Норма и отступление от неё
Цитата в копилку:
Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует... Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё.
Лев Владимирович Щерба. Спорные вопросы русской грамматики, 1939
Причём, это относится вообще ко всему, а не только к русскому языку.
Аналогично считаю чувство меры обязательным составляющим любого дела.
Приведите, плз, пример _обоснованного_ нарушения правил грамматики. Экономия тонера на тире и запятых? :-)
@Вадим#3:
может, когда на письме передается устная речь?
Я не имею в виду то, что происходит сейчас в интернетах, а тот случай, когда классики передавали речь какого-нибудь волжского крестьянина.
2Женя Бакст: Я имел в виду случай, когда сидит дядька, пишет книгу, и думает: «дай-ка я тут запятую (не) поставлю, вопреки всем правилам». Вот и думаю: зачем?
А насчет того, что «происходит в интернетах», когда людям плевать на грамматику, орфографию и здравый смысл — дык пусть резвятся, ничего с русским языком не станется.
Давным-давно читал книжку про советский хоккей. Запомнилась мысль Виктора Тихонова о том, что есть плохие игроки, которые никогда не выполняют тренерские установки. Еще хуже те игроки, которые выполняют установки всегда.
Rules can be broken, but never ignored
Надпись на форзаце книги About Face: Reviving The Rules Of Typography (David Jury)
Примеров нарушения правил вагон. Авторская пунктуация, неологизмы, потоки сознания (типа джойсовского). В XX такого добра навалом.
Интересно понять, как отличать оправданные отступления от безграмотности. Не мне или тебе, а именно объективно, хоть в какой-то степени. Иначе всякий сможет сослаться на Щербу и назвать своё «отступление» оправданным. К качеству оправданий ведь никаких требований не предъявляется.
Правильно, каждый может. Позволено, полагаю, тому, кто может писать правильно :)
Несколько слов о том, как понять, когда отступления от нормы оправданы.
В разных городах я видел различные образцы современного искусства доступные самым широким массам.
В Нюрнберге на станции метро «Маффайплац» на стене тоннеля висят работы какого-то местного художника. Большие полотна, на которые как бы из ведра выливалась краска определенных тонов, а потом формы, хотя бы отдаленно похожие на рыб, обводились, дорисовывались глазки и плавники.
В Фюрте в торговом центре есть галерея-салон какого-то мастера. В основном там объекты из проволочных каркассов, обмотаные туалетной бумагой, намоченные, а потом высушенные. Во всяком случае так оно выглядит.
В том же Фюрте на одном бульваре вдоль аллеи стоит множество непонятных скульптур.
Все эти перечисленные работы объединяет одно: такое ощущение, что художник (скульптор) сразу взялся за современное искусство, не пройдя классической школы. То есть какие-то идеи как бы есть, но техники исполнение как бы нет.
В данном случае, я считаю, отклонения от нормы, чем и является современное искусство, неоправданы, некрасивы и вопиют о беспомощности их авторов.
С другой стороны я вижу много оправданых отступлений от нормы в «Икее». Когда, например, товары из кухонного отдела и отдела ванных комнат появляются в коридорной инсталляции в неожиданной роли. Когда я увидел это, меня поразила красота и непосредственность решения: под стеной стоял низкий коридорный шкафчик для обуви, а на стене над ним висели две тонкие подушки с завязочками, какие обычно лежат на кухонных стульях. То есть шкафчик стал скамейкой с мягой спинкой. Композиция выглядела «приглашающе присесть» на этот шкафчик если, допустим, вы надеваете обувь. Конечно, слова — не фотография, но, надеюсь, я понятно объяснил.
Здесь отступление от нормы было чем-то иным, поскольку сама норма была неким таким закостеневшим представлением о том, что подушечка на стул может быть использована только для того, чтобы на ней сидели, а не облакачивались на нее спиной.
Такое закостенение в области интерьера, кстати, очень заметно у наших эмигрантов. Все обставляют квартиры как-то по советски: В зале — стенка, за стеклянной дверцей — выставка хрусталя или чайный сервиз. Напротив — телевизор. На стене — ковер. Шутка :)
Хотя нас на одном проекте работает два с половиной человека и конфликты решаются полюбовно, всё стараемся документировать. По поводу стандартов кода я написал:
В первом пункте я имел в виду как раз то, что не стоит слепо повиноваться правилам.
И в Вике есть пункт: «Не доводите до абсурда».
2Бакст:
Да, я это заметил, когда две недели провёл в Германии. От абстрактного искусства, которое там буквально на каждом шагу, мне было немного не по себе.