Трезор и Бергхайн
В прошлые выходные был в Берлине. Сходил в Трезор и Бергхайн — два суперкультовых техноклуба. То есть Трезор был культовым, а Бергхайн остаётся.
В обоих клубах два танцпола — основной-жёсткий и второстепенный-полегче, при этом основной называется как сам клуб, а второй — как-то ещё. В Трезоре есть «Трезор» и «Глобус», в Бергхайне — «Бергхайн» и «Панорама-бар».
В Трезор я ходил с пятницы на субботу. Пришёл около часа ночи, в очереди на вход ждал минут двадцать. Фейсконтроль, кажется, пропускал всех. Вход €13, гардероб €1,5. После фейсконтроля и секьюрити специально обученный человек выдаёт карточку с надписью «No photo». Любопытное решение. Видимо, выданная лично в руки бумажка производит большее впечатление, чем любое объявление на стене. За фотосъёмку из клуба тупо выгоняют.
В клубе мне не понравилось: танцпол тесный, сильно накурено, звук — говно.
Несколько минут было хорошо, пока играл этот трек (включайте с 1:25):
Но блин. Я даже сейчас в наушниках слышу тут больше, чем слышал на танцполе. А должно-то быть наоборот.
В Бергхайн я пошёл с субботы на воскресенье. Там играл Люк Слейтер («Планетари-ассолт-системс») — это чувак, которого мы слушали в «Фабрике» в Лондоне два года назад, и было очень, очень хорошо. Многие пугали огромной очередью на входе и очень суровым фейсконтролем, который не пройти. Я пришёл в 3:30, было так:
В очереди ждал около часа. Фейсконтроль, действительно, был жёсток — нахрен посылали примерно половину людей. Любопытно, что люди, простоявшие столько времени в очереди, молча уходили в сторону метро, когда им указывали в соответствующем направлении. Я не увидел ни одного, кто попытался бы оспорить решение. Ясно, что спорить в фейсконтролем бессмысленно, но такой уровень безмолвной покорности всё равно меня впечатлил.
По какому принципу отсеивали негодных — мне не удалось понять, но в частности лесом шли те, кто явно не врубался, куда пришёл: был с нарядной причёской, в яркой одежде и т. д. Мужики, закрытые капюшоном и с большими бородами тоже, кажется, имели меньше шансов. Я-то сам был в капюшоне, потому что на улице было прохладно, но когда оставалось несколько человек, снял его.
Когда подошла моя очередь, мне сказали bitte, и я прошёл. Секьюрити ощупал меня, а потом наклеил на телефон две наклейки (сфоткал потом уже в отеле):
Такое решение мне понравилось ещё больше, чем вариант с карточкой. Эти наклейки сразу видно на телефонах у людей. Почему нельзя снимать? Потому что далеко не все люди достаточно одеты, чтобы хотеть попасть в чей-нибудь кадр. Плюс никто не пилит селфики непрерывно. Плюс это добавляет ощущения андеграундности — типа, никто особо не знает, как оно там. Фотографии внутренностей клуба я потом нашёл на каком-то сайте. (Очень хочется как-нибудь сюда затащить отца, чтобы полностью взорвать ему мозг тем, как вообще бывает.)
Вход €15, гардероб €1,5. В гардеробе мне достался номерок 1789 — это даёт неплохое представление о масштабах.
В общем, там было охрененно. Из всего, что играл Люк, я узнал только это (включайте с 3:45):
К сожалению, здесь тоже курят, но благодаря большому объёму помещения, это не очень чувствовалось. Зато звук просто бесподобен. Если находиться в центре танцпола, то слышно вообще всё, очень громко, при этом без ущерба для деталей, без дребезжания чего бы то ни было — просто идеально.
Когда звук так хорош, и это техно, музыка приобретает новое качество — ты перестаёшь воспринимать это как играющий трек и начинаешь чувствовать, что все эти механизмы реально работают в пространстве вокруг тебя. Всё вокруг подчиняется этим вибрациям. Вот когда в треке в 4:00 врубается бас — этот бас прям пробирает тебя насквозь. Я обычно не могу сразу начать свободно двигаться под музыку — надо какое-то время разогреваться. Танцевать-то я не умею, а чтобы двигаться как придётся, надо сначала преодолеть стеснение. Тут у меня с первой секунды не оставалось выбора.
Записал на диктофон чуток:
Никогда раньше не видел, чтобы перед диджеем, помимо прочего оборудования, стоял децибелометр. Там был такой здоровенный экран, в духе штук, которые ставят на шоссе и показывают тебе твою скорость, под которым маркером написано «Play 108!!!». И на экране красным мигает 113.
После завершения выступления на несколько секунд музыка затихла, включили свет, все поблагодарили музыканта аплодисментами (слава богу, никаких эмси там не было). Люблю, когда так. Я подошёл немного пообщаться — классный чувак.
Очевидно, что на моё впечатление о клубе значительное впечатление оказало то, кто и что играл, но всё-таки сам клуб по-любому влёгкую уделывает Трезор. Лондонский Фабрик, кстати, тоже лучше Трезора.
Любопытный факт, который я узнал случайно на следующий день от берлинской знакомой, которая никогда не была в Бергхайне: клуб называется Berghain, потому что находится в районе Friedrichshain-Kreuzberg.
Почему-то в Европе праймтайм в клубах — это 4 утра. У нас, например, если диджея ставят играть в 4 утра, это значит, что он не супер. Будет играть, когда все уже будут расходиться. Самое боевое время — часа два. Тут не так. Вот, например, расписание Бергхайна на мою, кхм, ночь:
23:59—04:00 | Marcel Dettmann |
04:00—05:00 | Planetary Assault Systems Live |
05:00—08:00 | Sa Pa |
08:00—12:00 | Answer Code Request |
12:00—15:00 | Wrong Copy |
15:00—18:00 | Milton Bradley |
18:00—21:00 | Francois X |
21:00—23:59 | Anthony Parasole |
23:59—End | Norman Nodge B2B MDR Allstars |
Фармацевтика творит чудеса, видимо.