Транспорт в Челябинске
Одна из самых волнующих меня тем — городской общественный транспорт и связанная с ним инфографика. В любом городе за границей, куда я приезжаю, я делаю больше фотографий на остановках и в метро, чем во всём остальном городе. Отдельно я балдею от всего, что связано с транспортом Лондона: такой любви и заботы о пассажирах я не видел больше нигде.
Вот так выглядит остановка «улица Энгельса» в Челябинске:
А я хочу, чтобы она выглядела ну хотя бы вот так:
Чтобы это сделать не нужно ни космического бюджета, ни федеральной программы, ни одобрения партии. Нужно просто, чтобы появился кто-то, кому не наплевать. Почему-то в России транспортной графикой заняты люди, которые не любят и не умеют её делать, и, хотя здесь есть куча прекрасных дизайнеров, их к этой работе никто не привлекает.
Город заинтересован в том, чтобы больше людей пользовалось общественным транспортом, но люди либо пользуются им от отсутствия выбора, либо в гробу его видали. Чтобы заставить тех, кто мог бы поехать и на машине, выбрать автобус, нужно, в частности, сделать его понятным. Я слышал, что на каких-то маршрутах у нас собираются организовать вайфай — это очень круто, но я бы начал с более базовых и более дешёвых вещей: предоставления людям качественной информации о маршрутах.
Я создал лучшую схему московского метро, но москвичам приходится читать их официальное уродство. Моя экспериментальная схема челябинских трамваев и троллейбусов понравилась даже в администрации города, но практических последствий из этого не случилось. А карта маршрута поезда «Южный Урал» до сих пор остаётся немым укором всему РЖД вместе с его ребрендингом.
Если «город» сочтёт это полезным, я хотел бы потихоньку заняться реальной графикой, которая висит на остановках и в транспорте, а не просто картинками для моего сайта.
Конечно, за год и даже за 10 лет весь Челябинск в Лондон не превратишь. Но если через 10 лет он станет немножко ближе — это тоже прекрасно. Я бы начал с малого. Например: разместил бы современные схемы на несколько остановок в самом центре. Потом наклеил бы схемы внутрь автобусов самых важных маршрутов. Потом сделал бы что-то хорошее на автовокзалах. И постепенно бы улучшал и расширял всё это, непрерывно слушая комментарии пассажиров.
Из других дизайнерских задач, которые городу надо как-то решать — уличные таблички (у нас они отвратительны), дорожные знаки (на развязках у нас невозможно понять, куда ехать), праздничный креатив (всякие казённые поздравления ветеранов с 9 мая).
(И опять) не зря заглянул! Передам ВКонтакте.
Илья, то, что вы делаете, безусловно, круто. Но вот это не в бложик надо писать, а в исполком. Ну или на прием там записаться и рассказать.
Только граффити на пилоне следовало не замазывать, а переносить на расписание. :)
В действительности следует просто вешать соцрекламу, если нет коммерческой — тогда рисовать будут меньше.
Заебешься такую хрень обходить, чтоб в маршрутку попасть.
Суть поста, конечно, не в этом, но тем не менее.
По-моему, это системный кризис доверия молодым специалистам, он касается абсолютно любой стороны общественной жизни.
А вот http://mymaster.livejournal.com/ смог провести некоторые свои идеи касательно транспорта через администрацию г.Самара.
Илье — браво, даже столб отчистил.
А зачем урну-то перекрасил?
Еще думаю, наш народ, увидев такие чистые и большие указатели, не устоит перед соблазном что-нибудь на них нарисовать :(
Ну и по финансированию — в масштабах одной таблички затраты может и небольшие, но в масштабах миллионника — уже будет ощутимо. А денег, как обычно, у наших муниципалитетов на подобные «игрушки» нет, лучше плитку возле администрации еще раз переложить :)
Ну подумаешь, нарисуют, так что ж теперь, всегда в дерьме жить? Новые повесим, через какое-то время перестанут рисовать.
В масштабах миллионника это делать и не нужно сразу, нужно начать с нескольких остановок.
Может быть можно через частные компании на это дело выйти? Типа как Интерсвязь вешает номера квартир на подъездах, параллельно размещая свою рекламу.
Это надо создать настолько продуманный и окончательный дизайн, чтобы пока в течение многих лет оно будет внедряться, не пришлось бы вносить изменения в уже сделанные вещи.
Как раз нет ничего страшного в том, чтобы корректировать это постепенно. Тем более, маршруты и расписания тоже меняются, всё равно эта система требует поддержки. Вносить улучшения в дизайн можно одновременно с изменениями в содержании.
По идее в нашей стране с таким желанием надо идти в администрацию города на приём или на совет депутатов, если бывают открытые слушания.
Но в реальности, надо понимать, что скорее всего поддержки не найдёшь. Поскольку никому уполномоченному от табличек профита не будет, а одна головная боль.
А в чём головная боль?
А нахрена там герб Челябинска? Он занимает столько места, делая массивную конструкцию еще более массивной, а толку от него как от любого другого графического мусора. С тем же успехом, там можно нарисовать смешариков, например. Пользы столько же.
Ах да, все равно засрут. Черный маркер хорошо виден на белом фоне.
«Я создал лучшую схему московского метро…»
Лебедевская не в счет?
Почему не в счёт?
Пара вопросов:
Илья, а вариант с вывороткой не рассматривали?
Владимир, ну чё мы дизайн-то обсуждаем :-) Не в нём же сейчас суть. Можно все требования учесть и всё равно сделать круто.
Головная боль: утвердить, заказать, смонтировать сотню разных таблиек, поставить на баланс с обслуживанием. Это всё разные организации делают.
В этом ключе вайфай ставить интереснее — автопарк всё будет делать сам и город денег больше даст, это же Закупка Оборудования.
(Прошу учитывать, я не представляю как точно в Челябинске усторено городское управление)
Илья, дизайн и инфографика — это прекрасно.
К сожалению, в России очень сложные условия для развития этого: начиная от сурового климата, заканчивая развитым вандализмом.
Очень бы хотелось, чтобы русский дизайн не был калькой зарубежного, а *решал реальные проблемы*. Твой дизайн, к сожалению, эти проблемы просто «игнорирует». Поэтому даже если такие таблички будут сделаны, они не приживутся.
Дизайном нужно решать проблемы.
Попробуй решить их. Вот задача, достойная решения.
За урну зачет ;-)
А что ты имел ввиду под фразой «лучшая схема московского метро»: лучшая, чем сейчас в вагонах висит, или лучшая в мире?
Илья, подскажи, пожалуйста, где и что почитать о Системах ориентирования. Буду очень благодарен.
По поводу схемы московского метро: на вашей схеме ведь совершенно непонятно устройство пересадочного узла на «Библиотеке имени Ленина» и на «Театральной». Почему же она лучшая?
Ну, вот например поэтому.
Илья, вот ты урну перекрасил, чтобы в глаза не бросалась, но зато нарисовал этого верблюда, который бросается. Он не должен бросаться и занимать столько места, потому что не функционален. Особенно если он будет на каждой остановке.
Как ненавязчиво совать герб города в каждый угол городской среды, нужно учиться у Стамбула. Например, они его выжигают на городских деревянных скамейках. Кстати, тебе должен понравиться сам город (istanbul.skirienko.info).
Как же я его там посмотрю, там 100500 мелких картинок без подписей.
> Как же я его там посмотрю, там 100500 мелких картинок без подписей.
Я имел в виду — съезди сам посмотри, хороший город.
Это именно системный кризис доверия молодым специалистам.
Вот когда они умрут...
Пользуясь случаем, отдельный привет хочу передать авторам мигающих бело-синих инсталляций на столбах вдоль всех центральных улиц.
Может быть я сейчас глупость спрошу, но что мешает взять и сделать? Вся городская навигация всё равно ведь время от времени заменяется — из-за вандализма, изменений в маршрутах и организации движения и т. п. Что мешает прийти в администрацию и начать реализовывать свои идеи?
Инициатива должна исходить из администрации, потому что если это надо будет только мне, это не выживет.
Ух это конечно всё хорошо. Но на самом деле есть проблема по серьёзнее. В этом году нужно опасаться трамваев и троллейбусов (у автобусов тот же косяк я так думаю). В прошлые года на всём подвижном составе планово менялись тормозные колодки, а в этом году этого не делают (причину упоминать нет смысла — не в финансирование жеж дело,а в том что депо покупают одни и те же запчасти у перекупов которые покупают их у работников депо — всё по кругу). Так что чую я этой зимой маршрутки ещё больше вытеснят общественный транспорт с наших суровых Челябинских дорог :(
А ещё общественном транспортом не совсем удобно пользоваться, когда едешь в маллознакомое место: почему-то бубнилка у водителя весьма неразборчива. Или тиха. А в маршрутках, которые я и за транспорт-то не считаю, вообще никто никаких остановок не объявляет.
Илья, а давайте соберём народ и пойдём все вместе? Ведь не мало и не самых простых людей способны вас поддержать. И не мало контор поддержит такую идею. У нас напр. работает Артур, у которого готова работа по трамваям Челябинска (он в том году заканчивал помойму ЧГИ), там уже даже делать та ничего не надо, надо только реализовывать...
Внятные схемы маршрутов на остановках и в салонах?! Да вы что!!! И лишить пассажиров возможности играть в увлекательную социальную игру: «Мне нужно на Куйбышева 30, через сколько остановок выходить? Как пятёрка не идёт на Куйбышева? А что идёт? Пятый трамвай, а не автобус? Пропустите, я выхожу!»
Да, начать нужно с малого, закупить комфортные автобусы, а только потом заниматься схемами.
Прям как папка завещал.
Боюсь, что ждать, пока администрация сама проявит инициативу, придётся вечно.
Неравнодушный к окружающей среде Владимир Злоказов (http://livestreets.ru/) из соседнего Екатеринбурга пошёл другим путём. Он постоянно пишет в администрацию, готовит презентации и ходит с ними на градостроительные советы. Сначала я не верил, что из этого хоть что-нибудь выйдет, однако сейчас чиновники всерьёз рассматривают возможность реализации отдельных предложений Владимира. Есть шанс, что в результате Екатеринбург станет немного удобнее и безопаснее.
За окружающую среду придётся бороться. Но ведь верно выше пишут — вы не единственный, кому это нужно.
Можно создать сайт, раскрутить тему в блогах и СМИ (и попросить читателей обращаться в администрацию через их сайт), собрать большое количество подписей... Возможно, сейчас удачное время: можно попытаться протолкнуть идею как подготовку к чемпионату по дзюдо (хотя полгода, конечно, слишком малый срок для реализации подобной программы). Город скажет, что денег нет (на общественном транспорте у нас стараются сэкономить по максимуму) — подключить бизнес (вместо полосы с гербом Челябинска можно разместить рекламный блок).
В районе Выхина на некоторых остановках первого или даже нулевого формата цветные схематические плакаты под стеклом ещё в том году появились, на которых крупно расписаны остановки каждого автобуса, что мимо едет (что неплохо).
А на большинстве всех остальных остановок то же самое 1+0 на А4 (что никак)
хохо автор удаляет нелестные комментарии, критика неприемлема????
Вы что, слепой? Тут половина комментариев — критика.
За чаем подумалось, что при создании современных схем давно следует указывать ссылку на мобильную версию. Как бы хороша ни была схема с собой ее не утащишь.
Привет, Илья.
Удачи тебе в этом нелегком деле. Я пытался начать это делать у себя в Донецке, описал проект (http://tomenko.com.ua/donetsk2012), отдал на рассмотрение чиновникам, но они со мной даже не связались. Хотя «народные массы» меня поддерживали, и презентацию я проводил, все вроде шло к тому, что все нормально.
Возможно, решения были не совсем фантастические (хотя они очевидно лучше тех, что есть), возможно не хватило слов донести до мэра полезность этого проекта, но вот он оказался никому не нужным. Вместо этого у нас на остановках висит вот такая херь: http://tomenko.livejournal.com/102105.html и http://tomenko.livejournal.com/103551.html
У Вас нет реального понимания причин отказа от изменений, которые Вы предлагаете, я так понял.
Попробуйте зайти с другой стороны. В любом городе всегда есть люди, которые способны поговорить с администрацией города и повлиять на неё в определённом направлении. Они общаются на уровне услуга за услугу, ответной услугой может быть дизайнерская услуга или что-то подобное. Перед встречей с такими людьми нужно основательно подготовиться, дабы они сами убедились что разговор имеет смысл.
Да, за причины: нужно реально понимать причины отказа в содействии, иначе это будет непонимание с двух сторон. Городские власти буду Вас футболить куда подальше с мыслю мол этот человек не понимает всей ситуации и куда-то ломиться и Вы будете ломиться в желаемом направлении и не понимать причин отказа в добрых намерениях.
Причины отказов легче выяснить, так как уже не требуется разговор с лицами, которые принимают решения, возможно обойтись и приближенными к ним.