Позднее Ctrl + ↑

Необходимый признак

Меня ещё раздражает терминология «необходимый признак» и «достаточный признак». Это придумал какой-то умник-заумник, который хотел, чтобы математика казалась очень сложной штукой, постижимой только теми, у кого есть борода (т. н. консилиумом бородатых дядек). Из этой же когорты (или плеяды) был человек, придумавший понятие конгруэнтности.

У нас в школе это называлось «свойство» и «признак». Свойство — это то, что свойственно объекту, а признак — это то, по чему его можно признать. Термин «необходимый признак» идиотичен хотя бы потому, что признать, например, ряд сходящимся, используя необходимый признак — нельзя. То есть необходимый признак не является признаком вовсе. Это делает его чем-то вроде телефонной трубки, отбойного молотка и стола справок.

Ну и, кроме того, эта терминология заставляет лишний раз задумываться над самой собой, вместо того, чтобы задуматься над сутью вещей. Она заставляет нас смотреть на вещи не с той стороны.

Например, «необходимый признак» равенства треугольников — это попарное равенство углов. Но это необходимый, но не достаточный признак! То есть признать треугольники равными ещё нельзя. То есть — бессмысленная информация.

Эта же информация приобретает смысл при формулировании её нормальным образом, например:

Свойство равных треугольников. У равных треугольников попарно равны все углы.

Теперь, решая какую-то задачу, и дойдя до того, что какие-то треугольники равны, мы сможем сделать выводы о равенстве углов. Или:

Признак неравенства треугольников. Треугольники не равны, если не равны попарно все их углы.

Теперь мы знаем, что если у треугольников попарно не равны все углы, то треугольники не могут быть равны.

О теоремах, данных без доказательств

Я учился в математической школе. Учился весьма посредственно, но, например, те, кого вовсе отчисляли, переходя в обычную школу, стабильно учились там на отлично без малейшего напряжения мозга.

Однажды для меня стало большим откровением, что в обычных школах некоторые теоремы и формулы давались без доказательства. То есть, людям просто говорили, что есть теорема Фалеса, а есть — формула Герона. А потом сразу давали задачи, которые можно было решить с их использованием. Это для меня было абсолютным разрывом мозга. Это не укладывалось в голове. Я совершенно не мог понять, какой смысл в том, чтобы проходить формулу, не выводя её — это же тогда просто бессмысленный набор букв и знаков. Ну или максимум «занимательный факт»: британские учёные выяснили, что.

Нас, помню, развлекал учитель математики, читая на перемене вопросы билетов экзамена по геометрии из какой-то там другой школы. Идея того, что в ответ на вопрос нужно тупо по памяти написать формулу или формулировку теоремы, представлялась смешной всему классу.

Позже в университете для некоторых моих одногруппников казалось странной необходимость доказывать теоремы или выводить формулы. По школьной привычке учить формулы наизусть эти люди учили наизусть и вывод формул, не понимая, что там происходит. При этом многие из них благодаря прилежности хорошо писали контрольные; боялись же они экзамена. У меня история была обратная: всегда было очень трудно попасть на экзамен, потому, что для этого надо было сдать зачёт, а чтобы допуститься на него, нужно было написать все контрольные в семестре. Терпения же и внимательности на решение практических задачек всегда не хватало.

Экзамены по математике в университете я сдавал на 4, 4, 4 и 5 (в четвёртом семестре была теория функции комплексного переменного, которую я обожаю).

Каждый раз, когда я сдавал листочек с ответами Олегу Геннадьевичу, напротив большинства пунктов задания он ставил минус. Потом, когда он вызывал меня отвечать, он спрашивал: почему не решили эту задачу? Я говорил: забыл формулу такую-то и откуда она берётся. Он говорил: ну, а если бы знали формулу, что бы делали? Я отвечал: нашёл бы то-то, подставил бы в формулу, выразил бы это через это и получил бы ответ. Он подсказывал: ну, вот если вы возьмёте то-то, представите это как сумму этого и этого, а потом домножите на то-то, то вы увидите, как вывести формулу. Я садился, выводил формулу, и он ставил мне плюсик, не дожидаясь, пока я решу собственно задачу. Потом мы переходили к следующему пункту... Почему, спрашивал он, не доказали теорему? Я говорил: я знаю, что при соблюдении таких-то условий она вытекает из того-то через то-то и то-то, но совершенно не помню, как от вот этой формулы делается переход дальше. Он говорил: ну дак дальше из того-то следует, что так-то и так-то... А! перебивал его я, ну точно же, и тогда мы сможем заменить это на это, и там то-то то-то сократится и останется как раз то, что нам нужно!

Люди учившие всё наизусть, частенько уходили с двойками, даже если на листочке напротив всего стояли плюсы: когда в ходе разговора выяснялось, что человек не соображает, листочек уже не имел никакого значения. Он ценил понимание больше прилежности, и понимающему человеку готов был прощать лень и плохую подготовку, за что я ему очень благодарен.

Теорема и её доказательство, формула и её вывод, данные в неразрывной связке, воспитывают навык видеть во всём здравый смысл. Не обязательно знать это всё наизусть, чтобы сформировать правильное отношение к математике. Важно, что математика существовала бы, даже если бы не было Пифагора и Фалеса, Эйлера и Коши, Остроградского и Гаусса. Всё работает так, как работает, с неизбежностью, а не потому, что кто-то так придумал.

Когда люди учат в школе теоремы без доказательств, они потом твердят, что факториал нуля равен 1 по определению. Знающие же то, что математика существует независимо от того, что написано в определениях, понимают, что факториал нуля равен 1 объективно, и он оставался бы равен 1, даже если бы об этом никто не написал в определении.

В математике так много разделов и направлений, и они так сильно взаимосвязаны, что практически невозможно придумать способ последовательного изложения всего этого, чтобы никогда не было необходимости ссылаться вперёд. Нужно быть готовым, что иногда тебе придётся поверить во что-то на слово, а уже позже убедиться, что это действительно так. Человек же, приученный всегда верить на слово, про вторую часть мгновенно забывает.

There is something in the air

Для тех, кто пропустил Макворлд. Стив Джобс рассказал о четырёх вещах (пересказываю по памяти, могу чего-нибудь напутать).

1. Тайм-машина

Стив пожаловался на то, что Тайм-машина не очень хорошо работает с ноутбуками в том смысле, что приходится втыкать-вытыкать внешние винты, и это не есть фан. В качестве решения предлагается новый продукт — Time Capsule. Это коробка с большим жёстким диском внутри (500 гигабайт или 1 терабайт, две модели), которая обеспечивает бекап через вайфай.

2. Эпл-тиви

Второй «тейк» Эпл-тиви (Apple TV Take 2) — это уход от комьютерной зависимости: приставка получила самостоятельность. Музыку, кино и другой айтюнсовый контент можно покупать прямо через экранное меню. Ну, нам это всё, конечно, по-барабану.

Небольшая деталь открывается в конце: второй тейк — это бесплатное софтверное обновление, а не новая коробка. Вдобавок, сами коробки теперь стали заметно дешевле (229 долларов в Штатах против прежних 299).

3. Айфон и айпод тач

Джобс объявил о новой прошивке 1.1.3, добавляющей в Айфон все уже известные благодаря недавней утечке фичи: определение местоположения в Картах (работать у нас, как я понял, не будет); таскание иконок на рабочем столе, веб-клип, отправка СМС нескольким людям. Вроде бы, что-то ещё.

Само собой, всем «нашим» обновляться не стоит, т. к. телефон сразу превратится в iBrick. Дожидаемся, пока выйдет какой-нибудь OktoPrep очередной для апгрейда до 1.1.3.

Айпод тач получает почтовый клиент и виджеты, но за дополнительную плату в 20 долларов.

4. There’s something in the air

There’s clearly something in the air. И этот something — это новый макбук: MacBook Air.

MacBook Air

Толщина в передней части — 4 мм; в задней — 19 мм. «Самая толстая часть Макбука Эйр тоньше, чем самая тонкая часть Сони», — говорит Джобс. Впечатляет, что у него встроенная камера — как раз там, где 4 мм. Про достоинства и недостатки ноутбука уже написал Павел Урусов.

Конечно, мы ждали большего. Предсказывали обновление линейки мониторов, появление планшетника. Хотелось увидеть новые более лёгкие, а не тонкие макбуки. Но наверное, на фоне предыдущего Макворлда трудно было бы нас чем-то впечатлить, да.

Про пьянство

Про алкоголь где-то встречалась мне фраза, смысл которой в том, что только имбецил может получать удовольствие от затуманивания собственных мозгов. Ложность этого высказывания подтверждается тем, что такое удовольствие умудряются получать многие знакомые мне люди, которых я считаю вполне умными, однако у меня всё равно не укладывается в голове, как можно в собственный организм сознательно тащить отравляющие вещества, от которых, к тому же, дурно пахнет.

Я про всё это вспомнил, послушав вчерашнего Радзиховского (где он вообще-то отвечал на вопрос о запрете рекламы курения, но эту часть я пропускаю):

Сейчас юбилей хорошего фильма Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром» — это открытая, а не скрытая реклама алкоголизма в чистом виде. Вообще в российских фильмах пьяниц изображают самыми симпатичными людьми, самое милое и очаровательное, что происходит — это когда напиваются как свиньи. Вот как-то не показывают фильмы, когда человек бы выблёвывал из себя отвратительного цвета и запаха зелёную жидкость и его по щекам била мать ребёнка — такого не показывают. Зато очаровательные пьяные разговоры, очаровательное пьяное общение — будь то общение академиков, бомжей, или академиков с бомжами, или бомжа с академиками — это продолжается под разговоры о вымирании России, о геноциде нации и прочем бреде. Вот вместо этого бреда надо было бы бороться не только, конечно же — что абсолютно необходимо — с рекламой табака и не только давать жёсткие запреты на курение, но беспощадно бороться с косвенной, и потому особенно сильной рекламой пьянства и алкоголизма и выбивать из башки у людей представление, что только пьющий человек в России является человеком.

Я очень рад, что с начала года многочисленные сограждане отбывают административный арест за управление автотранспортом в нетрезвом виде. Я бы ввёл закон, согласно которому управление автотранспортом в нетрезвом виде, вдобавок к административному аресту и штрафу, подразумевает лишение водительских прав навсегда без какой-либо возможности восстановления. Я бы также полностью запретил все виды рекламы спиртных напитков, включая их антирекламу.

Когда-то на «Серебряном дожде» шли ролики типа «не садитесь за руль, если выпили» (может до сих пор идут — не знаю). Каждый раз, слушая их, я думал: неужели люди — такие непрошибаемые, беспросветные, запредельные дебилы, что с ними нужно как с безмозглым быдлом говорить вот таким вот тоном: «ну пожалуйста», «подумайте о других», «не делайте этого»? Амёбам подсказывают: «лучше вызовите такси» или «попросите сесть за руль друга» — естественно, целевая аудитория роликов догадаться до столь гениального решения самостоятельно не сможет. Звучит как если бы население уговаривали «пожалуйста, не засовывайте голову в унитаз и не нажимайте на слив после этого». Зачем убеждать полностью лишённое мозга существо не совершать кретинских поступков?

Про зум на Опере мини

One advancement that is important on the small screen is Opera Zoom beta. This is basically what is in Opera Mini 4 and will be in Opera Mobile 9, and similar to what debuted in the Wii (which was out before iPhone, so no it is not a copy of that).

Но главное преимущество операминиевского зума над сафаревым, как я уже, кажется, говорил, не в том, что он появился, как выяснилось, всё-таки, раньше, а в том, что он избавляет тебя от горизонтального скроллинга, форматируя всегда текст текущей колонки так, чтобы он по ширине влезал в экран.

А вообще статья по ссылке про то, что выпущен SDK Оперы 9.5 для производителей, которые хотят встраивать Лучший Браузер™ в свои устройства.

Обновление схемы метро

В связи с позавчерашним открытием «Строгина» обновил свою схему.

Вместо того, чтобы тупо заменить пунктирную линию сплошной, я довольно серьёзно переработал весь запад и северо-запад (Красная пресня — Фили — Кунцево). В результате там всё стало смотреться аккуратнее и компактнее.

В соответствии с последними планами метрополитена (за информацию спасибо Юрию Гридчину) Солнцевская линия теперь идёт от Парка Победы, а не от Юго-западной как раньше. Электрозаводская станция отмечена как закрытая на реконструкцию. Плюс много мелких эстетических улучшений.

И, схема, наконец, переименована в «Схему московского метро» и снабжена логотипом последнего!

Переключатель Ring/Silent на Айфоне

Когда Джобс на Макворлде-2007 показывал, что на телефоне сбоку есть механический переключатель Ring/Silent, я подумал, что это клёво, но недостаточно гибко.

Вот на Нокии были профили (в дебильной русской версии — «режимы»), когда можно было выбрать несколько комбинаций рингтона, его громкости и наличия вибры и потом переключаться между ними. Я вот обычно хочу, чтобы был и звук, и виброзвонок.

С другой стороны, возможность выбирать разную мелодию звонка в отличие от включенности вибры казалась мне скорее недоразумением.

В любом случае, оказалось, что в Айфоне в настройках независимо включается вибра для положений Ring и Silent:

Настройка звука

Сам переключатель двигается не вверх-вниз, а в влево-вправо:

Ring

Если он выровнен по регулятору громкости, то это Ring, а если нет — то это Silent.

Silent

Когда переключаешься на режим Silent, телефон слегка вибрирует, давая тебе сигнал: «вас понял, буду молчать».

К сожалению, замены фиче Timed profiles тут никакой нет.

Айфон на Макворлде-2007 и сегодня

Айфон был впервые представлен на Макворлде-2007. Я заметил несколько отличий в интерфейсе между тем, что показывали тогда, и тем, что лежит у меня на столе — и все они в мою пользу.

Первое — для разблокировки телефона нужно было включить его кнопкой Sleep/Wake и потом сделать Slide to unlock. Сейчас включить его можно не только кнопкой Sleep/Wake, но и кнопкой Home, что многократно удобнее.

Второе — фотография звонящего отображалась в маленьком квадратике в углу:

Старый экран звонка

Казалось нелепостью, что фоном на таком шикарном экране показываются бессмысленные обои. К счастью, в моём Айфоне такой проблемы нет. Когда мне кто-нибудь звонит — например, Стив Джобс, — я вижу вот такую картинку:

Новый экран звонка

И во время разговора фоном всегда остаётся фотография человека.

А ещё на Макворлде они не сказали про даблклик по кнопке Home для мгновенного вызова избранных контактов или айпода, что, на мой взгляд, очень важно. Видимо, этой фичи тогда тоже не было.

На самом деле я не знаю точно, появились ли эти фичи в Айфоне к моменту выпуска или в одной из последних прошивок; вполне может быть, что владельцы телефонов со старыми прошивками чего-то из этого не имеют.

Несколько вещей про Айфон

Когда срываешь плёнку у аппарата при распаковке, он сам включается, не нужно нажимать Sleep/Wake. Может, конечно, я случайно как-то её нажал, но мне приятнее думать, что это просто такая фишка, что он знает, когда плёнку сорвали. Приятно и то, что из коробки аппарат был полностью заряжен.

Поскольку покупался телефон в Штатах, зарядник к нему идёт тоже для штатовской розетки. Когда я это увидел, я расстроился, что придётся теперь бегать и искать переходник где-то. Потом выяснилось, что он заряжается от УСБ, а ещё чуть позже я обнаружил, что он заряжается только от УСБ, а зарядник представляет собой переходник 220 -> УСБ (ну, или 110).

Когда Айфон заряжается, виброзвонок продолжает работать. Нокиавский бред с пропаданием виброзвонка при зарядке здесь отсутствует.

Айфон сам переключается между GPRS/EDGE/Wi-Fi так, чтобы интернет работал максимально быстро — не нужно ничего переключать. Естественно, это работает, только если видимый телефону вай-фай уже хоть раз использовался и пароль к нему прописан.

Когда приходит эсемеска, айфон отображает её прямо на экране имени Slide to unlock. Мне это очень нравится, но есть люди, которых смущает аспект прайвеси: скажем, сидишь ты на встрече, телефон рядом лежит на столе — все увидят что тебе пишут. На самом деле, чтобы проблему решить, достаточно просто перевернуть телефон экраном вниз. А отключить эту фичу совсем смогут только настоящие параноики: соответствующая галочка становится видна в Настройке только если поставить пароль на разблокировку устройства.

Фотки можно смотреть в режиме слайдшоу. Временной интервал между переключениями настраивается. Если очередная фотка оказалась горизонтальной, а ты держал телефон вертикально (или наоборот), то после того, как ты повернул телефон на бок, он подождёт немножко дольше, чтобы компенсировать то время, которое ты потратил на поворот.

Если указать у человека в Контактах день рождения, то в Календарь эта дата не попадает, и никаких напоминаний телефон не предлагает, что довольно странно. Выходит, что это поле сделано просто для галочки.

Заляпанность экрана пальцами видна только когда экран выключен и только если поймать угол. Она совершенно определённо никогда не мешает на него смотреть. Экран настолько яркий и чёткий, что невозможно придумать способ заляпать его настолько, чтобы это было видно. Кстати, концепт тыкания в экран пальцем вообще очень интересен: впервые заляпанность перестаёт восприниматься как неаккуратность и начинает выглядеть естественной вещью. В экран нельзя тыкать не пальцем: он просто игнорирует нажатия стилусом или любым другим предметом. То есть экран заляпывается by design. Это достойный ответ заворачивальщикам пультов в полиэтиленовые пакеты.

Кстати, последнее означает, что телефон не нужно блокировать при убирании в карман. Сколько не трись он об джинсы там, ничего не случится. Поэтому можно поставить автоматическое отключение экрана через 2 минуты бездействия (из соображения экономии батарейки) и просто убирать телефон в карман, когда он не нужен.

Оформление московских станций

Приходят письма к нам в редакцию:

Как вы оцениваете сами декоративное оформление новых московских станций? Просто мнение Лебедева я уже читал, хочется вашего послушать.

Когда оформление из раза в раз делается таким, что как ни повесь указатель следующих станций — получится уродство; таким, что схеме метро никогда не находится места на платформе; таким, что колонны экстренного вызова всегда смотрятся чужеродными как НЛО; таким, что название станции практически никогда не видно из вагона поезда, обсуждать его художественную ценность, на мой взгляд, совершенно бессмысленно.

Ранее Ctrl + ↓