Тупое стерео
Некоторые музыкальные звукорежиссёры (или кто они там) делают жуткое стерео. Они расставляют инструменты и музыкантов по «сцене», просто сдвигая звук в левый или правый канал. Гитара справа громко, барабан слева громко, вот и типа получается, что барабанщик стоит на сцене слева от гитариста.
Это невозможно слушать в наушниках без боли. Любимый пример — ремастеринговый альбом Битлз «1». Послушайте, как невменяемо звучит там Yesterday:
В правом ухе начинает играть гитара, а в левом нет почти ничего! То ли я оглох на левое ухо, то ли штекер недовоткнул — жесть.
Ведь не надо много ума, чтобы понять, что источники звука, находящиеся на сцене левее или правее центра, по прежнему находятся примерно на одном и том же расстоянии от наших ушей. Мы ощущаем их пространственное расположение не по громкости, а по характеру звука: он по-разному фильтруется, отражается и искажается в зависимости от того, как он попадает в наши уши. Если заткнуть правое ухо пальцем, мы всё ещё будем слышать все инструменты, просто хуже. И да, те которые слева от центра сцены, мы тоже будем слышать хуже, потому что правое ухо играет настолько же важную роль в их восприятии, как и левое. Более того, оно играет не меньшую роль и в понимании их пространственного расположения.
Кстати именно поэтому проблемы с таким кривожопым стерео не проявляются, если слушать в колонках: левое ухо прекрасно слышит то, что играет правая колонка, и наоборот.
В общем, если хочешь сделать хорошее стерео, надо не баланс влево-вправо двигать, а реально заморочиться с детальной настройкой звука, в первую очередь — фильтров и реверберации.
Удивительно, насколько ценители «живой музыки» не понимают эту очевидную вещь из настоящего живого мира. Ни один техномузыкант не допустит такой лажи.
Абсолютно согласен. Не могу такое слушать тоже, слава богу хоть редко попадается. Наверное, это для меломанов, которые хотят похвастаться перед бабушками и дедушками: «Смотрите, гы, в этой колонке скрипка, а в этой гитарка!!!!!!1»
Если кратко, 100%-я панорама в этих треках — следствие технических ограничений на момент записи и издания. А упомянутое ремастеринговое издание почистило шумы и с большим качеством оцифровать оригиналы, не меняя подход к сведению. Это как возмущаться публикацией в журнале старых фото в оригинальном ч/б: неужели не могли колоризовать!?
Я возмущаюсь не этим конкретным произведением, а подходом, которые встречается и более новых записях. Но даже если говорить об этом: нафиг такой ремастеринг нужен, если не убрали очевидный дефект, делающий прослушивание физически неприятным?
Вау, а круто звучит! Раньше всегда через колонки слушал, теряется, конечно, большая часть эффекта.
Такую возможность предоставляет студийная запись, а вон пришёл такой техномузыкант и нос воротит. Вживую ж так не сделаешь! Вообще, всегда удивляло, когда ругаются на студийные приёмчики: на дабл-треки, на развёрнутые звуки, на си-форвард эффекты, сэмплирование, — да вот хотя бы как тут, на суровую панораму.