Думаем дальше № 39 — «Даёшь команду компьютеру за тебя восхититься» с Артёмом Горбуновым

С Артёмом Горбуновым обсуждаем, как дополнить лекцию о синтаксисе элементов интерфейса.

Все выпуски подкаста:
Эпл · Ютюб · Я.Музыка · Мейв · РСС для подкастного приложения

0:00 Текст в интерфейсе и дизайн как язык
9:34 Взгляд на заголовок формы как на дополнение, и почему это неправильно
14:23 Подлежащее и сказуемое как тема и рема
17:42 Примеры радиокнопок
20:41 Форма это предложение, но не всегда
32:10 Артём против того, чтобы считать форму таблицей. Мысль про структурированный текст
41:15 Автономность
47:12 Предложение внутри предложения: перечни, текст с заголовком и картинка с подписью как примеры предложений
52:19 «Cмелый» синтаксис: что, если кнопка называется «а давайте» или «так-так-так»?
59:28 Первое лицо и два разных смысла начальной формы глагола
1:08:58 Манипулятивные формулировки
1:10:33 «Перезвонить мне» или повелительное наклонение?
1:13:40 Сценарный подход и расписание работы касс на вокзале
1:21:36 В применении к теме доступности

Виспер и ЧатГПТ послушали выпуск за вас и делятся выводами:

В выпуске Илья и Артём обсуждают обновление лекции о синтаксисе элементов интерфейса, затрагивая важные темы пересечения дизайна, языка и пользовательских сценариев. Основная идея — интерфейс как текст, элементы которого подчиняются законам синтаксиса, где заголовки, поля, кнопки — это члены предложения. Они объясняют, почему форма интерфейса может и должна восприниматься как текстовая структура, но при этом допускают её формализацию до табличного вида и обсуждают, где проходит граница между условным «предложением» и графической формой.

Отдельное внимание уделено типичным разночтениям: например, заголовок формы может быть как подлежащим, так и дополнением — в зависимости от того, как мысленно построено предложение. Они приходят к выводу, что если предложение будет «сообщение отправляется», то всё становится логичным. Обсуждаются и разные способы подачи: можно добиться синтаксической строгости с предлогами и согласованиями, но ради читабельности часто приходится это упрощать.

Вторая большая тема — «смелый синтаксис»: примеры интерфейсов, в которых элементы подписаны не по канону, но работают — «Спасибо», «Так-так-так», «Давай с нами». Рассуждают, где здесь грань между хорошим стилем и манипуляцией, как понимать, от чьего лица говорит интерфейс, и в каком случае это вызывает недоумение.

Третья тема — сценарии использования. Артём приводит пример с расписанием перерывов кассы на вокзале: дизайнер оформляет его, не задаваясь вопросом, а нужно ли оно вообще. Обсуждают важность сценарного подхода: начинать проектирование не с интерфейса, а с понимания, какую задачу решает человек. Это логично связывается с дизайном, редактурой, доступностью и здравым смыслом.

Основные идеи и выводы:
— Интерфейс можно понимать как текст, где элементы — это члены предложения, и с ними работают как с синтаксическими конструкциями.
— Грамматическая основа формы — это заголовок и кнопка, остальные поля — второстепенные члены.
— Важно не зацикливаться на буквальной грамматике: структура может быть табличной, но при этом сохранять синтаксическую согласованность.
— «Смелый синтаксис» требует вкуса, иначе вызывает раздражение или непонимание.
— Важно понимать, кто говорит с пользователем: интерфейс, компания или как бы он сам от первого лица.
— При проектировании интерфейсов надо думать о сценариях использования, а не только о визуальных или лингвистических правилах.
— Доступность, как и удобство, начинается не с соответствия стандарту, а с прохождения реального пользовательского пути.

Этот выпуск будет особенно интересен дизайнерам интерфейсов, редакторам, преподавателям и тем, кто проектирует пользовательские сценарии. Он помогает по-новому взглянуть на текст в интерфейсе, а также даёт методические ориентиры для работы и преподавания.

Подписаться на блог
Отправить
Дальше
1 комментарий
Андрей 24 дн

Илья, если не секрет, то какой промпт использовали для создания таких выводов?

Мои книги