Студентам: как написать понимание задачи для диплома

Началась третья ступень у очередного потока школы бюро, а значит студенты приступили к работе над дипломными проектами. Первый этап этой работы — понимание задачи. Если я ваш арт-директор, понимание задачи надо будет утвердить у меня. Вот какие у меня требования.

Первым делом нужно посмотреть мою Киевскую лекцию о понимании задачи. Там я рассказываю о том, как вообще формулировать задачу и из каких разделов состоит документ-понимание. Я называю три: 1. Задача. 2. Первая версия. 3. Организация работы. В случае с дипломным проектом структура будет другая, но эти три раздела в ней тоже будут, просто под другими названиями.

На странице договора с бюро есть ссылка «Задание». Там нужно взять шаблон для Гугль-документа с вашим будущим пониманием задачи. Это шаблон Задания, то есть приложения к нашему договору. В нём — вот такие разделы:

  1. Цели и функции.
  2. Элементы дизайна и функциональность.
  3. Стоимость.
  4. Этапы и сроки.
  5. Технические требования.
  6. Принципы совместной работы.

Цели и функции — это аналог раздела «Задача» из лекции. Здесь я ожидаю внятный, подробный, убедительный текст с вашей задачей. Очень желательно, чтобы в нём не было подзаголовков: они создают иллюзию структуры, а я хочу, чтобы у вас само изложение было последовательным.

Самое важное пишется в начале. В идеале в первом же абзаце должна быть формулировка задачи, которую нужно решить, и предлагаемого способа решения: «Повысить доверие к продукту такому-то, создав страницу такую-то» или «Заработать на желании людей таком-то, сделав то-то».

Пример первого абзаца из материалов школы:

Помочь ученикам лучше понимать предметы, родителям — следить за успехами ребёнка, учителям — следить за успеваемостью класса и отдельных учеников. Для этого сделать на сайте наглядные примеры решения задач, проводить контрольные работы с обратной связью и разбором ошибок, предоставлять статистику обучения родителям и учителям.

Задачу иногда проще сформулировать, задав сначала некий контекст, описав «ситуацию во вселенной»: «компания производит то-то» или «люди живут так-то». Этому можно посвятить вводный первый абзац, но уже во втором дать формулировку задачи в этой вселенной, начав его со слова «Задача:».

Один из примеров первых двух абзацев, который был в киевской лекции:

Компания ‹...› 10 лет занимается промышленным альпинизмом, участвует в крупных строительных работах по всей России.

Задача: рассказать потенциальным клиентам о компании, об опыте в промышленном альпинизме, способности работать на крупных объектах; вызвать доверие и уважение. Для решения этой задачи будет создан новый сайт, который расскажет:

  • что мы умеем делать;
  • что мы уже сделали.

Начиная с третьего абзаца можно уже давать все подробности: и о вселенной, и о задаче, и о способе решения. Там же стоит рассказать о конкретном планируемом содержании продукта, планах по монетиазации, продвижению, оценке успехов. Это самый главный и содержательный раздел. Здесь можно описать всё видение вашего продукта на годы вперёд, если оно у вас уже есть

Элементы дизайна и функциональность — это аналог раздела «Первая версия». Здесь нужно перечислить, что именно входит в дипломный проект. У вас есть большое видение, но вот что мы делаем именно в этой итерации, именно этим шагом, который согласовываем и для которого составляем план.

Частая ошибка — в этом разделе подробно описывают ключевые функции продукта, как бы потому что они как раз появятся в первой версии. Но ведь они и во второй, и в третьей никуда не денутся, это просто основа всего. А значит это должно быть в предыдущем разделе.

Здесь мы просто в назывном порядке перечисляем, что именно входит в проект из того, что мы нафантазировали в предыдущем разделе (а что — не входит). Если причина выбора определённой функциональности для первой итерации неочевидна, можно добавить короткое обоснование: «чтобы на защите сделать то-то, в первой версии реализуем сё-то».

Стоимость — этот раздел нужно убрать.

Этапы и сроки — надо всё заполнить в соответствии с планом третьей ступени. Тут почему-то иногда студенты ломают вёрстку таблицы, всё куда-то съезжает или вдруг появляются рамки. Пожалуйста, не ломайте!

Технические требования — надо заполнить по вкусу в соответствии с сутью дипломного проекта.

Принципы совместной работы — это как раз «Организация работы» из лекции. Здесь надо внести минимум изменений в стандартный бюрошный текст так, чтобы это имело смысл для дипломного проекта. Там поменяются роли, уйдут оговорки о том, в каком случае бюро не несёт ответственности перед клиентом. Когда вы пришлёте мне первую версию понимания задачи, я обязательно спрошу у вас, что вы здесь поменяли. Рекомендую прям выделить жёлтеньким изменённые формулировки, чтобы я сразу это увидел.

Будьте внимательны: это — мои требования, и если у вас другой арт-директор, у него могут быть другие. Может, Ильяхову покажется, что я тут полную ахинею написал, и он отправит вас всё переделывать.

Ну и приходите к нам учиться.

Дальше
Мои книги