Мой главный пробел в школьном курсе физики — всё, что касается электричества. Я не понимаю, что такое вольты, ватты, амперы, кулоны и, главное, нахрена их столько.
Сколько я себя помню, все, все учителя физики, которые пытались мне это объяснить, использовали аналогию с водой. Я даже воспроизвести её могу: вольты — это с какой высоты льётся вода, а амперы — это насколько толстой струёй. Ну как это можно не понять, это же так просто?
Да про воду мне всё понятно! Но мы про электричество говорили. Нельзя ли про электричество понятно объяснить? Аналогия с водой — чушь. Начнём с того, что даже для самой ситуации с водой не нужны эти единицы измерения. Высоту можно померить в сантиметрах, а толщину струи — тоже в сантиметрах! То есть мало того, что тут не нужны свои особые единицы измерения, тут хватает одной общечеловеческой на оба измеряемых параметра. Нафига вы эту воду сюда вообще тащите, если у электричества с ней нет ничего общего? Ну и остаётся вопрос: кулоны — это что за хрень?
Очевидно, что в ситуации с электричеством происходит что-то фундаментально другое. Вероятно, в чём-то оно и аналогично течению воды — не зря же физики использовали слово «ток» — но чтобы понять, в чём именно, нужно понимать само явление непосредственно, а не через аналогию.
А вспомнил я про это, потому что в недавнем выпуске АТП обсуждали непонимание файловой системы (с 1:17:35). Сиракьюса отлично объяснил, что люди, которые её понимают, тоже понимают её непосредственно, а тем, кто не понимает, аналогия с реальными файлами, вложенными в папки, не помогает: «When you understand the file system, and files and folders on a computer, you understand it for what it is. You don’t understand it because its like a filing cabinet. It’s not like a filing cabinet».
Это полезно помнить, когда вы объясняете другим что-то, что вы сами хорошо понимаете.