О второстепенном тексте
Иногда на веб-страницах встречается текст, написанный слишком мелким шрифтом.
Часто таким образом люди форматируют текст, который, на их взгляд, не представляет большого интереса для читателя, либо играет второстепенную роль. (Клинические случаи, когда автор просто думает, что мелкий текст выглядит более «стильно», рассматривать не будем.)
Обоснованность такого подхода вызывает сомнения. Даже если текст не слишком важен, это не значит, что его должно быть трудно прочесть. Это значит, возможно, что он не должен находиться на самом видном месте, бросаться в глаза. Однако если человек всё же решил его прочитать, то создавать ему препятствия на этом пути не стоит.
Если мы не хотим тратить место на что-либо на экране, считая неважным, то значит нужно просто не писать этого. Если мы всё-таки решили писать, значит нужно писать так, чтобы можно было прочесть.
Исключение могут (хотя и совершенно не должны) составлять лишь сугубо официально-бессмысленные тексты, которые просто положено писать, и, если бы ни это, мы бы писать не стали. Например, номер лицензии Банка России каждому клиенту любого банка до фонаря. Важно тут то, что такой текст не второстепенен, а просто напросто не предназначен для чтения.
Ко всему прочему, не стоит забывать, что мелкий текст с экрана читается легче, если написан шрифтом без засечек.
Например, шрифт двенадцатый читается легко, но на фоне четырнадцатого будет видно — эта информация менее важна, является добавлением.
По-моему такое использование вполне оправдано.
По этому я и люблю Оперу. Просто жму на [+], если мне размера не хватает :) Так что проблем у меня с этим особых нет.
Просто приходится делать сайты и для тех людей, кто по какому-то недоразумению не любит Оперу.
тоесть у тебя кейворды не предназначены для чтения, а таймс — шрифт без засечек
И заголовки отменить.
Все так, но чаще всего подобное возникает по недомыслию. Для правильного использования размеров и начертаний шрифтов нужно хотя бы пару раз попасть на хорошие публикации по типографике или информационному дизайну.
Когда в распоряжении людей находится эффективный инструментарий, которым они пользуются исходя из собственных представлений о прекрасном, результат следует сравнивать скорее с мазней обезьян, которым дали краски, нежели чем с итогом работы профессионального верстальщика. Достаточно посмотреть, что делают офисные работники с помощью MS Word и цветного принтера.
Если бы вы дали ссылки, помогающие попасть на упомянутые вами хорошие публикации, было бы очень здорово.
Набор для начинающих в России уже давно определен: http://design.ru/kovodstvo/, http://artgorbunov.ru/, http://usethics.ru/. Обычно именно эти ресурсы я рекомендую смотреть в первую очередь. А там уже есть ссылки на источники, если кто-то хочет расширить кругозор.
В Firefox’е есть настройка — минимальный размер шрифта. Всё, что ниже, насильственно поднимается до указанного. (Некоторые сайты от такого обращения плющатся и разваливаются, ну да это уже их проблемы.)
И в Опере есть такая настройка. И даже в IE есть настройка, которая помогает эту проблему решить.
Но я щас говорю не о том, как пользователю побороть плохие сайты, а о том, как сразу делать так, чтобы пользователю не понадобилось с твоей работой бороться.
лично я использую в верстке относительные размеры шрифта, и проблем меньше… а человек уже сам выбирает себе основной размер (выставляя его в браузере)…
Ну это-то понятно. Просто если вы используете такие относительные размеры, которые только при максимальном увеличении становятся читаемыми, — исходя из того, что «человек уже сам выбирает себе», — то вы не правы.
предел минимального текста где-то на 60% от размера стандартного :)
ой да, забыл, существуют еще тексты, которые читать не обязательно, а писать нужно, лицензии всякие там, на сайтах нормальных магазинов, аптек и т. д. :) то те тексты можно писать совсем уж мелким шрифтом ;)
Я обожаю, когда люди комментируют заметки, не читая их.
Гм...
Не могу согласиться с автором, т. к. считаю крайне-удобным, а главное привычным, уменьшение второстепенного текста на 1-2 пункта от размера кегля основного набора. Просто любой метод должен использоваться целесообразно.
Например, уменьшение кегля для подачи сносок, выносок, подписей к иллюстрациям, колонтитула, замечания на полях, уже давно используется в типографике, наровне с логической разметкой. Этот список можно дополнить реалиями web-сайтов: хлебные крошки, даты, опять-таки сноски, выноски, «копирайты» — всему этому место быть.
Соглашусь, что подбор кегля и гарнитуры для текста основного набора, а так же для обсуждаемого второстепенного текста, должен проводится осознанно и проверяться на предмет удобочитаемости. Для экрана это еще более важно, т. к. слишком малые размеры шрифта могут привести к потере узнаваемости символов, превращая их в пиксельную кашицу.
Соответствено я считаю, что методу с уменьшением кегля для второстепенного текта быть. Безусловно, что в тех случаях, где уменьшение шрифта не повело за собой уменьшения читабельности.
!!Отдельно хотел бы заметить, что кроме уменьшения на 1-2 пункта для второстепенной информации, практикуется метода, где важная информация акцинтируется за счет увеличения малого обьема текста на 1-2 пункта от размера кегля основного набора.!!
!!Не могу согласиться с автором!!
В чём именно? По-моему, наши мнения нигде не противоречат друг другу.
Видимо моя ошибка и невнимательность.
Я счел, что в статье было мнение, но перечитал и понял, что риторика, размышление на тему.
Действительно, разногласий нет: «Товарищи, не пишите слишком мелко. А если слишком мелко — вообще не пишите.»