

Если бы инициатива о защите чувств верующих исходила от самих верующих, то такая защита оказалась бы просто некоей услугой, в потреблении которой заинтересованы верующие. В этом случае верующие сами были бы рады за неё платить. Но оплату нужных тебе услуг не придёт в голову назвать налогом. С тем же успехом можно сказать, что я плачу «налог на интернет», потому что пользуюсь им, а те, кто не пользуются, не платят.

Налоги — это насильственный отъём денег у людей за услуги, которые им не нужны. Нужные услуги человек оплачивает добровольно.

Кто заинтересован в защите чувств верующих через государственный аппарат в виде судов? Конечно же, представители государства. Как мне представляется, верующие не склонны задавать вопросы, подвергать услышанное сомнению и критическому анализу, и те же качества требуются от избирателя. Представители государства с удовольствием окружают верующих такой вот «заботой» и «поддержкой», чтобы верующие думали, что у них с представителями государства общие интересы и убеждения. На самом же деле, представители государства видали верующих в гробу и просто цинично используют их слабости в собственных целях.

Не удивлюсь, если религиозный налог когда-нибудь введут, но платить его, конечно же, будут все. Хотя нет, верующих как раз могут от него освободить. Всё это имеет ясный смысл, если понимаешь, в чьих интересах он может быть введён.

Промомикс: Кристал-смайл

Утренне-фулоновый микс из 14-го подкаста без голосовых комментариев называется «Кристал-смайл»:

Промомикс: Кристал-смайл

Треклист:

  1. Analog Pussy: Angels
  2. Mr. Peculiar: African Soul
  3. Fatali: Ocean View
  4. Safi Connection: Hello Houston
  5. Cyber Cartel: Subway Get Away
  6. Safi Connection: Human Lights
  7. Ion: Fingerz
  8. Spectra: Hi-Fly (Mr. Peculiar remix)
  9. G-Light: Planet 604
  10. Mr. Peculiar: Brainsnake
  11. Cyber Cartel: Fallout
  12. Mungusid: Safari
  13. Audiomatrixx: Anandamide
  14. Opium Of The Masses: Tunnel Of Energy
  15. Ion: Reality
  16. Mr. Peculiar: Born On Mars
  17. Fatali: Point Of View
  18. Suria: Izak
  19. Mr. Peculiar: Crystal Energy
  20. Cyber Cartel: Magnetic Fields
  21. Ion: Connect
  22. Talpa: Hidden Smile
  23. G-Light: Dance of The Morning Sun
  24. Mungusid: Crystal Smile
  25. Ninth Of Kin: Wonders (Skin Care, 2006)
  26. Cyber Cartel: Back Form Space
  27. Silver Surfers: Max E Flow
  28. G-Light: Pitch Black
  29. Fatali: Sleep On
  30. The Egg: Angel Of My Soul (Allaby Remix)
  31. Hypersonic: Vida
  32. Suria: Hallucinogirl
  33. Cyber Cartel: Electro Magnetic
  34. Rumble Pack: Back To Basics
  35. Blue Vortex: Simsic Amplifier
  36. Talamasca: Cancer

Доброе утро.

Вертикальное выравнивание заголовков полей форм

Заголовки полей форм ставятся на базовую линию с текстом в самих полях:

Заголовки полей форм ставятся на базовую линию с текстом в самих полях

Если заголовок выровнять вертикально по центру поля, он сползёт при переносе:

Если заголовок выровнять вертикально по центру поля, он сползёт при переносе

Тому, кому нравится, что такой заголовок «как раз» выровнялся по высоте с полем, предлагаю ужаснуться виду трёхстрочного заголовка:

Предлагаю ужаснуться виду трёхстрочного заголовка

Когда заголовки так ползут при изменении размеров окна, форма выглядит расхлябанной, а руки верстальщика — растущими из жопы.

Первая строка заголовка должна всегда оставаться на месте:

Первая строка заголовка должна всегда оставаться на месте

То же самое с многострочными полями:

Первая строка многострочного поля должна всегда оставаться на месте

Форма — редактируемая таблица, поэтому в ней работают законы вёрстки таблиц.

Куаркод

По-русски будет куаркод. Без дефисов. Как штрихкод.

«Канон» Массимо Виньелли

А вот и обещанная заметка про «Канон» Массимо Вильелли (ПДФ).

Цитаты из первой части, «Нематериальное»:

Unfortunately, there are designers and marketing people who intentionally look down on the consumer with the notion that vulgarity has a definite appeal to the masses, and therefore they supply the market with a continuos flow of crude and vulgar design. I consider this action criminal since it is producing visual pollution that is degrading our environment just like all other types of pollution.

The consistency of a design is provided by the appropriate relationship of the various syntactical elements of the project: how type relates to grids and images from page to page throughout the whole project. Or, how type sizes relate to each other. Or, how pictures relate to each other and how the parts relate to the whole. There are ways to achieve all this that are correct, as there are others that are incorrect, and should be avoided.

Whatever we do, if not understood, fails to communicate and is wasted effort. We design things which we think are semantically correct and syntactically consistent but if, at the point of fruition, no one understands the result, or the meaning of all that effort, the entire work is useless.

We like Design to be beyond fashionable modes and temporary fads. We like Design to be as timeless as possible. We despise the culture of obsolescence. We feel the moral imperative of designing things that will last for a long time.

There is no room for sloppiness, for carelessness, for procrastination. Every detail is important because the end result is the sum of all the details involved in the creative process no matter what we are doing. There are no hierarchies when it comes to quality. Quality is there or is not there, and if is not there we have lost our time.

Design is one — it is not many different ones. The discipline of Design is one and can be applied to many different subjects, regardless of style. Design discipline is above and beyond any style.

Visual strength can be achieved also by using delicate layouts or materials. Visual strength is an expression of intellectual elegance and should never be confused with just visual impact — which, most of the time, is just an expression of visual vulgarity and obtrusiveness.

Цитаты из второй части, «Материальное». Вот это сразу ввело меня в ступор:

The A4 is the basic size for stationary. Two thirds of it is a square, a nice economical happenstance resulting from the golden rectangle.

Культ сетки:

Nothing could be more useful to reach our intention than the Grid. The grid represents the basic structure of our graphic design, it helps to organize the content, it provides consistency, it gives an orderly look and it projects a level of intellectual elegance that we like to express. There are infinite kinds of grids, but just one — the most appropriate — for any problem. Therefore, it becomes important to know which kind of grid is the most appropriate. The basic understanding is that the smaller the module of the grid the least helpful it could be.

Sometimes we will position the logo (or the symbol) on the first column, right below the first fold (речь о фирменном бланке).

It is just like in music, where five lines and seven notes allow one to make infinite compositions. That is the magic of the grid.

Разное про шрифты и типографику:

The advent of the computer generated the phenomena called desktop publishing. This enabled anyone who could type the freedom of using any available typeface and do any kind of distortion. It was a disaster of mega proportions. A cultural pollution of incomparable dimension. As I said, at the time, if all people doing desktop publishing were doctors we would all be dead!

I do not like typography intended as an expression of the self, as a pretext for pictorial exercises. I am aware that there is room for that too, but it is not my language and I am not interested in it. I don’t believe that when you write dog the type should bark!

I strongly believe that design should never be boring, but I don’t think it should be a form of entertainment.

Justified is used more for text books, but it is not one of our favorites because it is fundamentally contrived.

Вот так вот, fundamentally contrived.

When using rulers I set a hierarchy of weights to clarify the different parts of the text. In a form, for instance, bolder rulers (2 pt) will separate major parts of the text, light rulers (1/2 pt or 1 pt) will separate items within each part of the form. In that situation the type between the rulers will be 8 pt, always set closer to the ruler above.

Scale is the most appropriate size of an object in its natural context. However, it can be manipulated to achieve particular expression in a particular context — actually by being purposely out of scale.

Most of the time we use color as a Signifier, or as an Identifier. Generally speaking we do not use color in a pictorial manner.

Once again, in designing any kind of publication the most helpful device is the grid.

A publication, whether a magazine, a book, a brochure, or even a tabloid is a cinematic object where turning of the pages is an integral part of the reading experience. A publication is simultaneously the static experience of a spread and the cinematic experience of a sequence of pages.

Too much diversity creates fragmentation — a very common disease of badly designed communication (речь о фирменном стиле). Too much identity generates perceptive redundancy and lack of retention. Therefore, it is necessary to achieve the proper balance between those components.

The relationship between the size of type and the space around it is one of the most delicate and precious elements of a composition.

Музподкаст № 14: Утренний фулон

Вот вам суперподкаст утреннего фулона:

По поводу голосовых комментариев. В прошлый раз многие были недовольны их наличием. Я прекрасно вас понимаю, сам всегда предпочту слушать музыку без помех. Но в данном случае моя задача не просто в том, чтобы вы послушали музыку — я хочу обратить ваше внимание на отдельные места, которые мне интересны.

Я сто раз убеждался, что если не просто ставишь человеку музыку, а ещё тыкаешь пальцем, шанс, что ему понравится, намного выше. Друзья не раз благодарили меня за то, что помог что-то распробовать (это касается и транса, и классики), и я надеюсь, что кому-то из вас мои комментарии тоже помогут.

Конечно, слушать с комментариями несколько раз — это жесть, поэтому через несколько дней я, как и в прошлый раз, выложу чистую версию и треклист. Сам я, кстати, так слушаю нейрофанковые подкасты диджея Беса: первый раз с голосом, потом без. Если совсем не хотите меня слышать, дождитесь чистой версии и начинайте с неё, никаких проблем.

Пару дней назад был трейлер, можете там за четыре минуты послушать превью 75-минутного микса.

Подкаст ещё можно слушать и комментировать на Промодиджее.

Частица -то

Пожалуйста, возьмите себя в руки и начните писать дефис перед частицей -то:

  • кто-то,
  • где-то,
  • когда-то,
  • как-то,
  • сам-то,
  • вообще-то.

Как отличить частицу -то от местоимения то? Очень просто: местоимение то означает то, а не это. Когда представляешь себе то, можно ткнуть пальцем, показывая, какое именно.

Если люди пишут правильно, между ними возникает взаимопонимание:

— А ты то молоко купил?
— Нет, того не было, пришлось купить другое.

— А ты-то молоко купил?
— Я-то купил, а ты сам-то хоть про чай не забыл?

Если люди тупят, взаимопонимание разрушается:

— А ты то молоко купил?
— Э... какое именно — «то»? Я какое-то конкретное должен был купить?..
— ?

В данном случае слабоумный автор имел в виду «ты-то», а написал «ты то».

Ссылки по теме:

Ясно? То-то.

Ранее Ctrl + ↓