Девальвация техно
Бывает, прочитаешь, что кто-то играет техно, обрадуешься, включаешь, а там текхаус. Причём это ещё года три назад так было, а сейчас-то и вовсе прогрессив-хаус за техно выдают. Я с удовольствием слушаю и тек, и прогрессив, но зачем же меня обманывать? Нет ничего стыдного в том, чтобы писать или играть тек. Просто не называйте его словом «техно»!
Техно:
Не техно:
Слишком сильно подчёркивается разница между сильной и слабой долями, звучит «медленнее», чем техно.
Техно:
Не техно:
Слишком «сухо».
Я выделяю несколько условных признаков техно. Не обязательно, чтобы они присутствовали все.
Важнейший признак — наличие механизма. Звучит так, как звучит, не потому, что кто-то именно так расставил звуки, а потому что иначе и не могло. Вращаются какие-то штуки и вот так само собой получается.
При этом техно можно быть очень-очень мягким. Диптехно:
Главное — механизм. Поэтому в техно спокойно живут полиритмические конструкции (см. The Four Patterns, 2016):
Тек так не может — у него доли собираются в такты, такты — в квадраты:
Нота играет вроде бы независимо от тактовой сетки, но в конце квадрата всё равно сворачивается так, чтобы новый квадрат начался с того же места.
Техно может наплевать на сетку:
Почему хеты вступили именно в 0:11? Нипочему. Это техно, детка.
Конечно, восприятие зависит от подачи. Я играл «Метеоры» в техносете, и ничего. Некоторые тековые треки можно сыграть как техно и наоборот, у этих направлений много общего.
Техно обычно не противопоставляет по весу сильную и слабую доли — это убивает механическую природу, звучит искусственно. Барабан или хлопок на слабой доле — это атрибут хауса:
Техно стремится заполнить пространство. Если вообще все звуки отрывисто-острые, это не похоже на техно, хотя и есть явный механизм:
Это не значит, что это плохо. Это великий трек. Лучшее, что я слышал в жанре текхауса. Просто это не техно. От силы это минимал.
Здесь сильная и слабая доли отличаются, но это похоже на техно:
Для технового ощущения хватает механистичности, заполнения пространства и характера самих звуков. При этом противопоставление долей формальное, невыраженное.
Техно (снова полиритмия):
Не техно:
Слишком длинная и слишком смыслообразующая мелодия на первом плане, какой уж тут механизм? Плюс сухой электрический звук. Это тек.
Техно:
Не техно:
Звуки слишком разные, не соединяются в механизм.
Главное в техно — ощущение полностью безразличного к слушателю движения вперёд. Последнему треку от меня чё-то надо, поэтому нет.
Это я к чему всё. В эту пятницу, 21 апреля играю техно в Студии Лебедева. Будет тру. Чтобы послушать мой сет, надо работать в Студии Лебедева.