О второстепенном тексте
Часто таким образом люди форматируют текст, который, на их взгляд, не представляет большого интереса для читателя, либо играет второстепенную роль. (Клинические случаи, когда автор просто думает, что мелкий текст выглядит более «стильно», рассматривать не будем.)
Обоснованность такого подхода вызывает сомнения. Даже если текст не слишком важен, это не значит, что его должно быть трудно прочесть. Это значит, возможно, что он не должен находиться на самом видном месте, бросаться в глаза. Однако если человек всё же решил его прочитать, то создавать ему препятствия на этом пути не стоит.
Если мы не хотим тратить место на что-либо на экране, считая неважным, то значит нужно просто не писать этого. Если мы всё-таки решили писать, значит нужно писать так, чтобы можно было прочесть.
Исключение могут (хотя и совершенно не должны) составлять лишь сугубо официально-бессмысленные тексты, которые просто положено писать, и, если бы ни это, мы бы писать не стали. Например, номер лицензии Банка России каждому клиенту любого банка до фонаря. Важно тут то, что такой текст не второстепенен, а просто напросто не предназначен для чтения.
Ко всему прочему, не стоит забывать, что мелкий текст с экрана читается легче, если написан шрифтом без засечек.
По-моему такое использование вполне оправдано.
Когда в распоряжении людей находится эффективный инструментарий, которым они пользуются исходя из собственных представлений о прекрасном, результат следует сравнивать скорее с мазней обезьян, которым дали краски, нежели чем с итогом работы профессионального верстальщика. Достаточно посмотреть, что делают офисные работники с помощью MS Word и цветного принтера.
Но я щас говорю не о том, как пользователю побороть плохие сайты, а о том, как сразу делать так, чтобы пользователю не понадобилось с твоей работой бороться.
Не могу согласиться с автором, т. к. считаю крайне-удобным, а главное привычным, уменьшение второстепенного текста на 1-2 пункта от размера кегля основного набора. Просто любой метод должен использоваться целесообразно.
Например, уменьшение кегля для подачи сносок, выносок, подписей к иллюстрациям, колонтитула, замечания на полях, уже давно используется в типографике, наровне с логической разметкой. Этот список можно дополнить реалиями web-сайтов: хлебные крошки, даты, опять-таки сноски, выноски, «копирайты» — всему этому место быть.
Соглашусь, что подбор кегля и гарнитуры для текста основного набора, а так же для обсуждаемого второстепенного текста, должен проводится осознанно и проверяться на предмет удобочитаемости. Для экрана это еще более важно, т. к. слишком малые размеры шрифта могут привести к потере узнаваемости символов, превращая их в пиксельную кашицу.
Соответствено я считаю, что методу с уменьшением кегля для второстепенного текта быть. Безусловно, что в тех случаях, где уменьшение шрифта не повело за собой уменьшения читабельности.
Я счел, что в статье было мнение, но перечитал и понял, что риторика, размышление на тему.
Действительно, разногласий нет: «Товарищи, не пишите слишком мелко. А если слишком мелко — вообще не пишите.»