Избранное

Позднее Ctrl + ↑

Может, не все видят красоту?

Я всё думал, зачем девушки так много красятся, делают причёски, придумывают увеличение губ — ведь они и так красивые. Я не про особый повод «нарядиться» — это понятно, а именно про мнение, что это обязательно нужно делать каждый день.

И тут недавно у меня вдруг сверкнула мысль: а может просто большинство людей слепые и не видят нихера? То есть мне просто раньше не приходило в голову, что, может, мужчины смотрят на красивых женщин и не видят красоты?..

Точно так же, как не видят двойных пробелов в тексте, или когда знак рубля не того шрифта, или цены не выровнены нормально, или наклейка криво налеплена. Просто их взгляд вообще не отмечает этого, и им нужны какие-то другие признаки бинарные, типа «губы накрашены → красиво».

Может, мне просто повезло, что я вижу и так?

Незамкнутость интерфейса полотенцесушителя

На старом полотенцесушителе у меня был только выключатель, а на новом — целых три кнопки. Нижняя включает и выключает, средняя выбирает температуру, а верхняя — время работы. Температура последовательно выбирается из низкой, средней и высокой, а время — из ∞, 2, 4 и 6 часов. Внимание, вопрос: как работает выбор времени?

Допустим я выбрал 4 часа. Захожу через три часа в ванную, а полотенце ещё мокрое. Думаю: «надо подольше посушить», и переключаю на 6 часов. В какой момент время пошло? Стали ли сейчас заново отсчитываться шесть часов или предыдущий таймер продлился на час? Если продлился, то что будет, если я долистаю до 2 часов?

Незамкнутость откуда не ждали! Обычно такие интерфейсы придумывают начинающие дизайнеры, но их не берут в работу, потому что уж инженер-то понимает, что в интерфейсе нет внутренней логики.

Кстати, нагородили целых три кнопки, но при этом режима «всегда работать на низкой температуре, но когда надо включать „буст“ на 2 или 4 часа» — нет.

На интерфейсном курсе: оговорка, что интерфейс — это не всё

Небольшой спич про то, почему вообще интерфейс не обязательно должен быть хорошим, но на курсе по интерфейсу — обязательно. Две минуточки:

Это фрагмент № 106 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 17 марта 2023 года.

До 30 июня идёт запись на курс, который пройдёт с 1 по 30 июля.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Екатеринбургская лекция про полезные сайты

Непонятно, как так получилось, что я не выкладывал такую вот лекцию про полезные сайты из 2018 года:

00:00 Интро
19:57 Часть 1. Лучше рассказать о продукте
40:09 Перерыв
50:08 Часть 2. Повысить доверие
1:43:18 Вопросы

Ещё непонятно, почему у меня там голос дрожит. Зато лекция важная! Поделитесь с коллегами обязательно.

Дизайн советского секундомера

Этот секундомер достался мне по наследству от деда:

Это очень ценный предмет, который приятно держать в руках и на который приятно смотреть. Он лежит у меня в одном ящике с первым Айфоном. Но, в отличие от первого Айфона, этот секундомер я реально иногда использую для засекания времени.

Хочу обратить ваше внимание на три вещи, связанных с дизайном циферблата.

Во-первых, у него очень красивые деления на большой, секундной шкале. Каждая секунда разделена ещё на пять «подсекунд», причём их деления нанесены со сдвигом и образуют приятный орнамент. Секундные деления, кратные пяти, нарисованы немного жирнее остальных.

Во-вторых, интересно сделана маленькая, минутная шкала. У неё есть сплошная обводка, и она вырезает из секундной дырку, нагло закрывая куски пятёрок. Длинными сделаны деления, кратные пяти, но не десяти; а вот деления, кратные десяти сделаны, снова, чуть жирнее и подписаны числами. Шрифт немного другой — посмотрите на двойку, — но явно нарисован той же рукой.

В-третьих, на нём есть пиктограмма секундомера! Я не могу найти этому никакого объяснения, кроме как «не придумали, чем заполнить пустоту», но выглядит хорошо.

Ах да, Made in USSR написано по-английски.

Обращение в Минздрав России по поводу знака о запрете курения

Это обращение касается приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.02.2021 № 129н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов и к порядку его размещения» и связанной с ним практикой оформления пассажирского транспорта.

Приказ строго регламентирует положение, размер и даже графический дизайн знака о запрете курения — детально описано, как именно должна выглядеть сигарета, элементы дыма:

Приложен образец:

Написано «рекомендуемый образец», но с учётом текста выше это выглядит как единственный возможный вариант. Как правило знак размещают ровно таким:

Чтобы чёрную сигарету было видно на тёмных и прозрачных дверях, приходится всегда сохранять даже белую подложку. В данном случае лучше бы смотрелась белая сигарета на прозрачном фоне.

В результате таких жёстких правил страдает оформление транспортных средств: знак о запрете курения оказывается самым крупным и заметным элементом оформления, уступая другим обозначениям. Кроме того, его приходится размещать на каждой двери транспортного средства:

Перевозчики боятся внедрять более компактные и спокойные обозначения, опасаясь штрафов. Это ограничивает возможности региональных транспортных властей по внедрению дизайн-кода, брендирования транспорта, единой экипировки и т. д.

Понимая значимость и поддерживая ограничение курения, хочу отметить, что в повседневной жизни проблемы курения на транспорте сейчас нет. За годы, прошедшие с запрета курения в помещениях в России, люди успели к нему привыкнуть, и необходимость в столь ярком сообщении о запрете исчезла.

В связи с вышеизложенным прошу вас рассмотреть возможность издать новый приказ, разрешив областным и городским транспортным властям самим регулировать вид и положение знаков о запрете курения на транспорте. В том числе, размещать его только один раз на транспортном средстве (у центральных дверей, но не обязательно на самих дверях), согласовывать по размеру и стилю с другими знаками, не обводить в кружок.

Пример того, что хотелось бы считать разрешённым вариантом:

Проблемный скеоморфизм

Рассмотрим такой фрагмент студенческой работы:

Пицца лежит на листке в клетку, точнее, не лежит, а, судя по тени, парит над ним. Со школы мы хорошо знаем, что клетка имеет размеры 5×5 мм, поэтому пицца у нас получается диаметром с ширину со средний Айфон. Это никто не считает специально, но просто эта клетка на фоне делает пиццу маленькой. Там, конечно, и выбрана «Маленькая» внизу, но всё-таки даже очень маленькую пиццу я представляю как в два-три раза большую, чем эта.

К самой переключалке размеров вопросов ещё больше. Переключалка нарисована на бумаге тем же способом, что клетка, но при этом выбранный вариант «Маленькая» отбрасывает тень, то есть находится выше бумаги. Но тень он отбрасывает только внутрь шахты переключалки, а за её пределы не отбрасывает. Получается, что на самом деле эта шахта утоплена, а лифт «Маленькая» находится на том же уровне, что бумага? Нет, такого тоже быть не может, ведь внутри самой шахты никакой тени нет. Ладно, может это всё плоское, от лифта никакая тень не падает, просто вот такой эффект нарисован на бумаге? Но этого тоже не может быть, ведь это интерактивный, двигающийся элемент. Напечатанное на бумаге так не может.

Отдельный вопрос — нафига этой «плоской» штуке на бумаге понадобилась тень, когда рядом есть рыжая кнопка «Добавить в корзину», под которую явно уплывают ингредиенты, но она легко обходится без тени.

Если вы взялись играть в скеоморфизм, нужно быть внимательными. Недостаточно просто сделать какие-то текстуры и тени. В скеоморфическом мире есть свои законы и правила, которые нужно соблюдать, чтобы получалось хорошо и последовательно.

Кстати, это ещё и очередной пример тесного интерфейса.

Выключение аудио при смене приложения на Айфоне

На днях я писал про воровство фокуса.

А вот похожая проблема на Айфоне — воровство аудиоканала при смене приложения. Бывает, слушаешь себе подкаст, запускаешь какое-то приложение, а оно берёт и отключает твой подкаст, потому что хочет свои звуки поиздавать. Причём это ещё логично было бы, если бы ты в новом приложении какое-то другое аудио запустил, но всё чаще приложения отключают твоё аудио, не предлагая никакого взамен.

Когда-то так делало Дуолинго: вырубало всё прямо при открытии. Логика, видимо, в том, что в самих уроках бывают аудиозадания, и твой подкаст или музыка будут мешать. Но я же ещё даже не выбрал и не начал урок. Может, я вообще зашёл статистику посмотреть? Потом вроде это починили.

С недавних пор такая же лажа началась в Ютюбе. Ты открываешь приложение, и через пару секунд то, что ты слушал, останавливается, потому что Ютюб начал автовоспроизведение какого-то видео в ленте. Ты ещё даже не ткнул в это видео! Оно вообще без звука там играет! Чего оно влезло в то, что я слушаю? Подозреваю, что это просто криворукое программирование. Есть какой-то код, написанный сто лет назад, который при запуске видео отключает аудио в других приложения. И есть новая фича: автовоспроизведение беззвучного видео из ленты. Просто не подумали, что из-за новой фичи старый код начнёт срабатывать в ненужном месте.

Чего я жду от виар-шлема Эпла

Через неделю с небольшим — очередная конференция разработчиков Эпла, и ожидается, что на этот раз они представят новое устройство — некий свой виар-шлем или очки.

За прошедшие годы Эпл показывал много технологий, связанный с виртуальной и дополненной реальностью — всякие люди ходили с Айпадами вокруг пустого стола, но на экране Айпадов над столами рисовалось какое-то действо. Это всё выглядело глупо, но на самом деле это просто был их способ обкатывать технологии и вовлекать в это разработчиков, чтобы они были лучше подготовлены к настоящему устройству, а не пародии в виде Айпада.

Глупые примеры создают впечатление, что этот виар-шлем — это устройство для некоторых развлекательных или узких профессиональных задач. Наверное, круто будет играть в 3Д-игры или там удалённо делать операцию на мозге, но трудно понять, зачем такая штука нужна в повседневной жизни.

Но я предлагаю подумать об этом вообще не с точки зрения того, какие новые необычные сценарии нам откроет виар-шлем, а как он поможет нам лучше делать то, что мы и так делаем без него. Вспомните Айфон: это было не новое революционное устройство для ловли покемонов и видеомонтажа на лету. Это был карманный телефон-плеер-браузер в одном устройстве. И именно потому, что мы хорошо понимали, зачем нам телефон, плеер и браузер, Айфон сразу же выглядел очевидным улучшением жизни. Это уже потом он открыл нам новые сценарии и поменял образ жизни.

Самое первое, чего я жду от виар-шлема — это просто бесконечно-дюймового экрана. 6К-монитор у Эпла стоит столько денег, что страшно. Но представьте, что Эплам в шлеме удалось решить проблему низкого качества картинки, а глаза не охреневают от нескольких часов в нём. Тогда просто возможность делать всё то же самое, что вы и так делали с компьютером, но с бесконечной рабочей областью вокруг вас — это уже невероятный прорыв. Можно открыть Фигму на всю стену, а остальные окна расположить по бокам вокруг. А если ещё и зазумиться можно будет просто движением головы вперёд, так вообще сказка будет.

«То же самое, но в 3Д» звучит скучновато, люди почему-то любят что-то невероятно-космическое. Но мне кажется, что успех устройства главным образом зависит именно от таких скучных вещей. У людей должен быть повод купить этот шлем, когда он появится в продаже, а не ждать пять лет, пока разработчики придумают ему какое-то инновационное применение.

А какое скучное, но очень полезное применение такого устройство видите вы?

На интерфейсном курсе: Елена Семёновна и валидация ввода

Рассказываю про Елену Семёновну из моего универа, которая тестировала все программы на нормальную поддержку некорректного ввода. 1 минута:

Это фрагмент № 101 онлайн-курса «Пользовательский интерфейс и представление информации». Записано на курсе 9 декабря 2022 года.

До 26 мая идёт запись на курс, который пройдёт с 27 мая по 25 июня.

Почитать о курсе

Программа, отзывы, запись

Ранее Ctrl + ↓