Аудио по четвергам: 2-й фортепианный концерт Шостаковича
Послушайте:
Мне кажется, лучше Коробейникова этот концерт никто не играет. Причём, хотя именно в этом его исполнении есть помарки, я его люблю больше других, которые слышал.
I. Allegro. 0:00 Мелодии Шостаковича какие-то особенные всегда, несколько «некрасивые» как бы, когда есть очевидное «красивое» решение. Не должно быть всё гладко. 1:10 Вот тут вроде бы красиво! 2:19 Но и достаточно. 2:25 Вот мелодия духовых, чего она такая? 3:47 Длинный путь 4:05 Продолжается. 4:17 Продолжается. 4:34 Ох!.. 6:29 Весело!
II. Andante. 6:55 Тут всё красиво (и поэтому довольно скучно).
III. Allegro. 14:09 А тут начинается совсем странное веселье. Собственно, ради этой части концерт, на мой взгляд, и стоит слушать в первую очередь. Тут такие прыжки между размерами чудесные. 14:52 Вот тут например всё чётное. А тут 15:04 вдруг 7/8 начинается. 15:33 А это что за сбой? 15:45 А тут что за лишние доли? Как можно всё это синхронизировать — фиг знает (хотя они тут и разбегаются заметно с оркестром). 15:47 Снова чётно. 16:11 Сурово! 16:23 Нежный переход в 7/8 — 16:29 И снова чётно. 16:40 Опять 7/8! Ну и так далее. 17:13 Вот этот кусок прикольный. Мелодия начинается в 4/4 и 17:19 продолжается в 7/8. Тут уже переходы туда-сюда совсем частые. 17:44 Хе-хе. Очень, очень грубо, он почти не попадает в какие-то ноты, и это круто. Когда это играют безупречно, теряется какое-то настроение важное этого куска. Ну и дальше всё клёво, не отвлекайтесь. 18:35 Что происходит! 19:00 Финал: ...
Википедия информирует: «This concerto is sometimes dismissed as one of the composer’s less important works, especially in comparison to some of the symphonies and string quartets». Концерт определённо более доступный, чем большинство работ Шостаковича, но по-моему интересный очень.
Мне всегда казалась музыка Шостаковича механистичной и неживой — как будто маршируют оловянные солдатики. Эмоционального вовлечения не случилось. Вот Шнитке, которого любят называть прямым продолжателем дела Шостаковича, — живой, понятный, чувствующий, свой. А тут — что-то не то, какой-то подвох. Точно в человеке обнаруживаешь робота и наблюдаешь в смятении, как движутся его шестерёнки в попытке просчитать эмоции и эмулировать смысл. Да, Шостакович интересный изобретатель местами. Прикольные прыжки между размерами — это ОК. Техника вообще на безусловной высоте. Только ведь музыка, в старом её понимании, возможно уже неактуальном, — это воплощённое чувство, запечатлённое настроение, пойманная на лету мысль — нечто рождённое, а не изобретённое. Так и остался он для меня музыкальным автоматом с цифрами в глазах.
Изобретения неслучайны: они следствия работы мозга. Тем и интересны, в отличие от выражения чувства — не твоего и не к тебе.
Мелькают двоеточия в глазах, глаза скучают по знаку дроби.