Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Как исправлять ошибки в письмах

Допустим вы написали коллеге письмо, которое надо не просто прочитать, а ещё что-то там сделать. Вы всё подробно объяснили, дали нужные инструкции и ссылки. Отправили. А потом понимаете, что отправили не совсем то! Ссылку перепутали или дедлайн забыли указать. Что делать?

Некоторые шлют письмо вдогонку: «Слушай, я в прошлом письме перепутал ссылку, вот правильная. Прости!». Это подстава: теперь получателю нужно держать в инбоксе оба письма, ведь ни одно из них не содержит задачи целиком. Более того, одно из них, первое, не содержит признаков ошибки — если разгребать почту по порядку, то когда дойдёшь до него, можно случайно сделать не то. А значит нужно ещё держать в голове тот факт, что эти два письма связаны.

Намного круче — прислать полноценное второе письмо с темой «Исправленная задача такая» и таким заходом: «Слушай, я в прошлом письме перепутал ссылку, удали его, пожалуйста! Ниже всё целиком ещё раз, перепроверил. Заодно дедлайн указал. Чмоки». Теперь старое письмо можно удалить и ни о чём не думать!

Потрогали — включи

Небольшой паттерн в дизайне интерфейсов: потрогали — включи. Смысл такой: если у вас есть функция, которая требует целенаправленного включения, то, возможно, её нужно включать автоматически, когда пользователь её настраивает.

В Айфоне есть список будильников, и в любой из них можно ткнуть, чтобы перенастроить. Когда изменяешь время, этот будильник сразу же автоматически включается. Очень вероятно, что человек вообще трогал этот будильник, потому что хотел его включить. Если бы тумблер не включался автоматически, человек мог бы даже внимания не обратить. Очень тупо после этого проспать самолёт — в его-то голове он настроил будильник!

Если пользователь отредактировал адрес почты для уведомлений, возможно, есть смысл включить ему эти уведомления, иначе зачем он захотел актуализировать адрес? Если пользователь поменял положение иконки в Доке, логично заодно включить постоянное отображение этого приложения в Доке, иначе зачем он озаботился выбором его положения?

Разумеется, это только предположение, и пользователь может вернуть всё как было: отключить будильник, отказаться от уведомлений, убрать приложение из Дока.

Иногда наше предположение может зависеть от того, как именно человек что-то настроил. Большинство телевизоров выходят из немого режима (mute, когда звук отключён), как только человек попытался отрегулировать громкость. Логично: если ты её регулируешь, явно она тебе какая-то нужна, и надо, чтобы ты слышал, какая она получается. Но я помню, что у родителей когда-то был телевизор, в котором это работало не так. Звук включался только если ты прибавлял громкость. А если убавлял, на экране рисовался индикатор уменьшающегося уровня громкости, но и зачёркнутый динамик тоже. Логика тут была следующая. Предположим, у тебя было очень громко, когда ты выключил звук, и с тех пор кто-то уснул. Ты хочешь вернуть звук, но тихонечко. При традиционной логике ты никак не можешь вернуть тихий звук, сначала он хотя бы на пару секунд будет громким. А на этом родительском телевизоре можно было сначала убавить «на глазок» до низкого уровня, и только потом размьютить. Кто-то подумал!

Кстати, Айфон не включает будильник, если зайти в настройку, но сохранить без изменений. Не знаю, какая тут логика, но кажется, что это он зря. Вроде безопаснее включить будильник при любом намёке на интерес к нему.

Красота

Когда ты дизайнер и публично заморачиваешься деталями, тебе со временем начинают сочувствовать: «Ого, наверное для тебя вообще невыносимо смотреть на такой несовершенный мир вокруг!» Некоторые пишут мне, мол, прочитал у тебя про то-то, и теперь постоянно замечаю это в интерфейсах, вёрстке, вывесках, знаках; жизнь — боль! Люди считают, что я ежедневно страдаю, видя, как кто-то неправильно погнул линию на схеме или плохо настроил кернинг в шрифте.

Но у меня вообще такого нет! Для меня всё, что я вижу глубже среднего человека — исключительно источник наслаждения. Я могу увидеть красоту там, где большинство пройдёт мимо. И чем дальше, тем больше красоты я вижу вокруг. В целом меня в жизни окружает сплошная красота: красивые люди, красивые вещи, красивая музыка. А те, кто не хочет углубляться в детали, как раз ничего и не замечают, всё время угрюмые и недовольные ходят.

3-я симфония Брамса и хорошее настроение

Когда 3-я симфония Брамса доигрывает до этого места:

на первых семи нотах в моей голове звучат семь слогов: «улыбка без сомненья». Хотя правильно восемь: «и улыбка без сомненья»:

Всем хорошего настроения!

Платные фичи Эгеи

На странице фич Эгеи платные выделены долларчиком. Они работают все вместе, то есть если у вас платная Эгея, то они все вам доступны. Часть фич требуют доступа к файлам на сервере, поэтому недоступны при использовании сервиса.

Платные пользователи иногда спрашивают, почему что-то не работает или просто где найти эти платные фичи. Отвечаю в одном месте.

Автоматические рекомендации. Они появляются между заметками в ленте и после заметки на её странице. В рекомендации попадают только избранные заметки. Если у вас нет избранных заметок, рекомендаций и перебивок не будет. Если у вас написано мало заметок, и они все и так вместились на одну страницу ленты, между ними не будет перебивок. Рекомендации формируются на основе тегов, а если их нет, то на основе популярности.

Планирование публикаций в определённое время. В платной версии, когда смотришь на черновик, рядом с кнопкой «Опубликовать» есть выпадающий календарик, за ним прячется выбор даты публикации. Можно запланировать публикацию на будущее или опубликовать задним числом.

Секретная ссылка. Можно поделиться секретной ссылкой на неопубликованную заметку, например показать черновик рекламодателю перед публикацией. Когда смотришь на черновик, скрытую или ожидающую публикации запланированную заметку, снизу, где её время и теги, есть зелёненькая «Секретная ссылка». Её можно скопировать по правой кнопке и отправить. Ну или по ней можно перейти и увидеть, как заметку увидит адресат, и потом скопировать ссылку из адресной строки.

Поля для аналитики. В настройке есть поля для вставки кода Гугль-аналитики, Яндекс.Метрики, просто заполняете и всё.

Популярное по тегу. Лента тега начинается с галереи самых популярных заметок по этому тегу. Работа этой фичи зависит от того, много ли заметок по тегу и много ли статистики о популярности накопила Эгея.

Галерея популярных заметок отображается на 404-й странице. Работа этой фичи зависит от того, много ли статистики о популярности накопила Эгея.

Кнопка «Подписаться». Можно добавить кнопку «Подписаться», которая откроет окно со списком ссылок на соцсети, куда вы транслируете блог. Эта фича требует доступа к файлам на сервере. Если у вас сервис, а она вам нужна, напишите мне.

Подкаст. На заметки с загруженными аудиофайлами можно подписаться как на подкаст. Обложка подкаста формируется автоматически из фотографии автора. Подробнее о том, как лучше этим пользоваться, я рассказывал в заметке о релизе 2.9. Чтобы заполнить специальные подкастные параметры для каталога Айтюнса, нужно редактировать конфиг на сервере. Если у вас сервис, а вам это нужно, напишите мне.

Двусмысленное кодирование: кнопки смыва

Всю жизнь меня ставят в тупик двухкнопочные смывалки в туалетах. Какая из них что значит? С одной стороны, большая может значить «больше воды», логично же? Но с другой стороны, большая кнопка кажется основной, а маленькая — второстепенной. По умолчанию жми большую!

Ну и даже если предположить, что среди этих противоположных трактовок есть одна верная, как я могу быть уверен, что создатели конкретной смывалки придерживались именно её?

«А, а не Б» по-английски

Я нормально говорю и пишу по-английски, но долгое время фигово выражал мысль «А, а не Б». Я говорил: «A but not B» или «A and not B». Мне самому не нравилось: коряво и по-русски, но не хватало ума сказать лучше.

А потом я приучился к «A rather than B». Понятно, что я это миллион раз слышал, но нужно было сделать специальное усилие, чтобы на автомате использовать эту конструкцию. И теперь всё: преобразование происходит автоматом.

Вот нужно было мне сейчас написать «Выбрать копию, а не оригинал». И я пишу «Select the copy, and n...», и тут же стираю и дописываю нормально: «rather than the original».

На интерфейсном курсе: живые спарклайны в таблице

Обсуждаем, как многократно повысить информативность таблицы, добавив спарклайны. Добавляем им интерактивности. Смотрим на примеры у Тафти. 7 минут:

0:00 Просто спарклайны
2:49 Живые спарклайны
5:10 Тафти про спарклайны

Это фрагмент № 65 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 26 ноября 2021 года

До 20 мая идёт запись на курс, который пройдёт с 21 мая по 19 июня

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

На интерфейсном курсе: вопросы клиента к интерфейсу кассы самообслуживания

Дизайнер задизайнил интерфейс кассы самообслуживания. Он вызывает вопросы! Рассуждаю о том, чем дизайнер за 20 тыщ рублей отличается от дизайнера за 2 млн рублей. 9 минут:

0:00 Слишком легко незаметно красть товары
4:58 Откуда возьмутся такие красивые фотографии булочек

Это фрагмент № 64 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 8 октября 2021 года

До 20 мая идёт запись на курс, который пройдёт с 21 мая по 19 июня

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Вина, ответственность и выбор

Все эти почти два месяца вижу мнения от «виноват только один человек» до «виноваты вообще все, кто хотя бы думает на русском языке», вижу противопоставление вины и ответственности. О степени вины каждого из нас можно спорить, рассуждая о вкладе в строительство получившегося ада, но вот споры об ответственности мне кажутся наивными.

Вина — это абстрактная штука, которую можно чувствовать или не чувствовать, признавать или не признавать. Бывает, что ты ощущаешь себя виноватым, а другие тебе говорят, что ты ни при чём. Бывает, что тебе кажется, что прав, но другие тебя винят. Это вопрос мнений и оценок.

Ответственность — это то, что объективно происходит в физическом мире. Говорят, ты не отвечаешь за действия тех, на кого не влияешь. Но какая разница, что говорят? В реальности ответственность всё равно тебя догоняет в осязаемом виде: планы и мечты рушатся, твоё перестаёт быть твоим. Тут-то и оказывается, что ты понёс ответственность, даже не «чувствуя» себя ответственным! Выбора нета.

Но выбор есть вот в чём: ответственность можно не только «понести», но и взять на себя. И это взятие ответственности — не признак большого благородства, а просто практичное, взрослое решение. Это единственный способ перестать быть жертвой ситуации и хоть немного начать что-то в своей жизни контролировать. (Но это чёт сложненько.)

Ранее Ctrl + ↓