Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Двусмысленное кодирование: кнопки смыва

Всю жизнь меня ставят в тупик двухкнопочные смывалки в туалетах. Какая из них что значит? С одной стороны, большая может значить «больше воды», логично же? Но с другой стороны, большая кнопка кажется основной, а маленькая — второстепенной. По умолчанию жми большую!

Ну и даже если предположить, что среди этих противоположных трактовок есть одна верная, как я могу быть уверен, что создатели конкретной смывалки придерживались именно её?

«А, а не Б» по-английски

Я нормально говорю и пишу по-английски, но долгое время фигово выражал мысль «А, а не Б». Я говорил: «A but not B» или «A and not B». Мне самому не нравилось: коряво и по-русски, но не хватало ума сказать лучше.

А потом я приучился к «A rather than B». Понятно, что я это миллион раз слышал, но нужно было сделать специальное усилие, чтобы на автомате использовать эту конструкцию. И теперь всё: преобразование происходит автоматом.

Вот нужно было мне сейчас написать «Выбрать копию, а не оригинал». И я пишу «Select the copy, and n...», и тут же стираю и дописываю нормально: «rather than the original».

На интерфейсном курсе: живые спарклайны в таблице

Обсуждаем, как многократно повысить информативность таблицы, добавив спарклайны. Добавляем им интерактивности. Смотрим на примеры у Тафти. 7 минут:

0:00 Просто спарклайны
2:49 Живые спарклайны
5:10 Тафти про спарклайны

Это фрагмент № 65 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 26 ноября 2021 года

До 20 мая идёт запись на курс, который пройдёт с 21 мая по 19 июня

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

На интерфейсном курсе: вопросы клиента к интерфейсу кассы самообслуживания

Дизайнер задизайнил интерфейс кассы самообслуживания. Он вызывает вопросы! Рассуждаю о том, чем дизайнер за 20 тыщ рублей отличается от дизайнера за 2 млн рублей. 9 минут:

0:00 Слишком легко незаметно красть товары
4:58 Откуда возьмутся такие красивые фотографии булочек

Это фрагмент № 64 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 8 октября 2021 года

До 20 мая идёт запись на курс, который пройдёт с 21 мая по 19 июня

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Вина, ответственность и выбор

Все эти почти два месяца вижу мнения от «виноват только один человек» до «виноваты вообще все, кто хотя бы думает на русском языке», вижу противопоставление вины и ответственности. О степени вины каждого из нас можно спорить, рассуждая о вкладе в строительство получившегося ада, но вот споры об ответственности мне кажутся наивными.

Вина — это абстрактная штука, которую можно чувствовать или не чувствовать, признавать или не признавать. Бывает, что ты ощущаешь себя виноватым, а другие тебе говорят, что ты ни при чём. Бывает, что тебе кажется, что прав, но другие тебя винят. Это вопрос мнений и оценок.

Ответственность — это то, что объективно происходит в физическом мире. Говорят, ты не отвечаешь за действия тех, на кого не влияешь. Но какая разница, что говорят? В реальности ответственность всё равно тебя догоняет в осязаемом виде: планы и мечты рушатся, твоё перестаёт быть твоим. Тут-то и оказывается, что ты понёс ответственность, даже не «чувствуя» себя ответственным! Выбора нета.

Но выбор есть вот в чём: ответственность можно не только «понести», но и взять на себя. И это взятие ответственности — не признак большого благородства, а просто практичное, взрослое решение. Это единственный способ перестать быть жертвой ситуации и хоть немного начать что-то в своей жизни контролировать. (Но это чёт сложненько.)

На интерфейсном курсе: добавление нескольких телефонов в форме

Разбираем форму заказа. В поле «Телефон» можно добавлять несколько номеров с помощью плюсика. Сначала засовываем его внутрь поля, а потом и вовсе убираем. 5 минут:

Это фрагмент № 63 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 19 августа 2021 года

До 20 мая идёт запись на курс, который пройдёт с 21 мая по 19 июня

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

На интерфейсном курсе: что делать, если клиент хочет фигню?

Отвечаю на вопрос о том, что делать в ситуации, когда клиент не принимает дизайн и хочет его ухудшить. 7 минут:

Это фрагмент № 62 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 30 июля 2021 года.

Сейчас запись на курс закрыта, но на его странице можно оставить почту, чтобы мы вам написали, когда запись откроется:

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

На интерфейсном курсе: упрощаем первый экран кассы самообслуживания, добавляем кнопку «У меня булка»

Упрощаем первый экран кассы самообслуживания, постепенно убирая с него практически все элементы. 8 минут:

Это фрагмент № 61 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 30 июля 2021 года.

До 13 марта идёт запись на курс, который пройдёт с 19 марта по 17 апреля:

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

На интерфейсном курсе: не описывайте макеты и не делайте «невозможные» макеты

Во время презентации дизайна не нужно вслух описывать содержание экранов — люди их и так видят. Вместо этого рассказывайте про сценарий. Не стоит совмещать несколько сценариев в одной картинке и делать «невозможные» макеты. А вот подписать состояния прямо на макетах — стоит. 8 минут:

00:00 Не описывайте макет вслух!
02:26 Представляем сценарий и замечаем противоречие
03:25 Не совмещайте несколько сценариев в одной картинке
05:20 Подпишите состояния прямо на макетах

Это фрагмент № 58 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 7 июля 2021 года.

До 16 января идёт запись на курс, который пройдёт с 20 января по 22 февраля:

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Объяснение через аналогию

Мой главный пробел в школьном курсе физики — всё, что касается электричества. Я не понимаю, что такое вольты, ватты, амперы, кулоны и, главное, нахрена их столько.

Сколько я себя помню, все, все учителя физики, которые пытались мне это объяснить, использовали аналогию с водой. Я даже воспроизвести её могу: вольты — это с какой высоты льётся вода, а амперы — это насколько толстой струёй. Ну как это можно не понять, это же так просто?

Да про воду мне всё понятно! Но мы про электричество говорили. Нельзя ли про электричество понятно объяснить? Аналогия с водой — чушь. Начнём с того, что даже для самой ситуации с водой не нужны эти единицы измерения. Высоту можно померить в сантиметрах, а толщину струи — тоже в сантиметрах! То есть мало того, что тут не нужны свои особые единицы измерения, тут хватает одной общечеловеческой на оба измеряемых параметра. Нафига вы эту воду сюда вообще тащите, если у электричества с ней нет ничего общего? Ну и остаётся вопрос: кулоны — это что за хрень?

Очевидно, что в ситуации с электричеством происходит что-то фундаментально другое. Вероятно, в чём-то оно и аналогично течению воды — не зря же физики использовали слово «ток» — но чтобы понять, в чём именно, нужно понимать само явление непосредственно, а не через аналогию.

А вспомнил я про это, потому что в недавнем выпуске АТП обсуждали непонимание файловой системы (с 1:17:35). Сиракьюса отлично объяснил, что люди, которые её понимают, тоже понимают её непосредственно, а тем, кто не понимает, аналогия с реальными файлами, вложенными в папки, не помогает: «When you understand the file system, and files and folders on a computer, you understand it for what it is. You don’t understand it because its like a filing cabinet. It’s not like a filing cabinet».

Это полезно помнить, когда вы объясняете другим что-то, что вы сами хорошо понимаете.

Ранее Ctrl + ↓