Без обучения

Парижский Нотр-Дам сгорел из-за интерфейса. Датчик возгорания штатно и вовремя сработал, и сотрудник службы безопасности увидел на экране код: ZDA-110-3-15-1. Это идентификатор конкретного места, где сработал датчик — ценнейшее знание. Однако почти полчаса сотрудник искал, где же горит, потому что не знал, что значит код, а начальник не отвечал на телефон.

По мнению многих людей, дизайн — это что-то поверхностное и необязательное. Если инженеры спроектировали и установили продвинутую систему пожаротушения, зачем звать дизайнера? Зачем тут оформление или украшение? Ладно ещё в продукте для массового потребителя — там надо пустить пыль в глаза и повысить продажи, — но в таком специальном интерфейсе как панель управления системой пожаротушения это точно лишнее?

В заметке «Инструкция против интерфейса» я писал о своём опыте работы с промышленными интерфейсами, где постоянно появляются подобные магические сообщения. Инженеры говорят с пользователями на инженерном языке, а на любые слова о непонятности отвечают примерно одно и то же:
— Сотрудники проходят обучение перед работой, а случайный человек и не должен понимать это.

Это ошибочное мнение. Компании теряют на нём деньги. Начиная с того, что само обучение обходится дорого, и заканчивая тем, что в критический момент оказывается, что сотрудник забыл, чему его там учили.

В случае с Нотр-Дамом цена такого мнения — миллиард долларов.

Я предлагаю принцип «Без обучения». Прям декларировать его как основу для всех принимаемых в дизайне решений. Я прямо отвечаю инженерам:
— Понимаю, но у нас в интерфейсах используется принцип «Без обучения». То есть мы делаем интерфейсы такими, чтобы как раз таки случайный человек мог подойти и выполнять работу. Да, без опыта он будет делать медленнее, но нужно добиться, чтобы он в итоге сделал всё правильно.

В системе пожаротушения необходимо было нарисовать план собора и расставить на нём эти датчики. Каждому датчику кроме кода нужно было поставить в соответствие текстовое описание типа: «левый шкаф за алтарём». При срабатывании датчика на экране должен появляться план с обозначением точки и текстовой подписью, а не набор бессмысленных букв и цифр. И конечно должно быть словами написано, что именно в этой точки произошло: температура выше нормы, задымление или что-то ещё.

Очень важно настроить культуру разработки, чтобы сам этот довод «Сотрудники проходят обучение» не считался валидным. Считайте, что не проходят. Что тогда?

Подписаться на блог
Отправить
Дальше
Мои книги