Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Обсуждаем ХТМЛ 5 с Сергеем Чикуёнком

В четвёртом выпуске «говорильного подкаста» говорим с техдиректором «Аймобилки» Сергеем Чикуёнком про ХТМЛ 5, Флеш, ИЕ6 и веб-разработку вообще.

Среди затронутых тем:

  • ХТМЛ 5 — круто ли это? Почему так долго? Как стандарты отстают от жизни.
  • Валидность и чистота кода. Ценность валидного кода против ценности хорошего сайта. Как донести до любителя валидности, что это не важно? А может быть невалидный код — признак неряшливости разработчика? Как спецификация и валидатор по-разному понимают стандарты. Закрывать ли теги, брать ли атрибуты в кавычки — не технический вопрос, а дело вкуса. Когда валидность и функциональность вступают в противоречие.
  • Флеш, какова его роль в вебе? Флеш и видео, кодеки, в чём природа спора, и почему не получается уже договориться. Обсуждаем появившиеся в последнее время весёлые демки, когда видео взаимодействует с остальной страницей.
  • Аджакс и ИЕ, история вопроса. Сергей рассказывает о том, какой крутой браузер ИЕ6 (не шутка). Куча всего появилась в ИЕ6 раньше, чем где-либо, а через годы это записали в стандарты, но по-другому. Виноват ли в этом ИЕ?
  • Гугль и все другие крутые компании перестали поддерживать ИЕ6. Правда ли это? Оказывается, нет, но плохие веб-разработчики используют непонимание людьми этих анонсов, чтобы не поддерживать ИЕ6. Подавляющее большинство пользователей ИЕ6 не меняют браузер, потому что не могут, а не потому, что не хотят. Одно из достижений ИЕ6 — победа над идиотской бокс-моделью В3Ц. Пользователи ИЕ6 охотнее расстаются с деньгами, поэтому не поддерживать ИЕ6 невыгодно.
  • Мы как разработчики очень любим Вебкит!

Скачать выпуск можно на Арподе (или по прямой ссылке), там же можно подписаться на подкаст. Разговаривали мы часа два, но я оставил от этого традиционные 50 с небольшим минут.

Кстати, с кем и про что, на ваш взгляд, ещё нужно поговорить?

Лейблы контролов на форме

На дверях не пишут: «Чтобы пообщаться с Абрамом Моисеевичем, зайдите в этот кабинет». Или «Зав. терапевтическим отделением:». Или: «Посетите туалет».

На дверях пишут: «Иванов Абрам Моисеевич», «Зав. терапевтическим отделением»,

Туалет

Лейбл на форме — это просто подпись, табличка, наименование. Она не должна ни призывать воспользоваться контролом, ни учить это делать. Двоеточие после лейбла обычно не нужно — просто потому, что для постановки знака препинания необходима какая-то причина.

Вообще, экранный интерфейс — язык с собственным синтаксисом, изучением которого занимаются не лингвисты, а мы, дизайнеры. В материалах к нашему курсу интерфейсов целый разворот про это есть:

Синтаксис элементов интерфейса

Помню, как готовил самую первую версию этой таблицы в Матвеевском в 2007 году, за вот этим столом.

Течь

Самая непростительная форма издевательства над английским на почве необразованности — это когда tech читают как «течь». Хочется немедленно ввести за это смертную казнь. Течь — это когда течёт, где ваши уши-то? Вентиль старый, пропускает воду помаленьку — течь. А tech — это тек!

Когда сельский диджей говорит «течь-хаус» вместо «текхаус», так что с него взять? Остаётся просто подавить рвотный рефлекс и побыстрее забыть услышанное. А когда так говорят работники софтверных компании, то моему возмущению просто нет предела.

Правильные книги

Роберт Брингхерст (Robert Bringhurst) учит нас типографике. Он зануден и порой невыносимо медлителен, но сильно повышает разрешение. Интерлиньяж, пробелы, капитель — после Брингхерста видишь эти вещи существенно лучше.

Артемий Лебедев учит нас делать сайты. Он остроумен и уверен в себе, и, главное, он действительно откуда-то знает, как надо. Здравый смысл — это главный инструмент, который удаётся освоить внимательному и критичному читателю Лебедева.

Эдвард Тафти (Edward Tufte) учит нас представлению информации. Он великолепен, бесконечно интересен везде кроме скульптур, полностью промывает мозги и делает любого внимательного читателя вдесятеро более крутым дизайнером. Таблицы, графики и диаграммы, карты и схемы — после Тафти можешь делать всё это бесконечно понятнее и чище.

Но мне этого мало: я хочу повышать разрешение и в других областях. Я зеваю, глядя на дизайнерские книги вроде сборников «Лучшие логотипы XX века», фотоальбомов «1000 вывесок, набранных Гельветикой» или трогательных толстых изданий об истории творческих достижений и неудач какого-нибудь именитого дизайнера. Наверное, я очень ленивый, а Тафти избаловал меня своей системностью и умением представить выжимку на блюдечке с голубой каёмочкой. Видимо, мне нужно учиться собирать информацию по крупицам, искать ответы на вопросы самостоятельно.

Но может быть вы знаете другие книги тафтианского уровня полезности и применимости на практике? Может быть есть суперкнига, которая учит нас делать фирменные стили и логотипы? Проектировать системы навигации? Поделитесь, пожалуйста, своими открытиями.

Обсуждаем трудности перехода с Александром Плющевым

В третьем выпуске «говорильного подкаста» я расспрашиваю Александра Плющева о том, как он плакал, кололся, но всё-таки переходил на Мак. Я специально старался задавать вопросы так, чтобы ему было, что поругать: недостатка проэпловской пропаганды, кажется, никто не испытывает.

Среди затронутых тем:

  • Александр рассказывает о своём опыте эпизодического общения с Маками в «Ньюсвике». Я вспоминаю, как он написал мне, что у него взорвался мозг, когда ему летом подарили Макбук.
  • Первые ощущения, что мешало жить в начале. Непонятые Айтюнс, Айфото и Аймуви. Как Александр хотел сделать фильм про свой пылесос, но Аймуви ему не дал. Айтюнс и вся эта инфраструктура может быть и хорошо работает там, но ведь мы-то здесь, и Маки здесь продаются вполне официально.
  • Среди преимуществ Макбука яркий экран и офигенный звук. Я делаю несколько попыток добиться от Александра ответа на вопрос: почему бы тогда не поставить Винду, раз софт не нравится? Ещё одно преимущество — Макбук лучше и быстрее ловит вайфай. Если бы сегодня не было ноутбука, Александр купил бы себе Мак. Нравится тачпад, особенно двухпальцевый скроллинг. Очень нравится клавиатура по тактильным ощущениям. Вопрос о том, почему бы, всё-таки, не поставить Виндоус, остаётся без ответа.
  • Александр объясняет про меня всё (почему я перешёл на Мак, и почему он мне нравится). Всё неправда!
  • Плюсы и минусы Мака, которые мы бы назвали третьему человеку, спроси он у нас совета. Офис плохой. Для дома всё есть из коробки. С принтерами дружит хорошо. Адиум плохой (но в этом есть польза: уход от аськозависимости). Единая почта на всех компьютерах совершенно не противоречит использованию нормального почтового клиента вместо веб-интерфейса, объясняю я.
  • О религиозности многих пользователей Эпла. «Любая секта старается вовлечь новых членов». Пытаемся разобраться, как соотносится ощущение «избранности» и «особенности», которое для многих ассоциируется в продуктами Эпла, с тем фактом, что Айфоны и Айподы есть у всех. Александр для индивидуализации использует совсем другие геджеты, например телефон-бритву. Тут стоит посмотреть видеодиалог: суперкепка, суперфутболка, супертелефон. И вот ещё ролик про супертачку до кучи.

Скачать выпуск можно на Арподе (или по прямой ссылке), там же можно подписаться на подкаст. Разговариваем около 50 минут.

Иллюстратор и Джаваскрипт

Любой человек с мозгом программиста противится рутинной работе. Он понимает в душе, что делает то, что должна делать машина. Достаточно ведь написать код один раз и завернуть в цикл.

Я обожаю придумывать дизайн графиков, диаграмм и таблиц, но все автоматические инструменты строят уродство, а не графики.

Иногда нужно табличные данные вставить и покрасить каждое значение оттенком, зависящим от этого значения. Иногда нужно во всей таблице взять и во всех значения после запятой оставить ровно два знака, набрав их шрифтом чуть меньше. Иногда нужно классы чисел разделить полупробелами. Иногда придуманный удачный формат для каких-то данных хочется опробовать для других данных (например, таблицеграфик каких-то спортивных результатов перестроить для другого матча или заплыва).

Всё это довольно муторная работа, которую хочется автоматизировать.

Так вот, кто-нибудь знает, как это сделать лучше всего? Кажется, адобовские программы как-то поддерживают Джаваскрипт. Как этим воспользоваться? Где задокументированна их объектная модель? Есть ли там консольный режим? Типа, пишешь команду — она сразу же выполняется по энтеру.

Хочется строить график в Иллюстраторе так:

if (line = document.layerNamed ('rus medals')) line.clear ()
else line = document.layers.add ('rus medals')
line.select ()
document.pen (0, 0)
for (i = 0; i <= 16; ++ i) {
  document.pen (i * 10, -medalsByCountryAndDate ('RUS', i + 12))
}

Ну или что-то вроде того. То есть пишем, что хотим от машины, а не делаем это руками. Я чувствую, как вам хочется придраться к этому коду или придумать свой, но это никому не интересная хрень. Смысл в другом: захотели построить график Новергии — бац, построили. Решили, что 10 пикселей плохое расстояние — исправили на 12, перестроили. Захотели поставить восклицательный знак на графике каждый раз, когда его поднимает золотая медаль — дописали строчку. Захотели воткнуть грустный норвежский флаг везде, где проиграли золото Бьёрндалену — дописали ещё пару строчек.

Кто так умеет, научите меня, а?

В ожидании вакансии

Некоторые люди всё время ждут вакансии, вместо того, чтобы взять, да написать письмо «смотрите, что я умею, давайте работать вместе». Это странно. При этом море умников в комментариях в блогах дизайнеров постоянно показывают, как они разбираются в чём-нибудь лучше автора.

У нас в бюро целая куча интересных и сложных задач. Работы так много, что порой даже некогда вывесить на сайте очередную страницу, приглашающую нового сотрудника. Но на самом деле никаких «вакансий» (в смысле «пустот») не существует. У нас не «Макдональдс», где нужно поставить ровно 8 человек на кассы — работы хватит на всех.

Может быть, вы рисуете самые крутые иконки на свете. Или вы спокойно верстаете сайты под любые браузеры, не путая Ариал с Верданой и придумывая нормальные рыбные тексты там, где их не хватает. Или вы знаете, где и как произвести 1000 навигационных табличек для торгового центра, и потом смонтировать их за одну неделю, проверив между делом, что нигде нет опечаток. Может вы не знаете, что такое Фотошоп, и просто классно играете в футбол, но зато вам в голову постоянно приходят нереально крутые идеи для сайтов, которые вы рисуете карандашом на бумаге, и потом не знаете куда деть. Или вы просто дизайнер-супермен.

Мы можем лишь предполагать. Мы показываем вам, что мы делаем, а вы нам — нет. Поэтому вы знаете, в чём вы сильнее нас, а мы этого не знаем. Так напишите нам, не ждите появления «вакансии». Если вы классный специалист и можете нам помочь стать круче, то давайте познакомимся.

Поражаясь тупости слоганов

Когда слоганы иностранных компаний переводят деепричастным оборотом где-нибудь в рекламе, это плохой перевод. Но когда такими делают свои слоганы русские компании — это клиника:

Опережая время
Доверяя друг другу

Подвид: слоганы с глаголом совершенного вида в начальной форме. Кажется, у них оттуда же растут ноги:

Достичь большего
Увидеть своими глазами

Не близнецы, но братья по разуму — слоганы со словом «через»:

Лидерство через коммуникацию
Партнёрство через понимание

Обычно я пишу такие заметки по году, собирая хорошие примеры, но сегодня я решил поступить иначе: показать те примеры, что есть, а при появлении других в комментариях, дополнять и улучшать заметку.

Музподкаст № 10: Хаус в 2009 году

В десятом выпуске — хорошие хаусовые треки 2009 года, не попавшие в другие выпуски подкаста. Длительность выпуска — 1 час.

00:00 Zoo Brazil: Tobbe

01:30 Sam Ball: Kamikaze

02:30 Da Fresh: The Frog (Original Mix)

03:30 Cid Inc.: Flopcorn (Original Mix)

05:02 Steve Angello: Isabel (Original Mix)

06:03 Wally Lopez & Zoo Brazil: Planetaria

07:12 (Public Domain: Operation Blade, 2000)

07:54 Tamer Fouda: Dance For Freedom

10:51 Guy Gerber: Timing (Original Mix) целиком

19:06 Denis A: Raver (Original Mix) целиком

26:27 Manuel De La Mare: In The Beginning

28:12 Depeche Mode: Perfect (Ralphi Rosario & Jody Den Broeder Dub)

29:43 Алёна Свиридова: Розовый фламинго (радиомикс Венгерова и Фёдорова) много

33:19 Tiger Stripes: Me & I много

36:25 Dusty Kid: Train No 1 (Frogs In Socks Remix)

38:05 KOS: Swarm (Original Mix)

40:04 Greg Delon: Cezar (Original Mix)

40:31 Kim Fai: Haikou (Original Club Mix)

40:46 Flow & Zeo: Believe (Beckers Remix)

41:45 RPO: Oaxaca (Original Mix)

42:32 D-Nox And Beckers: Cala A Boca (Meat Katie Remix)

44:44 Rhadow & Luca M: Macarenco (Original Mix)

45:58 Umut Akalin feat. Dilek Taskin: U Gonna Love Me (Ugur Project Dub) целиком

54:22 Dosem: Beach Kisses (Rework)

56:34 Dosem: Beach Kisses (Joris Voorn Green Mix) много

Последний трек — главное достижение хауса в 2009 году. Красота неимоверная. Звоните в подкаст!

Детский сад 7

В Микрософте работают очень странные люди. Они не понимают, что дизайнерам, которые рисуют экраны для компьютеров в кино, нельзя доверять интерфейс для настоящих устройств.

Lincoln 6 Echo

Уродское и непонятное становится сладким и непонятным. Ку-ку! В кино это работает только потому, что актёры в действительности не взаимодействуют с интерфейсами, просто специально обученные люди вовремя подменяют картинки, чтобы выглядело as if they did. У настоящих-то людей таких помощников закадровых нет!

Может быть, однажды кто-нибудь придёт в Микрософт и раскроет для них тайну, что анимация крута не самим фактом своего существования, а тем, что она помогает понять, как штуки расположены в пространстве: куда свернулось окно, или где тот экран, с которого я сюда попал. Когда всё плавно шевелится, но ни на одном экране нет ответа на вопрос «где я?», это же ведь плохо, а?

Но то, что людей показывают фотками, а не текстом, — это прекрасно, да (Айфон что-то слишком долго тупит в этом плане). Убрали многозадачность и не сделали Флеш — молодцы! Пользуясь случаем передаю привет всем, кто ругает Айфон за отсутствие многозадачности и Флеша.

А, да, это заметка про Виндоус-мобайл 7, если кто не понял.

Добавлено вскоре после публикации: Боже, им так и не рассказали о существовании инерции!

Ранее Ctrl + ↓