Метро и действительность

Лебедев как-то сетовал на то, что метро в Киеве превращено в рекламный носитель. Правда, на фото довольно печальная действительность:

Реклама и метро

Но реклама ли в этом виновата? Русское метро строят люди, не понимающие, чем храм и музей отличаются от объекта, предназначенного для ежедневного утилитарного использования (уж простите за это словосочетание) миллионами людей. Да, в Москве метро в некоторых местах пока не заклеили рекламой. Зато там висит вот такая хренотень:

Метро и действительность

Эта тупейшая и уродливейшая конструкция, которую нужно читать справа налево, портит дизайн любой станции. Но не только потому, что она страшна как смерть, а ещё и потому, что архитекторы, которые придумывают дизайн станций, не думают о том, что там будут вешать указатели, схемы или, тем более, экран про поезд до станции Международной. Вдумайтесь: навигация, которая является единственным смыслом существования метро, смотрится в нём чужеродной и лишней.

Расстраиваться, что метро превращено в рекламный носитель — это всё равно, что расстраиваться, что дизайн сайта испортили контентом. Станции должны быть такими, чтобы там можно было размещать и схемы, и рекламу, потому что это неотъемлемая часть жизни метро и вообще современного города.

Вот так выглядит платформа лондонской станции Оксфорд-сёркус, где только что оборвали старую рекламу, но ещё не успели повесить новую:

Метро и действительность

На станции нет фресок, мозаик, колонн, статуй и прочей чуши, а верх вообще без отделки, но она прекрасна: она знает, для чего её построили и как ей пользуются люди. Справа название станции повторяется вдоль всей платформы над стеной, на которой развешаны схемы, информация о реконструкциях и прочее. А вдоль стены слева, смотрите, узкие полосы с названием станции чередуются с широченными зонами для рекламы. И ничего страшного; не так много мне встречалось в мире мест, где можно получить большее эстетическое удовольствие, чем в лондонском метро.

Нужно архитекторам уже очнуться, и начать делать нормальные станции.

Подписаться на блог
Отправить
Запинить
Дальше
17 комментариев
Arseny Sokolnikov 2010

Меня всегда интересовало, кто эти люди, которые занимаются проектированием утилитарных конструкций, зданий, сооружений и прочих вещей, которыми мы пользуемся повседневно. Неужели они не в курсе, что делают полное говно, которым невозможно пользоваться с удобством?

Егор Макаров 2010

Да ладно, надо просто отлить указатель в бронзе гельветикой :)

Андрей Петров 2010

Илья, говорю как человек, проездивший несколько лет в нью-йоркском и столько же в вашингтонском метро. Если станции не украшать, если они все одинаково уродливы и унылы, то определённая степень депрессии, при ежедневном использовании, обеспечена.
Ну, и, насколько я знаю, что в Киеве (откуда я сам родом), что в Москве, новые станции (последние лет 15-20) уже не такие помпезные.
Всё таки на киевских станциях метро находиться приятно, даже не смотря на нынешнею «завешенность» рекламой. Дизайн навигационных указателей поправить легче, чем перестроить метро ;-)

Павел 2010

Ох, не знаю. Реклама не является такой уж необходимостью. В Москве ее много, в Киеве ее ужасно много, а в Минске ее наверное маловато. Но я никогда не чувствовал ее недостатка. Вернее, когда приезжаешь откуда-нибудь, отсутствие рекламы сразу бросается в глаза, но по ней не скучаешь.
И самое ужасное, когда реклама превращается в то, что мы видим на вашей фотке из Лондона. Это кошмар. Это так же противно, как плохая работа мусорщиков, которые после сброса контейнера оставили после себя вонючую кучу. Понятно, что на следующий день кошмар уберут, но это дерьмо уже у тебя в голове. Его можно уже даже не убирать.

Роман Настенко 2010

30 миллионов пассажиров в месяц в Киеве, если верить Вики (и откинуть какой-то процент льготных проездов).
Т. е. в месяц доход всего 60 млн. гривен, а если сократить скидки на проездных, то всего 6 миллионов $.
Я думаю, что при отсутствии коррупции реклама в месяц может давать сравнимый доход.

Т. е. в нормальных условиях есть выбор: платить в полтора-два раза больше и не иметь рекламу, или иметь?

Но это конечно подсчеты не для наших коррупционеров...

Руслан Гараев 2010

Ой, не знаю. По-моему, обилие рекламы — тоже не айс, тем более, если учесть, какого качества у нас реклама. Предлагаю, баннеры с ком. рекламой разбавлять постерами или соц. рекламой.
Плюс, если учесть, что в России пасмурных дней очень много, то спускаться в «серое» метро каждый день будет тяжеловато.

Алексей Демидов 2010

навигация, которая является единственным смыслом существования метро

Единственным смыслом существования метро является, конечно, не навигация, а быстрое и удобное перемещение из точки А в точку Б.

Илья Бирман 2010

Это и есть навигация.

Малышев Алексей 2010

По поводу навигации: мне, как не очень часто приезжающему в столицу человеку, всегда не хватало обычной схемы метро на самой станции(не на входе).
Если забыл потыриться на входе на схему, то все, надо заскакивать в вагон и смотреть как лучше проехать на нужную станцию. Какая такая проблема повесить хотя бы в одном месте на пероне эту схему?

Илья Бирман 2010

Проблема — это тупость тех, кто этим занимается там.

Эдзо Хогусава 2010

Илья, вы очень точно подкололи про храм и музей! Но самое веселое в том, что метро, особенно московское — это и то и другое. Для многих это фетиш, имеющий полусакральное значение. Это свое царство-государство. У них своя милиция и свои правила (фоткать тоже нельзя кстати!). Там (под землей) даже воздух свой!
Я в детстве удивлялся почему в московском или питерском метро нельзя нигде поесть и совсем нет туалетов. Про туалеты меня просветили, а про еду не поняли: «Метро же!». Наше метро — это пунктик, которым можно «уделать америкосов», через строчку после гагарина. Поэтому мысль что наше сакральное должно встраиваться (а то и подстраиваться) под реальность кощунственна. Магомет не пойдет к горе :) Может дело и не в архитекторах? Может в  заказчиках и пользователях, которые готовы потерпеть ради святого дела?

В Мадриде метро не завешано рекламой. Там тесноватые переходы-выходы и поезда. Но станций много и они удобные. Некоторые 2-3 уровневые, чтобы можно было не выходя на улицу подняться на перроны автовокзала (-2 этажа), парковки и платформы трамваев (или что-то на них похожего) или пересесть на другую ветку. Переходы и перроны «отделаны» в основном голым бетоном или дибондом. Наверное поэтому про мадридское метро мало кто пишет статьи и не издают книжек с фотографиями. Им просто пользуются. Удобный, незаметный интерфейс.

Антон 2010

Красиво — да, реклама — нэт.

Алексей Демидов 2010

Навигация — это не перемещение, а управление перемещением или определение координат/пути.

Антон Алексеев 2010

Как в Киеве, так и в Москве метро с большинством станций строилось еще во времена СССР, когда торжествовал сам по себе убогий совдеповсий авангард и рекламы тогда там в помине не было, как и современных цветных указателей.

После распада совка был долгий застой, а после этого новые станции хуячат уже относительно адекватно. Фиолетовая ветка в Питере тому доказательство. А на реконструкцию старых ни у кого конечно денег «нет».

Андрей 2010

(...Нужно архитекторам уже очнуться, и начать делать нормальные станции.....) у будут уебанские станции... Московское метро самое красивое в мире! там постоянно немеренно туристов, это памятники архитектуры,....а то что строят сечас, и то что нравится тебе — это уебанство! и никакой нахуй рекламы, и так заебала.... на улицах ее просто немеренно

Вениамин 2010

Не, не это брюзжание здесь совершенно не уместно. Вы что предлагаете переделать существующие станции? ) Но задача стоит не так: решите проблему в заданных условиях, то есть возможно, что существуют люди, которые не могут найти нужные им переходы или станции, так сделайте навигацию, которая будет им помогать на тех станциях которые уже есть. А перестраивать существующие это плохая идея.

И кстати, совершенно не понятно, как предлагается сравнивать станции московского и лондонского метро. По фоткам? Но на станциях совершенно по-разному организованна система переходов, разный пассажиропоток, разные поезда приезжают на эти станции, ну и самое главное это время ожидания поезда. 10-15 минут против максимум 3-х минут в московском метро.

А даже если возможно их сравнивать, то по моему скромному мнению, новые станции за пояс заткнут примитивную Оксфорд-сёркус. Как писал один умный человек: простота примитивность.

Сергей К. 2010

Илья, ты взял фото чуть ли не самой старой станции в ММ и на его основе что-то доказываешь. Новые станции строят уже вполне вменяемые. Там без особого хвастовства появляются полезные мелочи (типа светящейся стоп-линии, которая гаснет, когда открываются двери) и неплохо переработана навигация. Я не говорю, что стало образцово, но, по крайней мере, гораздо лучше. И радует именно тенденция.

То что в четвёртом айфоне дисплей Ретина — это все знают, потому что об этом все пишут. А то что на новых станциях ММ рисунок пола стали делать таким, чтобы поворот был заранее виден — про это никто не пишет. Я не говорю про форму потолка, которая явно на всех новых станциях рассчитана на уменьшение грохота. Про то что рельсы на станциях на резинки кое-где кладут — про это изредка пишут, а про потолок вообще не пишут. Рекомендую посетить новые станции.

А старые станции обновлять надо, это да. Раздражает, что в переходах указатели жёлтой линии кое-где оранжевые, а фиолетовой линии — красные. Как иностранцы в этом метро ориентируются, я вообще не понимаю.

Arsen 2010

В киеве есть несколько составов в которых вместо рекламы (даже мониторов нет под потолками) на стенах висят принты картин либо фото работы каких-то молодых талантов.
Слышал, что, якобы, это было сделано для улучшения уныло-депрессивного состояния пассажиров :)

Сергей 2010

Илья, а что вам не нравится в горизонтальной «хренотени» из московского метро? Вы бы показали порядок станций слева направо?

Илья Бирман 2010

Все приличные метрополитены мира показывают их сверху вниз, я бы сделал так же.

Мои книги