Транспорт в Челябинске

Одна из самых волнующих меня тем — городской общественный транспорт и связанная с ним инфографика. В любом городе за границей, куда я приезжаю, я делаю больше фотографий на остановках и в метро, чем во всём остальном городе. Отдельно я балдею от всего, что связано с транспортом Лондона: такой любви и заботы о пассажирах я не видел больше нигде.

Вот так выглядит остановка «улица Энгельса» в Челябинске:

Транспорт в Челябинске

А я хочу, чтобы она выглядела ну хотя бы вот так:

Транспорт в Челябинске

Чтобы это сделать не нужно ни космического бюджета, ни федеральной программы, ни одобрения партии. Нужно просто, чтобы появился кто-то, кому не наплевать. Почему-то в России транспортной графикой заняты люди, которые не любят и не умеют её делать, и, хотя здесь есть куча прекрасных дизайнеров, их к этой работе никто не привлекает.

Город заинтересован в том, чтобы больше людей пользовалось общественным транспортом, но люди либо пользуются им от отсутствия выбора, либо в гробу его видали. Чтобы заставить тех, кто мог бы поехать и на машине, выбрать автобус, нужно, в частности, сделать его понятным. Я слышал, что на каких-то маршрутах у нас собираются организовать вайфай — это очень круто, но я бы начал с более базовых и более дешёвых вещей: предоставления людям качественной информации о маршрутах.

Я создал лучшую схему московского метро, но москвичам приходится читать их официальное уродство. Моя экспериментальная схема челябинских трамваев и троллейбусов понравилась даже в администрации города, но практических последствий из этого не случилось. А карта маршрута поезда «Южный Урал» до сих пор остаётся немым укором всему РЖД вместе с его ребрендингом.

Если «город» сочтёт это полезным, я хотел бы потихоньку заняться реальной графикой, которая висит на остановках и в транспорте, а не просто картинками для моего сайта.

Конечно, за год и даже за 10 лет весь Челябинск в Лондон не превратишь. Но если через 10 лет он станет немножко ближе — это тоже прекрасно. Я бы начал с малого. Например: разместил бы современные схемы на несколько остановок в самом центре. Потом наклеил бы схемы внутрь автобусов самых важных маршрутов. Потом сделал бы что-то хорошее на автовокзалах. И постепенно бы улучшал и расширял всё это, непрерывно слушая комментарии пассажиров.

Из других дизайнерских задач, которые городу надо как-то решать — уличные таблички (у нас они отвратительны), дорожные знаки (на развязках у нас невозможно понять, куда ехать), праздничный креатив (всякие казённые поздравления ветеранов с 9 мая).

Подписаться на блог
Отправить
Запинить
Дальше
37 комментариев
Александр Смирнов 2011

(И опять) не зря заглянул! Передам ВКонтакте.

Александр Девиченко 2011

Илья, то, что вы делаете, безусловно, круто. Но вот это не в бложик надо писать, а в исполком. Ну или на прием там записаться и рассказать.

Сергей Иванов 2011

Только граффити на пилоне следовало не замазывать, а переносить на расписание. :)

Илья Бирман 2011

В действительности следует просто вешать соцрекламу, если нет коммерческой — тогда рисовать будут меньше.

Антон 2011

Заебешься такую хрень обходить, чтоб в маршрутку попасть.

Суть поста, конечно, не в этом, но тем не менее.

Борис Морозов 2011

По-моему, это системный кризис доверия молодым специалистам, он касается абсолютно любой стороны общественной жизни.

alxt 2011

А вот http://mymaster.livejournal.com/ смог провести некоторые свои идеи касательно транспорта через администрацию г.Самара.

Alex 2011

Илье — браво, даже столб отчистил.
А зачем урну-то перекрасил?
Еще думаю, наш народ, увидев такие чистые и большие указатели, не устоит перед соблазном что-нибудь на них нарисовать :(
Ну и по финансированию — в масштабах одной таблички затраты может и небольшие, но в масштабах миллионника — уже будет ощутимо. А денег, как обычно, у наших муниципалитетов на подобные «игрушки» нет, лучше плитку возле администрации еще раз переложить :)

Илья Бирман 2011

Ну подумаешь, нарисуют, так что ж теперь, всегда в дерьме жить? Новые повесим, через какое-то время перестанут рисовать.

В масштабах миллионника это делать и не нужно сразу, нужно начать с нескольких остановок.

Глеб Радченко 2011

Может быть можно через частные компании на это дело выйти? Типа как Интерсвязь вешает номера квартир на подъездах, параллельно размещая свою рекламу.

Сергей Розенблат 2011

Это надо создать настолько продуманный и окончательный дизайн, чтобы пока в течение многих лет оно будет внедряться, не пришлось бы вносить изменения в уже сделанные вещи.

Илья Бирман 2011

Как раз нет ничего страшного в том, чтобы корректировать это постепенно. Тем более, маршруты и расписания тоже меняются, всё равно эта система требует поддержки. Вносить улучшения в дизайн можно одновременно с изменениями в содержании.

Владимир 2011

По идее в нашей стране с таким желанием надо идти в администрацию города на приём или на совет депутатов, если бывают открытые слушания.
Но в реальности, надо понимать, что скорее всего поддержки не найдёшь. Поскольку никому уполномоченному от табличек профита не будет, а одна головная боль.

Илья Бирман 2011

А в чём головная боль?

Кактус 2011

А нахрена там герб Челябинска? Он занимает столько места, делая массивную конструкцию еще более массивной, а толку от него как от любого другого графического мусора. С тем же успехом, там можно нарисовать смешариков, например. Пользы столько же.

Ах да, все равно засрут. Черный маркер хорошо виден на белом фоне.

R. Schweppes 2011

«Я создал лучшую схему московского метро…»
Лебедевская не в счет?

Илья Бирман 2011

Почему не в счёт?

Владимир Мирошников 2011

Пара вопросов:

  1. Зачем в таком размере и расположении герб Челябинска? Страшный как чОрт, и противоречит всей концепции. Плюс то, что он снизу — означает что он будет всегда в грязи.
  2. Антивандальное: белый фон это прекрасно для читаемости, но он, во-первых, сильнее пачкается, во-вторых, бестолковые граффитисты его изрисуют тэгами. К сожалению, у нас в стране художников, подобных Бэнкси, мало, а школоты с маркерами — много.
    Илья, а вариант с вывороткой не рассматривали?
Илья Бирман 2011

Владимир, ну чё мы дизайн-то обсуждаем :-) Не в нём же сейчас суть. Можно все требования учесть и всё равно сделать круто.

Владимир 2011

Головная боль: утвердить, заказать, смонтировать сотню разных таблиек, поставить на баланс с обслуживанием. Это всё разные организации делают.
В этом ключе вайфай ставить интереснее — автопарк всё будет делать сам и город денег больше даст, это же Закупка Оборудования.

(Прошу учитывать, я не представляю как точно в Челябинске усторено городское управление)

Евгений Лазарев 2011

Илья, дизайн и инфографика — это прекрасно.
К сожалению, в России очень сложные условия для развития этого: начиная от сурового климата, заканчивая развитым вандализмом.
Очень бы хотелось, чтобы русский дизайн не был калькой зарубежного, а *решал реальные проблемы*. Твой дизайн, к сожалению, эти проблемы просто «игнорирует». Поэтому даже если такие таблички будут сделаны, они не приживутся.
Дизайном нужно решать проблемы.
Попробуй решить их. Вот задача, достойная решения.

Дмитрий Аркатов 2011

За урну зачет ;-)

R. Schweppes 2011

Почему не в счёт?

А что ты имел ввиду под фразой «лучшая схема московского метро»: лучшая, чем сейчас в вагонах висит, или лучшая в мире?

Дима 2011

Илья, подскажи, пожалуйста, где и что почитать о Системах ориентирования. Буду очень благодарен.

Кирилл 2011

По поводу схемы московского метро: на вашей схеме ведь совершенно непонятно устройство пересадочного узла на «Библиотеке имени Ленина» и на «Театральной». Почему же она лучшая?

Илья Бирман 2011

Ну, вот например поэтому.

Сергей К. 2011

Илья, вот ты урну перекрасил, чтобы в глаза не бросалась, но зато нарисовал этого верблюда, который бросается. Он не должен бросаться и занимать столько места, потому что не функционален. Особенно если он будет на каждой остановке.

Как ненавязчиво совать герб города в каждый угол городской среды, нужно учиться у Стамбула. Например, они его выжигают на городских деревянных скамейках. Кстати, тебе должен понравиться сам город (istanbul.skirienko.info).

Илья Бирман 2011

Как же я его там посмотрю, там 100500 мелких картинок без подписей.

Сергей К. 2011

> Как же я его там посмотрю, там 100500 мелких картинок без подписей.

Я имел в виду — съезди сам посмотри, хороший город.

Виталий Ткачук 2011

Это именно системный кризис доверия молодым специалистам.
Вот когда они умрут...

Станислав 2011

Пользуясь случаем, отдельный привет хочу передать авторам мигающих бело-синих инсталляций на столбах вдоль всех центральных улиц.

Захар Кириллов 2011

Может быть я сейчас глупость спрошу, но что мешает взять и сделать? Вся городская навигация всё равно ведь время от времени заменяется — из-за вандализма, изменений в маршрутах и организации движения и т. п. Что мешает прийти в администрацию и начать реализовывать свои идеи?

Илья Бирман 2011

Инициатива должна исходить из администрации, потому что если это надо будет только мне, это не выживет.

Евгений Константинович 2011

Ух это конечно всё хорошо. Но на самом деле есть проблема по серьёзнее. В этом году нужно опасаться трамваев и троллейбусов (у автобусов тот же косяк я так думаю). В прошлые года на всём подвижном составе планово менялись тормозные колодки, а в этом году этого не делают (причину упоминать нет смысла — не в финансирование жеж дело,а в том что депо покупают одни и те же запчасти у перекупов которые покупают их у работников депо — всё по кругу). Так что чую я этой зимой маршрутки ещё больше вытеснят общественный транспорт с наших суровых Челябинских дорог :(

Shoorick 2011

А ещё общественном транспортом не совсем удобно пользоваться, когда едешь в маллознакомое место: почему-то бубнилка у водителя весьма неразборчива. Или тиха. А в маршрутках, которые я и за транспорт-то не считаю, вообще никто никаких остановок не объявляет.

Евгений Константинович 2011

потому что если это надо будет только мне, это не выживет.

Илья, а давайте соберём народ и пойдём все вместе? Ведь не мало и не самых простых людей способны вас поддержать. И не мало контор поддержит такую идею. У нас напр. работает Артур, у которого готова работа по трамваям Челябинска (он в том году заканчивал помойму ЧГИ), там уже даже делать та ничего не надо, надо только реализовывать...

Половцев В. А. 2011

Внятные схемы маршрутов на остановках и в салонах?! Да вы что!!! И лишить пассажиров возможности играть в увлекательную социальную игру: «Мне нужно на Куйбышева 30, через сколько остановок выходить? Как пятёрка не идёт на Куйбышева? А что идёт? Пятый трамвай, а не автобус? Пропустите, я выхожу!»

Артур Валиуллин 2011

Да, начать нужно с малого, закупить комфортные автобусы, а только потом заниматься схемами.

Муслим Джабраилов 2011

Прям как папка завещал.

Кирилл 2011

Боюсь, что ждать, пока администрация сама проявит инициативу, придётся вечно.

Неравнодушный к окружающей среде Владимир Злоказов (http://livestreets.ru/) из соседнего Екатеринбурга пошёл другим путём. Он постоянно пишет в администрацию, готовит презентации и ходит с ними на градостроительные советы. Сначала я не верил, что из этого хоть что-нибудь выйдет, однако сейчас чиновники всерьёз рассматривают возможность реализации отдельных предложений Владимира. Есть шанс, что в результате Екатеринбург станет немного удобнее и безопаснее.

За окружающую среду придётся бороться. Но ведь верно выше пишут — вы не единственный, кому это нужно.

Можно создать сайт, раскрутить тему в блогах и СМИ (и попросить читателей обращаться в администрацию через их сайт), собрать большое количество подписей... Возможно, сейчас удачное время: можно попытаться протолкнуть идею как подготовку к чемпионату по дзюдо (хотя полгода, конечно, слишком малый срок для реализации подобной программы). Город скажет, что денег нет (на общественном транспорте у нас стараются сэкономить по максимуму) — подключить бизнес (вместо полосы с гербом Челябинска можно разместить рекламный блок).

feodor-sinoptik 2011

В районе Выхина на некоторых остановках первого или даже нулевого формата цветные схематические плакаты под стеклом ещё в том году появились, на которых крупно расписаны остановки каждого автобуса, что мимо едет (что неплохо).
А на большинстве всех остальных остановок то же самое 1+0 на А4 (что никак)

Алексеев Дмитрий 2011

хохо автор удаляет нелестные комментарии, критика неприемлема????

Илья Бирман 2011

Вы что, слепой? Тут половина комментариев — критика.

Сергей Дроганов 2011

За чаем подумалось, что при создании современных схем давно следует указывать ссылку на мобильную версию. Как бы хороша ни была схема с собой ее не утащишь.

Олег Томенко 2011

Привет, Илья.
Удачи тебе в этом нелегком деле. Я пытался начать это делать у себя в Донецке, описал проект (http://tomenko.com.ua/donetsk2012), отдал на рассмотрение чиновникам, но они со мной даже не связались. Хотя «народные массы» меня поддерживали, и презентацию я проводил, все вроде шло к тому, что все нормально.

Возможно, решения были не совсем фантастические (хотя они очевидно лучше тех, что есть), возможно не хватило слов донести до мэра полезность этого проекта, но вот он оказался никому не нужным. Вместо этого у нас на остановках висит вот такая херь: http://tomenko.livejournal.com/102105.html и http://tomenko.livejournal.com/103551.html

Валерий Бурдаков 2011

У Вас нет реального понимания причин отказа от изменений, которые Вы предлагаете, я так понял.

Попробуйте зайти с другой стороны. В любом городе всегда есть люди, которые способны поговорить с администрацией города и повлиять на неё в определённом направлении. Они общаются на уровне услуга за услугу, ответной услугой может быть дизайнерская услуга или что-то подобное. Перед встречей с такими людьми нужно основательно подготовиться, дабы они сами убедились что разговор имеет смысл.

Валерий Бурдаков 2011

Да, за причины: нужно реально понимать причины отказа в содействии, иначе это будет непонимание с двух сторон. Городские власти буду Вас футболить куда подальше с мыслю мол этот человек не понимает всей ситуации и куда-то ломиться и Вы будете ломиться в желаемом направлении и не понимать причин отказа в добрых намерениях.
Причины отказов легче выяснить, так как уже не требуется разговор с лицами, которые принимают решения, возможно обойтись и приближенными к ним.

Мои книги