Пищащие светофоры
Есть объяснения каким-то явлениям, которые люди слышат и съедают, не вникая. То есть, многим достаточно, чтобы объяснение просто было; оно не должно объяснять. Например, запредельное количество людей, услышав, что номера линий на схеме московского метро введены для дальтоников, спокойно принимают такое объяснене; у них не возникает следующего вопроса: «А каким хреном нумерация линий должна помочь дальтоникам?» (правильный ответ: никаким; нумерация не нужна).
Маленького ребёнка очень трудно обвести вокруг пальца псевдообъяснением: если ему сказать, что дождь пошёл, потому, что тучка приплыла, он спросит, почему приплыла тучка. Многие родители раздражаются такой цепной вопросительной реакции, а некоторые умеют действительно клёво объснять вещи.
Существуют пищащие сфетофоры. Когда пешеходу горит зелёный, они пищат. «Это для слепых». Я никогда не мог понять, как слепой должен сориентироваться на перекрёстке, ведь там светофор по идее должен всё время пищать (переходить-то можно всегда, просто разные дороги). Но на этот мой вопрос ни у кого, кому я его задавал, нет ответа — оказывается, никому это даже в голову не приходит.
Но наверняка те, кто это придумали, задавались этим вопросом. Каков же правильный ответ? Неужели слепой должен прислушиваться, с противоположной стороны какой из дорог пищит другой светофор? Может быть, сфетофор должен пищать только когда разрешён переход с севера на юг, но не с запада на восток? Или, может, в зависимости от направления, светофоры пищат по-разному?
Всё просто: пищит тот светофор, у которого для пешехода горит зелёный. В местах, где стоят пищалки, ориентироваться вслепую удобнее. Только если уж ставить пищалки, то лучше, чтобы они были на всех светофорах. Когда они только на одном направлении (например, с севера на юг), с ними не так удобно.
Так. Вот я подошёл на перекрёсток. Смотрю под 45 градусов на противоположный квартал. Налево пойдёшь — проспект перейдёшь. Направо пойдёшь — улицу перейдёшь.
Запищало. Куда мне можно идти? Я что, должен вслушиваться, какой из светофоров пищит? Я даже не вижу, какой из них где стоит!
Пищащие светофоры — отличная штука для слепого человека. Я только что уточнил у своих слепых родителей: да, они реально удобны и очень нужны.
По крайней мере, пищащий светофор предупредит слепого о наличии самого перекрёстка.
Ты себе не представляешь как слух у глухих отличается от нашего, зрячего. Это тебе надо «вслушиваться» а для них лоаклизовать звук слева-справа так же просто как тебе — глазами.
По моим наблюдениям, пищит светофор в сторону более широкой улицы.
Но вообще я, вполне зрячий человек, как правило слышу с какой стороны пищит второй светофор.
Ну и ещё один аспект: слепые самостоятельно как правило ходят по уже знакомым маршрутам. И могут просто знать заранее в какую чторону на конкретном перекрёстке светофор пищит, а в какую — молчит.
А в Германии светофор «тикает» всегда, наверно для того чтоб его можно было наити, а когда он переключается на зеленый, начинает вибрировать и эту вибрацию очень хорошо слышно.
Во-первых, даже не слепой может определять положение источника звука с точностью 90 градусов, а этого достаточно, чтобы определить, через куда можно идти. У слепых чувство слуха развито лучше, чем у зрячих. Мне же этот звук удобен тем, что мне не нужно постоянно смотреть на сигнал светофора — я могу рассматривать достопримечательности, общаться со спутником, ковыряться в телефоне или плеере, а звук светофора мне подскажет, когда следует перейти дорогу.
Есть еще перекрестки, где зеленый пешеходам горит на все 4 стороны (и таких много). На таких «писк» вполне полезен.
Т. е. цикл переключений как минимум из 3-х частей — машины вдоль, машины поперек, пешеходы куда угодно. Иногда больше 3-х вариантов в цикле.
Слепые прекрасно ориентируются по слуху.
Задам детские вопросы:
Для мака есть даже полезная софтинка которая показывает картинку в том виде каким её видят люди с дефектами зрения. Думаю, что проектировщикам интерфейсов, да и дизайнерам будет полезно.
http://michelf.com/projects/sim-daltonism/
(Можно объединить с предыдущим комментарием. Случайно Ctrl нажал.)
Кирилл,
По крайней мере я не представляю себе других вариантов.
Почему не нужна нумерация линий?
Им даже названия не нужны, их всё равно все по цветам называют. Нумерация — умопомрачительный кретинизм, третий способ идентификации того же, да ещё и напрочь лишённый хоть какой-то семантики.
Чувак, даже я, не слепой и то слышу, откуда идёт звук. Он идёт перпендикулярно дороге, а не рассеивается аккуратно во все стороны. А слепые звуки слушат куда лучше и направление определяют много точнее.
Взрослый отличается от ребёнка ещё и тем, что пытается самостоятельно вникнуть в суть вещей, например, методом «как бы я сам сделал».
Пришла в голову мысль, что слепым можно ещё помогать формой столбов (например, столб со пешеходным светофором может указывать в направлении перехода), выпуклой разметкой (какой-нибудь паттерн из треугольников), ещё чем-нибудь.
Хотя, конечно, в таких вещах обязательно нужно советоваться с людьми, для которых это делается.
Когда впервые столкнулся с этими пищалками, тоже очень интересовался, но интернета ещё не было. Знакомый выпускник автодорожной специальности ничем не помог. А вот сейчас после напоминания Ильи полез ещё раз поискать и обнаружил ГОСТ Р 51648-2000 (http://www.rgost.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=949&Itemid=31), где обнаружил преинтересный пункт 5.1.5: «Звуковой сигнал перехода должен быть слышен с противоположной стороны пересекаемой пешеходом проезжей части дороги в пределах 1/3 ширины пешеходного перехода для каждого направления перехода» так что ваше первое предположение, Илья (насчёт прислушивания к противоположной стороне), оправдывается. Конечно, соглашусь с комментаторами в том, что слепому человеку для такого характерного выбивающегося из общего фона звука прислушиваться и вовсе не нужно. Понятно, что не везде ГОСТы соблюдаются, но как начальная мысль сгодится?
У нас светофоры говорят «Переход через проспект Карла Маркса разрешен», и начинают музычку играть.
Когда светофор начинает мигать, он говорит «Переход через проспект Карла Маркса завершается». Ну и музычка выключается.
Соответственно, когда перекресток, то один светофор говорит про Карла Маркса, а другой про ул. Ленина. Т. е. даже если не слепой — на светофоры можно не смотреть :)
Класс.
А, ой, у нас — это в Днепропетровске
У нас в Екатеринбурге некоторые светофоры не просто пищат, а говорят примерно следующее «Переход через ул. Сурикова разрешён».
Вы не можете определить откуда звук идёт? Даже с одним ухом это можно сделать, просто покрутив головой. По мне, так такие светофоры и для зрячих людей удобнее. Можно спокойно осмотреть окрестности, вместо рассматривания светофора, зная что не прозеваешь момент включения зеленого света.
Я бл в шоке с ответов типа «могут с точностью до 90 градусов определить откуда идёт звук» — конечно могут. Но как узнать — пищит ли ’правильный’ зелёный или соседний?
http://apklausa.lhosting.info/svetofory.jpg
Писк может помочь дойти до тротуара и не свернуть на дорогу.. А вот определить ’правильный’ светофор можно, видимо, только пропустив две-три фазы на своей половине дороги (чтобы определить наличие рядом ещё одного столба со светофором), ну или если рядом ’жужжит’ красный, как было описано выше. Это при условии, что светофоры для пешеходов на разных столбах, а не на одном.
Объявление улиц тоже не сильно помогает слепому.
Это всё для незнакомых маршрутов, конечно.
У меня с цветовосприятием проблема. Когда линию называют по цвету — я ничего не понимаю, только раздражаюсь. В немецких городах линии все пронумерованы: U2 или S1 называются. Очень удобно.
Единственный пищащий светофор, который я видел в нашем городе, расположен просто поперёк довольно оживленной улицы, перекрестка как такового там нету. Рядом общество слепых, для них и поставили его. Довольно легко переходят через дорогу с его помощью.
Понятно, что если перекрёстка нет, то легко.
У меня рядом была школа для слепых. Светофор пищит только тогда, когда зеленый свет для перехода по одной из дорог. Когда он не пищит — переход свободен по другой.
Я всегда думал, что слепым очень просто определить направление звука в силу того, что слух у них развит лучше, чем у остальных людей.
зЫ. Где-то видел (по-моему в путешествия Лебедева), что подходы к перекрёсткам делают с направляющими мини-лежачими полицейскими, как раз для слепых...
Это работает, только если вы уже знаете, в какую сторону пищит, а в какую — нет. Если вы первый раз на перекрестке, как оно поможет?
Как уже написали, пищание не только для слепых полезно. Зачем пялиться в сфетофор, если можно писать смс и по звуку сигнала начать переходить дорогу.
Голосовое объявление с музыкой (а ля «Переход через ул. ХХХ разрешен) есть и во Львове на одном перекрестке.
Касательно частоты и громкости звука: самый лучший звук — это тихий треск, не создающий „какофонии“.
В Ванкувере, если пищат, то только разными голосами. Удобно.
В Ростове при приближении смены сигнала с зеленого на красный пауза между писками уменьшается.
Я бы предложил синхронизировать противоположные светофоры, чтобы пищали по очереди: полсекунды с одной стороны, полсекунды — с другой. И чтобы громкость изменялась плавно: тогда звук будет «рисовать» направление перехода.
Меня с детства этот вопрос мучает. Наверно, надо полагать, что слепые не ходят одни по незнакомым маршрутам — условия у нас не те. А на знакомом им не трудно соориентироваться. Ведь говорят у слепых слух лучше. Для меня не проблема определить сторону с которой я слышу пищание светофора, но все действительно усложняется, когда над головой висит несколько пешеходных светофоров, которые заглушают собой звук с противоположной стороны дороги. Тут я понятия не имею что делать.
#32 Oleg 28 мая 2009, 23:02
В Петербурге так же, и знаешь, когда поспешить!
#17 BOLK 28 мая 2009, 14:30
А по-моему, как раз наоборот: дети изобретательнее!
Господа комментаторы, я не хотел вызывать недоумения, но уже раз пятый замечаю, что оказываюсь терминатором комментариев. Мне мерещится?!
Нет, нет и нет. Взрослость отличается именно косностью моделей поведения (смотрите плакаты к 9 Мая!) и шаблонностью мышления. Обратите внимание: БЛОГИ заводит по преимуществу молодёжь.
Меня ещё у Лебедева удивила эта неприязнь к пищащим светофорам. Я понял бы, если бы светофор день и ночь (ночью, кстати, и выключать можно) под окнами у него пищал. Но так-то чем он мешает?
Мы слишком сильно нагружаем своё зрение. Хорошо бы иногда и другие органы чувств использовать. У меня, я считаю, неплохой слух (потому что зрение плохое). Ходить по улице в наушниках мне некомфортно — я не слышу, что вокруг меня происходит. Работать за компьютером с выключенным звуком мне тоже некомфортно. Я придаю большое значение звуковой теме на компьютере. Светофоры со звуком мне очень нравятся. Не надо пялиться на него как дураку. Можно спокойно говорить с соседом — всё равно услышишь, когда загорится зелёный. А под конец он ещё начинает быстро пищать, что полезно на длинных переходах. Глупо и опасно переходить улицу, глядя на светофор — на машины смотреть надо. Естественно, слепым это во много раз полезнее.
А моя любимая мышка (была) — снятая с производства Logitech iFeel с виброотдачей. Водишь ею по экрану, и чувствуешь, что дошёл до границы окошка. На вебстранице водишь по ссылкам — а они шершавые на ощупь! Круто. Кто играет в Playstation, должны подтвердить.
Способность четко локализовать источник звука никак не поможет в случае с перекрестком. Крест. Четыре перехода. На каждом углу по столбу с пищалкой. Каждому переходу соответствуют два столба на противоположных сторонах. Получается, что во всех случаях будут пищать все четыре столба. Тут надо вводить ограничение, чтобы пищало только при зеленом в одном направлении, а при зеленом в другом — ничего бы не пищало. При 3-х позиционной схеме, когда зеленый для пешеходов во все стороны, проблем нет.
С другой стороны, разрешающий непищащий по одному из направлений, может быть смертельно-опасным при неработающем светофоре. Для водителей при неработающем светофоре есть знаки приоритета и правило помехи справа, а как обеспечить безопасность слепого пешехода? Скажете, по умолчанию на нерегулируемых переходах у пешехода приоритет? Пускай смело шагает? А ведь шагнет. Он не знает, что светофор не работает. Вводить разные по тону писки?
Олег, сколько пищащих светофоров вы видели?
Все те немногие (не больше десятка) перекрёстки с такими светофорами, что встречал я, имели только одну пару пищащих светофоров. Это помогает избежать неоднозначности, когда со всех четырех углов пищит и непонятно куда можно идти.
Недавно обратил внимание в метро перед закрытием дверей пищит пищалка (в новой модели поезда). А с внешней стороны есть световой индикатор по обеим сторонам каждой двери.