Реклама и пропаганда
Тёма пишет: «Любая реклама — пропаганда». Для его мысли это окей, но на самом деле это не так. Люди часто путают рекламу и пропаганду, например, сравнивают ролики «заплати налоги и спи спокойно» с рекламой Айфона.
Какая разница? Капитальная.
Реклама обращается в интересу человека, она в его мире. Может она и врёт, но если она не будет убедительной, человек не купит Айфон. Уж точно человек не купит второй раз, если продукт ему не понравится. У человека всегда остаётся выбор.
Пропаганда говорит человеку, что его интересы не важны. Пропаганда нужна, когда добровольно человек не делает то, к чему она призывает. Тебя призовут в армию в любом случае, а пропаганда про «долг Родине» нужна, чтобы ты поменьше возбухал.
Итак. Если у вас есть выбор, то перед вами реклама. Если нет — пропаганда.
а выбор есть всегда.
Илья, к сожалению, у вас ложный посыл и ложный вывод. Реклама не всегда оперирует существующим интересом потенциального потребителя, порой она может его формировать. Если реклама и весь комплекс маркетинга действительно эффективны, бОльшее количество людей покупают то, что им не нравилось прежде, вновь и вновь. А пропаганда — это всего лишь распространение мыслей или идей, и они могут совершенно не про политику. Таким образом реклама в отдельных случаях быть пропагандой, но все таки реклама — это реклама, а пропаганда — это пропаганда, и выбор тут не при чем.
Я могу выключить телик в любой момент, но это же не значит, что там нет пропаганды. То есть у меня есть выбор смотреть или нет.
Пропаганда — это внедрение идеи, мнения. В интернете мне внедряют мнение, что Леша хороший, а Вова плохой, по телевизору — наоборот. И идет борьба идей и мыслей которые мне внедрят. С этой точки зрения реклама (возможно не каждый рекламодатель ставит перед кампанией такую цель) старается стать самым массовым источником внедрения своей идеи о том, что этот продукт мне просто жизненно необходим.
Пропаганда здорового образа жизни? Пропаганда курения?..
кстати, где-то прочитал, что Кока-кола мотивировала блогеров написать статьи о том, что кола в небольших ежедневных дозах полезна для здоровья. Тем самым компания хотела увеличить спрос на баночки колы. Не знаю, правда это или нет, тут не это важно, а то, что такие методы и есть пропаганда чистой воды. Ты покупаешь колу каждый день, ты доволен, ты убеждаешь себя и других в целебных свойствах газировки. Но это же обман.
«Не знаю, правда это или нет, тут не это важно»
Я в восторге от этой ремарки.
Ой, ты же комментарии открыл, зачем я тогда в ВК пишу? :)
Словари с тобой не согласны. Термин шире. И пропагандисты сегодня не только от государства, и евангелисты не только от религии.
У вас, Илья, в голове устойчивая связь пропаганды с коммунистическим режимом и насилием над личностью. Меж тем, коммерческая реклама является разрушительной вещью, заставляя человека следовать ложным, навязанным ему «ценностям», тратя на них своё здоровье и труд. «Купи, ну купи же!» И он купит, не Айфон, так Андроид (главное, чтобы «не хуже, чем у Джонсов»), хотя в повседневной жизни 90 процентов функций ему не нужны.
Илья! Реклама создает желание купить. Пропаганда создает желание голосовать, поддерживать или присоединяться к. И та, и другая должна эксплуатировать интерес человека, иначе не будет работать.
«Заплати налоги и спи» содержит обращение к интересу человека: вот тебе лекарство от беспокойства. То же без обращения к миру человека звучало бы: «Каждый должен платить налоги — заплати налоги».
А «когда добровольно человек не делает» — это уже сфера работы исполнительной власти, а не картинок и видео-роликов.