Правильные книги
Роберт Брингхерст (Robert Bringhurst) учит нас типографике. Он зануден и порой невыносимо медлителен, но сильно повышает разрешение. Интерлиньяж, пробелы, капитель — после Брингхерста видишь эти вещи существенно лучше.
Артемий Лебедев учит нас делать сайты. Он остроумен и уверен в себе, и, главное, он действительно откуда-то знает, как надо. Здравый смысл — это главный инструмент, который удаётся освоить внимательному и критичному читателю Лебедева.
Эдвард Тафти (Edward Tufte) учит нас представлению информации. Он великолепен, бесконечно интересен везде кроме скульптур, полностью промывает мозги и делает любого внимательного читателя вдесятеро более крутым дизайнером. Таблицы, графики и диаграммы, карты и схемы — после Тафти можешь делать всё это бесконечно понятнее и чище.
Но мне этого мало: я хочу повышать разрешение и в других областях. Я зеваю, глядя на дизайнерские книги вроде сборников «Лучшие логотипы XX века», фотоальбомов «1000 вывесок, набранных Гельветикой» или трогательных толстых изданий об истории творческих достижений и неудач какого-нибудь именитого дизайнера. Наверное, я очень ленивый, а Тафти избаловал меня своей системностью и умением представить выжимку на блюдечке с голубой каёмочкой. Видимо, мне нужно учиться собирать информацию по крупицам, искать ответы на вопросы самостоятельно.
Но может быть вы знаете другие книги тафтианского уровня полезности и применимости на практике? Может быть есть суперкнига, которая учит нас делать фирменные стили и логотипы? Проектировать системы навигации? Поделитесь, пожалуйста, своими открытиями.
Я для себя открыл очень мощную, но к сожалению довольно скучну книгу Эдварда де Боно «Серьезное творческое мышление». После ее прочтения становишься дизайнером-штурмовиком. Что-то еще? Ян Чихольд, но вы конечно наверное читали.
Спасибо. Чихольда прочитал, но не проникся. То есть как: если меня попросят рассказать, чему он меня научил, то я, кажется, ничего не вспомню.
Рискну поделиться: таких книг нет. Даже великий Леонардо не оставил нам «справку» по постеризации Джоконд.
Наверно, просмотр примеров, удачных и нет, как-то приближает нас к возможности создать шедевральный аналог. Именно через зевоту!
Добавлю от себя книгу Виктора Папанека «Дизайн для реального мира». Жутко занудная местами, но все равно прочитал взахлеб.
А я как через бурелом через неё пробираюсь.
А чему она вас научила? Можете несколько хотя бы тезисов привести?
1) «Книга про буквы от Аа до Яя» Юрия Гордона.
2) «Говори на языке диаграмм» Джина Желязны.
Есть книга Виктора Папанека «Дизайн для реального мира» (на русском издана Ароновым). Дочитав её даже невнимательный дизайнер узнает за что он будет гореть в аду. А внимательный прочитает про смысл, ответственность и то, зачем ему все полезные книги которые он может применять на практике.
Ого, пока писал комментарий, Папанека уже помянули ))
Фильм Objectified очень содержательным оказался, советую.
Цитата оттуда:
«Хороший дизайн должен быть инновационным.
Хороший дизайн должен делать товар полезным.
Хороший дизайн — это эстетичный дизайн.
Хороший дизайн сделает товар понятным.
Хороший дизайн простой.
Хороший дизайн ненавязчив.
Хороший дизайн долговечен.
Хороший дизайн продуман до мелочей.
Хороший дизайн является экологически чистым».
Еще в свое время очень понравилась книга «Свежие стили веб-дизайна» 2004 года, переводная. Это не просто сборник картинок, а рассказ о трендах в веб-дизайне.
«Книга про буквы от А до Я» — хорошая, содержит в себе очень много интересных наблюдений.
А так да, Тафти — не превзойден по информационной плотности его книг. Он, наверное, годами в библиотеках высиживал, судя по обилию сносок на каждой странице.
«Книга про буквы»(Ю. Гордон) мне полностью объяснила как делать буквы, там всё про их конструкцию.
«Справочник издателя и автора»(А. Мильчин) решает половину проблем с текстом, главное понять что искать. Это справочник, а не учебник.
«Дизайн пользовательского интерфейса» (В. Головач) отлично объясняет что большинство интерфесных задач давно решены, не надо изобретать велосипед. Но автор считает что книга устарела, и не рекомендует её.
Мне подсказывают, что «Практика программирования» (Брайан Керниган, Роб Пайк) очень правильная. Сам я не читал.
«The humane interface» Джефа Раскина.
Значительно рашсирил границы мечтаний об идеальных интерфейсах. Середина книги скучная, но местами просто замечательная книга. Доходчиво объясняет, что хорошо, а что плохо, в интерфейсах в широком смысле слова.
http://books.google.com/books?id=D39vjmLfO3kC
«Made to stick» братьев Heath.
Очень интересно о человеческом внимании, о том, почему некоторые вещи запоминаются влёт, а некоторые проскакивают. Если постараться, можно, наверное, использовать, как волшебный рецепт для приготовления впечатляющих выступлений перед публикой.
http://books.google.com/books?id=w1B77ke4Y-MC
Я с удовольствием прочитал Джеймса Феличи «Типографика: шрифт, верстка, дизайн». Читается легче чем Брингхерст и, пожалуй, книга не такая фундаментальная, но написана с не меньшей любовью к профессии.
По русской типографике — Александра Королькова «Живая типографика». В основном подойдет новичкам, так как в ней много азов про кавычки, тире и т. п..
У Головача есть относительно новая книга (2008 г.) «Дизайн пользовательского интерфейса: искусство мыть слона». Кстати, распространяется бесплатно: http://uibook2.usethics.ru/
Дэн Маргулис «Классическое руководство по цветокоррекции». Суперкнига про работу с цветными картинками. Утомляет и иногда выносит мозг, если внимательно читать.
Наверное, уже прочитал Нормана, Купера, Раскина, Папанека. Для разнообразия Иттена.
Раян из 37 сигналов упомянал еще Кристофера Александра про шаблоны в архитектуре.
На Амазоне так же есть офигенские книжки с заданиями для ментранпажей. Не помню названия, в руках держал.
Для новичков в типографике тоже очень рекомендую книгу Александры Корольковой «Живая типографика». Написана просто и с любовью.
Мне лично после «Живой типографики» было очень легко читать книгу Брингхерста «Основы стиля в типографике».
Про книгу Джеймса Феличи «Типографика: шрифт, верстка, дизайн» есть мнение, что сама книга может быть и хорошая, но перевод очень плохой и содержит много ошибок: http://habrahabr.ru/blogs/typography/24090/#comment_620823
Но я сам не читал ее подряд, использовал примерно как справочник, поэтому сам ничего сказать не могу.
Ян Чихольд в книге «Облик книги», собственно, ничему конкретному и не собирался учить, ведь эта книга — просто сборник его эссе и различной публицистики.
Книга про то как строить города, дома, комнаты так что бы люди в них жили.
про дизайн жизненного пространства
http://www.amazon.com/gp/product/0195019199?ie=UTF8&tag=cooler&link_code=as3&camp=211189&creative=373489&creativeASIN=0195019199
очень правильная книга...
http://en.wikipedia.org/wiki/A_Pattern_Language
«Getting Real» чуваков из 37 signals: http://gettingreal.37signals.com/ (там же есть и перевод).
Все уже было выше, но я все-таки повторю:
The Design of Everyday Things by Donald A. Norman ( http://www.amazon.com/Design-Everyday-Things-ebook/dp/B0018OZZM0 ) — после него уже нельзя спокойно спотреть на дверные ручки и видопроводные краны.
The Humane Interface: New Directions for Designing Interactive Systems by Jef Raskin ( http://www.amazon.com/Humane-Interface-Directions-Designing-Interactive/dp/0201379376/) — очень хорошая база по компьютерным интерфейсам, после нее начинаешь понимать откуда растут проблемы современных операционок и почему при их использовании постоянно ошибаешься на, казалось бы, очевидных вещах.
A Pattern Language: Towns, Buildings, Construction by Christopher Alexander ( http://www.amazon.com/Pattern-Language-Buildings-Construction-Environmental/dp/0195019199 ) — очень хорошая книжка по архитектуре и организации как отдельных зданий и так и целых городов. Плюс сама идея паттернов пошла именно с этой книжки в программирование, дизайн и другие места.
Ого, сколько Кристофера Александра нарекомендовали. Книги хорошие, но читать их нужно для души.
Josef Albers: Interaction of Color
Книга очень высокого уровня. Таких людей, как Альберс хочется знать, и читать, и впитывать каждое слово. Для меня он идеал учителя.
William Cleveland: The Elements of Graphing Data; Visualizing Data
Тафти водит по музеям, Кливленд разделывает мясо. Нужно объединить в голове их книги, они сами о себе не полноценны, и в некоторых вещах друг другу противоречат.
Douglas Habbard: How to Measure Anything
Эта книга открывает глаза, причем каждая глава добавляет что-то новое. Сначала я не верил заголовку, потом был пристыжен, потом смеялся от осознания. Это как узнать что люди занимаются сексом.
Martin Selegman: Learned Optimism
Это не очередная муть про самосовершенствование, хотя обложкой издатель постарался доказать обратное. Автор ученый, занимался исследованиями бесомощности. Беспомощности можно научиться. И можно выработать к ней иммунитет. Почему в школе учат не этому — непонятно.
Jost Hochuli: Detail in Typography
Брингхерст ещё ждет своего часа на полке, поэтому не могу сравнить. Эта книжечка очень хорошо сделана, она ни капли не скучная, показывает мелочи, объясняет их значение. Все очень доходчиво, я бы не хотел начать знакомство с типографикой с другой книги, потому что все пропустил бы мимо ушей.
Kenya Hara: Designing Design
Книга про любовь к людям, надо перечитывать время от времени.
Andrew Loomis.
Его книги для художников не переиздаются, но есть в интернете. Без тумана в голове, хорошо пишет, знает свое дело. Я сейчас читаю.
Seymour Papert: Mindstorms
Книга о том, как помогать людям учиться. Если бы я мог прочесть одну книжку в жизни, это наверное была бы она. Сэкономил бы 12 лет на хождение в школу.
Кстати скоро выходит Rework Джейсона Фрида. Если Getting Real понравилась, надо брать.
А о женщинах все эти мэтры — не думают? По-моему, здесь какое-то самоупоенье.
Я это к тому, что ведь речь идёт о красоте и гармонии — а все посты (пока) однополы!
Вы себе льстите, Илья.
Это все равно, что искать книгу, которая учит решать логические задачки. Вы путаете повышение разрешения с поиском готовых рецептов. Алхимия. Чернокнижником хотите стать; магом и волшебником :-)
Сергей Сурганов, это высказывания Дитера Рамса. Он хорош, да. А Objectified фигня занудная.
Есть неплохая книга «Текст для веб: доступность и привлекательность» (http://www.ozon.ru/context/detail/id/1372415/). Переведено совершенно вразрез с написанным в ней, но... где-то на середине становится довольно интересно. Ничего нового, но хорошо систематизирует (как Getting Real, например).
Сказки Пушкина.
Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей». Никогда бы не купил такую из-за её идиотского названия в духе книг для успешных маркетологов. При прочтении произошёл разрыв шаблона, поскольку книга оказалась не то, что не «типичной маркетологической», а вообще полной её противоположностью. Научила уважать индивидуальность других людей (для проектировщика, я считаю, неплохое качество).
Н. А. Атабеков. «Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги». Крайне полезна для повышения разрешения, и как жаль, что ее не найти вживую.
Jan White — Editing By Design.
Артем Шитов посоветовал, отличная книга о журнально-разворотном мышлении.
Джозеф О’Коннор, Ианн Макдермотт «Искусство системного мышления» хорошая и полезная книга.
Какую книгу Тафти лучше прочитать первой?
Первую: The Visual Display Of Quantitative Information. (Второй вторую, третьей третью, а четвёртой следует читать четвёртую книгу :-)
Есть знаменитая книга про программирование 70-х годов прошлого века — «Мифический человеко-месяц» Фредерика Брукса. Рассказывает про программирование больших систем группами людей. Сейчас это называется управлением проектами.
«Дизайн для реального мира» Папанека и «Основы стиля в типографике» Брингхерста следует читать в оригинале или перевод нормальный?
Ароновское издание Брингхерста меня более чем удовлетворило своим переводом. Более того, оно снабжено ценными примечаниями, касающимися отличий русской традиции от того, о чём пишет Брингхерст. Правда, примечания эти сделаны сносками, ведущими в конец книги — Тафти бы не одобрил.
Мне очень понравилась «Типографика» Рудера (очень давно) и «О шрифте» Шпикермана (недавно)
Information Visualization: Perception for Design
Colin Ware
Очень много о восприятии. Почему-то она не популярна, хотя, по моему мнению, должна стоять рядом с книгами Тафти.