Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Подсказки в полях во Льве

Поведение бледненьких подсказок в полях (атрибут placeholder в ХТМЛ) изменилось во Льве, ну и вообще в эпловском дизайне последнего времени. Теперь подсказки исчезают не при фокусировке поля, а только после начала ввода:

Подсказки в полях во Льве

Такой вариант поначалу немного непривычен и кажется глюком. Оставшийся в поле текст как бы мешает вводу.

Но, с другой стороны, логика в нём понятная: часто начинаешь думать над заполнением очередного поля в форме лишь когда дошёл до него, то есть когда оно попало в фокус. И странно, если подсказка исчезает именно в тот момент, когда она больше всего нужна.

Решение по-эпловски

Об одном из сильнейших приёмов в решении любой дизайнерской проблемы пишет у себя Женя Арутюнов. Вот встроенный в Мак простейший текстовый редактор Текстэдит:

Встроенный в Мак текстовый редактор Текстэдит

Типа проблема в том, что тулбар может не влезть в окно по ширине. А решение состоит в том, чтобы не считать это проблемой. «Не поместился — значит не поместился», — пишет Женя.

Этот приём мы называем «решением по-эпловски». Исходная формулировка у нас была такая: «Решить по-эпловски — значит сделать вид, что проблемы нет». Но со временем я понял, что «сделать вид» тут лишние. Проблемы ведь реально нет. От этого продажи Маков не упадут, недовольные пользователи не станут звонить чаще в суппорт, ни один пользователь не задумается о переходе на Виндоус. Во вселенной никого не волнует, что будет с этим тулбаром, если он не влезет!

Там в комментариях обсуждение небольшое, стоит глянуть. Ясное дело, куча людей против.

Безусловно у Эпла полно недодумок и недоделок, и не исключено, что в данном случае они просто не предусмотрели этой ситуации, и поэтому оно работает как-то так, как получается само собой. Однако нам тут важно не Эплам оценку дать, а самим правильный вывод сделать. Тем более, что если бы они её предусмотрели, что почти наверняка оставили бы ровно так.

В разработке кучи продуктов тратится значительное время на совершенно несущественные детали. Поэтому сталкиваясь с проблемой и необходимостью предусмотреть какую-то особую ситуацию, стоит сначала посмотреть, как что будет, если ничего специально не делать. Вы удивитесь, как часто окажется, что ничего страшного не произойдёт.

Пример из собственного опыта. В Эгее комментарии удаляются без диалога подтверждения, зато с возможностью восстановить, если случайно стёр. Восстанавливалка доступна до перезагрузки страницы. Смысл в том, что при нажатии на удаление комментарий на самом деле не удаляется, просто в базе ему ставится флаг невидимости. При восстановлении этот флаг убирается.

В чём тут проблема. Да вот как-то бы по-настоящему удалить удалённые комментарии из базы после того, как их уже всё равно нельзя восстановить. Ну, думаю, решение вы теперь сами сможете угадать.

Предложение

Иной раз приходит письмо с темой «Предложение» или начинающееся со слов «Илья, у меня для вас предложение». И дальше человек мне «предлагает», например, добавить какой-нибудь символ в Раскладку или прикрутить какую-нибудь фичу к Эгее.

Я не имею ничего против таких писем, даже наоборот, но пожалуйста, перестаньте называть их предложениями! Не сбивайте меня с толку. Это — не предложения. Это — идеи, просьбы, пожелания. Предложение можно принять или отклонить. Если вы мне что-то предлагаете, там должна быть ваша роль какая-то, то есть должно быть понятно, как я могу воспользоваться вашим предложением.

Например, вот это предложение: «Илья, если вы передадите мне исходники Эгеи, я готов сделать там нормальный поиск». На предложение можно ответить «Да, спасибо, давайте так и поступим», выполнить свою часть условий, и тогда вы выполните свою. Или сказать: «спасибо за ваше предложение, но мне это не подходит».

Вроде ж это понятно должно быть.

Синхронное и асинхронное

По загадочным причинам, в сфере вычислительной техники слово «асинхронный» означает «синхронный». Например, «асинхронный запрос» — это когда синхронно (т. е. одновременно) с ним может выполняться другой. А вот если синхронность в выполнении отсутствует, и запросы выполняются последовательно друг за другом, то их с какого-то бодуна называют «синхронными».

Бывает, сделаешь страничку, а медленный скрипт блокирует её загрузку. Дописываешь в нужное место параметр async — и проблема решена, теперь страница и скрипт грузятся синхронно! У вас не взрывается от этого мозг?

У меня — в клочья.

Без малого

«Без малого» — одно из дурацких выражений, до смысла которых невозможно допереть логически, так как логика может привести к противоположным результатам. Поэтому его приходится понимать из контекста (другое такое выражение — «покачать головой»).

Проплавал Федот без малого год

Из первого попавшегося литературного произведения, найденного по фразе «без малого» на lib.ru

Без малого год — это меньше года или больше года?

Тут проплавал = годмалое или проплавалмалое = год?

Можно понять, что это 360 дней. То есть я сообщаю данные уже с этим «малым», преувеличивая для круглости, хотя на самом деле этого малого там нет. А можно понять, что это 370 дней. Типа, я сообщаю тебе длительность без малого, так как оно не сильно существенно, но на самом деле оно там есть. И если и это малое тоже сообщить, то 370 дней. То есть без малого-то год, а с малым — все 370 дней. Или всё же год без малого — это как год без января, типа это уже не весь год, а только его часть?

А-а-а, жесть, это просто нереально понять! Я вроде запомнил, что это означает «чуть меньше», а не «чуть больше», но у меня мозг перегревается каждый раз, когда приходится это выражение парсить. Чё, трудно внятно написать «почти» или «чуть больше» или ваще не трахать мозг и просто сказать «проплавал где-то год»?

Дизайнеры и специалисты

Существуют такие специалисты, которые знают, почему в их области что-то устроено так, а не иначе, и думают, что в этом их сила. Когда приходит дизайнер и говорит: «можно сделать лучше, нужно вот это убрать», они возражают. Нет, так сделать нельзя. Или ещё иногда снисходительно улыбаются. Мол, ну, дизайнер, что с него взять. Не понимает, о чём говорит. Не знает требований производительности. Не знает требований безопасности. Не знает требований юристов. Ребёнок.

Вот некто Вадим пишет в комментариях:

У вас, дизайнеров, для того, чтобы пройти первые шаги в профессии, достаточно наличия здравого смысла [...] Некоторые дизайнеры — вот как вы — никогда в жизни не сталкиваются с задачами, для решения которых здравого смысла недостаточно. Или сталкиваются, но не находится кого-то, кто бы мог указать дизайнеру на то, что предложенное им решение, построенное исключительно на этом самом здравом смысле, недостаточно хорошее, или не решает проблемы совсем [...] Отсутствие специальных знаний иногда очень сильно заметно, особенно для тех, у кого они есть [...] Даже если какие-то вещи вам кажутся удивительно неправильными с точки зрения здравого смысла, остановитесь на секунду, прежде чем предлагать своё решение. Возможно, для наличия этих вещей есть веские причины.

Сколько уж раз у меня на сайте такие споры случались. Я пишу: ясное дело, что надо сделать так. И тут же вылезает профи, который отвечает, что я ничерта не понимаю в том, о чём говорю, надо оставить всё как есть, а мне надо учиться пользоваться или идти нафиг.

Наверное, когда дизайнер сказал, что рычаг переключения передач — это бред, и здравый смысл подсказывает, что человеку совершенно ни к чему быть частью механизма автомобиля, ему пришлось сначала пройти сто механиков-вадимов, пославших его подальше, пока не нашёлся механик-чикуёнок, который сказал: «Да, надо бы придумать, как от него избавиться».

Очень часто специалисты выдают своё нежелание думать и законстенелость мозга за осведомлённость и образованность. Ещё очень часто специалисты думают, что раз они знают причину какого-то плохого решения, то это автоматически делает его хорошим.

Если бы дизайнеры прислушивались к мнению таких специалистов — знатоков причин, мы бы до сих пор сидели за чёрно-белыми текстовыми мониторами с командной строкой (а уж согласно знаниям специалистов из каменного века, всё, что мы сегодня имеем, просто невозможно сделать). Совершенно очевидно, что у любого решения есть причина, в том числе и у плохого. Просто если какая-то причина мешает улучшению, специалисту нужно устранять эту причину, а не распираться от гордости за её знание.

Фотошоп: смешивание, маски, клонирование и рука

Привет, с вами стопятьсотый выпуск открытий в Фотошопе. Тут в основном то, что я уже давно знаю, но о чём почему-то ещё не написал.

Когда-то я узнал, что способы смешивания слоя можно переключать через Шифт-плюс и Шифт-минус, и думал, что это очень круто. Но можно ещё круче: Альт+Шифт+буква. Например, Альт+Шифт+S = Screen, а Альт+Шифт+M = Multiply.

Чтобы воочию увидеть растровую маску слоя и нормально поредактировать её, нужно кликнуть в неё с Альтом. Шифт-клик включает/выключает её. А Альт+Шифт-клик отображает её розовым цветом, как в режиме Quick Mask.

Клонирующим штампом часто хочется склонировать кусок под немного другим углом, например, если нужно заретушировать кусочек чего-то, что постепенно изгибается. Раньше я для этого делал копию слоя, поворачивал её, и клонировал уже оттуда. Жуть. Оказывается, всё проще, для этого есть специальное поле в панели Clone Source:

Панель Clone Source в Фотошопе

Ну и совсем недавнее открытие — это то, что можно удерживая H переместиться в документе, временно взлетев на высоту птичьего полёта.

Ховер из овер

Пришло время попрощаться с ховером. Больше нельзя делать, чтобы что-то ценное появлялось или срабатывало при наведении. С айпадами уже достаточно много народу, чтобы не рассчитывать на наличие у пользователя «наводимого» устройства ввода. И ясно, что число этих людей и устройств будет только расти (жалко только, что Эйч-пи сдулись, я думал, у Айпада появится хоть какой-нибудь конкурент).

Это хорошо: слишком часто появляющиеся при наведении элементы мы использовали чтобы прятать не очень удачный дизайн. Например вот в Эгее всё ещё используется наведение для редактирования и удаления комментариев, потому что я не нашёл нормального места для этих иконок. Пришлось пока там добавить условие, чтобы на Ай-ОСе «всплывающие» элементы показывались всегда.

Естественно, всякую обычную обратную связь, типа подсветки ссылок при наведении, надо делать и впредь. Безобидные всплывающие подсказки, которые показывают «чуть больше», чем видно просто так — это тоже ок. Но все функции должны быть теперь доступны без этого.

Кардин и вмешательство во внутренние дела

Реакция тупорылой русской номенклатуры на список сенатора Кардина по делу Магнитского: «Это вмешательство в наши внутренние дела! Посягательство на русский суверенитет! Мы составим ответный список американцев, которым не будем выдавать русские визы!»

Ответ сенатора Кардина на вопрос об отношении к ответному списку: «Российская власть может делать то, что она считает необходимым в том, что касается привилегий в собственной стране — это вопрос, по которому суждение высказывает правительство России».

Симптоматично, что русские чиновники считают своими «внутренними делами» что-то, что происходит в Америке.

Тои Дои: Mother Pitch

Тои дои (Toï Doï) выпустил блестящий ипишник Mother Pitch. Уже больше недели его слушаю, всё никак не могу успокоиться. Явно один из самых значимых релизов за последние годы. Как и со всей действительно хорошей музыкой, чтобы её расслушать требуется труд.

Тои Дои: Mother Pitch

Последний раз такое у меня было с «Интермеццо» Сабконшесмайнда (Subconsciousmind). Когда слушаешь-слушаешь и прям вдруг бац — и ты понимаешь, что вот же он, транс, которого тебе так не хватало! Все четыре трека очень хороши. И существенно, что тут не о конкретных секундах речь, а обо всём релизе в целом. Всё движение на протяжении всех четырёх треков — единое и неделимое. Редкий случай, что релиз очень цельный и собранный — и порядок треков не поменяешь, и слова из песни не выкинешь, — но при этом треки и по отдельности совсем не теряют смысла.

Первый трек, Frogs Party, начинается с отправки в специальное межгалактическое болото, там мрачно и вполне безшуточно. Восхитительный момент, когда после куска 1:30...2:07 начинается кусок 2:10...2:23. Переход в ощущениях — разительный, но что изменяется в самой музыке — расслышать очень трудно. Я специально переслушивал раз 8, пока не понял, что именно там происходит. Просто поразительно, как такая мельчайшая деталь в почти незаметных нюансах звучания одной нотки в совсем даже не первоплановой дорожке обеспечивает настолько радикальное развитие трека.

Второй трек, Oxigen, позволяет себе уже немного развлекать слушателя, особенно во второй половине. Пока он ещё не выстроился у меня в голове, чтобы рассказать про него подробнее.

Кажется, кульминация — в третьем треке, Worm Twist. Тут вдруг начинается совсем позитивчик и веселье, но при этом без малейшей доли попсовости, ну и по-прежнему в полном мраке, конечно. С 1:16 улыбка уже не покидает до конца. Причём, когда первый «полёт» к 2:34 заканчивается, то дальше трек начинает тебя водить за нос, но совершенно ясно, что все эти фокусы в 3:42, 4:08, 4:47 — это так, попытка отвлечь внимание от главного. И в 5:00 такой долгожданный и такой освежающий возврат к исходной теме. Чувствуешь себя ребёнком, которому родители разрешили ещё разок прокатиться на самом большом роллеркостере в парке. Но в последний раз!

А в четвёртый трек, D-Liss (Recycled Mix) — очень грамотный выход. Но такая самоуверенность у него, откуда, блин? У Тои дои, я имею в виду. Как после такого третьего трека можно так вот в 0:39 в четвёртом говорить, типа, ребята, я же совсем серьёзно! Как если бы мы сомневались? Этот трек — свет в конце тоннеля. В нём постепенно из космического мрака мы возвращается к Земле. Шавасана. В 3:15-то просто почти Dance of The Morning Sun Джи-лайта по настроению. Но только серьёзно.

Прочитал на форуме пси-ньюс, что, оказывается, большая часть материала была написана ещё в конце 90-х, а сейчас всю инженерную часть он переделал. Звучит очень правдоподобно. В результате получилось уникальное сочетание смысла и звука. Если это сэмплер с альбома, то я не знаю, что же нас ждёт на альбоме. Неужели ещё больше такой же вкуснятины?

Ах да, чуть не забыл. Это бесплатный релиз на Эктоплазме. И ещё он есть на Саундклауде.

Ранее Ctrl + ↓