Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Ilya Birman: The Endgame is Omnipotence

Ilya Birman: The Endgame is Omnipotence

У меня новый трек. Техно.

Взял очередную высоту в качестве звука. К сожалению, с каждым новым улучшением всё чётче слышу, где лажа. Бас пока мне не очень даётся. Очень люблю запинку в 5:47.

Тем, кто слышал бета-миксы: сори, название трека пришлось поменять, то было слишком игривым для такой музыки.

Есть страничка трека на Промодиджее.

Тоньше пикселя

Хорошо отделить шапку у таблицы линеечкой. Но обычно сначала дизайнеры её делают слишком толстой. Ещё многие слишком толстыми делают обводки у полей и подчёркивания у ссылок.

Когда просишь сделать тоньше, в ответ нередко слышишь: «Да куда ж тоньше, она и так один пиксель». Ёлки, да как же куда? Туда!

Вот жирнющая чёрная линия толщиной в два пикселя:

Это жирная линия толщиной в пиксель:

Полпикселя — всё ещё дофига:

Аккуратная линеечка в 1/6 пикселя, можно брать для таблиц:

А вот 1/12 пикселя — слишком тонкая, но может сработать в выноске:

У кого ретина: вместо «пиксель» читайте «поинт».

Толщина линии обеспечивается изменением опасности, но говорить «сделай линейку прозрачнее» — неверно. Смысл именно в том, чтобы сделать её тоньше. То, что на современном уровне развития дисплеев для этого приходится прозрачнить — второстепенно.

Перформатив и чатик

Перформатив — это когда глагол не называет действие, а сразу прям выполняет его.

Перформатив:

— Поздравляю с юбилеем!

Автор поздравляет. Акт поздравления состоит в том, чтобы произнести слово «поздравляю».

Не перформатив:

— Слушаю музыку.

Автор говорит, что слушает музыку. Описывает свои действия. Может, врёт.

Перформативные глаголы: поздравлять, объявлять, приветствовать, заверять, обещать, желать, благославлять, умолять.

— Я вас умоляю!

Так автор умоляет. «Уговаривать» — почти синоним, но не перформатив:

— Я вас уговариваю!

Где же?

Любой перформативный глагол может использоваться и как описательный, конечно, например:

— Чем занимаешься?
— Объявляю станции московского метро и поздравляю пассажиров с его 80-летием.
Больной ублюдок!

Открытие состоит в том, что неперформативный глагол в переписке вдруг становится перформативным:

— Жму руку!

— Целую!

— Делаю глоток чая и провожу горячим языком по твоему правому соску, продолжая водить пальцами за твоим левым ухом.

Единственный способ поцеловать в чате — написать «целую». Каждый глагол здесь не описывает, что происходит, а просто своим наличием в тексте обеспечивает собственное действие.

Непоследовательность и обучение

Однажды я начал читать книгу, и первые несколько страниц мне казалось, что автор не очень-то последователен в своих рассуждениях. Когда я дошёл до места, где два подряд идущих предложения прямо противоречили друг другу, я закрыл книгу и больше не возвращался к ней. Я решил, что автор не заслуживает моего внимания, раз у него всё так нелогично.

Моё недавнее открытие состоит в том, что логичность и последовательность материала необязательны для того, чтобы учиться. Учитель тебе ничего не должен. Хочешь — учись, не хочешь — не учись.

Не каждый человек в состоянии писать как Эдвард Тафти или Марри Ротбард. Да, когда автор стройно излагает, учиться у него намного проще, но это не повод даже не пытаться учиться у других. Оказывается, я просто был избалован хорошими учителями и из-за этого не мог учиться у плохих. Смешно вспоминать: я как будто делал одолжение тому автору, читая его книгу. А ведь это меньше чем год назад было.

Теперь к книгам подход другой. Плевать на противоречия. Если, когда читаешь, в мозгу образуются новые нейронные связи, появляются неожиданные мысли, меняются взгляды, вещи начинают видеться под другим углом — есть смысл продолжать.

Лучше бы я, конечно, в двадцать лет до этого допёр, чем в тридцать, но хоть так.

Основы экономики: виды обменных благ, имущественное право, кредит

Продолжаю пересказ книги «Человек, экономика и государство» Марри Ротбарда (Man, Economy and State; Murray Rothbard). В предыдущих сериях:

Товары и услуги, отчуждаемые и неотчуждаемые блага:

  • Мы рассматривали обмен благами на примере товаров — лошадей и рыбы. Но люди могут обмениваться и другими благами, например менять товар на услугу. Причём услуги тоже могут покупаться для прямого потребления (например, медицинская помощь или исполнение песни) или не для прямого потребления (например, труд по возделыванию почвы).
  • Даже товары в действительности ценны не сами по себе физически, а службой, которую они служат человеку. Хлеб ценен своей способностью утолить голод; дом — способностью дать крышу над головой. С этой точки зрения все блага можно рассматривать как услуги.
  • Есть блага, которые по своей природе не подлежат обмену. Например, Иван хочет, чтобы Пётр его уважал. Уважение — потребительское благо, которое нельзя приобрести за другое благо (если, конечно, нужно искреннее уважение, а не его имитация). Уважение к Ивану можно считать неотчуждаемым благом Петра.
  • Итак, обмену подлежат отчуждаемые блага — как товары, так и услуги.

Имущественное право:

  • Допустим, Иван привозит тонну пшеницы на склад Петру на хранение. Пётр отдаёт Ивану складскую расписку, которая даёт ему право требования пшеницы, когда та ему понадобится. На свободном рынке (т. е. без насилия), расписка с точки зрения обмена полностью эквивалентна пшенице, то есть Иван сможет поменять эту расписку на какое-то другое благо так же, как поменял бы пшеницу.
  • Похожий объект обмена — имущественное право. При продаже недвижимости делается письменное свидетельство о новом собственнике.

Кредит:

  • До этого мы говорили об обмене настоящих благ (то есть благ, которые можно использовать в настоящем времени). При кредитном обмене настоящее благо обменивается на будущее благо. Например, Иван хочет купить у Петра 100 кг хлопка. Взамен Иван предлагает Петру право требования 110 кг хлопка через год.
  • Можно сказать, что цена 1 килограмма настоящего хлопка — 1,1 кг хлопка-через-год. При таком обмене цена определяется точно так же, как в любом другом случае — исходя из индивидуальных шкал ценностей участников обмена и спроса-предложения на рынке.
  • Любой человек предпочтёт настоящее благо будущему (то есть любое конкретное количество любого конкретного блага сейчас лучше, чем потом). При этом степень предпочтительности настоящего будущему у каждого своя. Эти предпочтения влияют на цену кредита.
  • Получатель настоящего блага (дебитор) всегда должен будет заплатить больше получателю права требования в будущем (кредитору), потому что фиксированное количество блага в настоящем стоит больше, чем в будущем. Кредитор предоставляет дебитору услугу использования блага сейчас, а дебитор оплачивает эту услугу тем, что отдаёт большее количество блага потом.
  • Когда право требования по кредиту вступает в силу, кредитор получает само благо, и на этом это право требования прекращается. Однако пока право существует, его можно обменивать на другие блага. Например, кредитор Пётр может продать Фёдору своё право требования с Ивана 110 кг хлопка в будущем. Обмен права требования по кредиту на другое благо не является кредитным обменом.
  • Таким образом, кроме обмена товара на товар, товара на услугу и услуги на услугу возможен обмен товара на право требования, права требования на услугу, права требования на право требования. Все эти виды обмена описываются в терминах добавленной пользы и спроса-предложения.

Разная философия на тему исполнения имущественных прав:

  • Мы рассматриваем свободный рынок, где насилие не используется для отъёма собственности. При этом пока мы не касаемся того, как именно это достигается: то ли все участники рынка просто воздерживаются от агрессии по доброй воле, то ли существует некий орган, обеспечивающих выполнение этого условия, то ли каждый как-то защищает свои права сам.
  • Договор — согласие между двумя людьми обменяться двумя благами (настоящими или будущими). Мы исходим из того, что любой договор, предполагающий обмен отчуждаемыми благами, должен быть исполнен.
  • Важно при этом, что договор должен быть исполнен не потому, что имело место обещание одной из сторон, а потому, что неисполнение договора фактически является воровством. Предположим, например, что актёр пообещал сняться в трёх фильмах без предварительной договорённости об оплате. А потом передумал и решил не сниматься. Поскольку воля человека неотчуждаема, то заставить его всё-таки сняться никто не сможет. И поскольку он не получил никакой собственности от кинокомпании, на свободном рынке невозможно будет обвинить его в причинении ущерба. Если даже кинокомпания потратила большие деньги и строила серьёзные планы, основываясь на предположении, что актёр сдержит своё обещание, у неё нет причин ожидать, что актёр будет оплачивать её недальновидность.
  • Держать слово может быть более морально, чем не держать, но условия свободного рынка предполагают исполнение личных прав и прав собственности, а не навязанных силой моральных норм.
  • Кинокомпания, тем не менее, может попросить актёра добровольно заплатить некую сумму за созданную им неприятность. Если он откажется, она может отказать ему в дальнейшем найме и даже уведомить другие кинокомпании, создав сложности с дальнейшим трудоустройством. Ведение чёрного списка никак не противоречит свободному рынку, как и бойкотирование, когда один участник рынка просит другого, чтобы тот не совершал обмена с третьим по какой-либо причине.
  • Предположим, Иван украл вещь у Петра и продал Фёдору. Можно ли считать Фёдора полноправным владельцем вещи, если он не был в курсе факта воровства? Нет, потому что это нарушает права собственности Петра. Покупка — риск покупателя, и его забота — убедиться в том, что продавец действительно является владельцем. Если же он купил краденое, то компенсировать ущерб должен продавец-самозванец, а не истинный владелец.
  • В свободном обществе не имеет смысла понятие «клевета». Основой для законов о клевете является представление, что человек «владеет своей репутацией», и что возможна атака на неё. Но объективно такого свойства у человека нет. Репутация — это лишь мысли и чувства других людей, а в свободном обществе никто не может ими «владеть».
  • Право собственности означает право на физическое владение предметом собственности, но не право на его ценность, ведь ценность — это субъективное восприятие других людей. Если кто-то ограбил завод, это является нарушением права собственности. Если кто-то перестал покупать на заводе и перешёл к его конкурентам, тем самым снизив его ценность, то это не является нарушением права собственности.

Продолжение следует.

«Интерстеллар» и 10-я симфония Малера

В саундтреке художественного фильма «Интерстеллар» я услышал цитату из пятой части 10-й симфонии Малера, и вот дошли руки показать. Сама пятая часть — это целых 25 минут. Вот кусочек, где впервые звучит эта тема (флейта):

Нас волнуют первые пять нот: Ля-Соль... Фа-Ми-Фа (переслушайте начало фрагмента). Вот они в Интерстелларе:

Неожиданный уход в мажор в конце.

И в другом месте:

Сильная музыка. Но когда знаешь, как там дальше у Малера, хочется большего. А Малер возвращается к этой теме ближе к концу симфонии всей струнной мощью оркестра, у него так:

В моём понимании, это самый мощный фрагмент из всего Малера, хотя целиком 10-ю симфонию мне постичь пока слабо.

Ангстрем: Вотч и супердиктовка

У нас для вас апдейт Ангстрема (1.5). Мы теперь поддерживаем Вотч. Можно поговорить с часами обо всём, что касается перевода чисел из одних единиц в другие. Картинка из нашей лаборатории:

Ангстрем: Вотч и супердиктовка

Ясно, что часов у нас нет, так что это всё в теории. Если у вас есть, расскажите, как оно.

Чтобы так всё работало, мы сильно улучшили поддержку диктовки. Это работает и на телефонах. Нажмите на микрофончик на клавиатуре, чтобы попробовать магию.

Скажите «пять килограмм в фунтах» или «семьдесят восемь по Фаренгейту в цельсиях» (не важно, что так неграмотно, мы поймём). Задайте вопрос: «Который час в Сан-Франциско, когда в Москве три часа». Или так: «Сколько сейчас в Сан-Франциско?» (было бы глупо не поддержать такое в часах).

Мы больше не вставляем содержимое буфера обмена в программу автоматически (это сбивало людей с толку). Тапните в левое число, чтобы появилась кнопка вставки. Мы покажем её автоматически при запуске, если в буфере обмена будет что-то новое.

Шурик написал подробный рассказ о разработке.

Если вы ещё не используете Ангстрем, то вот кнопка:

Скачать в Апсторе бесплатно

Срок против совершенства

Перфекционист хочет сделать продукт совершенным. Из-за этого страдает срок. Ещё немного пополирую, чтобы совсем прекрасно. Время проходит, и перфекционист видит новые пути улучшения. И ещё. В итоге либо продукт не выходит никогда, либо перфекционист выпускает его с болью, ведь можно было ещё лучше.

Чтобы избавиться от этой фигни, нужно понять, что не существует противостояния между сроком и совершенством. Если срок тянется, то совершенства уже нет. Срок — один из параметров совершенного.

Например, перфекционист сделал сайт за пять лет. На сайте прекрасный текст, рисунки и фотографии, идеально продуманная структура, он безупречен с точки зрения сео. Там отличная вёрстка, умная поддержка разных устройств, интересные интерактивные элементы. Тафти привёл сайт в пример в новой книге, Тёма похвалил в бизнес-линче.

Но — пять лет! Настоящий перфекционист должен быть недоволен. Это провал, так нельзя.

Ссылки по теме:

Сон

Для меня сон важнее любых дел. Не понимаю людей, которые не высыпаются из-за работы. Если я не выспался, я настолько непродуктивен, что я принципе не могу ничем быть полезным никому. Ещё важнее, что так я несчастен. Мне очень не нравится быть невыспавшимся, я этого в своей жизни не хочу.

Последние лет десять я ложусь спать в четыре утра и просыпаюсь в полдень. Бывает, приходится засидеться подольше. Как бы поздно я ни лёг, после этого я сплю пока не высплюсь. Поспать пять часов вместо восьми — не вариант. Я пробовал жить в разных режимах, но так я максимально доволен жизнью.

Когда я ещё учился в универе, друзья говорили, что если я буду спать до полудня, то меня не возьмут ни на какую нормальную работу. Как со мной работать, если меня нет полдня? А я не понимал, что значит «не возьмут», как будто какие-то другие люди решают мою судьбу. Это я не пойду на такую работу, где нельзя спать так, как я хочу.

Однажды на собеседовании, когда уже обсудили всю смысловую часть потенциальной работы, я сказал, что смогу приезжать не раньше часу дня (я тогда ещё не знал, что приезжать на работу вообще не нужно). Мне отказали. Подумал ли я тогда «надо было не выпендриваться и приезжать к 9 утра»? Нет, конечно. За то, чтобы быть выспавшимся, я готов заплатить тем, что не возьму такую работу. Если работодатель за радость соблюдения всеми расписания готов заплатить тем, что не возьмёт меня — ну и ок.

В бюро, ясное дело, вообще никому в голову не придёт навязывать друг другу режим сна.

Я ещё днём сплю немного. Иногда, бывает, столько дел, что кажется, что если я ещё посплю полчасика, то я точно ничего не успею. Но здравый смысл почти всегда побеждает: я не успею если не посплю — буду всё время тупить и думать о сне вместо дела.

Книга Генриха Альтшуллера «Найти идею»

Книга Генриха Альтшуллера «Найти идею»

Альтшуллер критикует классический «метод изобретательства» — метод проб и ошибок — как неэффективный и немасштабируемый, утверждает, что есть общие для всех систем законы развития, и изобретение — не психологический процесс в голове изобретателя, а закономерный переход технической системы из одного состояния к другому.

Все технические системы развиваются:
1) в направлении увеличения степени идеальности;
2) увеличения степени динамичности;
3) неравномерно — через возникновение и преодоление технических противоречий, причём чем сложнее система, тем неравномернее и противоречивее развитие её частей;
4) до определённого предела, за которым система включается в надсистему в качестве одной из её частей; при этом развитие на уровне системы резко замедляется или совсем прекращается, заменяясь развитием на уровне надсистемы.

Приводит пример технической задачи, которую решали перебором вариантов. В описании процесса решения содержится фраза: «Испытали десятки конструкций приборов и извели не поддающееся учёту количество киноплёнки». Альтшуллер комментирует: «Это не критическая статья, это хвалебный очерк. Не поддающееся учёту количество изведённой киноплёнки — не упрёк, а, так сказать, количественный показатель творческого горения».

При каждом удобном случае критикует всё, что не соответствует ТРИЗу:

Само понятие «творчество» в конце концов слилось с технологией решения задач путём перебора вариантов, наощупь. Неизменными атрибутами творчества привыкли считать озарение, интуицию, прирождённые способности, счастливые случай

Цитирует кусок описания изобретения: «2. Стойка, отличающаяся тем, что противовес выполнен в виде прилива, например из бетоны или чугуна». И комментирует: «Восхищает глубокая мудрость второго пункта; противовес сделан не из драгоценного чёрного дерева или, скажем, платины, а экономно — из бетона и чугуна».

Идеальность

Определение:

Технический объект идеален — если его нет, а функция выполняется.

Кроме метода проб и ошибок, рассматривает мозговой штурм (смысл: отделить процесс генерации идей от процесса их оценки). Другие исследователи путей решения изобретательских задач фокусируются на действиях человека, но Альтшуллер утверждает, что «действия изобретателя успешны только тогда, когда они вольно или невольно изменяют объект в том направлении, в каком идёт развитие»:

В частности, технические объекты становятся идеальнее, т. е. действие, во имя которого существует объект, всё в большей и большей степени осуществляется само по себе.

Приводит пример, когда в спускаемом аппарате не было места ни на что вообще, а надо было запихать ещё один научный прибор массой 6 кг. Из описания процесса решения: «Идея пришла неожиданно: снять центровочный груз. Прибор выполнял свою функцию и одновременно играл роль груза». Альтшуллер: «Использование прибора в качестве конструктивного элемента — это приём, азбучный для ТРИЗа».

Существование технической системы — не самоцель. Система нужна только для выполнения какой-то функции (или нескольких функций). Система идеальна, если её нет, а функция осуществляется. Конструктор подходит к задаче так: «Нужно осуществить то-то и то-то, следовательно, понадобятся такие-то механизмы и устройства». Правильный изобретательский подход выглядит совершенно иначе: «Нужно осуществить то-то и то-то, не вводя в систему новые механизмы и устройства».

Динамизация

«Молодые» технические системы чаще всего имеют жёсткие связи между частями, не позволяющие системе приспосабливаться к меняющимся внешним условиям. Поэтому для каждой системы неизбежен этап «динамизации» — переход от жёсткой, неменяющейся структуры к структуре гибкой, поддающейся управляемому изменению.

Способы динамизации могут быть разные (шарниры, пневмо- и гидроконструкции, фазовые переходы), «но сама динамизация — универсальный закон, определяющий направление развития всех технических систем».

Противоречия

Ключевая мысль: изобретение состоит в преодолении противоречия.

Существуют типовые технические противоречия (ТП), например, в самых различных отраслях техники часто встречаются ТП типа «вес — прочность», «точность — производительность» и т. д. Типовые технические противоречия преодолеваются типовыми же приёмами.

Как формулировать противоречия:

Современная ТРИЗ предусматривает анализ причин ТП и переход от технического к физическому противоречию (ФП). ТП представляет собой конфликт двух частей системы; для перехода к ФП необходимо выделить одну часть, а в этой части — одну зону, к физическому состоянию которой предъявляются взаимно-противоречивые требования. Формулируется ФП так: «Данная зона должна обладать свойством А (например, быть подвижной), чтобы выполнять такую-то функцию, и свойство не-А (например, быть неподвижной), чтобы удовлетворять требованиям задачи».

Комментирует неудачно сформулированное противоречие:

Противоречие сформулировано робко, в нём допускается сохранение отверстия: просто сказано, что отверстие иногда должно быть большим, а иногда — маленьким. Через маленькое отверстие и уходит пар... В ТРИЗ есть правило: противоречия надо усиливать, обострять, доводить до предела. Правильная формулировка противоречия: диаметр отверстия всё время равен диаметру цилиндра и всё время равен нулю.

Обострять, а не сглаживать противоречия — это главная идея, которую я вообще вынес из книги, и теперь старюсь формулировать противоречивые требования к дизайну именно так.

Например, вы делаете автомат для оплаты мобильного. После покупки он выводит сообщение о том, что оплата принята, которое через некоторое время заменяется на главный экран. Чем дольше провисит это сообщение, тем дольше ждать главного экрана следующему в очереди. Но чем быстрее появится главный экран, тем вероятнее, что человек не успеет прочитать. Подобрать какое-то «оптимальное» время — это компромисс. Настоящее решение должно быть ответом на обострённое противоречие: «Сообщение должно висеть бесконечно долго, чтобы человек мог его читать сколько угодно, и не должно висеть вообще, чтобы следующий пользователь мог воспользоваться автоматом мгновенно». Тогда становится очевидно, что сообщение можно, например, показать в виде зелёной полоски наверху самого стартового экрана.

Надсистема

Пара цитат:

Необходимо ясно видеть диалектический процесс упрощения-усложнения технических систем. В каждом конкретном случае надо уметь выявлять оперативную зону, в пределах которой следует увеличивать идеальность, «оттесняя» сложные объекты из этой зоны в надсистему. За пределами оперативной зоны идеальность может оставаться без изменений или даже несколько уменьшаться за счёт процесса «оттеснения».

Всякое изменение выбранного объекта сказывается, чаще всего отрицательно, на других объектах, на надсистеме, в которую входит объект, и на подсистемах, из которых он состоит. Возникают технические противоречия: выигрыш в одном сопровождается проигрышем в чём-то другом. Поэтому для решения изобретательской задачи недостаточно улучшить ту или иную характеристику объекта; необходимо, чтобы это улучшение не сопровождалось ухудшением других характеристик.

Остальное

Про понимание задачи:

В школе и вузе будущий инженер привыкает к тому, что условиям задачи следует безоговорочно доверять. Если в условиях сказано, что даны А и Б и надо найти X, это значит, что найти надо именно X и что приведённые данные (А и Б) достоверны и вполне достаточны. В изобретательской задаче всё иначе: в процессе решения может выясниться, что найти надо не X, а Y и для этого нужны не А и Б, а В и Г. [...] Если абсолютно правильно сформулировать изобретательскую задачу, она перестанет быть задачей: её решение сделается очевидным или же будет ясно, что задача не поддаётся решению при имеющемся уровне науки и техники.

Для правильного понимание задачи необходимо её сначала решить: изобретательские задачи не могут быть сразу поставлены точно.

Решение задачи начинают с перехода от заданной ситуации к минимальной задаче, получаемой по правилу «техническая система остаётся без изменений, но исчезают недостатки или появляются требуемые свойства».

Общие правила решения задач:

  1. Если дана задача на измерение, желательно использовать обходной путь — перейти к задаче на изменение системы (поставить вопрос: «Как изменить систему, чтобы отпала необходимость в измерении?»)
  2. Если дана задача на регулирование состояния вещества, желательно усложнить задачу, дополнительно потребовав, чтобы это регулирование происходило само по себе — за счёт использования обратимых физических превращией, например фазовых переходов, ионизации — рекомбинации и т. д.
  3. Если дана задача на обеспечение оптимального режима действия, а обеспечить его трудно или невозможно, желательно идти обходным путём: установить максимальный режим, а избыток действия убрать.

Ещё пара соображений:

В ТРИЗ есть чёткое правило: сначала надо попытаться устранить источник зла, а потом, если это не удастся, начать борьбу с самим злом.

Если нужно заменить человека, нельзя механически копировать его действия.

Понты:

Следует сразу отметить: стандартные задачи стандартны (т. е. просты) только с позиций ТРИЗ. При решении методом проб и ошибок стандартные задачи могут оказаться очень трудными, а ответы на них — неожиданными и остроумными.

Про пустоту:

Пустота — исключительно важный вещественный ресурс. Она всегда имеется в неограниченном количестве, предельно дёшева, легко смешивается с имеющимися веществами, образуя, например, полые и пористые структуры, пену, пузырьки и т. д.

Про революционные идеи:

Если цель или полученные результаты не воспринимаются как ересь, это показатель того, что что-то «неладно»: что выбрана мелкая или не новая цель, что достигнутые результаты не революционны. «Еретичность», однако, хотя и является свойством достойной цели, характеризует не саму цель, а типичное отношение окружающих к революционной идее.

Бонус-трек — видео с Альтшуллером:

Похож на Курёхина.

Ранее Ctrl + ↓