Список — для проверки, а не для рассказа

Вы уже знаете, что список — это однородные члены. Сегодня — о том, когда ставить список, а когда нет.

Иногда списками на сайтах и в рекламе оформляют разные хорошие свойства товаров:

Но когда человек видит список, он читает два-три пункта и мысленно продолжает «и так далее». Если самое важное находится в пятом элементе списка, об этом уже никто не узнает.

Поэтому если нам важно донести до человека преимущества продукта, стоит внести разнообразие в подачу:

Справа — то, как гавайский автопрокат Энви показывает разные особенности сдаваемых машин.

Представьте, что вы пришли в магазин и вас встретил продавец. Он не станет перечислять монологом все преимущества товаров и самого магазина; он будет упоминать о них по мере ответа на ваши вопросы или «заодно» с показыванием товаров. Вот так и тут.

Когда вы как дизайнер предлагаете такую «журнальную» подачу, клиент может иногда засопротивляться: «Тут всё перемешано, наши преимущества не видны, давайте покажем их в одном месте списком!» Надо объяснить клиенту, что если показать списком, то тем более не будут видны.

Но это если нам важно донести до человека.

Бывает ситуация обратная: когда самому человеку важно что-то узнать о товаре. В этом случае он мотивирован дочитать список до конца. Вот в том же Энви экран, где человек уже бронирует машину:

Справа снизу с галочками перечислены все «плюшки». Здесь человек близок к расставанию с деньгами, и он захочет убедиться, что ничего не забыл. Поэтому оформлять такую штуку «нелинейно» было бы негуманно.

Если вы перечисляете, какие документы человек должен принести для оформления какой-нибудь сложной услуги, их тоже нужно давать линейным списком — так человеку проще убедиться, что он ничего не забыл.

Из этих же соображений сложные формы нужно верстать линейно, поле под полем. Иначе у человека исчезает чувство контроля, он пропускает поля и паникует.

А вот Айфон показывает, что нового в обновлении:

Это скучный экран, но он тут и не пытается продать это обновление. Он просто информирует человека. Мне может быть самому важно убедиться, что определённый баг исправлен.

Но когда самому Эплу нужно рассказать о новом большом обновлении, они верстают нарядную страницу и не делают никаких списков.

Подписаться на блог
Отправить
Запинить
Дальше
3 комментария
Stas Bichenko 2018

Но когда человек видит список, он читает два-три пункта и мысленно продолжает «и так далее». Если самое важное находится в пятом элементе списка, об этом уже никто не узнает.

Я в свое время пытался найти об этом исследования, но не смог. У тебя получилось? Можешь поделиться?

M Habinsky 2018

Присоединяюсь к вопросу Стаса. Списки в 3-5 пунктов, особенно составленные кратко читаю всегда и не испытываю проблем.

Плюс сравнение на картинках странное. Когда я __арендую__ машину меня конечно интересует смогу ли влезть внутрь я, жена и две собаки (условно), а вот когда я покупаю машину, меня __одинаково__ интересует расторможена ли она и в каком состоянии находятся ключевые агрегаты. Я бы не хотел покупать машину со страницы, где дизайнер постарался и оставил только «плюсы», что заставляет меня тратить больше времени. При этом те же сайты с продажей машин в списке объявлений обычно дают цену, объем двигателя, тип коробки и год производства, а уже на самой странице выдают список.

Kyrylo Taranenko 2020

То же самое. Покупаю ноутбук, читаю все характеристики списком.
Обычно на промостранице есть и «нелинейная» подача, но среди огромных картинок выискивать глазами текст с информацией про начинку неудобно.

Мои книги