Книга Генриха Альтшуллера «Найти идею»

Книга Генриха Альтшуллера «Найти идею»

Альтшуллер критикует классический «метод изобретательства» — метод проб и ошибок — как неэффективный и немасштабируемый, утверждает, что есть общие для всех систем законы развития, и изобретение — не психологический процесс в голове изобретателя, а закономерный переход технической системы из одного состояния к другому.

Все технические системы развиваются:
1) в направлении увеличения степени идеальности;
2) увеличения степени динамичности;
3) неравномерно — через возникновение и преодоление технических противоречий, причём чем сложнее система, тем неравномернее и противоречивее развитие её частей;
4) до определённого предела, за которым система включается в надсистему в качестве одной из её частей; при этом развитие на уровне системы резко замедляется или совсем прекращается, заменяясь развитием на уровне надсистемы.

Приводит пример технической задачи, которую решали перебором вариантов. В описании процесса решения содержится фраза: «Испытали десятки конструкций приборов и извели не поддающееся учёту количество киноплёнки». Альтшуллер комментирует: «Это не критическая статья, это хвалебный очерк. Не поддающееся учёту количество изведённой киноплёнки — не упрёк, а, так сказать, количественный показатель творческого горения».

При каждом удобном случае критикует всё, что не соответствует ТРИЗу:

Само понятие «творчество» в конце концов слилось с технологией решения задач путём перебора вариантов, наощупь. Неизменными атрибутами творчества привыкли считать озарение, интуицию, прирождённые способности, счастливые случай

Цитирует кусок описания изобретения: «2. Стойка, отличающаяся тем, что противовес выполнен в виде прилива, например из бетоны или чугуна». И комментирует: «Восхищает глубокая мудрость второго пункта; противовес сделан не из драгоценного чёрного дерева или, скажем, платины, а экономно — из бетона и чугуна».

Идеальность

Определение:

Технический объект идеален — если его нет, а функция выполняется.

Кроме метода проб и ошибок, рассматривает мозговой штурм (смысл: отделить процесс генерации идей от процесса их оценки). Другие исследователи путей решения изобретательских задач фокусируются на действиях человека, но Альтшуллер утверждает, что «действия изобретателя успешны только тогда, когда они вольно или невольно изменяют объект в том направлении, в каком идёт развитие»:

В частности, технические объекты становятся идеальнее, т. е. действие, во имя которого существует объект, всё в большей и большей степени осуществляется само по себе.

Приводит пример, когда в спускаемом аппарате не было места ни на что вообще, а надо было запихать ещё один научный прибор массой 6 кг. Из описания процесса решения: «Идея пришла неожиданно: снять центровочный груз. Прибор выполнял свою функцию и одновременно играл роль груза». Альтшуллер: «Использование прибора в качестве конструктивного элемента — это приём, азбучный для ТРИЗа».

Существование технической системы — не самоцель. Система нужна только для выполнения какой-то функции (или нескольких функций). Система идеальна, если её нет, а функция осуществляется. Конструктор подходит к задаче так: «Нужно осуществить то-то и то-то, следовательно, понадобятся такие-то механизмы и устройства». Правильный изобретательский подход выглядит совершенно иначе: «Нужно осуществить то-то и то-то, не вводя в систему новые механизмы и устройства».

Динамизация

«Молодые» технические системы чаще всего имеют жёсткие связи между частями, не позволяющие системе приспосабливаться к меняющимся внешним условиям. Поэтому для каждой системы неизбежен этап «динамизации» — переход от жёсткой, неменяющейся структуры к структуре гибкой, поддающейся управляемому изменению.

Способы динамизации могут быть разные (шарниры, пневмо- и гидроконструкции, фазовые переходы), «но сама динамизация — универсальный закон, определяющий направление развития всех технических систем».

Противоречия

Ключевая мысль: изобретение состоит в преодолении противоречия.

Существуют типовые технические противоречия (ТП), например, в самых различных отраслях техники часто встречаются ТП типа «вес — прочность», «точность — производительность» и т. д. Типовые технические противоречия преодолеваются типовыми же приёмами.

Как формулировать противоречия:

Современная ТРИЗ предусматривает анализ причин ТП и переход от технического к физическому противоречию (ФП). ТП представляет собой конфликт двух частей системы; для перехода к ФП необходимо выделить одну часть, а в этой части — одну зону, к физическому состоянию которой предъявляются взаимно-противоречивые требования. Формулируется ФП так: «Данная зона должна обладать свойством А (например, быть подвижной), чтобы выполнять такую-то функцию, и свойство не-А (например, быть неподвижной), чтобы удовлетворять требованиям задачи».

Комментирует неудачно сформулированное противоречие:

Противоречие сформулировано робко, в нём допускается сохранение отверстия: просто сказано, что отверстие иногда должно быть большим, а иногда — маленьким. Через маленькое отверстие и уходит пар... В ТРИЗ есть правило: противоречия надо усиливать, обострять, доводить до предела. Правильная формулировка противоречия: диаметр отверстия всё время равен диаметру цилиндра и всё время равен нулю.

Обострять, а не сглаживать противоречия — это главная идея, которую я вообще вынес из книги, и теперь старюсь формулировать противоречивые требования к дизайну именно так.

Например, вы делаете автомат для оплаты мобильного. После покупки он выводит сообщение о том, что оплата принята, которое через некоторое время заменяется на главный экран. Чем дольше провисит это сообщение, тем дольше ждать главного экрана следующему в очереди. Но чем быстрее появится главный экран, тем вероятнее, что человек не успеет прочитать. Подобрать какое-то «оптимальное» время — это компромисс. Настоящее решение должно быть ответом на обострённое противоречие: «Сообщение должно висеть бесконечно долго, чтобы человек мог его читать сколько угодно, и не должно висеть вообще, чтобы следующий пользователь мог воспользоваться автоматом мгновенно». Тогда становится очевидно, что сообщение можно, например, показать в виде зелёной полоски наверху самого стартового экрана.

Надсистема

Пара цитат:

Необходимо ясно видеть диалектический процесс упрощения-усложнения технических систем. В каждом конкретном случае надо уметь выявлять оперативную зону, в пределах которой следует увеличивать идеальность, «оттесняя» сложные объекты из этой зоны в надсистему. За пределами оперативной зоны идеальность может оставаться без изменений или даже несколько уменьшаться за счёт процесса «оттеснения».

Всякое изменение выбранного объекта сказывается, чаще всего отрицательно, на других объектах, на надсистеме, в которую входит объект, и на подсистемах, из которых он состоит. Возникают технические противоречия: выигрыш в одном сопровождается проигрышем в чём-то другом. Поэтому для решения изобретательской задачи недостаточно улучшить ту или иную характеристику объекта; необходимо, чтобы это улучшение не сопровождалось ухудшением других характеристик.

Остальное

Про понимание задачи:

В школе и вузе будущий инженер привыкает к тому, что условиям задачи следует безоговорочно доверять. Если в условиях сказано, что даны А и Б и надо найти X, это значит, что найти надо именно X и что приведённые данные (А и Б) достоверны и вполне достаточны. В изобретательской задаче всё иначе: в процессе решения может выясниться, что найти надо не X, а Y и для этого нужны не А и Б, а В и Г. [...] Если абсолютно правильно сформулировать изобретательскую задачу, она перестанет быть задачей: её решение сделается очевидным или же будет ясно, что задача не поддаётся решению при имеющемся уровне науки и техники.

Для правильного понимание задачи необходимо её сначала решить: изобретательские задачи не могут быть сразу поставлены точно.

Решение задачи начинают с перехода от заданной ситуации к минимальной задаче, получаемой по правилу «техническая система остаётся без изменений, но исчезают недостатки или появляются требуемые свойства».

Общие правила решения задач:

  1. Если дана задача на измерение, желательно использовать обходной путь — перейти к задаче на изменение системы (поставить вопрос: «Как изменить систему, чтобы отпала необходимость в измерении?»)
  2. Если дана задача на регулирование состояния вещества, желательно усложнить задачу, дополнительно потребовав, чтобы это регулирование происходило само по себе — за счёт использования обратимых физических превращией, например фазовых переходов, ионизации — рекомбинации и т. д.
  3. Если дана задача на обеспечение оптимального режима действия, а обеспечить его трудно или невозможно, желательно идти обходным путём: установить максимальный режим, а избыток действия убрать.

Ещё пара соображений:

В ТРИЗ есть чёткое правило: сначала надо попытаться устранить источник зла, а потом, если это не удастся, начать борьбу с самим злом.

Если нужно заменить человека, нельзя механически копировать его действия.

Понты:

Следует сразу отметить: стандартные задачи стандартны (т. е. просты) только с позиций ТРИЗ. При решении методом проб и ошибок стандартные задачи могут оказаться очень трудными, а ответы на них — неожиданными и остроумными.

Про пустоту:

Пустота — исключительно важный вещественный ресурс. Она всегда имеется в неограниченном количестве, предельно дёшева, легко смешивается с имеющимися веществами, образуя, например, полые и пористые структуры, пену, пузырьки и т. д.

Про революционные идеи:

Если цель или полученные результаты не воспринимаются как ересь, это показатель того, что что-то «неладно»: что выбрана мелкая или не новая цель, что достигнутые результаты не революционны. «Еретичность», однако, хотя и является свойством достойной цели, характеризует не саму цель, а типичное отношение окружающих к революционной идее.

Бонус-трек — видео с Альтшуллером:

Похож на Курёхина.

Дальше
Мои книги