О географии на транспортных схемах
Дизайнер Евгений Филатов коротко рассказывает о транспортных схемах, а точнее о том, когда важна, а когда не важна привязка к географии:
Про схему московского метро всё по делу — действительно, ругать её за недостаточную географическую точность — полный бред. Это может прийти в голову только тем, кто до этого и минуты не думал о транспортных схемах.
Но дальше начинается какая-то фигня, с которой давайте-ка разберёмся.
Не очень понятно, почему он решил, что я «говорил и продолжаю говорить об отсутствии географической привязки» в своей схеме трамваев и троллейбусов Челябинска. Видимо, каждый раз, когда Евгений открывает страницу схемы и читает «единственной привязкой к географии является река Миасс», он это воспринимает так, будто я снова ему это говорю. А я просто написал один раз пять лет назад и с тех пор страничку не менял. Короче, странно.
Евгений считает, что привязка к географии нужна для местных жителей, которые знают эту географию и перемещаются на транспорте «по ней», и не нужна туристам, которые просто едут из пункта А в пункт Б. Соответственно в нетуристических городах показывать географию нужно, а в туристических — не нужно.
Но что такое «туристические города»? Если в Москве куча туристов, туристический ли она город? Если считать, что туристический, и на этом основании отказываться от географии, то что делать с миллионами местных жителей которым, по теории Евгения, география всё-таки нужна, и которые от наличия туристов никуда не денутся?
Я думаю, что правда в другом. Города растут, транспорт в них развивается — схемы становятся сложнее, добавляются новые маршруты, виды транспорта, пересадочные узлы. И географические детали на схеме вынуждены уступать место информации о транспорте, иначе время на выбор маршрута будет возрастать. Пропадают контуры домов, названия улиц, исчезают и сами улицы — сначала мелкие, а потом и крупные.
Постепенно от географии на карте остаётся только форма линий:
Следующий шаг — упрощение формы и унификация расстояния между станциями:
Дело не в том, туристический город или нет, а только в размере и сложности транспортной системы.