Звук на «Централ-лайн»
Помню, что поезда метро на «Централ-лайн» в Лондоне издавали особый звук: тихонько свистят-гудят так высоко при разгоне и торможении. Физического смысла этого звука я не знаю, но точно такой же звук издавали первые троллейбусы с гармошкой, появившиеся в Челябинске в 90-х.
Сегодня случайно вспомнил об этом, когда смотрел что-то на Ютюбе и увидел сбоку что-то другое про Лондон. Подумал: о, можно же послушать свистогудение цетральнолайновых поездов! И что вы думаете? Поезда по-прежнему гудят:
В 1:30+ слышно, как разгоняется поезд с противоположной платформы. А вот видик с улицы, тут тоже слышно. В лондонской подземке таким звуком не могут похвастаться больше никакие линии. Впрочем, последний раз в был в Лондоне в 2005-м — с тех пор что-то могло измениться. Планирую в ближайший год посетить уже наконец свой любимый город и самое фантастически крутое метро.
В Москве на Филевской линии свистят. Но там понятно — токосъемники с контактным рельсом. А пока эти Русичи, видимо, были еще не прикатаны, они очень сильно свистели подъезжая к станциям и отъезжая. Потом перестали.
А на Арбатской АПЛ, при подъезде поезда, звучит сигнал из трех нот (как в торговых центрах).
Ой, а поезда в Лондоне какие интересные!
Поезда там всякие есть :-)
Это звук торможения эл. двигателем, кажется.
А при разгоне он зачем? Почему только на этой линии?
При разгоне тот же звук работы эл. двигателей. Если быть точным, то это звук не от двигателя, а от шестерён передачи (хотя щётки тоже могут вносит вклад в звук).
Скорее всего это звук от работы частотных преобразователей электродвигателей.
Я тут однажды пытался устроиться на работу в контору, которая занимается звуковым дизайном всеразличной продукции.
Как графические дизайнеры заботятся о том, чтобы предметы были удобными в использовании и при этом выглядели эстетически красиво, так эти люди заботились о том, чтобы щелчки, допустим, кнопочек на этих предметах не раздражали, но были бы приятны на слух.
В общем и целом смысл в том, что те звуки, которые изделие издает в процессе эксплуатации — как нам, людям, кажется — свидетельствуют о его качестве.
А чё за контора?
Кстати, насчёт троллейбусов: почему они время от времени издают довольно продолжительный звук, похожий на серию ударов?
Это свист частотных преобразователей электродвигателей. (см. пост Александра Дмитриева ) Это звук ШИМа при передаче больших токов, когда другие посторонние звуки отсутствуют. ШИМ в преобразователях обычно имеет частоту около 10кГц и эта частота ни от чего не зависит, что объясняет неизменную высоту звука. В момент перед самой остановкой и в начале движения передаваемый на двигатели момент резко возрастает и мы слышим этот высокочастотный звон. Когда электричка в тоннеле достигает номинальной скорости и мощности свист ШИМа должен быть примерно таким же, но его не слышно за грохотом состава.
Спасибо, Александр. Но это не объясняет того, почему такого звука нет на других линиях, а также почему он был на первый гармошечных троллейбусах в Челябинске, а потом, вроде бы, пропал :-)
Фирма называется Synotec Psychoinformatik GmbH.
Судя по статье википедии «London_Underground_rolling_stock», подвижной состав на 6 из 12 линий был обновлен в середине 90-х и позже, в том числе на Central Line, и это говорит в пользу установки на составы приводов с преобразователями частоты. Оставшаяся половина менялась не ранее чем в начале 70-х, когда преобразователи частоты еще не применялись широко. (производились ли вообще?) Но если действительно «В лондонской подземке таким звуком не могут похвастаться больше никакие линии», то моё объяснение не катит, хотя я по роду занятий сталкиваюсь с ПЧ похожей мощности и этот звук тяжело с чем-то перепутать. А про челябинские троллейбусы, увы, ничего внятного сказать не могу. )
Обычно частоту ШИМа на ПЧ можно менять в широких пределах, и ослабление/исчезновение свиста можно объяснить перенастройкой.
Сегодня практически специально спустился в метро, чтобы это проверить. Действительно, звук поезда на Central line отличался от звуков, которые издавали поезда на Northern Line и Jubilee line. При разгоне особый гул, про который говорит Илья, сначала был сильнее, а потом всё тише и тише по мере набора скорости. Это даже чем-то может напомнить какое-нибудь специальное звуковое сопровождение, которое бы вставили в фильм перед волнующем событием. :) Забавно. Кстати, вагон на Central line некоторыми едва заметными деталями отличался от двух других вагонов, в которых я сегодня был. Следовательно, на той линии, возможно, курсирует особая модель поезда. Не исключено, что на некоторых других ветках ходят такие же поезда.
Кстати, сейчас в лондонском метро проводятся капитальный ремонт перед олимпиадой, и в связи с этим повсюду развешено множество крутейших плакатов на тему улучшения метро. Есть даже анимированные версии для проекторов на станциях.
Пара примеров: http://images.google.com/images?q=Transforming+the+Tube. В Интернете картинок с плакатами очень мало, поэтому нужно обязательно посмотреть вживую. С 2005 года, как мне кажется, здесь многое поменялось в лучшую сторону. Метро Лондона — шедевр.
Александр, я вам страшно завидую, что вы можете просто взять и спуститься в метро!
Берите с собой фотик, а? Плакаты про ремонты — это ж ваще отдельная песня.
Илья, что стоит посмотреть в Лондоне, кроме стандартных достопримечательностей? Собираюсь туда через несколько недель, и в моем распоряжении будет десять полных дней :-)
В Лондоне нужно просто гулять и смотреть на Лондон. Он прекрасен как город, а не отдельными достопримечательностями :-) На мой взгляд.
Ха, интересное явление! Обязательно, когда побываю в этом заветном городе, проедусь на эту станцию!
ТИСУ так звучит.