20 лет ремиксов: Дэвид Лоув для обратных отсчётов Би-би-си

Тринадцать лет назад я уже писал заметку об этом, но все ссылки в ней протухли, поэтому придётся повторить.

Дело в том, что Великобритания на государственном уровне рулит не только в дизайне, но и в музыке. Очень давно композитор Дэвид Лоув написал трек для обратного отсчёта новостей Би-би-си, и этот трек живёт в режиме постоянного постепенного ремикширования до сих пор. Не понимаю, как это работает, но от этой музыки у меня мурашки по коже, а в некоторые моменты прямо слёзы.

Сами Би-би-си однажды «в рамках ностальгии» смонтировали историю ролика обратного отсчёта с 1999 года:

У них там были разные каналы и передачи — «Ньюс-24», просто «Ньюс», «Ворлд ньюс» — в эти нюансы я не вникал.

1999. Ньюс-24. 0:22 Помню эти огромные наклонные секунды на оранжевом фоне! Тогда только стало появляться спутниковое телевидение и появилась возможность смотреть, как оформляют телеэфир иностранцы. Зацените, что это не нарезка кусков эфира, а специально смонтированный ролик про эти ролики: в бегущей строке не новости, а  рассказ про каждую очередную версию заставки. Пишут, что эти пикания ежесекундные — это какие-то distinctive BBC Radio ‘pips’. Видимо, британской публике это о чём-то говорит. 1:40 Очень клёво тон этих пиканий меняется в последние 10 секунд. 1:53 Ворлд ньюс — чуть-чуть другое настроение, но основа та же.

2002. 2:02 Здесь такой трансовый заход. 2:19 Все традиции жанра. 2:38 Перемены! 2:52 Эй, а где второй тон пиканий? 2:58 Тут он вдруг только за четыре секунды до конца появляется, а ещё два новых звука за секунду и за три.

2003. 3:03 Сначала кажется, что скучно. Трансовость чуток прибрали. 3:51 Вот эти струны высокие — важный задел под будущее развитие. 4:02! 4:13 Другая заставка для «Би-би-си Ворлд». Вместо видеонарезки — 3Д-графика. В бегущей строке: «utilising a fairly lazy loop». Хе-хе, сами не очень довольны этим тейком. 4:46 Новые звучки.

2005. 5:16 Тут бочку приглушили. 5:26 И вдруг появляется снейр, которого отродясь не было. Совсем другое ощущение скорости. Саму заставку эту я тоже помню с крутыми красными линиями, разрезающими пространство. Тут сотые доли секунд бегут, так что от видео ощущение скорости тоже изменилось, но в другую сторону. Текст из бегущей строки прям представляешь, как читают бибисишные дикторы фирменными интонациями. 6:05 Ещё какие-то звуки.

2006. 6:18 Бочка вернулась. 6:30 Перкуссия разнообразится, 6:38 ещё. Уже немножко прогрессив-звучание.

2007. 6:48 Новые фоновые темочки, новая перкуссия. 6:52 Теперь прогрессив-хаус получился неплохой. 6:55 Вот эти струнные — внимание! Видите, в 7:02 они сделал шаг на тон вниз и потом снова вверх? Вот это — самое важное нововведение (СВН). 7:10 На последних секундах в противофазе с бочкой синт добавился. 7:38 Перкуссия. 7:45 Вот это вообще новый весь драматизм. 7:53 Ух! Снова внимание на этот высокий звук. 8:03 Тон вниз, тон вверх. Это же волшебно!

Для звукового контекста послушайте трек RPO & Loic B. ‎— Warning Zone (Part 1) с 3:31 (2005 год).

2008. 8:18. Наброски предыдущих тем тут приехали в неожиданные места. 8:39 Ещё новая перкуссия. 8:49 Теперь сверху что-то типа скрипки. 8:58 А как вам такие палочки? Ещё клёво, что они начинаются на две доли позже, чем вроде бы надо. 9:14 Прикольная дудка. 9:23 Фишка: в левом ухе крутят одну музыку, а в правом чуть другую, чтобы показать, чем отличается «Би-би-си ньюс» и «Би-би-си ворлд ньюс». 9:25 СВН здесь подано иначе. Высокий звук стоит на месте, а в тот момент, когда ему надо было бы сделать шаг на тон вниз и потом обратно, появляется новый звук ниже на кварту, и потом ещё на тон. Но это ж явно вариация той же идеи! И да, в 9:33 где-то на фоне знакомая штука с шагом вниз и обратно возвращается знакомым верхним струнным звуком. И прямо перед финалом добавляется новая циклическая последовательности из четырёх нот.

2010. 9:45 Тут будет скромная, минималистичная перкуссия и подрезанные тековые звучки. В бегущей строке написано, что это музыка из 2006, но видимо как-то сильно подчищенная по звуку. 10:23 И снова СВН. 10:32 И снова прогрессив-хаус! Снейры!

2013. 11:05 Новые глючные звуки. 11:18 Опять фишка с разделение каналов. Интересно, зачем им вообще потребовалось делать настолько мало отличающиеся заставки для родственных передач? 11:30 Какая-то новая мелодия намечается. Кажется, это зря 11:47 Перкуссия. 12:01 Бу-ум! И новая мелодия 12:10 И вообще вот так! 12:26 Пи-пи-пи-пи-пи.

Ну это ж просто капец как всё круто. Вы не представляете, сколько раз я это прослушал, пока заметку писал.

А что же сегодня, в 2020-м?

Всё начинается с совершенно новой попсовой мелодии. Оказывается, сейчас опять модно транс. 0:38 Родственная новая штука. Ну а в 1:20 звучит моё любимое СВН из 2007 с изменённой последней нотой. Теперь после шага на кварту вниз следует шаг на уменьшенную терцию вверх. Свежо! 1:26 Ну прям клубная музыка же. В эфире государственных новостей!

Люди, которые мало понимают в музыке, думают, что повторение — признак бедной фантазии композитора. Люди, которые понимают, знают, что придумывать новые элементы — много ума не надо (спросите у Чайковского). Реальная композиторская сила — придумать элемент, который можно долго интересно развивать, меняя совсем чуть-чуть (спросите Брукнера). Сделать музыку для телевизора, которая живёт больше двадцати лет — вот так достижение.

Всякого добра на тему этой музыки — полон Ютюб. Вот, например:

Или вот вдруг:

А вот интервью с композитором, где он разбирает по слоям (ведущая говорит, что хочет «12-дюймовую версию» — они там все в теме, блин):

Если лень слушать, включите 18:40 и послушайте секунд двадцать.

А ещё я шесть лет назад вдруг услышал, что Евроспорт сделал в своей заставке что-то очень похожее, и срочно достал телефон записать (тут заметно быстрее 120 ударов, но в остальном очень похоже):

А чё я про это вспомнил вообще? А вот чё! Ведущий погоды Оуайн Уин Эванс веселится в самоизоляции:

См. также о русском крутом теледизайне:

Дальше
6 комментариев
Кирилл Алексеев 2020

Не Евроспортом единым. Чем больше смотришь (и слушаешь!) мировой теледизайн — тем больше находишь «заимствований» у BBC.

Илья Страйков 2020

Важно также отметить, на какой отвратительной серой размазне лежат секунды в версии 2020!

Алексей 2020

Radio pips — это «сигналы точного времени» как на радио «Маяк».

Илья Бирман 2020

Вот именно, что «как на радио „Маяк“». Что в них такого особенного-то?

Герман Руднев 2020

И всё-таки это фан-арт, а не сами Би-би-си делали

Герман Руднев 2020

(имею в виду ролик)

Герман Руднев 2020

Да и ремикс «2020 года» тоже фанатский — поэтому и размазня под секундами, видимо, монтировали из разных версий отсчёта

Мои книги