Метрики или дизайнер с мнением
Я недавно делился размышлениями о том, как в погоне за метриками компании разрушают сами себя. Там, конечно, можно долго спорить, но я хочу ещё одну мысль вынести.
Говорят, что метрики — это единственный объективный источник информации для принятия решения. Типа, дизайнер со своим чутьём или мнением может ошибаться, а метрики не врут. Это не совсем правда: метрики могут неправильно собираться и ошибочно интерпретироваться, но давайте для простоты представим, что они верны и объективны. Мне даже в этом случае не кажется, что на них можно полностью положиться.
Моё возражение связано с мыслью о замене дизайна эволюцией из 23-го выпуска подкаста «Думаем дальше». Если мы полностью доверяем цифрам, то наш продукт лишён стержня, задумки, плана. Он просто куда-то дрейфует по течению. Сегодня пользователям вкатило что-то, мы стали это развивать. Завтра стало модно другое — мы стали развивать другое. Куда мы придём такими шагами через десять лет? В мутанта, где банкинг с маркетплейсом приправлен рилсами и сторисами. Никто не понимает, что там где и зачем — просто вот так получилось. Главное на это не дышать.
Мне больше нравится подход, когда всё решают люди со вкусом и мнением. Они — авторы продукта, продукт несёт их идеи. Ты доверяешь продукту, потому что понимаешь, как думают и что ценят эти люди. Да, авторы могут хотеть фигню, которая никому кроме них не нужна. Но им не запрещено свои вкус и мнение менять, если они видят, что ошибаются. Даже Стив Джобс умел менять своё мнение, так уж и остальные как-нибудь справятся!
Важно, что мнение всегда есть! Мы идём куда-то, иногда смотрим на данные для оценки своей адекватности, и, в случае чего, корректируем курс, но у нас есть курс!
Проблема с метрологами в том, что у них нет ни вкуса, ни мнения, ни курса.
Вообще-то, первичная задача любого бизнеса — это зарабатывание денег для его владельцев. Метрики позволяют вполне эффективно увеличить доход, в отличие от капризных дизайнеров «с хорошим вкусом» (это вообще субъективно) и «мнением» (оно мало кого волнует), которые, выражаясь языком нефтянки, «сервисА». То есть, такой же обслуживающий персонал, как работники столовой, например.
Курс у вас есть? Не смешите. Единственный курс бизнеса — бабло, и как можно больше. А метрология эффективнее. Такова реальность.
А как вы узнали, Алексей, что «метрология» эффективнее и принесёт больше бабла в перспективе? Я совершенно серьёзно спрашиваю, без стёба.
Сергей, вы ведь всё равно не поверите, как я узнал. Тем более, что когда в комментах пишут «серьёзно спрашиваю, без стёба», обычно ведь всё ровно наоборот.
Так вот, тупо из практики. Больше 20 лет практики разработки разных информсистем (обычно в роли техлида), для разных заказчиков и предметных областей.
И как-то удачно совпало, но один из моих бывших проектов — как раз мидлварь для сбора метрик на вебсайтах. Им сейчас пользуется несколько крупных издателей в США с суммарной аудиторией в ~400млн. человек, тысячи внедрений. Так что я как бы совсем маленько знаю, о чём говорю.