Как необходимость нотной записи повлияла на музыку
Письменная речь сильно отличается от устной: мы иначе формулируем, иначе выбираем слова, меньше полагаемся на интонации. В зависимости от ситуации, более точной, информативной, выразительной и вообще успешной может оказаться или письменная, или устная речь. Если просто записать устную речь, это будет трудно читать. Если просто произнести записанный текст, это будет трудно слушать.
И вот я подумал, что с музыкой то же самое. Когда перед композитором встаёт задача записать свою идею нотами, он неизбежно, возможно даже невольно, изменяет её, адаптируя к письменной форме. Вероятно, постепенно композитор приучается сразу сочинять музыку удобной для нотной записи, точно так же, как писатель не адаптирует устный рассказ к письму, а сразу думает текстом.
В чём принципиальная разница с текстом, так это в том, что письменная речь и предполагает чтение, а не слушание, а вот в музыкальном произведении ноты нужны только оркестру, а люди всё равно слушают. Выходит, что огромное количество музыки прошлого мы не услышали, потому что-то она не очень-то подходила для нотной записи. Или её не успели услышать в собственной голове даже авторы.
Дирижёр для этого и нужен, адаптирует музыку с нотной записи, интерпретирует нюансы по своему видению.
Если бы всё было так, то, кмк, не существовало бы вот это: http://s.ekabu.ru/localStorage/post/83/5b/12/35/835b1235_resizedScaled_740to986.jpg
Кстати, Илья, а что вы вообще думаете о существующем формате записи нот? Если вдуматься, это же впихивание 12 нот в 7 полос, используя кучу трюков, хаков и закорючек. Математически, например, задача транспонирования записи проста до очевидности, но при попытке транспонировать мелодию в нотной записи необходимо использовать некислый набор знаний. Разумеется, этот набор знаний может быть заучен, и навык транспонирования отточен до автоматизма, но это не отменяет того, что на самом деле все жутко переусложнено.
Всё так :-)
2 Алексей Ефремов
«некислый набор знаний» — это смешно.
Транспонирование, это 1-2 класс детской музыкальной школы.
Я преподавал сольфеджио, знаю, о чём говорю. Получение таких знаний бессистемно, вне связи друг с другом, порождает ощущение громадного объёма. А всего лишь нужно понятие лада и его строения. Чтоб легко транспонировать, нужно понять устройство лада, а далее только его ступени.
Переусложнено — только для любителя.
ноты для оркестра — практически перфокарта для терминала (музыкант исполнитель), с возможности коррекции и интерпретации в реальном времени (дирижер). Т. е. исполнителю понятно, — что дальше, когда и как.